Конспект по русскому языку "Имя существительное как часть речи" 3 класс Школа России
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект по русскому языку "Имя существительное как часть речи" 3 класс Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_russkomu_yazyku_imya_sushchestvitelnoe_kak_chast_rechi_3_klass.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе по теме
« Имя существительное как часть речи» (введение).
« Давайте порадуем зиму»
Цель: дать более глубокое представление об имени существительном как части речи, отрабатывать умения находить существительные в тексте, ознакомить с обобщенным лексическим значением имён существительных, формировать грамматическое понятие «имя существительное». Развивать связную речь учащихся, умения обобщать и делать выводы, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью, активизировать словарный запас, орфографическую зоркость, воспитывать чувство прекрасного.
1. Орг. класса: Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести.
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
2. Ход урока:
1. – Ребята, как называется наш урок?
- Сегодня мы идём в гости к зиме. Изменчива погода зимой; то выглянет яркое солнышко, то вдруг нахмурится небо, вихри закружат снежные хлопья.
- А какой идёт месяц? (запись числа и классной работы)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
В гости к нам идёт сама
Волшебница … зима.
2. Минутка чистописания З з
- Подберите однокоренные слова к слову зима. Как можно назвать зиму красиво?
3. Зима опустилась на землю во всей своей красе, сверкает снег. Давайте порадуем зиму, поработаем в тетрадях.
- А у нас сегодня гость. Кто это, ребята?
Задание: прочитать слова, вставить пропущенные буквы,
записать и объяснить (проверка устно).
- А посмотрите внимательно на слова. Не захватил ли Снеговик
«лишнего» слова. Найдите «лишнее» слово. Почему вы решили,
что оно не подходит к этой группе слов?
- На какой вопрос отвечает слово? А все остальные слова?
- Что это за слова, которые отвечают на вопросы кто? что?
- Правильно, это имена существительные. А что такое имя
существительное?
Всему название дано, - и зверю и предмету
Вещей вокруг полным полно, а безымянных нету,
И все, что может видеть глаз –
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас, -
Означено словами
Работа с упр. № 389
- Можно ли без имен существительных прочитать текст? Выпишите имена существительные.
- У каждого слова своя работа, одни, - называют предметы, другие – их признаки, третьи – действия. Имя существительное – всё, что существует. И мы должны сегодня разобраться с этой частью речи. А части речи живут в большой стране, которая называется МОРФОЛОГИЯ. У каждой части речи свой дом. И вот сегодня мы будем строить дом имени существительному.
Каждый дом имеет фундамент.
4. – Что вы уже знаете об этой части речи? Назовите имена существительные.
-А почему слова отвечают на разные вопросы? Да, живые и неживые. А правильно сказать одушевлённые и неодушевлённые.
Это первый этаж нашего дома.
Физминутка:
- Игра на внимание «Хлопок – молчок»
(игра проводится стоя). Девочки хлопают, если услышат одушевлённые имена существительные, а мальчики – неодушевлённые: кот, мяч, воробей, дом, карась, окно, дятел, лопата, книга, гусь, гром, гвоздь, доктор, муха, платок.
5. Классификация существительных.
- А что обозначают имена существительные? А только ли предметы?
Поиграем в группы слов
Кто из вас играть готов? (как назвать одним словом)
Пёс, петух, корова, кошка - … животные.
Кукла, мячик и гармошка - … игрушки.
Лук, редиска, огурцы - … овощи.
Молоток, топор, щипцы - … инструменты.
Платье, юбка и рубашка - … одежда.
Бак, стакан, кастрюля, чашка -… посуда.
Василек, ромашка, роза -… цветы.
Ветер, дождик и морозы - … явления природы.
- Подбери ещё названья: (самостоятельно записать по рядам) фруктов, мебели и тканей, профессий, рек и городов. Кто работать сам готов?
фрукты -… ткани - … реки - …
мебель - … профессии - … города - …
Итак, что же могут обозначать имена существительные?
Это еще один этаж нашего дома.
Физминутка. Зима очень загадочна и волшебна. А как красив зимой русский лес! Ребята, вы хотите побывать на лесной поляне? Представьте, что мы входим в зимний лес (встали).
- Свежий ветерок ласкает ваши лица (движения ветерка к лицу)
- Мороз щиплет и румянит щечки (пощипывание щек).
- Пойдем по тропинке, снег очень глубокий (высоко поднимаем ноги).
- Потрогаем белые стволы берёз (потираем руки).
- У берёз очень тонкие веточки (руки вперед, шевелим пальчиками)
- Сели (минутка отдыха).
Реснички опускаются…( музыкальное сопровождение)
Глазки закрываются, …
Мы спокойно отдыхаем. (2 раза)
Сном волшебным засыпаем,…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают,…
Ноги тоже отдыхают,…
Отдыхают… засыпают… (2 раза)
Шея не напряжена.
И расслаб-ле-на,…
Губы чуть приоткрываются,…
Всё чудесно расслабляется.(2раза)
Дышится легко… ровно…глубоко…
Пауза: Чудесен вид зимней природы! Лучи солнца осыпают холодным блеском всю землю. В прозрачном воздухе сверкает красивыми звёздочками пушистый иней. С мохнатых хвойных ресниц елей летят снежинки.
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали,…
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза
И красиво сесть!
Продолжаем работу.
6. Роль существительных в речи и предложении.
Прочитайте текст (на доске):
Пушистый … укрыл периной поляну. Вот промчался трусливый … . Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … . Стучит по стволу дерева … Только не спит в своей …. …. .
- Всё ли понятно в тексте? Почему? Потому что не понятен смысл предложения. Что нужно сделать, чтобы было понятно о ком и о чем говорится.
- Спишите текст, вставьте слова, подходящие по смыслу.
Разбор каждого предложения:
- Почему в первом предложении вставили слово снег? Найдите основу предложения, подчеркните. На какой вопрос отвечает подлежащее? Что обозначает? Какой частью речи является? Подпишите часть речи над подлежащими в 1,2,4 предложении.
- Какой вывод можно сделать?
Имя существительное, которое в предложении отвечает на вопрос кто? или что? - является подлежащим и несет главную мысль в предложении.
- Какое слово вы вставили в третьем предложении? На какой вопрос оно отвечает? Это имя существительное, но является ли оно главным членом предложения? Имена существительные, которые отвечают в предложении на другие вопросы – это второстепенные члены предложения. Они служат для смысловой окраски предложения.
Третий этаж нашего дома
(роль в предложении)
7. Обобщение – по этажам «дома»
- Так что же такое имя существительное?
Но впереди у нас большая работа, изучить четвертый этаж нашего дома. Этим мы займемся на следующих уроках.
8. Рефлексия «Сегодня на уроке я…»
- узнал новое…
- научился …
- было трудно …
- всё понял, могу помочь другим …
- Как вы думаете, ребята, порадовали мы сегодня зиму? Понравился вам урока? Спасибо всем за работу. А зима приготовила вам подарки (дарю всем по снежинке).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку: Глагол как часть речи (УМК "Школа России) 3 класс
Конспект урока по русскому языку: Глагол как часть речи (УМК "Школа России) 3 класс...
Конспект урока по русскому языку: Глагол как часть речи (УМК "Школа России) 3 класс
Конспект урока по русскому языку: Глагол как часть речи (УМК "Школа России) 3 класс 2 часть...
Конспект урока русского языка «Местоимение как часть речи» (УМК «Школа России», 2 класс)
Цели деятельности учителя: совершенствование знаний о местоимении, умения употреблять местоимения в речи.Цели урока по выпускной квалификационной работе: профилактика оптической дисграфии; развитие зр...
Конспект урока русского языка "Местоимение как часть речи" (УМК "Школа России", 2 класс").
Цель деятельности учителя: формирование знаний о местоимении как части речи; формирование умения распознавать личные местоимения среди других слов и в предложении; совершенствование умения работать с ...
Конспект урока по теме "Предлог как часть речи" УМК "Школа России" (2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о правописании предлогов; развитие умения употреблять предлоги в речи. Планируемые результаты Предметные: знать: что такое предлог; какую роль игра...
Конспект урока русского языка "Местоимение как часть речи" (УМК Школа России, 2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о местоимении как части речи, его роли в предложении.Планируемые результаты:Предметные- знать определение местоимения;- знать правил...
Технологическая карта урока русского языка «Морфологический разбор имени существительного как части речи»(УМК «Школа России, 4 класс)
Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: совершенствование знаний о морфологическом разборе имени существительного как части речи, падежных окончаниях имён существительных.Задач...