Конспект урока по русскому языку " Роль местоимений в речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Кондукторова Светлана Анатольевна

Тип урока: урок - открытие новых знаний.

Разрабатывая варианты урока, я пыталась реализовать такие свойства, как процессуальный характер, то есть зависимость каждого его этапа от других, а также свойство коллизии - наличие проблемы, которую необходимо разрешить.

Учитывая интересы современных детей, а так же их развитие, на уроке использовала информационные и коммуникационные технологии.

Данный тип урока включает организационную часть, определение темы и целей, работа с карточками, упражнения в словообразовании, воспроизведение учащимися знаний, связанных с предстоящей работой, сообщение содержания задания и инструктаж по его выполнению, самостоятельную, групповую работу учащихся, самооценку выполненной работы, физкультминутку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_mestoimeniy_v_rechi_4_klass.docx30.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»

Урок русского языка в 4 классе. УМК «Школа России»

Тема: Личные местоимения.  Роль местоимений в речи.

Учитель: Кондукторова Светлана Анатольевна

Цели: познакомить с особенностями местоимения как части речи, учить распознавать местоимения среди других частей речи.

Предметные результаты:

 Распознавать  местоимения среди  других слов в предложении.

Метапредметные результаты:

Регулятивные результаты:

Определять учебную задачу.

Планировать свою деятельность по решению учебной задачи.

Адекватно оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные результаты:

Понимать, что такое местоимение, роль местоимения в речи.

Строить  речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные результаты:

Применять правила  сотрудничества работы в группе, в паре.

Участвовать в продуктивном  диалоге.

Личностные результаты:

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданиями (раздаточный материал), картинки для рефлексии

Ход урока

Этапы урока

Комментарии

  1. Организационный момент

- С каким настроением вы пришли сегодня на урок?  Я думаю, что у нас сегодня на уроке будет хорошее настроение,   и мы с вами хорошо поработаем.

Запишите дату, классная работа.

Сегодня на уроке мы  продолжим путешествие по стране, которая изучает части речи. (Морфология)

В путешествие по этой стране нужно  собрать багаж, чтобы его собрать нужно составить формулу  успеха: из слов соберите, то, что мы с собой возьмём:

Старание +

Подсказка -

Разговор -

Внимание+

Знания +

 Формула составлена, берём билет и отправляемся дальше в страну знаний.

А билетом будет у нас минутка чистописания.

 Положительный эмоциональный настрой

Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку.

Мотивирует к деятельности.

Учащиеся проверяют готовность к уроку.

Настрой на работу.

Мотивация

2.Актуализация знаний. Минута чистописания. Пишем красиво чисто правильно!

Цц цц цв цл ци

цветОк ( обозначьте орфограмму-безуд. гласн. в корне слова

-добавьте через запятую однокоренные слова другой части речи

цветочный, цветёт (цветут), расцветает, цвести

разбираем по составу

Проверим.

Учитель на доске –показ записи

Продолжение работы с заданием

 

Учащиеся проверяют свою посадку,  положение тетради.

  1. Самоопределение к деятельности

На высокой  с. сне мы заметили пёстр.. дятла  он ловко долбил ш.шку.

-Сделайте разбор предложения, вставьте пропущенные буквы, поставьте знаки препинания, схему предложения.

 Какой частью речи являются подлежащие ( мест.)

-  Что такое местоимение?

 -Что о нём мы уже знаем?

Учитель использует презентацию для лучшего зрительного восприятия учебного материала.

Ученики отвечают на вопросы учителя, определяют название темы урока.

- МЕСТОИМЕНИЕ.

Использована технология проблемного диалога.

Приём «Мозговой штурм»

  1. Работа по теме урока (слайд)

Если Я сорву цветок,
Если ТЫ сорвешь цветок…
Если ВСЕ: и я, и ты –
Если МЫ сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты.
И не будет доброты. Если только Я и ТЫ –
Если МЫ сорвем цветы…

(Т. Собакин)

-Чему учит это стихотворение?

_Как мы должны относиться к природе?

-Прочитайте выделенные слова, называют ли они конкретное лицо? ( нет)

А кто –Я?

Что это за слова? (личные местоимения)

-Сформулируйте задачи урока.

(Вспомнить, что  такое  местоимение,

 -каковы особенности личных местоимений,

-научиться распознавать личные местоимения.)

Работа в учебнике.

Стр.52. Прочитаем правило совушки:

Прочитаем тему урока в учебнике.

1.Какова же  роль местоимений в речи?  Можем мы сразу ответить на этот вопрос?


2.
Работа в парах

Прочитайте текст. Что бы вы хотели изменить?

*Слайд

 Лиса - хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная  пища лисы -  лесные мыши.  Этим лиса приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.

*Слайд (история)

1.Какова же  роль местоимений в речи?
Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени, или  существительного.

Запишите в тетради 1 и 2 предложение.

 Проверка по слайду. Оценивание

*Слайд

3.Упр. 109 (с. 52).

—  Прочитайте.

—  Запишите личные местоимения.

Работа с правилом с 52

 (слайд-работа с таблицей –сущ и местоимение)

 Физкультминутка

        

Местоимения я, мы – местоимения 1-го лица, указывают на говорящего.

Ты, вы – местоимения 2 – го лица. Они указывают на собеседника, то есть на того, с кем говорят.

Он, она, оно – местоимения 3 –го лица, указывают на того, о ком говорят, или на то, о чём говорят.

Упр.110

Выпишите местоимения, а рядом запишите имена существительные, вместо которых употреблены эти существительные.( он-сом, она –ящерица)

Загадки из методички (оно-солнце, он-месяц, она-кошка)

Звуко- буквенный разбор у доски-глазки, змейка.

Чтение сведений о языке  с. 53

(обратите внимание, как обращаются к старшим –на ВЫ.

- Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим?
- Если это группа лиц?

Изучение нового материала через решение проблемной ситуации.

Связь с другими предметами – окружающий мир,

 Использование активных методов обучения.

высказывают свои предположения.

Учитель заслушивает ответы учащихся, обобщает их высказывания

Использована технология продуктивного чтения

Учащиеся читают правило в учебнике. Отвечают на вопросы учителя.

Ученики  работают в парах и отвечают на вопрос  учителя,

Задание на данном этапе  урока сформулировано в первую очередь с учётом целей урока,  учащиеся работают с  раздаточным материалом.

Использована технология продуктивного чтения

Учащиеся выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения.

Для создания зрительного образа использовалась таблица. Она помогала систематизировать знания по теме.

 Учащиеся называют местоимения 1,2,3 лица в ед.  и мн. числе.

 Использование занимательного материала , для поддержания интереса к изучаемому материалу.

Правила этикета, правила воспитанного человека

*Слайд

Закрепление изученного материала

1.Заменить, где необходимо, имена существительные личными местоимениями.

Юра идет на каток.

Юра хорошо катается на коньках.

 Нина любит лыжный спорт.

 Нина участвует в лыжной эстафете.

На небе появилось облако. Облако закрыло солнце.

   

Закрепление изученного материала

2.Найдите в словах местоимения и выпишите их.

Яма, сон, ворона, застыла, выскочил, мыло, пони, астроном, якорь, конфета.

Проверка, оценивание

3. Учитель выдаёт карточки с заданием.

Ребята, сейчас мы будем практически применять свои новые знания и  употреблять местоимения в речи.

Вставить местоимение.  

1 часть

 Вечером … читаем сказки. Что … вырезает из бумаги? А … умеете так вырезать? Какую задачу … решают? Куда … идёшь? Завтра … пойду в библиотеку. 

2 часть 
… нарисую ёлочку. А … что будешь рисовать? Когда … приедет? Завтра … пойдём на речку. Кого … ждёте? Почему … улетают? 

   Использование ИКТ технологии при  выполнении задания и его проверке.

Индивидуальная работа

Использование активных методов обучения. Работа учащихся в группах.

 Принцип обучение на высоком уровне трудности  удалось реализовать на этапе самостоятельной работы  

 (задания на карточках составлены  в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся)

VII. Рефлексия

1)Графический диктант

Предлагаю вам проверить ваши знания, полученные на уроке и ответить на несколько вопросов теста.

Проведение тестирования. 

Графический диктант(согласны или нет)

+ или –

  1. Местоимение – часть речи
  2. Сейчас я прочитаю только местоимения:

Мы, он, ох, она, не, ты

  1. Местоимения не называют предмет и не указывают на него.
  2. Они – это местоимение
  3. Личные местоимения заменяют имена существительные.
  4. К старшим обращаемся употребляя местоимение ВЫ

Проверка:+,-,-,+,+,+.

Взаимопроверка, оценивание работы товарища.

Без ошибок -5 ,

1 ошибка-4,

2 ошибки -3,

3 ошибки и более – не понял тему (требуется помощь учителя)

Использована технология оценивания учебных успехов.

 Учитель предложил выполнить тест,  представленный в презентации и выполнить его взаимопроверку. Ученики отвечают на контрольные вопросы (Использование ИКТ позволило учителю эффективнее использовать время урока)

 Создание условий для развития творческих способностей и самостоятельности учащихся

VIII Домашнее задание

 На выбор: Упр. 111 (с. 53)или  написать мини-сочинение “О себе”

Учитель предлагает выполнить задание по выбору.

Создание условий для развития творческих способностей и самостоятельности учащихся

IX. Подведение итогов урока

—  Что нового вы узнали сегодня на уроке?

—  Была ли тема для вас сложной?

Оцените свою работу, ориентируясь на критерии оценивания.

Подведем итог урока, выберите себе подходящее предложение:

Я понял, что такое местоимения, и могу это объяснить одноклассникам.

Я понял, что  такое местоимения, но не уверен, что объясню другому.

Я не совсем понял, что такое личные местоимения.

- Выставление отметок учителем.

-Мне было хорошо работать с вами. Спасибо за урок.

Учитель предлагает оценить свою работу на уроке.

Учащиеся анализируют свою работу и оценивают свою деятельность.

самооценка словесная учащимися своей работы на уроке

Отслеживание эмоционального настроения учащихся с помощью сигнальных карточек «солнышко», «сердечко», «месяц»

Я понял, что такое местоимения, и могу это объяснить одноклассникам.

(С солнышком)

Я понял, что  такое местоимения, но не уверен, что объясню другому. (с сердечком)

Я не совсем понял, что такое личные местоимения. ( с месяцем)

Физминутка   «По дороге Петя шел»

По дороге Петя шел, (Ходьба на месте.)

Он горошину нашел, (Упор присев, встать.)

А горошина упала, (Поворот туловища вправо, правую руку в сторону, левую на пояс, повторить вдругую сторону.)

Покатилась и пропала. (Наклоны головы вправо-влево.)

Ох, ох, ох, ох! (Руки на голову.)

Где-то вырастет горох. (Прогибаясь назад, руки развести в стороны.)

(Н. Френкель)

Задание: Какое местоимение встретилось Вам в физминутке?

Замените  существительное «горох» местоимением? (он)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока для 4 класса "Роль местоимений в речи" +презентация

Цель: Познакомить учащихся с ролью местоимений в речи, формировать умение правильно употреблять их в речи. Планируемы результаты:-Личностные: учиться положительно относиться к изучаемому предмету...

конспект урока по русскому языку роль слова в речи

Тема: «Роль слов в речи». Цель: развивать умение точно употреблять слова в речи.Планируемые результаты предметные: формировать умение вычленять слова из предложения; способствовать развитию...

Конспект урока по русскому языку «Роль местоимений в речи» 4 класс УМК "Школа России"

Конспект урока по русскому языку 4 класс«Роль местоимений в речи»УМК "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку: Роль местоимений в предложении. Развитие речи. Составление письма (УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по русскому языку: Роль местоимений в предложении. Развитие речи. Составление письма (УМК "Школа России) 3 класс...

Урок русского языка "Роль местоимений в речи. Личные местоимения 1, 2, и 3 лица"

Урок русского языка "Роль местоимений в речи. Личные местоимения 1, 2, и 3 лица"...

Урок русского языка"Роль местоимений в речи"

Роль местоимений в речи. Личные местоимения....