Конспект урока по русскому языку " Роль местоимений в речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Тип урока: урок - открытие новых знаний.
Разрабатывая варианты урока, я пыталась реализовать такие свойства, как процессуальный характер, то есть зависимость каждого его этапа от других, а также свойство коллизии - наличие проблемы, которую необходимо разрешить.
Учитывая интересы современных детей, а так же их развитие, на уроке использовала информационные и коммуникационные технологии.
Данный тип урока включает организационную часть, определение темы и целей, работа с карточками, упражнения в словообразовании, воспроизведение учащимися знаний, связанных с предстоящей работой, сообщение содержания задания и инструктаж по его выполнению, самостоятельную, групповую работу учащихся, самооценку выполненной работы, физкультминутку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_mestoimeniy_v_rechi_4_klass.docx | 30.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»
Урок русского языка в 4 классе. УМК «Школа России»
Тема: Личные местоимения. Роль местоимений в речи.
Учитель: Кондукторова Светлана Анатольевна
Цели: познакомить с особенностями местоимения как части речи, учить распознавать местоимения среди других частей речи.
Предметные результаты:
Распознавать местоимения среди других слов в предложении.
Метапредметные результаты:
Регулятивные результаты:
Определять учебную задачу.
Планировать свою деятельность по решению учебной задачи.
Адекватно оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные результаты:
Понимать, что такое местоимение, роль местоимения в речи.
Строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Коммуникативные результаты:
Применять правила сотрудничества работы в группе, в паре.
Участвовать в продуктивном диалоге.
Личностные результаты:
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданиями (раздаточный материал), картинки для рефлексии
Ход урока
Этапы урока | Комментарии |
- С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Я думаю, что у нас сегодня на уроке будет хорошее настроение, и мы с вами хорошо поработаем. Запишите дату, классная работа. Сегодня на уроке мы продолжим путешествие по стране, которая изучает части речи. (Морфология) В путешествие по этой стране нужно собрать багаж, чтобы его собрать нужно составить формулу успеха: из слов соберите, то, что мы с собой возьмём: Старание + Подсказка - Разговор - Внимание+ Знания + Формула составлена, берём билет и отправляемся дальше в страну знаний. А билетом будет у нас минутка чистописания. | Положительный эмоциональный настрой Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку. Мотивирует к деятельности. Учащиеся проверяют готовность к уроку. Настрой на работу. Мотивация |
2.Актуализация знаний. Минута чистописания. Пишем красиво чисто правильно! Цц цц цв цл ци цветОк ( обозначьте орфограмму-безуд. гласн. в корне слова -добавьте через запятую однокоренные слова другой части речи цветочный, цветёт (цветут), расцветает, цвести разбираем по составу Проверим. | Учитель на доске –показ записи Продолжение работы с заданием
Учащиеся проверяют свою посадку, положение тетради. |
На высокой с. сне мы заметили пёстр.. дятла он ловко долбил ш.шку. -Сделайте разбор предложения, вставьте пропущенные буквы, поставьте знаки препинания, схему предложения. Какой частью речи являются подлежащие ( мест.) - Что такое местоимение? -Что о нём мы уже знаем? | Учитель использует презентацию для лучшего зрительного восприятия учебного материала. Ученики отвечают на вопросы учителя, определяют название темы урока. - МЕСТОИМЕНИЕ. Использована технология проблемного диалога. Приём «Мозговой штурм» |
Если Я сорву цветок, (Т. Собакин) -Чему учит это стихотворение? _Как мы должны относиться к природе? -Прочитайте выделенные слова, называют ли они конкретное лицо? ( нет) А кто –Я? Что это за слова? (личные местоимения) -Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, что такое местоимение, -каковы особенности личных местоимений, -научиться распознавать личные местоимения.) Работа в учебнике. Стр.52. Прочитаем правило совушки: Прочитаем тему урока в учебнике. 1.Какова же роль местоимений в речи? Можем мы сразу ответить на этот вопрос?
Прочитайте текст. Что бы вы хотели изменить? *Слайд Лиса - хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная пища лисы - лесные мыши. Этим лиса приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям. *Слайд (история) 1.Какова же роль местоимений в речи? Запишите в тетради 1 и 2 предложение. Проверка по слайду. Оценивание *Слайд 3.Упр. 109 (с. 52). — Прочитайте. — Запишите личные местоимения. Работа с правилом с 52 (слайд-работа с таблицей –сущ и местоимение) Физкультминутка
Местоимения я, мы – местоимения 1-го лица, указывают на говорящего. Ты, вы – местоимения 2 – го лица. Они указывают на собеседника, то есть на того, с кем говорят. Он, она, оно – местоимения 3 –го лица, указывают на того, о ком говорят, или на то, о чём говорят. Упр.110 Выпишите местоимения, а рядом запишите имена существительные, вместо которых употреблены эти существительные.( он-сом, она –ящерица) Загадки из методички (оно-солнце, он-месяц, она-кошка) Звуко- буквенный разбор у доски-глазки, змейка. Чтение сведений о языке с. 53 (обратите внимание, как обращаются к старшим –на ВЫ. - Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим? | Изучение нового материала через решение проблемной ситуации. Связь с другими предметами – окружающий мир, Использование активных методов обучения. высказывают свои предположения. Учитель заслушивает ответы учащихся, обобщает их высказывания Использована технология продуктивного чтения Учащиеся читают правило в учебнике. Отвечают на вопросы учителя. Ученики работают в парах и отвечают на вопрос учителя, Задание на данном этапе урока сформулировано в первую очередь с учётом целей урока, учащиеся работают с раздаточным материалом. Использована технология продуктивного чтения Учащиеся выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения. Для создания зрительного образа использовалась таблица. Она помогала систематизировать знания по теме. Учащиеся называют местоимения 1,2,3 лица в ед. и мн. числе. Использование занимательного материала , для поддержания интереса к изучаемому материалу. Правила этикета, правила воспитанного человека |
*Слайд Закрепление изученного материала 1.Заменить, где необходимо, имена существительные личными местоимениями. Юра идет на каток. Юра хорошо катается на коньках. Нина любит лыжный спорт. Нина участвует в лыжной эстафете. На небе появилось облако. Облако закрыло солнце. |
|
Закрепление изученного материала 2.Найдите в словах местоимения и выпишите их. Яма, сон, ворона, застыла, выскочил, мыло, пони, астроном, якорь, конфета. Проверка, оценивание 3. Учитель выдаёт карточки с заданием. Ребята, сейчас мы будем практически применять свои новые знания и употреблять местоимения в речи. Вставить местоимение. 1 часть Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку. 2 часть | Использование ИКТ технологии при выполнении задания и его проверке. Индивидуальная работа Использование активных методов обучения. Работа учащихся в группах. Принцип обучение на высоком уровне трудности удалось реализовать на этапе самостоятельной работы (задания на карточках составлены в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся) |
VII. Рефлексия 1)Графический диктант Предлагаю вам проверить ваши знания, полученные на уроке и ответить на несколько вопросов теста. Проведение тестирования. Графический диктант(согласны или нет) + или –
Мы, он, ох, она, не, ты
Проверка:+,-,-,+,+,+. Взаимопроверка, оценивание работы товарища. Без ошибок -5 , 1 ошибка-4, 2 ошибки -3, 3 ошибки и более – не понял тему (требуется помощь учителя) | Использована технология оценивания учебных успехов. Учитель предложил выполнить тест, представленный в презентации и выполнить его взаимопроверку. Ученики отвечают на контрольные вопросы (Использование ИКТ позволило учителю эффективнее использовать время урока) Создание условий для развития творческих способностей и самостоятельности учащихся |
VIII Домашнее задание На выбор: Упр. 111 (с. 53)или написать мини-сочинение “О себе” | Учитель предлагает выполнить задание по выбору. Создание условий для развития творческих способностей и самостоятельности учащихся |
IX. Подведение итогов урока — Что нового вы узнали сегодня на уроке? — Была ли тема для вас сложной? Оцените свою работу, ориентируясь на критерии оценивания. Подведем итог урока, выберите себе подходящее предложение: Я понял, что такое местоимения, и могу это объяснить одноклассникам. Я понял, что такое местоимения, но не уверен, что объясню другому. Я не совсем понял, что такое личные местоимения. - Выставление отметок учителем. -Мне было хорошо работать с вами. Спасибо за урок. | Учитель предлагает оценить свою работу на уроке. Учащиеся анализируют свою работу и оценивают свою деятельность. самооценка словесная учащимися своей работы на уроке Отслеживание эмоционального настроения учащихся с помощью сигнальных карточек «солнышко», «сердечко», «месяц» |
Я понял, что такое местоимения, и могу это объяснить одноклассникам.
(С солнышком)
Я понял, что такое местоимения, но не уверен, что объясню другому. (с сердечком)
Я не совсем понял, что такое личные местоимения. ( с месяцем)
Физминутка «По дороге Петя шел»
По дороге Петя шел, (Ходьба на месте.)
Он горошину нашел, (Упор присев, встать.)
А горошина упала, (Поворот туловища вправо, правую руку в сторону, левую на пояс, повторить вдругую сторону.)
Покатилась и пропала. (Наклоны головы вправо-влево.)
Ох, ох, ох, ох! (Руки на голову.)
Где-то вырастет горох. (Прогибаясь назад, руки развести в стороны.)
(Н. Френкель)
Задание: Какое местоимение встретилось Вам в физминутке?
Замените существительное «горох» местоимением? (он)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока для 4 класса "Роль местоимений в речи" +презентация
Цель: Познакомить учащихся с ролью местоимений в речи, формировать умение правильно употреблять их в речи. Планируемы результаты:-Личностные: учиться положительно относиться к изучаемому предмету...
конспект урока по русскому языку роль слова в речи
Тема: «Роль слов в речи». Цель: развивать умение точно употреблять слова в речи.Планируемые результаты предметные: формировать умение вычленять слова из предложения; способствовать развитию...
Конспект урока по русскому языку «Роль местоимений в речи» 4 класс УМК "Школа России"
Конспект урока по русскому языку 4 класс«Роль местоимений в речи»УМК "Школа России"...
Конспект урока по русскому языку: Роль местоимений в предложении. Развитие речи. Составление письма (УМК "Школа России) 3 класс
Конспект урока по русскому языку: Роль местоимений в предложении. Развитие речи. Составление письма (УМК "Школа России) 3 класс...
Урок русского языка "Роль местоимений в речи. Личные местоимения 1, 2, и 3 лица"
Урок русского языка "Роль местоимений в речи. Личные местоимения 1, 2, и 3 лица"...
Урок русского языка"Роль местоимений в речи"
Роль местоимений в речи. Личные местоимения....