Урок русского языка "Роль глаголов в речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
Учитель: Менадиева Эльмаз Эльдаровна
Дата: 04.03.2021 Класс: 4 – Г № 117
Тема: Контрольное сочинение.
Цель:
Образовательные: познакомить учащихся с особенностями построения рассказа; раскрыть основную мысль картины; активизировать лексику, обогатить речь учащихся словами, связанными с темой картины и средствами выражения замысла художника.
Развивающие: развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, внимание и наблюдательность, логическое мышление и творческое воображение, речевую грамотность.
Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебе; показать, какие огорчения приносит в семью ученик-двоечник, воспитывать интерес к предмету, культуру труда и общения, умение быть внимательным к людям.
Планируемые результаты: подготовить учащихся к написанию сочинения по картине;
Личностные: формирование интереса к изучению предмета, чувства ответственности за порученное дело, умения осознавать и определять свои эмоции;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение достаточно полно и точно выражать свои мысли, умение слушать и понимать других;
Регулятивные: планирование, прогнозирование, самооценка, самоконтроль.
Познавательные: структурирование знаний, умение строить высказывание; смысловое чтение; построение логической цепи рассуждений, находить нужную информацию в тексте.
Тип урока: развитие речи
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, наглядный материал, записи на доске.
Ход урока
1. Организационный момент.
Проверка готовности, приветствие.
- Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня на урок?
-Какое еще бывает у человека настроение?
- Почему оно бывает разное? От чего это зависит?
- Какие события в школе могут повлиять на ваше настроение?
2. Целеполагание:
- Послушайте, с каким настроением идет домой герой одного стихотворения.
Первая двойка
А у меня портфель в руке
С огромной двойкой в дневнике!
С тяжелой двойкой в дневнике!
А все шагают налегке.
А все шагают тут и там
И просто так, и по делам.
А возле дома номер два
Стоит автобус номер два,
И пароход издалека
Дал почему-то два гудка...
А ноги тащатся едва,
А ноги тащатся едва,
И опустилась голова,
Как голова у цифры два!
- Почему так грустно герою стихотворения?
- Такое же настроение было и у главного героя знакомой вам картины.
- Приглашаю вас в мастерскую к художнику Ф.П.Решетникову, где мы увидим его картины. На одной из картин мы остановимся. Может быть кто-то знает о какой картине идет речь?
- Кто понял уже, чем же сегодня на уроке мы будем заниматься, кто скажет тему урока?
- Как вы думаете, легко ли будет сразу его сейчас написать? Нет, поэтому надо хорошо подготовиться.
- Раскроем главный секрет картины - выясним, какова же главная мысль художника, в чём его замысел, поучимся грамотно строить предложения, подбирать точные слова для передачи смысла, и правильно составлять текст; повторим, как пишутся слова; подумаем, каково же родным, когда ученик приносит домой двойки…
3. Актуализация знаний.
- Но сначала проверим вашу готовность к составлению рассказа. Прошу вас закончить предложения.
- Текст состоит из …предложений
- Предложения в тексте связаны …по смыслу
- Текст может иметь …заголовок
- Заголовок отражает …тему или основную мысль текста
- В тексте есть три части …начало, основная часть, концовка
- Назовите три вида текстов …текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение.
4. Работа по теме урока
- Перед тем, как приступить к основной работе, познакомимся с биографией автора картины и историей её создания.
Родился Фёдор Павлович Решетников в 1906 году в Екатерининской области в семье потомственного иконописца. Интерес к живописи рано проявился у мальчика. Маленький Федя присматривался ко всему, что делал его старший брат-художник, часто помогал ему: растирал краски, натягивал холсты, мыл кисти, а иногда рисовал и сам.
В 14 лет Решетников покинул дом отца: настало время начинать самостоятельную жизнь, самому зарабатывать кусок хлеба. Ездил он по стране, работал в различных мастерских, на шахтах, но не забывал любимое с детства ремесло. С особым удовольствием он рисовал декорации для местных театров.
В 1926г. Решетников приехал в Москву и поступил в Московский художественный институт. Будучи студентом, он плавал на легендарном корабле «Челюскин» и сделал там множество зарисовок.
В годы Великой Отечественной войны он был на фронте, защищал Севастополь, освобождал от фашистов Крым. После войны художник вернулся к своей профессии. Любимыми героями его полотен стали дети. Вот его известные картины: «За мир», «Нарушитель», «За уроками», «Опять двойка!»
- А вот как Ф. Решетникову пришла идея написать эту картину.
История создания картины «Опять двойка».
Картина «Опять двойка!» была написана в 1952 году. Однажды художник сидел на уроке математики в одной из московских школ и наблюдал, как ученик не мог решить задачу у доски. Он сразу представил себе, как дома встретят мальчика с двойкой, как горько опять будет родным. Художник хотел показать, почему не пятёрки, а двойки приносит в портфеле этот ученик.
Сейчас картина «Опять двойка!» выставлена в Москве, в Третьяковской галерее. Зрителей всегда много перед ней, особенно школьников. Одни улыбаются, глядя на неудачника, другие смотрят с сочувствием, даже с тревогой, вспоминая свои злополучные двойки. Но равнодушных перед этим полотном не бывает.
ФИЗМИНУТКА
5. Работа над новым материалом.
1. Беседа по картине.
- Давайте теперь внимательнее рассмотрим репродукцию Федора Павловича Решетникова «Опять двойка».
- Кого вы видите на картине? Перечислите.
- Кто главный герой картины? Как это показал художник? Где художник расположил мальчика?
- Почему Решетников назвал именно так свою картину?
- Что он хотел сказать? (не первый раз)
- Какое настроение вызывает у вас эта репродукция?
- Как вы думаете, когда и как началась история, момент которой вы видите на картине?
- Где происходят события, изображенные на картине Ф.П.Решетникова "Опять двойка"?
- В какое время происходит действие? Это в наше время?
- Какие вещи, изображенные на картине, помогают определить время? (старого образца мебель, девочка в пионерском галстуке),
- Какой момент изображен на картине? (мальчик только что вошел в комнату)
- Почему этот мальчик получил двойку?
- Где он был до этого? (катался на коньках, гулял)
- Почему вы так решили?
- Как относятся к появлению школьника мать и сестра?
- Встречает ли кто-нибудь ученика с радостью, не обращая внимания на принесенную двойку?
- Как вы думаете, чем закончится эта история? Что будет дальше?
2. Словарно-орфографическая подготовка.
- Прежде чем начать составлять связный рассказ, вспомним словарные слова.
На доске:
Картина, квартира, мальчик, пальто, портфель, работа, каток, коньки, улица, мороз, одежда, девочка, хорошо, собака, весело.
3. Составление характеристики героев.
Характеристика мальчика, получившего двойку
Опорные словосочетания: грустный вид, прячет глаза, виновато смотрит, готов заплакать, опущена голова, растрепаны волосы, портфель перевязан веревкой, катался на коньках, торчат из портфеля, красные щеки, долго гулял на улице.
Характеристика мамы
Опорные словосочетания: сидит у стола, стиснула до боли руки, печальная, жалко сына, с тревогой думает о его учебе.
Характеристика братишки
Опорные словосочетания: малыш, младший братишка, рядом с мамой, катался по комнате, остановился около мамы, не знает - радоваться или грустить, посмеивается над двоечником.
Характеристика сестры
Опорные словосочетания: аккуратная девочка, учится хорошо, отличница, смотрит с осуждением, с укоризной, (внимательно и требовательно смотрит), готовится к урокам, переживает за брата.
Характеристика собаки
Опорные словосочетания: встретила первой хозяина, любит его, радостно бросилась, лапы сложила ему на грудь, старалась лизнуть в лицо, ждет прогулки.
- Послушаем ваши рассказы.
- В какой части текста вы напишите? (в основной, она самая большая).
- Какие еще части есть в тексте? (начало и концовка)
4. Работа с деформированными предложениями.
- Так с чего вы начнете? В помощь вам предлагаю собрать предложения из слов. Игра «Живые слова» (выходят по 1 человеку от группы, составляют предложения.
1. Перед нами картина Фёдора Решетникова «Опять двойка».
2. Герой картины Федора Решетникова получил двойку.
3. Мальчик на картине Федора Решетникова чувствует себя виноватым.
- А закончить свое сочинение нужно тем, что вы выразите главную мысль художника, что в своей картине хотел сказать,
Ведь в каждом рассказе,
Ты только всмотрись,
Кроется самая главная мысль….
- Кто скажет, о чем хотел сказать художник? (невесело приносить домой двойки)
- А теперь выскажите свое отношение к картине, свои впечатления, о чем вы подумали, глядя на картину.
6. Обобщение. Написание сочинения.
7. Итог урока
- Как называется картина, по которой мы составляли текст? Кто автор?
- Получился ли у нас текст?
- Сколько в нем частей?
- Как надо писать каждую часть?
8. Рефлексия
- А сейчас каждый для себя ответит на вопрос «Смогу ли я самостоятельно дома написать сочинение по этой картине?»
Я справлюсь…..
Я сомневаюсь….
Я не справлюсь….
Характеристика мальчика, получившего двойку Опорные словосочетания: грустный вид, прячет глаза, виновато смотрит, готов заплакать, опущена голова, растрепаны волосы, портфель перевязан веревкой, катался на коньках, торчат из портфеля, красные щеки, долго гулял на улице. Характеристика мамы Опорные словосочетания: сидит у стола, стиснула до боли руки, печальная, жалко сына, с тревогой думает о его учебе. Характеристика братишки Опорные словосочетания: малыш, младший братишка, рядом с мамой, катался по комнате, остановился около мамы, не знает - радоваться или грустить, посмеивается над двоечником. Характеристика сестры Опорные словосочетания: аккуратная девочка, учится хорошо, отличница, смотрит с осуждением, с укоризной, (внимательно и требовательно смотрит), готовится к урокам, переживает за брата. Характеристика собаки Опорные словосочетания: встретила первой хозяина, любит его, радостно бросилась, лапы сложила ему на грудь, старалась лизнуть в лицо, ждет прогулки. |
Характеристика мальчика, получившего двойку Опорные словосочетания: грустный вид, прячет глаза, виновато смотрит, готов заплакать, опущена голова, растрепаны волосы, портфель перевязан веревкой, катался на коньках, торчат из портфеля, красные щеки, долго гулял на улице. Характеристика мамы Опорные словосочетания: сидит у стола, стиснула до боли руки, печальная, жалко сына, с тревогой думает о его учебе. Характеристика братишки Опорные словосочетания: малыш, младший братишка, рядом с мамой, катался по комнате, остановился около мамы, не знает - радоваться или грустить, посмеивается над двоечником. Характеристика сестры Опорные словосочетания: аккуратная девочка, учится хорошо, отличница, смотрит с осуждением, с укоризной, (внимательно и требовательно смотрит), готовится к урокам, переживает за брата. Характеристика собаки Опорные словосочетания: встретила первой хозяина, любит его, радостно бросилась, лапы сложила ему на грудь, старалась лизнуть в лицо, ждет прогулки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Глагол как часть речи"
Урок русского языка в 4 классе по теме "Глагол как часть речи". Учащиеся знакомятся с изменением глагола по числам и родам ( в прошедшем времени.) УМК "Начальная школа 21 века"...
Урок русского языка "Глагол как часть речи"
На уроке с помошью разнообразных видов деятельности и презентации совершенствуются умения учащихся распознавать части речи, глаголы среди других частей речи....
Урок русского языка" Глагол как часть речи"
Урок русского языка " Глагол как часть речи"...
Урок русского языка "Глагол как часть речи"
технологическая карта урока...
Открытый урок русского языка « Глагол как часть речи" ( повторение)
Тема : Глагол как часть речи.( повторение)Цель: проводить обучение детей на гуманно-личностной основе, формируя их гражданские чувства, прививая любовь к родному языку;Через воспитание любви к Р...
урок русского языка "Глагол как часть речи (обобщение). Неопределенная форма глагола. Проверочная работа по теме: «Глагол»"
Разработка открытого урока...
Технологическая карта урока русского языка "Глагол. Значение и употребление глаголов в речи." 3 Класс.
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема: Глагол. Значение и употребление глаголов в речи.Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи, определять значение и упот...