План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века»)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Бадалян Светлана Тиграновна

Тема урока: «Повторение. Правописание безударных гласных в корне слова».

Тип урока: урок актуализации изученного.

Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по повторению правописания безударных гласных в корне слова, презентации проекта «Фразеологизмы в словарных словах».

Задачи:

Предметные: содействовать изучению новой темы, формированию у учащихся лексических умений; группировать слова по заданному основанию (группы родственных слов); обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами; соотносить транскрипцию с буквенной записью слов, устанавливать различия и объяснять их;  развитие активного отношения к приобретаемым умениям на уроке;

Планируемые результаты: способствовать формированию личностных УУД – внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе.

Метапредметные – способствовать формированию УУД:

а) регулятивных – принимать и сохранять учебную задачу; выполнять учебные действия в устной и письменной речи, определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

б) познавательных – воспринимать смысл предъявляемого текста; обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы; сравнивать; составлять классификации.

в) коммуникативных – принимать участие в работе с парой, договариваться, приходить к общему решению.

Оборудование: учебник «Русский язык» (С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др.; 3 класс, часть 1), тетрадь, раздаточный материал, презентация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_4.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока по русскому языку

(3 класс, «Начальная школа XXI века»)

Тема урока: «Повторение. Правописание безударных гласных в корне слова».

Тип урока: урок актуализации изученного.

Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по повторению правописания безударных гласных в корне слова, презентации проекта «Фразеологизмы в словарных словах».

Задачи:

Предметные: содействовать изучению новой темы, формированию у учащихся лексических умений; группировать слова по заданному основанию (группы родственных слов); обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами; соотносить транскрипцию с буквенной записью слов, устанавливать различия и объяснять их;  развитие активного отношения к приобретаемым умениям на уроке;

Планируемые результаты: способствовать формированию личностных УУД – внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе.

Метапредметные – способствовать формированию УУД:

а) регулятивных – принимать и сохранять учебную задачу; выполнять учебные действия в устной и письменной речи, определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

б) познавательных – воспринимать смысл предъявляемого текста; обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы; сравнивать; составлять классификации.

в) коммуникативных – принимать участие в работе с парой, договариваться, приходить к общему решению.

Оборудование: учебник «Русский язык» (С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др.; 3 класс, часть 1), тетрадь, раздаточный материал, презентация.

Ход урока

Этапы урока

Время

Содержание деятельности на уроке

Формы и приемы деятельности

1.Организационный момент

2-3 мин.

1)Проверка готовности учащихся к уроку.

- Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться.

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать. (Слайд 1)

2)Речевая разминка:

Проводится в виде диалога: учитель спрашивает, дети хором отвечают.

Учитель:

Дети:

Кто будет разговаривать?

Кто будет выговаривать?

Все правильно и внятно?

Чтоб было всем понятно?

Мы будем разговаривать!

Мы будем выговаривать!

Все правильно и внятно!

Чтоб было всем понятно!

3)Подготовка руки к письму и повторение правил посадки (Слайд 2 – плакат «Правила посадки»):

а) упражнения для кистей рук;

б) массаж пальцев.

2. Проверка дом. зад.

5 мин.

Презентация проекта «Фразеологизмы в словарных словах».

- Дети, давайте вспомним, что такое «фразеологизмы»? (Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов) (Слайд 3)

- Над какой орфограммой вы работали в своем проекте? (Непроверяемые безударные гласные)

Учащиеся из своего сборника «Фразеологизмы в словарных словах» зачитывают перечень фразеологизмов, выделяют словарное слово в каждом и дают значение каждого фразеологического оборота.

Фронтальный опрос.

Выступление детей

3. Актуализация опорных знаний

3 мин.

На презентации даны неполные фразеологизмы (Слайд 4).

- Восстановите фразеологизмы.

Делить шкуру неубитого ____ (медведя)
Платить той же _____ (монетой)

Держать _____ за зубами (язык)
За ушко да на ____ (погода)
Ждать у моря _____ (погоды)

- Проверьте свою работу. (Проверка на Слайде 5)

- Подчеркните орфограмму «Непроверяемые безударные гласные в корне».

Индивидуальная работа.

Самопроверка

4.Каллиграфическая работа

5 мин.

1. Работа с загадкой.

- Дельфин, весёлый наш дельфин,

Играет в море не один,

Там два дельфина на воде,

Играя, учат букву ... (Д)  (Слайд 6)

2. Выполнение учебных действий в тетрадях:

Дд Дд Дд

да до ди (Слайд 5)

- Спишите обе строки, пользуясь первым правилом чистописания.

3. Работа с фразеологизмом.

Дом построить на п..ске.

- Объясните значение данного фразеологического оборота.

- Какая буква пропущена в слове «песке»? (е) Почему? (Это словарное слово)

Все буквы должны быть одинаковой высоты – первое правило чистописания.

5.Определение и формулирование темы урока

3 мин.

Беседа.

-Сегодня урок у нас будет необычный. Я предлагаю вам совершить путешествие в замечательную и великую страну русского языка. И отправимся мы с вами (Слайд 6) в гости к старому и мудрому дедушке Корню.

- А что такое КОРЕНЬ?

 (Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.)

- Как вы думаете, почему он самый главный?

- Могут ли слова существовать без КОРНЯ?

- Тяжело живётся дедушке Корню. Дел у него очень много. Правит в своей стране мудро и справедливо. И все спешат к нему за советом. Нет у него ни одной свободной минуты. Все жители страны русского языка почитают его и выполняют все его правила!

С одним из них мы и будем сегодня работать. А с каким, вы узнаете, преодолев первое испытание. (слайд7)

- Дедушка Корень  рассказал мне историю, она произошла с мальчиками – Димой и Колей. Послушайте её. 
«Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». 
Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков. 
- Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт. Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол». 
- Почему так получилось? 
- Какое правило не знал автор записки? 
- Как правильно записать это слово? 
с м…чом – мяч – с мячом 
- Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? (Слайд 8)
(«Правописание безударной гласной в корне слова».) 
- Какую цель мы поставим перед собой? 
(учиться писать слова с безударной гласной в корне слова) (Слайд 9)

Фронтальный опрос. Беседа

 

6.Первичное усвоение новых знаний.

15 мин.

- Идем дальше. Корень предлагает следующее задание.

1.  Работа по учебнику.

- Упражнение 1 на стр. 142.

- Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Коллективная проверка работы.

2. Словарная работа. Самостоятельная работа в парах. (Слайд 10)

- Ребята, посмотрите на следующее задание дедушки Корня.

На слайде записаны слова м_роз,  п_года, вет_р,   сев_р, з_бавы, к_ньки.

- Как называются эти слова?  (Словарные)

- Почему эти слова называются словарными? (Их нужно проверять по словарю)

Сейчас напишем  «взаимодиктант» в парах.

Сторона А

ветер      мороз     север

погода     коньки    забавы

Сторона В

вет_р     м_роз         сев_р

п_года     к_ньки     з_бавы

1) Один ученик из пары читает текст карточки (сторона В), другой пишет.

2) Смена ведущего.

3) Каждый берёт тетрадь своего партнёра и по памяти проверяет написанный им диктант.

4) Открывают карточку (сторона А)  и проверяют по карточке.

5) Каждый в своей тетради записывает правильно слова, в которых были допущены ошибки.

6) Снова берут тетради друг друга, ещё раз просматривают и ставят знак  о том, что диктант проверен.

- С какими безударными гласными мы с вами работали в словарных словах? (С непроверяемыми.)

3. Работа по учебнику.

- Упражнение 3 на стр. 143. Сделайте буквенную запись слов.

4. Выборочный диктант.

– Идём дальше. (Слайд 11) Перед нами течёт река, но непростая река, а река Ошибок. Чтобы перебраться через мост, ошибки надо нам исправить.

У книг своя жизнь. Они тоже с гадами могут балеть, если их не содиржать в честоте, типле, и порядке. Жучки, плесень и грязь губят книги.

-Какие ошибки вы здесь встретили?

-Давайте исправим ошибки (объяснения детей)

-А теперь запишем предложение, в котором есть ошибки под диктовку. Только слово «они» я заменю словом «книги».

 Книги тоже с годами могут болеть, если их не содержать в чистоте, тепле и порядке.

- Какая самая главная мысль этого текста? А почему книги надо беречь?

– Ребята, а можно ли назвать книги корнем нашей жизни? Почему?

5. Физкультминутка.

Физкультминутка на Слайде 11.

Коллективная работа

Фронтальный опрос

Работа в парах

7.Первичное закрепление новых знаний.

5 мин.

Работа в группах.

- Дедушка Корень приготовил для вас -следующее задание. Вам нужно разделиться на группы.

1 группа. Работа с фразеологизмами. «Угадай-ка». Спиши, вставляя пропущенные слова.

- Не велик…. да краснеет нос (мороз)
- … любит чистоту (посуда)
- Чужбина-калина, родина -…. (малина)
- Нет ничего кроме, чем… наша (родина)
-… всем…. мать (Москва, городам)
- Крепкую дружбу и …. не разрубить (топором)
- Кто …. солгал, тому не поверят (вчера, завтра)
- Всякая …. мастера боится (работа)
- Без хлеба нет …. (обеда)
- Вьюги да метели под …. полетели (февраль)
- Сам погибай, а …. выручай (товарища)
- К дому ….. никогда не бывает длинной (дорога)

- Подчеркните орфограмму «Непроверяемые безударные гласные».

2 группа. Работа по учебнику.

-Упражнение 4 на стр. 143. Проверь, не исчезли ли запятые. Спиши, расставляя знаки препинания.

Проверка заданий. Учащиеся зачитывают задания и ответы.

Работа в группах.  

8.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1 мин.

- В учебнике на стр. 143 упр. 5.  Догадайся, по какому признаку слова сгруппированы в столбики. Допиши в каждый столбик по два-три слова.

Домашнее задание высвечивается на Слайде 12

9.Рефлексия (подведение итогов занятия)

1 мин.

 (Слайд 13)

- Итак, свершилось волшебство, открываются ворота и нас встречает этот удивительный, добрый и очень мудрый дедушка Корень, без которого жизнь в стране русского языка была бы совершенно беспорядочной. Корень правит, корень судит, корень одобряет и осуждает. Без корня, наверное, и мы бы жить с вами не смогли.

- «Смотри в корень!» или «Зри в корень!» – значит, выдели самое главное!!

- А без каких правил, мы с вами не можем обойтись уже сейчас, учась в третьем классе? (Слайд 14)

Безударный в корне – хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья.

-Я, думаю, что урок дедушки Корня  вам запомнится. Многое мы повторили, а кое-что  узнали нового. Ребята, на уроке вы все были молодцы, старались. (Слайд 15)

- Вам понравился урок?

- Какое задание больше всего понравилось?

-Давайте поблагодарим Дедушку  за те задания, которые он вам приготовил.

- С каким настроением вы уходите с урока? Покажите смайлик.

Фронтальный опрос

Прием «Смайлики»

10.Итог урока

1) Оценка работы класса.

2) Оценивание работы отдельных учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. 3 класс ("Начальная школа XXI века") Тема урока: "Имя прилагательное" . Урок с применением технологии системно-деятельностного подхода и ИКТ.

Урок соответствует требованиям ФГОС нового поколенияНомер урока в курсе112Номер урока в системе уроков "Имя прилагательное"2Тема урокаИмя прилагательноеЦель урокаНаблюдение за изменением грамматически...

Конспекты уроков по русскому языку, 4 класс, Начальная школа 21 века

Конспекты уроков по русскому языку предназначены для преподавания в 4 классе, УМК "Начальная школа XXI". Конспекты для удобства использования разбиты по полугодиям и четвертям....

Тематическое планирование уроков по русскому языку, 1 класс, "Начальная школа XXI века"

Тематическое планирование уроков с описанием деятельности учащихся и УУД....

План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Повторение правил правописания безударных гласных в корне слова».

Тема урока: «Повторение правил правописания безударных гласных в корне   слова».Тип урока: урок актуализации изученного.Цель: создать условия на уроке для организации деятельност...

План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Изменение имен существительных по числам».

Тема урока: «Изменение имен существительных по числам».Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с изменением...

План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные».

Тема урока: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные».Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с...

План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Качественные имена прилагательные».

Тема урока: «Качественные имена прилагательные».Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с качественными име...