Конспект открытого урока русского языка. Имя существительное как часть речи. Значение и употребление в речи имени существительного.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект открытого урока по русскому языку для учащихся 3 класса по теме " Имя существительное как часть речи. Значение и употребление в речи имени существительного."
Данный материал поможет учителю начальных классов дать представление об имени существительном как части речи и его грамматических признаках, сформировать умение различать существительные среди других частей речи, а также развивать мышление учащихся, воображение, речь, память, внимание, каллиграфические и гигиенические навыки письма, пополнит словарный запас, а также через позитивное отношение к урокам русского языка и использование средств активизации учебного процесса (мультимедиа сопровождение, презентацию) прививать интерес и любовь к русскому литературному языку через разные жанры литературного творчества и интеграцию предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.docx | 50.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык
Класс: 3 «В»
Дата: 05.03.2024 год
Тема: «Имя существительное как часть речи. Значение и употребление в речи имени существительного»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока: Систематизировать и дополнить новыми знаниями имеющийся запас знаний об имени существительном.
Предметные результаты:
Задачи урока:
- Закрепить у учащихся представление об имени существительном как части речи и его грамматических признаках.
- Формировать умение различать существительные среди других частей речи.
- Развивать мышление, воображение, речь, память, внимание, каллиграфические и гигиенические навыки письма, пополнять словарный запас учащихся.
- Прививать позитивное отношение к урокам русского языка через использование средств активизации учебного процесса (мультимедиа сопровождение, презентацию), интерес и любовь к литературному русскому языку через разные жанры литературного творчества и интеграцию предметов.
Метапредметные:
познавательные УУД: учиться извлекать информацию из схем, текстов, видеороликов, различать лексическое значение изученных частей речи и обосновывать своё суждение, используя свой жизненный опыт и информацию; воспроизводить в памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; развивать операции мышления: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления и обобщения.
регулятивные УУД: соотносить учебные действия с учебным алгоритмом; выполнять самопроверку, взаимопроверку учебного задания; осуществлять познавательную и личностную рефлексию; формировать умение координировать, контролировать и оценивать свою деятельность.
коммуникативные УУД: согласовывать позиции и находить общее решение; уметь формировать свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других; формировать умение работать в паре и группе; отстаивать свою точку зрения и аргументировать.
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества, совместной деятельности, умение договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы.
Оборудование: Учебник Русский язык В.П. Канакина, В.Г. Горецкий для 3 класса, 2 часть; компьютер, медиа проектор, презентация Power Point, видео ролик, дидактический и раздаточный материал.
Ход урока
- Организационный момент
а) Приветствие учителя (Эмоциональная мотивация)
Учитель:
Прозвенел звонок,
Начинается урок
И на парте всё в порядке-
Книжки, ручки и тетрадки.
Ножки - вместе,
Спинки – ровно.
И к уроку всё готово!
б) Приветствие и готовность к уроку учеников класса.
Я тетрадочку открою
И как надо положу,
Я от вас ничуть не скрою;
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
в) Запись слов числа и классной работы учащимися с выделением знакомых орфограмм.
Пя-то-е мар-та.
Ученик:
- В слове «пятое» 3 слога. Ударение падает на первый слог «пя», безударный гласный звук «о» в окончании числительного.
- Минутка чистописания.
Учитель:
- К минутке чистописания я предлагаю вам отгадать старинную загадку.
Что за буква светится
Старым ясным месяцем?
Ученик: Ответ: буква «С»
Учитель:
- Что можете рассказать об этом звуке?
Ученик:
Звук «С» - согласный, может быть в слове твёрдый и мягкий, глухой, имеет пару по звонкости «с»- «з».
- Учитель:
- На что ещё похожа буква «С»?
Ученик:
- Буква «с» похожа на месяц, подкову, половинку бублика, на серп.(орудие труда)
Учитель:
Полумесяц в небе тёмном
Буквой «С» повис над домом.
Учитель: Запишите эту букву одну строчку, заключая в круг(в виде орнамента)
- Учитель Работа со скороговоркой.
Учитель: Давайте вместе (фронтальная работа) поработаем над нашей дикцией, артикуляцией, памятью и координацией движений.
-Прочитайте четверостишие про себя.
Сидел ворон на сосне,
Заснул и свалился во сне.
Если б он не свалился во сне –
До сих пор бы сидел на сосне.
-Какой жанр литературного творчества вы прочитали?
Ученик:
Мы прочитали скороговорку.
Учитель:
- Ребята, давайте прочитаем скороговорку хором и первый раз медленно, используя действия – жесты.
Учитель:
- Какой звук нужно выделить голосом, чтобы быстро и чётко проговорить скороговорку?
Ученик:
Нужно выделить голосом звук «С».
- Работа со словарными словами. Повторение изученных словарных слов.
Индивидуальная работа учащихся по карточке. (Правописание пропущенных орфограмм. Нахождение в стихотворении всех частей речи)
Учитель:
По картинке догадайтесь, какое словарное слово изображено и запишите его.
Определите лексическое значение этого слова, разделите слово на слоги, и выделите орфограммы. Также мы поговорим над лексико- историческим происхождением слов.
(слайд.5)
Ученик: Словарное слово «коньки». Коньки – спортивный инвентарь
(ботинки с лезвиями), предназначенные для катания на льду.
Историческое происхождение слова: Русское слово «коньки» произошло от старославянского слова «конь».
Русские мастера вырезали на загнутых носах первых фигурных коньков фигурку лошади.
(слайд 6)
Ученик: Словарное слово «синица» - большая синица, или большак распространённая птица из семейства синицевых, отряда воробьинообразных.
Историческое происхождение слова: Русское слово «синица» образовано от названия синего цвета и связано с окрасом птицы «лазоревки» - «лазорь» или «лазурь» - тёмно- голубой или голубой цвет.
Слово «синица» символ олицетворения души, радости и удачи.
(слайд 7)
Ученик: Словарное слово «север» - это одна из 4 частей света, местность с холодным и суровым климатом.
Историческое происхождение слова: Слово «север» имеет древнерусские корни. Раньше говорили «сивир», «сибир», Сибирь.
(слайд 8)
Ученик: Словарное слово «салазки» - это маленькие сани, предназначенные для катания с гор или перевозки грузов.
Историческое происхождение слова: Слово «салазки» собственно- славянское. В литературу вошло в 19 веке. Это слово образовалось с помощью слов «слазить», «спуститься». Первоначальное слово «слазки» - съезжание с доски для спуска в погреб или яму.
( слайд 9)
Учитель: Салазки в старину называли повозкой. Повозка без колёс служила для перемещения людей в зимний период времени.
(слайд 10)
Ученик: Словарное слово «метель» - это природное явление, происходящее в зимний период времени.
Историческое происхождение слова: Существительное «метель» произошло от глагола «мету» или «мести». Первоначальное слово «мет», «метать», «бросать».
Учитель:
Подберите синонимы к слову «метель»?
Ученик:
Синонимы к слову «метель» - вьюга, пурга, буран, завируха, позёмка, закрутень.
- Знакомство с новым словарным словом.
Учитель:
- Чтобы понять, с каким новым словарным словом мы познакомимся сегодня на уроке, разгадайте ребус или загадку:
Не кукушка и не дрозд.
Из металла крылья, хвост.
Не гнездо, любимый дом,
А большой аэродром?
Ученик:
- Это - «самолёт».
( слайд 12)
Учитель:
- Что такое «самолёт»?
Ученик:
- Это машина, которая сама умеет летать.
Учитель:
- В старину самолёт называли «аэроплан» или «самолёт» - летательный аппарат, который тяжелее воздуха и предназначен для полётов в атмосфере. Спроектировал и построил первый самолёт в России - Александр Фёдорович Можайский. Его ещё называют пионером авиации.
(слайд 13)
Учитель:
- Из каких частей состоит слово «самолёт»? Сложное слово? Докажите.
Ученик:
- Слово состоит из 2 частей (сам, летает), соединённых гласной «о».
Учитель:
- Сколько корней в слове «самолёт»?
Ученик:
- Слово «самолёт» состоит из двух корней.
Учитель:
- Какие безударные гласные звуки в слове «самолёт» нужно запомнить?
Ученик:
- Нужно запомнить безударный гласный звук «а» в первом слоге и безударный гласный звук «о» во втором слоге.
Учитель:
- Напишите слово «самолёт» к словарным словам и выделите нужные орфограммы.
Учитель:
- Посмотрите на группу записанных словарных слов и найдите, что в них общее?
Ученик:
- Все записанные словарные слова обозначают предмет и отвечают на вопрос что? и кто?
Учитель:
- Какое слово лишнее?
Ученик:
- Лишнее слово «синица», потому что оно отвечает на вопрос «кто?».
(слайд 11)
Учитель:
- Проверьте слова, которые вы записали и выделили нужные орфограммы. Если у вас слова написаны без ошибок – поставьте плюсик (+) на полях, если были ошибки, то поставьте галочку (*).
б) Учитель:
(слайд 15 Мария Монтессори)
Самолёт быстро полетел в далёкие страны.
Учитель:
- Прочитайте предложение. Запишите его в тетрадь. Найдите грамматическую основу предложения, подчеркните её, подпишите части речи над словами.
Ученик:
- В предложении говорится о самолёте. Самолёт (кто?) – это подлежащее, выражено существительным, подчеркнём одной чертой.
Самолёт (что делает?) – это сказуемое, выражено глаголом, подчеркнём двумя чертами.
Учитель:
- Изучив цвета частей речи русского языка из грамматических коробок Марии Монтессори, покажите и запишите из цветных кирпичиков это предложение.
Сущ.(черный)+нареч.(оранж.)+глаг.(красный)+предл.(зелён.)+прил.(корич)+
сущ. (черный).
Учитель:
- Какой части речи оказалось в предложении больше всего?
Ученик: Больше всего у нас оказалось имён существительных.
- Повторение изученного материала. Актуализация знаний.
Ученики.
Выступают дети со стихотворением:
Существительное – школа
Просыпается – глагол
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришёл.
Встали мы – местоименье.
Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим,
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни у нас частицы
Нам их надо повторять,
И при этом не лениться,
И ни часу не терять.
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах.
Учитель:
-Какая наука занимается изучением всех частей речи и их формы?
Ученик: Изучением частей речи и их формы занимается наука Морфология.
Морфология в переводе с древнегреческого «форма» и «слово, учение» - раздел грамматики, основными объектами которого являются слова, значимые части и их морфологические признаки.
- Изучение нового материала.
а) (слайд) 17
Учитель: Я прочитаю стихотворение, а вы хором дополните его.
Учитель:
- Ребята, вы догадались о какой части речи мы будем говорить на уроке?
Ученик:
- Мы будем говорить об имени существительном.
Учитель:
Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты,
Называются - … (предметы.)
Шубы, шапки и банты,
Гвозди, гайки и болты,
Сёла, города, планеты –
Это тоже всё …( предметы.)
Ах, какие все слова
Восхитительные,
Называются они …(существительные).
(слайд снеговик)
Учитель:
Термин «существительное» в переводе с латинского языка означает «сущность» или «сущее», то есть настоящее и существующее.
Существительное – одна из важнейших частей речи. Именно с неё началось освоение окружающего мира древним человеком. Человек нашёл слова для всего, что было обнаружено им во Вселенной.
- Что ещё вы знаете об имени существительном?
Ученик:
Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? или что?
- Имя существительное может быть собственным или нарицательным, может быть в речи женского, мужского или среднего рода, а также может стоять в единственном или множественном числе.
Имя сущ. может быть главным членов в предложении (подлежащим), а может быть и второстепенным членм предложения.
б) (слайд 19 снеговик 1 место)
Учитель:
-Как вы думаете, каких частей речи больше всего?
Ученик:
- Больше всего в русском языке слов – имён существительных.
Учитель:
На 1 место вышли слова – имена существительные. На каждые 100 слов приходится 40 слов существительных.
в) Работа по восприятию нового материала.
(слайд 20 видеоролик о Королеве речи)
Учитель.
- Посмотрите видеоролик о Королеве речи.
Учитель: (после просмотра видеоролика).
- Какие слова собрались перед дворцом Королевы Речи?
Ученик:
-Перед дворцом Королевы Речи собрались имена существительные или все слова, отвечающие на вопрос кто? или что?
- О чём они заволновались?
Ученик:
-Они заволновались о том, как их будут называть в речи?
Учитель:
-Какие еще особенные слова были у дворца Королевы Речи?
Ученик:
- У Дворца Королевы речи были слова:
* явления природы
*слова-события
*слова-чувства и др.
Учитель:
-Удалось ли Королеве Речи примирить все слова?
Ученик:
Да. Удалось Королеве речи примирить все слова.
- Какое название предложила дать всем словам Королева?
-Ученик:
Королева Речи сказала, что все они будут именами существительными.
- Закрепление пройденного материала
а) Работа по таблице условных групп имён существительных.
(слайд 22 таблица им сущ.)
Учитель:
Рассмотрите таблицу имен существительных и подбери по одному существительному в каждую конкретную группу.
*конкретные предметы: стол, парта…
*живые существа: лисица, корова…
*растения: ель, лиственница…
*явления природы: метель, дождь…
*события: праздник, парад…
*свойства, качества: смелость, отвага…
*географические названия: Москва, Волга…
*чувства людей: радость, уныние…
Физминутка «Чударики» (повторяйте движения)
(слайд 22)
Смотрите, в небе самолёт,
А в самолёте том пилот.
Штурвалом ловко управляет
И между облаков летает.
Под самолётом, то гора,
То лес дремучий, то нора,
То в небо дивится народ,
То зайцы водят хоровод.
б) Работа с учебником.
Учитель:
- Откройте учебник Русского языка на с. 8. Найдите правило Мудрой Совы и внимательно прочитайте его про себя.
в) Работа с упражнением №8 с. 8
Учитель:
- Прочитайте выразительно.
Чтение стихотворения хором детьми.
- Какой жанр литературного произведения прочитали?
Ученик:
- Мы прочитали стихотворение «Снег да снежные узоры».
Учитель:
- Кто автор стихотворения?
Ученик:
- Автор стихотворения «Снег да снежные узоры» Александр Васильевич Круглов – русский писатель, поэт, журналист, издатель 19 века.
Учитель:
- Разбейте стихотворение на части и представьте или нарисуйте картины во внутренней памяти, которые описал поэт А. Круглов.
Учитель:
- Расскажите, что вы представили и нарисовали?
Ученик:
1 картина: Идёт снег, мороз и на окнах видны снежные узоры.
2 картина: Заснеженное поле. За окном завывание вьюги. Очень холодно. Полутьма.
Учитель: Что значит, вьюга разговаривает? Подберите синонимы к слову «разговаривает»?
Ученик:
Синонимы к слову «разговаривает» - беседует, переговаривается, толкует, обменивается.
Учитель:
- Какой литературный приём использовал в написании стихотворения писатель?
Ученик:
-В своём стихотворении «Снег да снежные узоры» А. Круглов использовал приём олицетворения. Автор наделил вьюгу, неодушевлённый предмет, в живое существо.
3 картина: День. Дети и взрослые катаются с горы на санках, лыжах, коньках.
4 картина: Бабушка возле печки (камина) читает детям сказки.
г) Списывание упражнения №8 и выполнение задания к упр.
- Закрепление пройденного материала.
Учитель:
-Какие имена существительные подчеркнули в упражнении?
По каким признакам вы их определили?
Ученик:
- Снег – явление природы.
- Узоры - явление природы.
- Поле – явление природы.
- Вьюга – явление природы.
- Разговоры – качество человека.
- Холод – явление природы.
- Полутьма - явление природы.
- День – явление природы.
- Коньки – конкретный предмет.
- Гора - явление природы.
- Салазки – конкретный предмет.
- Вечер – явление природы.
- Сказки – предмет.
- Зима – явление природы.
Учитель:
- Какую роль выполняют эти слова в стихотворении?
10. Закрепление материала. Работа в парах (слайд 24)
Составление из слов предложения.
Учитель: Составьте из слов (из конверта) предложение.
Какой жанр народного творчества вы увидели? (пословица)
- Что же такое пословица?
Ученик: Пословица – это небольшое предложение или изречение, в виде грамматически законченного предложения, содержащая народную мудрость, поучающее чему-либо. Несёт в себе ценное, жизненное наблюдение, урок и опыт.
(слайд 25)
Почёт и труд рядом живут.
Сердце матери лучше солнца греет.
Мастерство всегда в почёте.
Учитель: Запишите эту пословицу и расскажите, как вы её понимаете?
Почёт и труд рядом живут.
Ученик: - Это выражение, которое подчёркивает важность труда и усилий в достижении почёта и успеха. Она говорит о том, что истинное достоинство и почётное место заслуживаются не просто словами или желаниями, а активным и настойчивым трудом. Почёт человек может заслужить от других людей только своими достижениями и качеством работы.
Сердце матери лучше солнца греет.
Ученик: - Мы знаем, что наша мама нас поддержит, простит, защитит от бед и разделит нашу радость. Эта пословица выражает непревзойдённую теплоту, заботу, которую дарим материнская любовь. Нет ничего важнее в жизни, чем нежность и забота, исходящая от материнского сердца.
Мастерство всегда в почёте.
Ученик: - В пословице иносказательно выражена необходимость в совершенствовании и развитии своих навыков каждому человеку. Т.е. человек должен быть мастером своего дела, неважно чем он занимается.
- Обобщение материала. (слайд 26)
Учитель: - Подходит к концу наш урок и мне хотелось бы, чтобы ребята забрали с собой только слова имена-существительные.
Пальто, мечтать, снегирь,
Молодой, умница, лесная,
Труженик, читать, отдых,
Прогулка, доброта, портфель.
- Домашнее задание
Учебник С.9 упр.9 Написать словарные слова из классной работы.
- Подведение итогов урока
Учитель:
-О какой части речи мы говорили сегодня на уроке.
-Какие группы слов могут образовывать имена существительные?
Ученик: - Предметы, живые существа, растения, явления природы, события, свойства и качества, географические названия, чувства.
- Рефлексия
Учитель: - Что вам запомнилось и понравилось на уроке больше всего?
Оцените свою работу на уроке:
- Я считаю, что урок прошёл для меня с пользой.
- Я многому научился, но ещё нуждаюсь в помощи.
- Мне было трудно на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи.
Конспект урока...
Предмет - русский язык 2 класс Тема урока: "Имя существительное как части речи: значение и употребление в речи".
Конспект урока Предмет - русский языкТема урока: "Имя существительное как части речи: значение и употребление в речи".Учитель: НикифороваС.Ю.Класс 2 УМК "Школа России" Цель: способствов...
Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разработанный в технологии критического мышления.
Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разра...
разработка урока "Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи"
УМК: Школа РоссииЦель:Формировать умения распознавать имя существительное среди других частей речи по лексическому значению и вопросу....
Конспект русского языка по теме "Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи"
Цели: предметные: формирование понятия об имени существительном; содействовать развитию наблюдательности, речи, памяти, вниманию, каллиграфических навыков, привитию основ орфографической грамотности, ...
Урок русского языка во 2 классе Конспект урока на тему: «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи».
Тип урока: урок открытия нового знанияЦЕЛЬ:познакомить учащихся со словами, обозначающими признакипредметов, отвечающими на вопросы какой? какая? какое? какие? и ихролью в речиФормирование УУД:ЛИЧНОСТ...
Конспект урока по русскому языку " Местоимение (личное) как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление).Работа над ошибками."
Конспект урока + презентация по русскому языку " Местоимение (личное) как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление)."...