Технологическая карта урока русского языка "Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи" (2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Цель данного урока: формирование понятия об имени существительном, как частью речи, знакомство с именем существительным, с обобщенным лексическим значением имен существительных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока русского языка | 26.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель урока: формирование понятия об имени существительном, знакомство с именем существительным как частью речи, с обобщённым лексическим значением имён существительных.
Задачи урока:
Познакомить с основными признаками имён существительных (на какие вопросы отвечает, что обозначает);
Учить различать слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?
Формировать умение отличать имена существительные от других частей речи;
Создать на уроке ситуацию психологического комфорта для усвоения новых знаний;
Воспитывать умение чувствовать, понимать и любить красоту родной природы.
Планируемые результаты:
Личностные:
1. Создание условий для развития интереса к изучению данной темы;
2. Развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.
3. Формирование умения слушать и слышать собеседника.
4. Формирование умения сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Метапредметные:
1. Развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение.
2. Формирование умения принимать и сохранять учебную цель и задачи.
3. Планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, прогнозирование предстоящей работы.
4. Учить контролировать и оценивать свои действия, границы своего знания и незнания.
5. Формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух.
Предметные:
1. Актуализировать знания об имени существительном.
2. Формировать знания для нахождения имени существительного среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.
3. Овладение умением обосновывать отнесение слова к имени существительному.
Ресурсы: учебник Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык», толковый словарь. карточки для индивидуальной и групповой работы, карточки-схемы, словарные слова, линейка, карандаш.
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Долгожданный дан звонок, Начинается урок. | Проверяют своё рабочее место. |
II. Актуализация знаний | - Тихо сядьте. - Проверьте свою посадку при письме. - Откройте тетради. Запишите: 26 января. Классная работа. - Из чего состоит наша речь? (Из предложений) - Из чего состоят предложения? (Из слов – частей речи) 1. Составление правил (на доске) – 3 человека - Из чего состоят слова? (из букв) 2. Минутка чистописания С. Михалков «Писать красиво нелегко…» («Чистописание») Пп Рр Ее Дд Мм Ее Тт - Что скажете? - Почему мы написали слово «предмет»? - Как думаете, какую часть речи будем изучать? - Что знаете об имени существительном? - Что бы вы ещё хотели узнать об имени существительном? 2. Словарная работа. - Какое время года? - Назовите зимние месяцы. - Запишите их. Проверьте по словарю. Что общего в написании этих слов? (ь) - Какую роль выполняет ь? - Назовите слово, в котором звуков столько же, сколько и букв. (Январь) -6 - Что объединяет эти слова? (лексическое значение, обозначают предмет, отвечают на вопрос что?) - Какая часть речи? | Проверяют свою посадку при письме. Открывают тетради. Кладут их с наклоном. Записывают число, классная работа. Писать красиво нелегко «Дает корова молоко». За буквой буква, К слогу слог. Ну хоть бы кто-нибудь помог! Карточки: Части речи Имя существительное Предмет Кто? Что? Лексическое значение |
III. Самоопределение к деятельности | 1. - Посмотрите вокруг. Назовите предметы. - Поставьте к ним вопросы. Это существительные. - Что такое имя существительное? Сформулируйте правило. - Посмотрим, согласны ли авторы учебника с этим определением. 2. Работа по учебнику (с.45) - Прочитайте правило. Вот, что рассказало о себе имя существительное: Ученик: - Я слово удивительное, - Сказало существительное. Обозначаю я предмет, - Всему опора спору нет: Ведь солнце, воздух и вода, Земля, леса и города, Заводы, люди и планеты- Всё это разные предметы. А значит, что я всех важней, А значит, что я всех нужней! - Согласны? - И действительно, из 9 тысяч наиболее часто употребляемых слов существительные составляют 4 тысячи слов. (Словарь) Имя существительное в русском языке употребляется чаще, чем другие слова. - Поэтому вы просто обязаны научиться отличать имена существительные от других частей речи. | |
IV. Систематизация знаний по теме | 1. Работа по учебнику (с.44) Упр.74 - Рассмотрите рисунки. - Назовите предметы. Поставьте к ним вопросы. - Это имена существительные. - Какие вопросы ставили? 2. Самостоятельная работа по вариантам (2 человека работают у доски) - Запишите слова в 2 столбика: 1-й столбик – слова, отвечающие на вопрос кто? 2-й столбик – слова, отвечающие на вопрос что? - При затруднении в написании пользуйтесь словарем. Гимнастика для пальцев 2). Страничка для любознательных - А знаете ли вы, почему имя существительное получило такое название? - На этот вопрос нам ответит наш научный консультант (имя ребенка). Ученик: Имена существительные получили такое название потому, что обозначают (называют, именуют) всякий предмет, который существует в окружающем мире. (с.47) | 2 человека работают у доски 1 человек выписывает имена существительные, отвечающие на вопрос кто?, 2 человек – на вопрос что? Остальные работают на своих местах. Подчёркивают изученные орфограммы. |
V. Подвижная физкультминутка | Если я называю имя существительное – вы хлопаете. Если называю другую часть речи– приседаете. Белый снег кружится. Лёд покрыл реки. Плывут серые облака. Мороз нарисовал узоры. Прилетели красногрудые снегири. (Вдох – выдох) | |
VI. Расширение знаний по теме «Имя существительное как часть речи» | 1. Расширение знаний о существительных. - Существительных с каждым годом становится больше. Почему? - Например, когда мои бабушка и дедушка были маленькими, такого слова как «компьютер» не существовало, а когда родилась я, не было слова «смартфон» (Показать картинку) (Смартфо́н (англ. smartphone — умный телефон) — мобильный телефон, дополненный функциональностью карманного персонального компьютера) -Почему? - Можете сейчас ответить на вопрос: почему существительных становится больше? (Предметов становится больше) 2. Работа в группе. - А только ли предметы обозначает имя существительное? - У вас есть конверты со словами. - Выберите только имена существительные. - Что обозначают эти слова? (Люди, животные, растения, мебель, одежда, явления природы, события, чувства людей и т.д.) Домашнее задание. Учебник с. 45, упр.75, правило. | Карточки: 1.Люди 2.Животные 3.Растения 4. Мебель 5. Одежда 6. События 7.Явления природы 8.Чувства людей |
VII. Закрепление полученных знаний | 1. Работа по учебнику Упр.76, с.45. - Прочитайте 1-ю пословицу. - Как вы понимаете ее значение? - Запишите. Подчеркните существительные одной чертой. Обратите внимание: имена существительные могут отвечать не только на вопрос кто? или что? но и на другие вопросы. 2. Работа по карточкам (дифференцированная работа) - Возьмите карточку. - Подчеркните имена существительные одной чертой. - Какое лексическое значение у этих существительных? - Как определяли имена существительные? | Карточки (яблоко зеленое и красное) Январь – сечень (сечёт зиму пополам). |
VIII. Итог урока. Рефлексия. | 1. Вернемся к задачам урока. - Какие учебные задачи ставили перед собой? - Решили их? -Что узнали об имени существительном? 2. Работа с сигнальными карточками - Оцените свою работу на уроке с помощью карточек. - Нарисуйте смайлик. | Ответы детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи.
Конспект урока...
Предмет - русский язык 2 класс Тема урока: "Имя существительное как части речи: значение и употребление в речи".
Конспект урока Предмет - русский языкТема урока: "Имя существительное как части речи: значение и употребление в речи".Учитель: НикифороваС.Ю.Класс 2 УМК "Школа России" Цель: способствов...
разработка урока "Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи"
УМК: Школа РоссииЦель:Формировать умения распознавать имя существительное среди других частей речи по лексическому значению и вопросу....
Технологичекая карта урока на Тему: Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи.
Технологичекая карта урока на Тему: Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи....
Конспект русского языка по теме "Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи"
Цели: предметные: формирование понятия об имени существительном; содействовать развитию наблюдательности, речи, памяти, вниманию, каллиграфических навыков, привитию основ орфографической грамотности, ...
Конспект урока русского языка «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи» (УМК "Школа России" 2 класс)
Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи»Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о местоимении как части речи, его роли в предложении....
Технологическая карта урока русского языка "Глагол как часть речи. Значение глагола в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: формирования понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсямягкий знак Задачи ...