Конспект урока русского языка «Имя существительное как часть речи»
план-конспект урока по русскому языку
Имя существительное как часть речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_imya_sushchestvitelnoe_kak_chast_rechi.docx | 29.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Технологическая карта урока
Предмет: Русский язык
Класс: 3
Дата проведения: 11.10
Тема урока: Имя существительное как часть речи.
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Цель: дать более глубокое представление об имени существительном как части речи.
Задачи:
- Обучающая: сформировать умения распознавать одушевленные и неодушевленные, нарицательные и собственные имена существительные;
- Развивающая: развивать умение сравнивать и делать выводы; работать над развитием речи, умением находить и правильно писать орфограммы;
- Воспитывающая: воспитывать интерес к предмету.
Планируемые результаты:
Предметные: знать общее грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль имен существительных; умение находить существительные в тексте, разбирать их.
Метапредметные: понимать цель урока, стремиться ее выполнить; умение ставить цели; оценивать достижения на уроке; наблюдать учебный эксперимент, высказывать предположения, делать выводы.
Личностные: создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности; создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу.
Ход урока
Таблица 3
№ Этапа | Этапы урока | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||
Организационный момент | – Подравняйтесь. Проверьте свои рабочие места, в порядке ли они? Всё ли для урока у вас имеется? | Приветствуют учителя | Л.: смыслообразование; самоопределение; Коммуникативные: сотрудничество с учителем. | |
Актуализация опорных знаний | – Запишите число, классная работа. испаряемость, горючесть, растворитель. На доске: М..рковь, в..робей, дев..чка, к..ньки, м..шина, ж..лтый, уч..ник, к..рабль, п..тух. – Прочитайте слова. Что общего? – Кто догадался, какое слово отличается от других и чем? – Кто может сформулировать тему нашего сегодняшнего урока? – Итак, сегодня мы с вами обобщим знания об имени существительном и сделаем некоторые выводы. Что вы уже знаете об этой части речи? – У каждого слова своя работа, одни, называют предмет, другие – их признаки, третьи – действия. Имя существительное – всё то, что существует. И мы должны сегодня разобраться с этой частью речи. Раздел грамматики, к которому относятся части речи, у нас называется «Морфология». | – Это все словарные слова. – Желтый, так как это прилагательное, а остальные слова – существительные. – Тема урока – имена существительные. – Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что? и обозначает предмет. | К.: умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика и учителя, строить понятные речевые высказывания; П.: умение анализировать то, что он уже знает об изучаемой теме; | |
Работа по теме урока | Карточка №2 Пока несколько человек работают по карточкам, учитель проводит опрос по вопросам раздела «Проверь себя» ∙ Почему воду называют одним из главных богатств на Земле? ∙ Какова роль воды в жизни организмов? ∙ О каких свойствах воды вы знаете? ∙ Как можно очистить грязную воду? ∙ Расскажите о составе воды – Как мы с вами уже сказали, имена существительные – это слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы: кто? или что. – Имена существительные могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными. Вопрос кто? мы задаём к именам существительным, которые обозначают людей, животных. Вопрос что? мы задаём к именам существительным, которые не обозначают людей, животных. – Еще имена существительные могут быть собственными и нарицательными. Имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, океанов, морей, рек, проспектов, улиц ‒ это собственные имена существительные. Имена собственные пишутся с заглавной буквы. Все остальные имена существительные - нарицательные. – Имена существительные могут употребляться в единственном или во множественном числе. – Давайте теперь я буду называть слова, а вы должны назвать их одним словом: Пёс, петух, корова, кошка - … ЖИВОТНЫЕ Кукла, мячик и гармошка - … ИГРУШКИ Лук, редиска, огурцы - … ОВОЩИ Молоток, топор, щипцы - … ИНСТРУМЕНТЫ Платье, юбка и рубашка - … ОДЕЖДА Бак, стакан, кастрюля, чашка - … ПОСУДА Василёк, ромашка, роза - … ЦВЕТЫ Ветер, дождик и морозы - … ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ Самостоятельная работа. Укажите одушевлённое имя существительное.
Укажите имя существительное единственного числа. Множественного числа не имеет.
Прочитайте предложение. Укажите, какой частью речи является четвёртое слово в предложении. Птенец выпал из гнезда.
| (Ответы детей.) | П.: умение работать с информацией в тексте, умение размышлять, осмысливать, обобщать полученную информацию, осуществление поиска необходимой информации; К.: ученики умеют аргументировать свои ответы, обосновывать свое мнение и доказывать; Р.: прогнозирование результатов уровня усвоения изучаемого материала; | |
Физкультминутка | Отдых наш – физкультминутка. Занимай свои места. Раз - присели, два - привстали, Руки кверху все подняли. Сели, встали, сели, встали- А потом пустились вскачь, Будто мы - упругий мяч. | Повторяют за учителем. | ||
Закрепление изученного материала | Найдите имена существительные и выпишите их. В скобках запишите вопросы, на которые они отвечают: Стоял июльский жаркий день. Косыми жаркими лучами солнце жгло сухую землю. Густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух. Облака собирались в большую лиловую тучу. Прогремел дальний гром. | (Выполняют работу в тетрадях.) | Р.: ориентирование в учебнике и в рабочей тетради; П.: умение соотнести новую информацию с ранее полученной (от старых знаний к новым – осмысленное чтение) | |
Рефлексия | – Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог. – О какой части речи мы вели разговор на уроке? – Какие признаки существительного мы повторили? | – Имя существительное. – Мы повторили, что имена существительные отвечают на вопросы кто?, что?. Обозначают предметы. Бывают одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные, имеют число. | Р.: контроль своих действий; оценка результатов своих действий; прогнозирование результатов уровня усвоения изучаемого материала. | |
Информация о домашнем задании | Записывают домашнее задание в дневники. |
Подпись учителя: ________________________________ (Костоломова А.М.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка "Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Данная презентация составлена к уроку русского языка в 1 классе по программе РО Л.В. Занкова по учебнику А. Поляковой....
Конспект урока русского языка «Имя существительное как часть речи», 2 класс
Цели урока: 1. Образовательная: формировать понятие об имени существительном, как о части речи; 2. Развивающая: развивать речь обучающихся, пополнять словарный запас, расш...
Конспект урока русского языка Тема: Контрольная работа. Части речи. Имя существительное.
Цели деятельности учителя: закрепление материала по разделу: « Части речи», «Имя существительное»; развитие познавательной активности уч-ся; работать над развитием логического мышления, речи, са...
Конспект по русскому языку "Имя существительное как часть речи" 3 класс Школа России
Конспект по русскому языку "Имя существительное как часть речи" 3 класс Школа России...
Конспект урока русского языка «Имя существительное как части речи»
Тип урока: Изучение нового материалаЦель: способствовать ознакомлению с именем существительным как частью речи, его значением и употреблением в речи; расширению представлений о предметах и явлениях ок...
Технологическая карта урока русского языка "Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи" (2 класс)
Цель данного урока: формирование понятия об имени существительном, как частью речи, знакомство с именем существительным, с обобщенным лексическим значением имен существительных....
Конспект открытого урока русского языка. Имя существительное как часть речи. Значение и употребление в речи имени существительного.
Конспект открытого урока по русскому языку для учащихся 3 класса по теме " Имя существительное как часть речи. Значение и употребление в речи имени существительного." Данный мате...