План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тема урока: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные».
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с именами существительными одушевленными и неодушевленными, презентации проекта «Мои друзья – омонимы».
Задачи:
Предметные: содействовать изучению новой темы, формированию у учащихся лексических умений; распознавать лексико-грамматический признак имён существительных (одушевлённость /неодушевлённость; находить слова по заданным основаниям; понимать текст, сопоставлять грамматический признак имени существительного (неодушевлённость) с приёмом олицетворения; развитие активного отношения к приобретаемым умениям на уроке;
Планируемые результаты: способствовать формированию личностных УУД – внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе.
Метапредметные – способствовать формированию УУД:
а) регулятивных – принимать и сохранять учебную задачу; выполнять учебные действия в устной и письменной речи, определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
б) познавательных – воспринимать смысл предъявляемого текста; обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы; сравнивать; составлять классификации.
в) коммуникативных – принимать участие в работе с парой, договариваться, приходить к общему решению.
Оборудование: учебник «Русский язык» (С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др.; 3 класс, часть 2), тетрадь, раздаточный материал, презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_3.docx | 20.66 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по русскому языку
(3 класс, «Начальная школа XXI века»)
Тема урока: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные».
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с именами существительными одушевленными и неодушевленными, презентации проекта «Мои друзья – омонимы».
Задачи:
Предметные: содействовать изучению новой темы, формированию у учащихся лексических умений; распознавать лексико-грамматический признак имён существительных (одушевлённость /неодушевлённость; находить слова по заданным основаниям; понимать текст, сопоставлять грамматический признак имени существительного (неодушевлённость) с приёмом олицетворения; развитие активного отношения к приобретаемым умениям на уроке;
Планируемые результаты: способствовать формированию личностных УУД – внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе.
Метапредметные – способствовать формированию УУД:
а) регулятивных – принимать и сохранять учебную задачу; выполнять учебные действия в устной и письменной речи, определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;
б) познавательных – воспринимать смысл предъявляемого текста; обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы; сравнивать; составлять классификации.
в) коммуникативных – принимать участие в работе с парой, договариваться, приходить к общему решению.
Оборудование: учебник «Русский язык» (С.В. Иванов, А.О. Евдокимова и др.; 3 класс, часть 2), тетрадь, раздаточный материал, презентация.
Ход урока
Этапы урока | Время | Содержание деятельности на уроке | Формы и приемы деятельности | |
1.Организационный момент | 2-3 мин. | 1)Проверка готовности учащихся к уроку. - Учебник на столе у вас? А ручка и тетрадка? Тогда урок начнем сейчас Раз все у вас в порядке! (Слайд 1) 2)Речевая разминка: | Проводится в виде диалога: учитель спрашивает, дети хором отвечают. | |
Учитель: | Дети: | |||
Кто будет разговаривать? Кто будет выговаривать? Все правильно и внятно? Чтоб было всем понятно? | Мы будем разговаривать! Мы будем выговаривать! Все правильно и внятно! Чтоб было всем понятно! | |||
3)Подготовка руки к письму и повторение правил посадки (Слайд 2 – плакат «Правила посадки»): а) упражнения для кистей рук; б) массаж пальцев. | ||||
2. Проверка дом. зад. | 5 мин. | Презентация проекта «Мои друзья – омонимы». - Дети, давайте вспомним, что такое «омонимы»? (Омонимы – это слова, которые совпадают между собой как в звучании, так и написании, но имеют различное значение.) (Слайд 3) - В своем проекте со словами какой части речи вы работали? (Имя существительное) - А что такое имя существительное? (Имя существительное – это самостоятельная часть речи, обозначающая предмет или явление. Отвечает на вопросы: кто? что? кого? чего? кому? чему? и т.д.) (Слайд 4) Выступление детей по одному представителю из каждой группы. 1 группа – зачитывает слова-омонимы и значения к каждому слову (словарик). 2 группа – зачитывает предложения, которые придумали со словами-омонимами. 3 группа – зачитывает отрывки из художественных произведений и стихотворения, в которых присутствуют омонимы. 4 группа – зачитывает пословицы и поговорки, содержащие в себе омонимы. 5 группа – читает мини-рассказ с омонимами. 6 группа – представляет свои парные рисунки слов-омонимов. Выступление детей сопровождается презентацией. | Фронтальный опрос. Выступление детей | |
3. Актуализация опорных знаний | 3 мин. | Словарная работа. На презентации даны слова-омонимы из детского проекта. в..вод, ж..´ла, зу.., к..ток, м..дведка, ..хота, предл..жение - Спишите, вставляя пропущенные буквы в слова. - Поменяйтесь тетрадями и проверьте свою работу. (Проверка на Слайде 5) - Составить два предложения с одним из слов с двумя разными значениями. - Найти и подчеркнуть грамматическую основу. | Индивидуальная работа. Взаимопроверка | |
4.Каллиграфическая работа | 5 мин. | 1. Работа с загадкой. - То как синий поясок - Какие значения ключа даны в загадке? (ответы детей) 2. Выполнение учебных действий в тетрадях: Кк Кк Кк (Слайд 5) - Пропишите букву «К», пользуясь первым правилом чистописания. - Красиво и аккуратно спишите загадку и отгадку в тетрадь. - В загадке найдите и подчеркните имена существительные. | Все буквы должны быть одинаковой высоты – первое правило чистописания. | |
5.Определение и формулирование темы урока | 3 мин. | Беседа. На презентации открываются слова Прочитайте слова (Слайд 6). Собака, туман, город, соловей, рыба, пенал. - Разделите их на две группы. Допишите в каждую группу по два своих примера. - По какому признаку вы разделили слова? (Слова, которые отвечают на вопрос кто? и слова, которые отвечают на вопрос что?) - Как называются слова, отвечающие на вопрос кто? (Одушевлённые имена существительные.) - Как называются слова, отвечающие на вопрос что? (Неодушевлённые имена существительные.) - Сформулируйте тему урока («Имена существительные одушевленные и неодушевленные»). (Слайд 7). | Фронтальный опрос. Беседа
| |
6.Первичное усвоение новых знаний. | 15 мин. | 1. Работа по учебнику. - Упражнение 1 на стр. 61. - Выпишите только неодушевленные имена существительные. Устно докажи правильность своего выбора. - Проверьте свою работу по презентации (Слайд 8). 2. Работа по группам. Учащиеся делятся на три группы. Каждая группа получает свое задание. Задания представлены на презентации (Слайд 9). 1 группа – упражнение 2 на стр. 61. Прочитай текст. Определи одушевленным или неодушевленным является существительное лист. Почему о предмете, названном неодушевленным именем существительным, писатель пишет как о живом существе? Слова какой части речи помогают рассказать о листе как об одушевленном предмете? Запиши эти слова в тетрадь. 2 группа – упражнение 3 на стр. 62. Спиши стихотворение. Подчеркни одушевленные имена существительные, которые «оживают» в этом тексте. Выпиши эти имена существительные вместе с глаголами, которые называют действия неодушевленных существительных как действия людей. 3 группа – из проекта «Мои друзья – омонимы» в два столбика по 7 слов выписать существительные одушевленные и неодушевленные. Проверка задания. Из каждой группы по одному представителю зачитывают свои задания и ответы на них. 3. Физкультминутка. Физкультминутка на Слайде 10. | Фронтальный опрос Самопроверка Фронтальный опрос Работа в группах | |
7.Первичное закрепление новых знаний. | 5 мин. | - Отгадайте загадки. Самостоятельно запишите в два столбика. В первый столбик одушевленные имена сущ., а во второй неодушевленные имена сущ. 1.Сидит баба, в сто шуб одета. Кто ее раздевает, тот слезы проливает. 2.Что за птица людей боится. Не летает высоко, а поет «ко-ко-ко»? 3.Снег идет, и ветер свищет. А малютка пищу ищет. Ты всегда его жалей – Это серый... 4. Снег на полях, Лед на водах, Вьюга гуляет, А мороз щипает, Когда это бывает? 5. Гладит всё, чего коснешься, а дотронься – кусается. 6. Белый камушек похудел сильно, а следы на доске видно. 7. Теремок ползет. На себе его везет Хозяюшка богатая, Рогатая. -Какие слова вы записали? | Самостоятельная работа. Работа с загадками | |
8.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | 1 мин. | - В учебнике на стр. 163 упр. 4. Спиши текст. Определи, одушевленными или неодушевленными являются слова. Определи склонение и падеж этих слов. | Домашнее задание высвечивается на Слайде 11 | |
9.Рефлексия (подведение итогов занятия) | 1 мин. | - Замените одним словом, запишите. • Промежуток времени, равный 60 минутам (час). • Военнослужащий, стоящий на посту, на часах (часовой). • Лесной доктор (дятел). • Модель земного шара (глобус). - Какие из этих слов отвечают на вопрос кто ?, а какие — на вопрос что? Почему? - Что обозначают одушевлённые имена существительные? - Что обозначают неодушевлённые имена существительные? - Что такое омонимы? - Какое задание сегодня на уроке было самым интересным? | Фронтальный опрос | |
10.Итог урока | 1) Оценка работы класса. 2) Оценивание работы отдельных учащихся. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 3 класс Начальная школа ХХI века Тема: «Склонение имен существительных
Урок русского языка3 классНачальная школа ХХI века Тема: «Склонение имен существительных...
Русский язык. 3 класс ("Начальная школа XXI века") Тема урока: "Имя прилагательное" . Урок с применением технологии системно-деятельностного подхода и ИКТ.
Урок соответствует требованиям ФГОС нового поколенияНомер урока в курсе112Номер урока в системе уроков "Имя прилагательное"2Тема урокаИмя прилагательноеЦель урокаНаблюдение за изменением грамматически...
План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Повторение правил правописания безударных гласных в корне слова».
Тема урока: «Повторение правил правописания безударных гласных в корне слова».Тип урока: урок актуализации изученного.Цель: создать условия на уроке для организации деятельност...
План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Изменение имен существительных по числам».
Тема урока: «Изменение имен существительных по числам».Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с изменением...
План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века»)
Тема урока: «Повторение. Правописание безударных гласных в корне слова».Тип урока: урок актуализации изученного.Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по повт...
План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Качественные имена прилагательные».
Тема урока: «Качественные имена прилагательные».Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с качественными име...
Конспект урока русского языка, 2 класс, "Начальная школа 21 века", тема " Связь предложений в тексте"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАДата: 28.03.2023Школа: МАОУ «АЛ №95»Класс: 2-6Урок: 3Время: 9:50-10:30 Кабинет: 306Студент: Дятлова Вероника ОлеговнаГруппа: 31Учитель: Полякова Н...