План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Повторение правил правописания безударных гласных в корне слова».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Бадалян Светлана Тиграновна

Тема урока: «Повторение правил правописания безударных гласных в корне   слова».

Тип урока: урок актуализации изученного.

Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по закреплению правописания безударных гласных в корне слова, презентации проекта «Пословицы в современном мире».

Задачи:

Предметные: содействовать закреплению изученной темы, формированию у учащихся лексических умений; устанавливать место и тип орфограммы в слове, находить слова по заданному основанию, подбирать проверочные слова, развитие активного отношения к приобретаемым умениям на уроке;

Планируемые результаты: способствовать формированию личностных УУД – внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе.

Метапредметные – способствовать формированию УУД:

а) регулятивных – принимать и сохранять учебную задачу; выполнять учебные действия в устной и письменной речи, определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

б) познавательных – воспринимать смысл предъявляемого текста; обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы; сравнивать; составлять классификации.

в) коммуникативных – принимать участие в работе с парой, договариваться, приходить к общему решению.

Оборудование: учебник «Русский язык» (С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др.; 3 класс, часть 1), тетрадь, раздаточный материал, презентация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_1.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по русскому языку

(3 класс, «Начальная школа XXI века»)

Тема урока: «Повторение правил правописания безударных гласных в корне   слова».

Тип урока: урок актуализации изученного.

Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по закреплению правописания безударных гласных в корне слова, презентации проекта «Пословицы в современном мире».

Задачи:

Предметные: содействовать закреплению изученной темы, формированию у учащихся лексических умений; устанавливать место и тип орфограммы в слове, находить слова по заданному основанию, подбирать проверочные слова, развитие активного отношения к приобретаемым умениям на уроке;

Планируемые результаты: способствовать формированию личностных УУД – внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе.

Метапредметные – способствовать формированию УУД:

а) регулятивных – принимать и сохранять учебную задачу; выполнять учебные действия в устной и письменной речи, определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

б) познавательных – воспринимать смысл предъявляемого текста; обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы; сравнивать; составлять классификации.

в) коммуникативных – принимать участие в работе с парой, договариваться, приходить к общему решению.

Оборудование: учебник «Русский язык» (С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др.; 3 класс, часть 1), тетрадь, раздаточный материал, презентация.

Ход урока

Этапы урока

Время

Содержание деятельности на уроке

Формы и приемы деятельности

1.Организационный момент

2-3 мин.

1)Проверка готовности учащихся к уроку.

- С добрым утром

Начат день.

Первым делом

Гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать! (Слайд 1)

2)Речевая разминка:

Проводится в виде диалога: учитель спрашивает, дети хором отвечают.

Учитель:

Дети:

Кто будет разговаривать?

Кто будет выговаривать?

Все правильно и внятно?

Чтоб было всем понятно?

Мы будем разговаривать!

Мы будем выговаривать!

Все правильно и внятно!

Чтоб было всем понятно!

3)Подготовка руки к письму и повторение правил посадки (Слайд 2 – плакат «Правила посадки»):

а) упражнения для кистей рук;

б) массаж пальцев.

2. Проверка дом. зад.

5 мин.

Презентация проекта «Пословицы в современном мире».

-Дети, давайте вспомним, что такое пословица? (Пословица – это законченное общепринятое изречение, которое позволяет кратко и точно оценить поступок в определенной ситуации)

(Правильные ответы открываются на презентации – Слайд 4)

-Какие виды пословиц вы знаете? Приведите примеры.

(Тематические пословицы – «Делу время – потехе час», пословицы народов мира – «Треснувшую дружбу можно склеить, но она никогда уже не будет прочной», пословицы о пословицах – «Без повода и пословица не говорится») (Слайд Выступление детей по своему проекту (представители от каждой группы  показывают книгу-сборник и вычитывают пословицы и их значения из книги). Тема первой группы – «Пословицы русского народа», вторая группа – «Пословицы разных стран мира».

Фронтальный опрос.

Выступление детей

3. Актуализация опорных знаний

3 мин.

- Предлагаю вспомнить правописание безударных гласных в корне слова.

Работа с карточками.

1 вариант

- В данных пословицах вставьте пропущенные буквы.

Без труда не выл..вишь и рыбку из пруда.

В чужом глазу с..ринку видим, а в св..ём бр..вна не зам..чаем.

Где р..дился, там и приг..дился.

2 вариант

- В данных пословицах вставьте пропущенные буквы.

Кто рано вст..ёт, тому Бог подаёт.

Любишь к..таться – люби и саночки в..зить.

На чужбине р..дная з..млица во сне снится.

-Поменяйтесь карточками и проверьте работу по презентации (Слайд 3).

Индивидуальная работа.

Взаимопроверка

4.Каллиграфическая работа

5 мин.

1. Мотивация.

- Для того, чтобы научиться писать быстро и красиво,  нужно уметь правильно соединять буквы в словах и пользоваться правилами красивого письма. Красивое письмо – показатель культуры человека, его уважительное отношение к тому, кто будет читать твою запись, т.е. к учителю.

2. Работа с загадкой.

- В небе полная Луна,

Словно буква «О» она.

Но прошла всего неделя

(Как же мы не доглядели!)

Вместо «О» на нас с небес

Ярко светит буква ... (С) (Слайд 4)

2. Выполнение учебных действий в тетрадях:

Сс Сс Сс

сл сА си

- Спишите обе строки, пользуясь первым правилом чистописания.

3. Работа с пословицей.

Слово не вор..бей, выл..тит – не поймаешь.

- Прочитайте пословицу (Слайд 5).

- Какая буква пропущена в слове «воробей»? (о)

- Как проверить? (воробушек)

- Какая буква пропущена в слове «вылетит»? (е)

- Как проверить? (перелет)

-Какую орфограмму мы повторили? (Правописание безударных гласных в корне слова)

- Спишите пословицу красиво и аккуратно.

Все буквы должны быть одинаковой высоты – первое правило чистописания.

5.Определение и формулирование темы урока

3 мин.

Работа у доски.

- Ребята, а вы любите сказки? За что?

(В сказках всегда добро побеждает

зло. Сказки всегда чему-то учат.)

- Послушайте. Я прочитаю вам отрывок из сказки «В стране невыученных уроков» (Слайд 6 – картинка из сказки).

- Как вы думаете, о чём и о ком пойдет речь в этой сказке? (Высказывания детей).

- Как вы относитесь к ребятам, которые не учат уроки? (Нужно их принимать такими, какие они есть, но если им нужна помощь, то её нужно оказать). Слушайте!

«На мое счастье в зал вбежала огромная собака. Кузя, конечно, зашипел и вскочил мне на плечо. Но собака не собиралась на него кидаться. Она весело махала хвостиком и ласкалась. Я нагнулся и погладил ее по рыжей спинке.

- Ах, ты любишь собак! Очень хорошо! – ехидно сказала Запятая и хлопнула в ладоши. Тут же передо мной опять повисла в воздухе черная доска. На ней было написано мелом: «С…бака». Я быстро сообразил, в чем дело. Взял мел и вписал букву «а». Получилось «Сабака». Запятая расхохоталась. Глагол нахмурил седые брови. Восклицательный заахал и заохал. Собака оскалилась и зарычала на меня. Я испугался ее злой морды и побежал. Она погналась за мной.

- Как вы думаете, почему собака побежала за Витей?

- Давайте посмотрим, что было дальше.

Я догадался, что неправильно вставил букву. Вернулся к доске, стер «а» и написал «о». Собака тут же перестала рычать, лизнула мне руку и выбежала из зала. Теперь я никогда не забуду, что собака пишется через «о».

- Может быть, только эта собака пишется через «о», - спросил Кузя,

- А все другие через «а»?»

- А как думаете вы?

- Какое правило не знает Витя?

(Правило о безударной гласной в корне).

- Какова тема сегодняшнего урока? (Повторяем правописание безударных гласных в корне слова) (Слайд 7)

- Какие цели перед собой поставите? (ответы детей)

Фронтальный опрос. Беседа.

Слушание.

 

6.Первичное усвоение новых знаний.

15 мин.

1. Беседа.

- Вспомните, как проверить безударную гласную в корне слова?

(Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы безударная гласная стала ударной).

- Вспомните алгоритм проверки слов

с безударными гласными (Учащиеся делятся на группы по 4-5 человек, учитель раздает карточки с алгоритмом проверки  слов с безударными гласными, учащиеся по порядку раскладывают эти этапы).

1. Читаю слово.

2. Определяю ударение.

3. Подбираю проверочное слово.

4. Пишу безударную гласную.

(Проверка на Слайде 8).

2. Работа по учебнику.

- Упражнение 1. Прочитай, выделяя в словах ударный гласный звук.

-Упражнение 2. На рассказ упали капли дождя. Спиши, заполняя пропуски. Какие буквы пострадали? Работайте в парах.

-Поменяйтесь тетрадями, и проверьте работу.

3. Физкультминутка.

Физкультминутка на Слайде 9.

Фронтальный опрос

Работа в группах

Самопроверка

Работа в парах

Взаимопроверка

7.Первичное закрепление новых знаний.

5 мин.

- Самостоятельно выполните упр. 3 на стр. 25.  Выпиши в тетрадь слова с безударными проверяемыми гласными в корне. Подбери к ним проверочные слова. Подчеркни орфограмму.

Самостоятельная работа.

8. Повторение изученного.

10 мин.

Викторина по теме «Пословицы».

- Соотнести русскую пословицу с иностранной пословицей (Слайд 10).

Язык до Киева доведет.

Тот не заблудится, кто не спрашивает.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Восток ли, Запад ли, а дома лучше.

Слезами горю не поможешь.

Один утренний час лучше двух вечерних.

Утро вечера мудренее.

Бесполезно плакать над пролитым молоком

Вставь рисунок в пословицу (работа с карточками).

Дареному ... в зубы не смотрят. (Коню.)

Когда ... на горе свистнет. (Рак.)

... рубят – щепки летят. (Лес.)

Не ..., так и не мычи. (Корова.)

Не плюй в ... – пригодится воды напиться. (Колодец.)

Большому ... – большое плавание. (Кораблю.)

(Проверка на Слайде 11)

Собери части пословицы (работа с карточками).

сколько волка ни корми

век живи

семь бед

за спрос

он все в лес смотрит

любишь кататься

лучше поздно

век учись

денег не берут

люби и саночки возить

чем никогда

один ответ

(Проверка на слайде 12)

Восстановите пословицы.

Труд кормит, а что же лень?

Поговорка цветочек, а что же пословица?

Готовь сани летом, а что ж зимой?

За (какой?) горой, как за каменной стеной?

(Какая?) книга – лучший друг?

(Какую?) дружбу и топором не разрубишь?

Вставьте пропущенную профессию в русские пословицы (работа с карточками).

Не молот железо куёт, а … (кузнец), что молотом бьёт.

(Плотник) без топора, что изба без угла.

Каков … (тракторист), таков и трактор.

Добрый … (портной) с запасом шьёт.

Длинная нитка – ленивая … (швея).

Какова … (пряха), такова на ней и рубаха.

На хорошего … (охотника) и зверь бежит.

Один в море не … (рыбак).

(Проверка на Слайде 13)

Выполните тестовые задания:

Закончите известную русскую пословицу: «Терпенье и труд всё ...»:

А. Разотрут.               В. Перетрут.

Б. Оботрут.                 Г. Притрут.

Как заканчивается пословица: «Землю красит солнце, а человека…»?

А. Парикмахер.         В. Гримёр.

Б. Маникюрша.         Г. Труд.

Как работают лентяи?

А. Подняв воротник.     В. Спустя рукава.

Б. Расшнуровав ботинки. Г. Расстегнув пуговицы.

Откуда не вытащишь рыбку без труда?

А. Из аквариума.  В. Из морозилки.

Б. Из пруда.           Г. Из пеликана. 

(Проверка на Слайде 14)

Игра, викторина, фронтальный опрос, самопроверка по презентации

9.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1 мин.

В учебнике на стр. 25 упр. 4 (начертите в тетради таблицу, запишите в нее слова, заменяя звуковую запись буквенной).

По желанию: найти и выписать пословицы с орфограммой «Правописание безударных гласных в корне слова».

Домашнее задание высвечивается на Слайде 15

10.Рефлексия (подведение итогов занятия)

1 мин.

- Закончите предложения:

Сегодня я узнал…

Я вспомнил …

Мне понравилось…

Было трудно…

-Давайте поиграем в светофор. Если на уроке вам было все понятно и интересно, поднимите зеленый знак, а если что-то было непонятно или неинтересно, поднимите красный.

Опорные слова высвечиваются на Слайде 16

Дидактическая игра «Светофор»

11.Итог урока

1) Оценка работы класса.

2) Оценивание работы отдельных учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. 3 класс ("Начальная школа XXI века") Тема урока: "Имя прилагательное" . Урок с применением технологии системно-деятельностного подхода и ИКТ.

Урок соответствует требованиям ФГОС нового поколенияНомер урока в курсе112Номер урока в системе уроков "Имя прилагательное"2Тема урокаИмя прилагательноеЦель урокаНаблюдение за изменением грамматически...

Конспект урока по русскому языку 3 класс, программа "Начальная школа 21 век" Тема: "Повторение правил правописания и их применение. Проверяемые безударные гласные." (раздел правописание)

Урок направлен на формирование навыков написания слов с безударной гласной, умению работать по алгоритму. Учащиеся учатся работать в парах, группах, осуществлять само и взаимоконтроль совместной деяте...

План-конспект по русскому языку 4 класса для детей,обучающихся по программе 3.3. Тема "Правописание безударных гласных в корне слова"

Данный урок посвящен теме "Правописание безударных гласных в корне слова" и составлени с учетом особенностей незрячих детей с нарушениями интеллекта. На данном уроке своей целью дети и учите...

План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Изменение имен существительных по числам».

Тема урока: «Изменение имен существительных по числам».Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с изменением...

План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные».

Тема урока: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные».Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с...

План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века»)

Тема урока: «Повторение. Правописание безударных гласных в корне слова».Тип урока: урок актуализации изученного.Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по повт...

План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Качественные имена прилагательные».

Тема урока: «Качественные имена прилагательные».Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с качественными име...