Урок русского языка"Роль местоимений в речи"
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
Роль местоимений в речи. Личные местоимения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_4_klassa_zolotaeva.docx | 55.25 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Большеелховская СОШ»
Урок русского языка
для обучающихся 4 класса
«Роль местоимений в речи. Личные местоимения»
Подготовила: Золотаева Регина Валерьевна,
учитель начальных классов
2021-2022
Технологическая карта
Класс: 4 (25 человек). | |
Предмет: русский язык, УМК – «Школа России» | |
Тема урока:«Роль местоимений в речи. Личные местоимения» | |
Тип урока: урок открытия новых знаний. | |
Педагогические технологии: технология деятельностного подхода. | |
Цель урока:познакомить с грамматическими признаками личных местоимений, учить определять их лицо, число.познакомить с грамматическими признаками личных местоимений, учить определять их лицо, число. | |
Задачи: -познакомить с ролью местоимений в речи; -научать определять местоимение среди других частей речи; -указывать значение личных местоимений, их признаки и синтаксическую роль; -определять роль местоимений в тексте. | |
Планируемые результаты: | |
Предметные | Познакомятся с ролью местоимений в речи; научатся определять местоимение среди других частей речи; указывать значение личных местоимений, их признаки и синтаксическую роль; подчеркивать главные члены предложения; определять роль местоимений в тексте. |
Метапредметные | Регулятивные:высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. |
Коммуникативные: уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого; участвовать в работе (пары)группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений | |
Познавательные:делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); | |
Личностные | Формирование устойчивой мотивации к учебно-познавательной деятельности. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах. |
Ресурсы: | 1.Учебник «Русский язык» 1 часть для общеобразовательных учреждений под редакцией В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого рекомендовано Минобразования РФ, Просвещение 2020 г.; Школа России). 2.Рабочая тетрадь часть2 под редакцией В.П.Канакиной, Просвещение 2021 г; |
Меловая – магнитная доска, карточки со словами для групповой работы, карточки для подведения итога урока, презентация, электронная физминутки. | |
Техническое оборудование | Компьютер, проектор, интерактивная доска. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
I.Мотивация учебной деятельности. | -Здравствуйте ребята. - Мне очень хочется, чтобы сегодня на уроке у вас было хорошее настроение. Улыбнитесь друг другу и тихо садимся. Сегодня мы будем снова открывать тайны русского языка. - Готовы? А какое открытие сделает каждый из вас – вы поделитесь в конце урока. | Учащиесяуспокаиваются, настраиваются на работу. | Регулятивные: Организовывать свою учебную деятельность. Личностные:Формирование устойчивой мотивации к учебно-познавательной деятельности. |
II.Актуализация знаний ивыявление индивидуальных затруднений. | - Ребята, откройте тетради, запишите число, классная работа. Минутка чистописания. На минутке чистописания мы напишем соединение заглавной и строчной букв Мм, обратите внимание на нижнее соединение. Пишем строчку данного соединения в своих тетрадях. | Учащиеся записывают число, классная работа, строчку данного соединения в своих тетрадях. | Регулятивные: Вносить соответствующие коррективы. |
III.Самоопределение к деятельности. | Ребята, обратите внимание на доску, на ней записаны словарные слова. Перепишите слова по группам(столбцам), вставляя пропущенные буквы. Первая группа -1-столец, 2группа-2столбец, 3 группа-3 столбец. пл…ток д…рога м…локо в…кзал г…зета ж…лезо к…смос р…кета обл…ко ( он, мой) (она, моя) (оно,моё) Проверка по группам у доски. -Какой частью речи являются данные слова? Существительные. - Ребята, скажите, а по каким признакам я сгруппировала слова? (по родам). - Как вы узнали? (подставили слова он, мой, она, моя, оно,моё). ( пишу под столбиками эти слова) - Слова он, она, оно – это слова какой части речи? | Читают слова. Работают в группе.Первая группа -1 ст, 2гр-2ст, 3 гр-3 ст. Затем представители каждой группы выходят к доске, вставляют пропущенные буквы и объясняют по какому принципу сгруппированы слова. -Это местоимение. | Познавательные: Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме, договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; принимать точку зрения другого. Регулятивные: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. |
IV. Формулировка темы и цели урока. | -Ребята, я вас приглашаю отправиться в Космическое путешествие к созвездию. Как вы думаете, какое созвездие сегодня мы будем исследовать? - А кто сформулирует тему нашего урока? Ответы…… Все правильно, но так как местоимений много, мы будем исследовать группу личных местоимений. В течение всего нашего урока нам нужно будет заполнять исследовательскую карточку выводами. Карточка белого цвета. (Приложение 1) ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КАРТОЧКА 1.Местоимение – это ____________________ 2. Которая заменяет____________________ 3.Отвечает на вопросы:_____________________(нач.форма) 4.В предложении являются__________________ 5.Личные местоимения______________________ | Местоимение. Местоимение. | Познавательные: Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, уметь договариваться, работая в группах. Регулятивные: Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. |
V. Изучение нового материала 1. Звезда «Информационная» | Начнем наше путешествие . Найдите карточку голубого цвета. (Приложение 2) Кто желает прочитать текст? Сова - хищная птица. Сова считается лучшим охотником. У совы мощные когти и чуткие уши. Совы живут по всему свету. Совы обитают в лесах, пустынях, горах. Сову можно встретить во всех природных зонах нашей страны. После прочтения текста вопросы. Какая речевая ошибка допущена в тексте? Какого слова? Какой частью речи является слово сова? Как исправить эту ошибку? Каким словом можно заменить? Какой текст получится? Кто прочитает? Какую часть речи мы заменили местоимением? Т. к. местоимение – слово, можно ли сказать, что оно является частью речи? Откроем учебник и выполним упражнение 115 на ср.55 С какой целью использованы местоимения в предложении? Вместо какого слова использовано местоимение ОНА? Запишите упражнение. Какой можно сделать вывод? | Ученик читает. Повтор слова. Сова. Сушествительным. Заменить другим словом. Местоимением. Читают текст. Да. Один учение читает текст. С целью замены имени существительного. Слово мелодия. Местоимение-это часть речи, которая заменяет имена существительные.) (Заполняют карточку) -Индивидуальная работа. | Познавательные: Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Регулятивные:высказывать свое предположение; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий. |
2. Звезда «Вопросительная» | Найдем карточку голубого цвета. (Приложение 3) Какую ошибку вы нашли в данных предложениях? Как ее можно исправить? Замените имя существительное, которое повторяется местоимением в каждой паре предложений и запишите эти предложения в тетрадь, а один человек записывает на доске. 1.На небе появилось облако. Облако закрыло солнце. 2. Юра идет на каток. Юра катается на коньках. 3) Нина любит лыжный спорт. У Нины сломались лыжи. На какие вопросы отвечают имена существительные? Если местоимения заменяют имена существительные, на вопросы какой части речи они отвечают? Какой можно сделать вывод? Роль местоимений в предложении А теперь выделим в данных предложениях грамматическую основу? Что относится к грамматической основе? -Каким членом предложения являются местоимения? - Какой сделаем вывод? | Ученик читает предложения. Повторение имен существительных. Заменить местоимением. Записывают только те предложения, где заменили имена существительные местоимениями. Кто? Что? На вопросы существительных. Местоимения могут указывать как на одушевлённый предмет, так и на неодушевлённый. В зависимости от этого они могут отвечать на вопрос кто? или что? Это начальная форма местоимений (заполняют карточку). Подлежащее и сказуемое. Подлежащим и второстепенным членом предложения. Вывод: В предложении местоимения бывают главными членами предложения – подлежащими и второстепенными членами. (Заполняют карточку). | Регулятивные:высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий. Познавательные:делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. |
3.Звезда «Спортивная» (физминутка) | Видео разминка «Я ракета» | Принимают активное участие в физминутке. | Личностные: Осуществлять профилактику утомления. Ориентироваться на здоровый образ жизни. Познавательные: Придерживаться правильного режима дня, активно участвовать |
4. Звезда «Загадочная» | Ребята, мы рассмотрели роль местоимений в речи, а сейчас познакомимся с одной из групп местоимений. Отправляемся рассматривать звезду «Загадочную» (индивидуальная работа). - У вас на парте лежат карточки желтого цвета с таблицей (Приложение 4), приготовьте их. Я вам сейчас буду задавать вопросы, а вы постараетесь ее заполнить. 1) Как бы вы сказали про себя, используя местоимение? 2)С помощью какого местоимения несколько человек указывают на себя? Чем похожи данные местоимения? эти местоимения, указывающие на себя 3)Как бы вы обратились к другу? (ты) 4)С помощью какого местоимения, мы указываем тех к кому обращаемся? (вы)! почему мы можем определить их в группу\? Они указывают на собеседника, 5)Про друга ?( он) Про подругу? ( она), о солнце (оно). 6)Про детей ?( они) Чем похожи данные местоимения? указывают на того, о ком говорят. Посмотрите на местоимения, которые мы записали. Как мы можем назвать данную группу местоимений? Подумайте, почему местоимения называются личными? Итак, местоимения имеют лица: Местоимения я, мы – местоимения 1-го лица, указывают на говорящего. Ты, вы – местоимения 2 – го лица. Они указывают на собеседника, то есть на того, с кем говорят. Он, она, оно – местоимения 3 –го лица, указывают на того, о ком говорят, или на то, о чём говорят. - Как вы думаете, почему эти местоимения написаны в 2 столбика? Оказывается, местоимения могут указывать на один предмет, лицо или несколько предметов, лиц, т.е бывают единственного и множественного числа. Откроем учебник на странице 52 и прочитаем правило. Для закрепления полученных знаний выполним на стр.54 упр.113 Нужно выписать из предложения местоимения и рядом указать их грамматические признаки как в образце. Образец записывать не нужно. Посмотрим какие еще местоимения есть в предложении? ОН, ТЫ, ВЫ. Записываем упражнение в своих тетрадях, а один ученик идет к доске и записывает данные местоимения с грамматическими признаками. ОН-3-е лицо, ед. ч ТЫ -2-е л, ед.ч. ВЫ- 2-е лицо, мн.ч. Какой можно сделать вывод и записать в карточку? Что же мы с вами выяснили в ходе нашего исследования? | Я МЫ ТЫ ВЫ ОН,ОНА,ОНО ОНИ Личные местоимения. Личными они называются потому, что указывают на лица, которые участвуют в речи. В 1столбике – местоимения ед.ч. Во 2 столбике – местоимения мн.ч. Личные местоимения-я,мы,ты,вы,он,она,оно,они( 1, 2, 3-лица) ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КАРТОЧКА 1.Местоимение – это __часть речи. 2. Которая заменяет имена существительные. 2.Отвечает на вопросы:кто? что? (нач.форма) 3.В предложении являются подлежащим и второстепенным членом пред. 4.Личные местоимения-я,мы,ты,вы,он,она,оно,они( 1, 2, 3-лица) | Познавательные: Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные: Выделение и осознание учащимися того, что уже хорошо усвоено. |
IV.Этап закрепления 5.Звезда «Проверочная» | Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону. А сейчас для проверки знаний прошу вас выполнить тест и после, выполнить самопроверку и оценить свои знания. (На листочках оранжевого цвета.) (Приложение 5) Проведение тестирования. | Самопроверка: 1-б, 2-а, 3-в, 4-в, 5-в, 6-б. | Регулятивные: Выделение и осознание учащимися того, что уже хорошо усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества усвоения знаний; результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. |
VI.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Наше путешествие сегодня подходит к концу, но Созвездие «Местоимение» не изучено до конца. На следующих уроках мы продолжим путешествие. Давайте подведем итоги исследовательской работы сегодняшнего урока. - Какое открытие вы сегодня сделали? -К каким выводам пришли? - У каждого из вас на столе лежат звезды разных цветов. - Если вы довольны своей работой на уроке, возьмите зеленую звездочку. - Если вы испытывали некоторые затруднения, но вам помогли товарищи, возьмите желтого цвета. - А если вы испытывали большие затруднения, возьмите красную звезду. - Прикрепите эти звёздочки вокруг созвездия. - Посмотрите, какое получилось у нас яркое Созвездие. Мы его создали вместе. - Мне бы хотелось, чтобы в нашей повседневной жизни чаще звучало местоимение МЫ. Ведь «Вместе Мы сильнее в сотни раз…» | Ответы детей. Ребята прикрепляют эти звёздочки вокруг созвездия на доске и получается яркое созвездие. | Регулятивные: Выделение и осознание учащимися того, что уже хорошо усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества усвоения знаний, определять степень успешности работы. |
VII. Домашнее задание | Учебник с.52 (выучить правило), с.53. упр.111. | Коммуникативные:Слушать и понимать речь других. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»
Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"» Пояснительная запискаДанный урок относит...
Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»
Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»...
Конспект урока по русскому языку «Роль местоимений в речи» 4 класс УМК "Школа России"
Конспект урока по русскому языку 4 класс«Роль местоимений в речи»УМК "Школа России"...
Урок русского языка "Роль глаголов в речи"
Открытый урок....
Урок русского языка "Роль местоимений в речи. Личные местоимения 1, 2, и 3 лица"
Урок русского языка "Роль местоимений в речи. Личные местоимения 1, 2, и 3 лица"...
Конспект урока по русскому языку " Роль местоимений в речи"
Тип урока: урок - открытие новых знаний.Разрабатывая варианты урока, я пыталась реализовать такие свойства, как процессуальный характер, то есть зависимость каждого его этапа от других, а также свойст...