Технологическая карта урока русского языка "Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи" (2 класс)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Печейкина Екатерина Алексеевна

Цель данного урока: формирование понятия об имени существительном, как частью речи, знакомство с именем существительным, с обобщенным лексическим значением имен существительных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель урока: формирование понятия об имени существительном, знакомство с именем существительным как частью речи, с обобщённым лексическим значением имён существительных.

Задачи урока:

Познакомить с основными признаками имён существительных (на какие вопросы отвечает, что обозначает);

Учить различать слова, которые отвечают на вопросы кто? и что?

Формировать умение отличать имена существительные от других частей речи;

Создать на уроке ситуацию психологического комфорта для усвоения новых знаний;

Воспитывать умение чувствовать, понимать и любить красоту родной природы.

Планируемые результаты:

Личностные:

1. Создание условий для развития интереса к изучению данной темы;

2. Развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.

3. Формирование умения слушать и слышать собеседника.

4. Формирование умения сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Метапредметные:

1. Развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение.

2. Формирование умения принимать и сохранять учебную цель и задачи.

3. Планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, прогнозирование предстоящей работы.

4. Учить контролировать и оценивать свои действия, границы своего знания и незнания.

5. Формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух.

Предметные:

1. Актуализировать знания об имени существительном.

2. Формировать знания для нахождения имени существительного среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

3. Овладение умением обосновывать отнесение слова к имени существительному.

Ресурсы: учебник Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык», толковый словарь. карточки для индивидуальной и групповой работы, карточки-схемы, словарные слова, линейка, карандаш.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Проверяют своё рабочее место.

II. Актуализация знаний

- Тихо сядьте.

- Проверьте свою посадку при письме.

- Откройте тетради. Запишите:

26 января. Классная работа.

- Из чего состоит наша речь? (Из предложений)

- Из чего состоят предложения? (Из слов – частей речи)

1. Составление правил (на доске) 3 человека

- Из чего состоят слова? (из букв)

2. Минутка чистописания

С. Михалков «Писать красиво нелегко…» («Чистописание»)

Пп Рр Ее Дд Мм Ее Тт

- Что скажете?

- Почему мы написали слово «предмет»?

- Как думаете, какую часть речи будем изучать?

- Что знаете об имени существительном?

- Что бы вы ещё хотели узнать об имени существительном?

2. Словарная работа.

- Какое время года?

- Назовите зимние месяцы.

- Запишите их. Проверьте по словарю. Что общего в написании этих слов? (ь)

- Какую роль выполняет ь?

- Назовите слово, в котором звуков столько же, сколько и букв. (Январь) -6

- Что объединяет эти слова? (лексическое значение, обозначают предмет, отвечают на вопрос что?)

- Какая часть речи?

Проверяют свою посадку при письме.

Открывают тетради. Кладут их с наклоном.

Записывают число, классная работа.

Писать красиво нелегко

«Дает корова молоко».

За буквой буква,

К слогу слог.

Ну хоть бы кто-нибудь помог!

Карточки:

Части речи

Имя существительное

Предмет

Кто?  Что?

Лексическое значение

III. Самоопределение

к деятельности

1. - Посмотрите вокруг. Назовите предметы.

- Поставьте к ним вопросы. Это существительные.

- Что такое имя существительное?

   Сформулируйте правило.

- Посмотрим, согласны ли авторы учебника с этим определением.

2. Работа по учебнику (с.45)

- Прочитайте правило.

Вот, что рассказало о себе имя существительное:

Ученик:

- Я слово удивительное, -

Сказало существительное.

Обозначаю я предмет, -

Всему опора спору нет:

Ведь солнце, воздух и вода,

Земля, леса и города,

Заводы, люди и планеты-

Всё это разные предметы.

А значит, что я всех важней,

А значит, что я всех нужней!  

- Согласны?

- И действительно, из 9 тысяч наиболее часто употребляемых слов существительные составляют 4 тысячи слов.   (Словарь)

Имя существительное в русском языке употребляется чаще, чем другие слова.

- Поэтому вы просто обязаны научиться отличать имена существительные от других частей речи.

IV. Систематизация знаний по теме

1. Работа по учебнику (с.44) Упр.74

- Рассмотрите рисунки.

- Назовите предметы. Поставьте к ним вопросы.

- Это имена существительные.

- Какие вопросы ставили?

2. Самостоятельная работа по вариантам

 (2 человека работают у доски)

 - Запишите слова в 2 столбика:

1-й столбик – слова, отвечающие на вопрос кто?

2-й столбик – слова, отвечающие на вопрос что?

- При затруднении в написании пользуйтесь словарем.

Гимнастика для пальцев

2). Страничка для любознательных

- А знаете ли вы, почему имя существительное получило такое название?

- На этот вопрос нам ответит наш научный консультант (имя ребенка).

Ученик:

Имена существительные получили такое название потому, что обозначают (называют, именуют) всякий предмет, который существует в окружающем мире. (с.47)

2 человека работают у доски

1 человек выписывает имена существительные, отвечающие на вопрос кто?,

2 человек – на вопрос что?

Остальные работают на своих местах.

Подчёркивают изученные орфограммы.

V. Подвижная физкультминутка

Если я называю имя существительное – вы хлопаете.

Если называю другую часть речи– приседаете.

Белый снег кружится.

Лёд покрыл реки.

Плывут серые облака.

Мороз нарисовал узоры.

Прилетели красногрудые снегири. (Вдох – выдох)

VI. Расширение знаний по теме «Имя существительное как часть речи»

1. Расширение знаний о существительных.

- Существительных с каждым годом становится больше. Почему?

- Например, когда мои бабушка и дедушка были маленькими, такого слова как «компьютер» не существовало, а когда родилась я, не было слова «смартфон»

(Показать картинку)

 (Смартфо́н (англ. smartphone — умный телефон) — мобильный телефон, дополненный функциональностью карманного персонального компьютера)

-Почему?

- Можете сейчас ответить на вопрос: почему существительных становится больше? (Предметов становится больше)

2. Работа в группе.

- А только ли предметы обозначает имя существительное?

- У вас есть конверты со словами.

- Выберите только имена существительные.

- Что обозначают эти слова?

(Люди, животные, растения, мебель, одежда, явления природы, события, чувства людей и т.д.)

Домашнее задание.  Учебник с. 45, упр.75, правило.

Карточки:

1.Люди

2.Животные

3.Растения

4. Мебель

5. Одежда

6. События

7.Явления природы

8.Чувства людей

VII. Закрепление полученных знаний

1. Работа по учебнику

Упр.76, с.45.

- Прочитайте 1-ю пословицу.

- Как вы понимаете ее значение?

- Запишите. Подчеркните существительные одной чертой.

Обратите внимание: имена существительные могут отвечать не только на вопрос кто? или что? но и на другие вопросы.

2. Работа по карточкам (дифференцированная работа)

- Возьмите карточку.

- Подчеркните имена существительные одной чертой.

- Какое лексическое значение у этих существительных?

- Как определяли имена существительные?

Карточки (яблоко зеленое и красное)

Январь – сечень (сечёт зиму пополам).

VIII. Итог урока. Рефлексия.

1. Вернемся к задачам урока.

​​​​​- Какие учебные задачи ставили перед собой?

- Решили их?

-Что узнали об имени существительном?

2. Работа с сигнальными карточками

- Оцените свою работу на уроке с помощью карточек.

- Нарисуйте смайлик.

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет - русский язык 2 класс Тема урока: "Имя существительное как части речи: значение и употребление в речи".

Конспект урока Предмет - русский языкТема урока: "Имя существительное как части речи: значение и употребление в речи".Учитель: НикифороваС.Ю.Класс 2 УМК "Школа России" Цель: способствов...

разработка урока "Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи"

УМК: Школа РоссииЦель:Формировать умения распознавать имя существительное среди других частей речи по лексическому значению и вопросу....

Технологичекая карта урока на Тему: Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи.

Технологичекая карта урока на Тему: Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи....

Конспект русского языка по теме "Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи"

Цели: предметные: формирование понятия об имени существительном; содействовать развитию наблюдательности, речи, памяти, вниманию, каллиграфических навыков, привитию основ орфографической грамотности, ...

Конспект урока русского языка «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи»Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о местоимении как части речи, его роли в предложении....

Технологическая карта урока русского языка "Глагол как часть речи. Значение глагола в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсямягкий знак Задачи ...