Технологическая карта открытого урока русского языка. Правописание окончаний имён существительных в Р., Д. и П. падежах (сопоставление)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Надежда Анатольевна Данилова

Это урок с применение интерактивной доски и документ камеры. Цель урока: сформировать представление о правописании безударных окончаний имён существительных, о роли склонения и падежа в правописании окончаний имён существительных. Дать возможность детям самостоятельно сделать вывод и найти алгоритм определения безударного окончания имени существительного в родительном, дательном и предложном падежах разных склонений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

1. Общая часть

Предмет

Русский язык

Класс

4  «Б»

Тема урока

Правописание окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах (сопоставление).

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Формирование представлений о правописании безударных окончаний имён существительных, о роли склонения и падежа в правописании окончаний имён существительных.

П.  - овладение  способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме

Р. - удерживать цель деятельности до получения её результата;

планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»)

К. - формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание;

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

-Принятие образа «хорошего ученика».

- Мотивация учебной деятельности.

-Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.

-Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов.

Цель урока

Сформировать представление о правописании безударных окончаний имён существительных, о роли склонения и падежа в правописании окончаний имён существительных. Дать возможность сделать самостоятельный вывод  и найти алгоритм определения безударного окончания имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах разных склонений.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Склонение, падеж, падежное окончание. Части речи, члены предложения, схема предложения.

Средства ИКТ, используемые на уроке

Учебно – лабораторное оборудование (электронная доска, компьютер, проектор, электронная презентация, документ камера).

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

- мультимедийная презентация на тему «Окончания имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах»

- отрывки из сказок А.С.Пушкина;

- тексты для задания «Исправь ошибки» и для работы с деформированными предложениями

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

4 мин

1. Организационный момент 

Проверка готовности к уроку.

2. Задание «Исправь ошибки» (дети на доске красным пером исправляют ошибки, объясняя правила правописания)

Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую, знаю».

Познавательные: умение анализировать и сравнивать, делать выводы. Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

5 мин

3. Актуализация знаний.

- Где больше всего встретилось ошибок?

- Что надо знать, чтобы правильно писать безударные окончания имён существительных?

- Какая же основная тема урока, над которой мы будем работать?

4. Выработка алгоритма рассуждений при определении правописания окончаний имён существительных.

- Какие падежи требуют особого внимания при написании безударных окончаний имён существительных?

- Просклоняйте имена существительные :река, город, степь, заполните таблицу.

  Просклоняв в тетради имена существительные, дети на доске заполняют таблицу и формулируют алгоритм объяснения.

Личностные

компетенции: 

Анализ и синтез полученной информации.

Регулятивные УУД:

Сбор информации.

Познавательные УУД: «Визуализация» понятия.

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

7мин

8мин

5. Работа в парах.

- У вас на столе есть карточки. Поработайте парами: вставьте пропущенные буквы, правописание окончаний объясните.

(Проверка проводится с использованием документ камеры)

6. .                              Ф И З М И Н У Т К А

- Какой грамматический признак существительного играл основную роль в определении правописания безударного окончания?

1 СКЛ.             2 СКЛ.           3 СКЛ. (стоять прямо)

мышь, мышка, голубь, каравай, сирень, колокольчик, матрёшка, липа, морковь, карандаш, тюль, вещь, озеро, мошка, площадка, площадь, сыч, ночь, помочь

7. Комментированные упражнения.

-Определите, из какой сказки А.С. Пушкина этот отрывок. Вставьте в предложения подходящие по смыслу существительные. Объясните правописание окончаний.

(Дети записывают предложения с комментированием, разбирают предложения по членам, определяют части речи)

Познавательные УУД: «Прием информации»  

Коммуникативные УУД: работа в малой группе.

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую, знаю».

Познавательные: умение анализировать и сравнивать, делать выводы. Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

8мин

5мин

8. Работа с деформированными предложениями.

(Дети составляют предложения, записывают, объясняя правила правописания, разбирают по членам, составляют схемы, которые до момента проверки закрыты «шторкой»)

9. Самостоятельная работа.

Сборник упражнений 1-5 класс Узоровой, Нефёдовой С.73 №4

Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую, знаю».

Познавательные: умение анализировать и сравнивать, делать выводы. Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

Личностные компетенции: Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

3мин

8. Подведение итогов.

-Над чем мы сегодня работали?

-Остались ли у вас вопросы по правописанию окончаний имён существительных?

-Что надо знать, чтобы грамотно писать окончания имён существительных?

-Мы уже всё знаем, или ещё требуется тренировка?

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии

Личностные компетенции: «Позитивная установка».

Домашнее задание

С.116 упр.227, сб. с.73 №5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока русского языка "Правописание удвоенных согласных", 2 класс, УМК "Планета Знаний"

Образовательная цель данного урока: Формирование языковой культуры. Развитие теретического мышления второклассников на основе осмысления правил правописания удвоенных согласных в корне слова.Урок разр...

Технологическая карта открытого урока русского языка в 4 классе :"Падежные окончания имён существительных 3 склонения".

Цель:создать условия для совершенствования умений различать и проверять безударные окончания существительных;  для формирования навыка правописания безударных окончаний имён существительных 3 скл...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание окончаний имён существительных во множественном числе" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства учащихся с правилами написания падежных окончаний имён существительных множественного числа и имён сущес...

Технологическая карта урока русского языка "Правописание окончаний имён существительных на -ий, -ия, -ие" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок “открытия” нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства с системой падежных окончаний имён существительных на –ий, ие, ия.Задачи урокаДидактические:Познак...