Конспект открытого урока русского языка. Имя существительное как часть речи. Значение и употребление в речи имени существительного.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Солодовникова Ольга Валериевна

Конспект  открытого урока по русскому языку для учащихся 3 класса по теме " Имя существительное как часть речи. Значение и употребление в речи имени существительного."

  Данный материал поможет учителю начальных классов дать представление об имени существительном как части речи и его грамматических признаках, сформировать умение различать существительные среди других частей речи, а также развивать мышление учащихся, воображение, речь, память, внимание, каллиграфические и гигиенические навыки письма, пополнит словарный запас, а также через позитивное отношение к урокам русского языка и использование средств активизации учебного процесса (мультимедиа сопровождение, презентацию) прививать  интерес и любовь к русскому литературному языку через разные жанры литературного творчества и интеграцию предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku.docx50.92 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс: 3 «В»

Дата: 05.03.2024 год

Тема: «Имя существительное как часть речи. Значение и употребление в речи имени существительного»

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока: Систематизировать и дополнить новыми знаниями имеющийся запас знаний об имени существительном.

Предметные результаты:

Задачи урока:

  1. Закрепить у учащихся представление об имени существительном  как части речи и его грамматических признаках.
  2. Формировать умение различать существительные среди других частей речи.
  3. Развивать мышление, воображение, речь, память, внимание, каллиграфические и гигиенические навыки письма, пополнять словарный запас учащихся.
  4. Прививать позитивное отношение к урокам русского языка через использование средств активизации учебного процесса (мультимедиа сопровождение, презентацию), интерес и любовь к литературному русскому  языку через разные жанры литературного творчества и интеграцию предметов.

Метапредметные:

познавательные УУД: учиться извлекать информацию из схем, текстов, видеороликов, различать лексическое значение изученных частей речи и обосновывать своё суждение, используя свой жизненный опыт и информацию; воспроизводить в памяти информацию, необходимую для решения учебной  задачи; развивать операции мышления: анализа, синтеза, сравнения, сопоставления и обобщения.

регулятивные УУД: соотносить учебные действия с учебным алгоритмом; выполнять самопроверку, взаимопроверку учебного задания; осуществлять познавательную и личностную рефлексию; формировать умение координировать, контролировать и оценивать свою деятельность.

коммуникативные УУД: согласовывать позиции и находить общее решение; уметь формировать свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других; формировать умение работать в паре и группе; отстаивать свою точку зрения и аргументировать.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; развитие навыков сотрудничества, совместной деятельности, умение договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы.

Оборудование: Учебник Русский язык В.П. Канакина, В.Г. Горецкий для 3 класса, 2 часть; компьютер, медиа проектор, презентация Power Point, видео ролик, дидактический и раздаточный материал.

Ход урока

  1. Организационный момент

а) Приветствие учителя (Эмоциональная мотивация)

Учитель:

Прозвенел звонок,

Начинается урок

И на парте всё в порядке-

Книжки, ручки  и тетрадки.

Ножки - вместе,

Спинки – ровно.

И к уроку всё готово!

б) Приветствие и готовность к уроку учеников класса.

Я тетрадочку открою

И как надо положу,

Я от вас ничуть не скрою;

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

в) Запись слов  числа и классной работы учащимися с выделением знакомых орфограмм.

Пя-то-е мар-та.

Ученик:

-  В слове «пятое» 3 слога. Ударение падает на первый слог «пя», безударный гласный звук «о» в окончании числительного.

  1. Минутка чистописания.

Учитель:

- К минутке чистописания я предлагаю вам отгадать старинную загадку.

Что за буква светится

Старым ясным месяцем?

Ученик:  Ответ: буква «С»

Учитель:

- Что можете рассказать об этом звуке?

Ученик:

Звук «С» - согласный, может быть в слове твёрдый и мягкий, глухой, имеет  пару по звонкости «с»- «з».

- Учитель:

- На что ещё  похожа буква «С»?

Ученик:

- Буква «с» похожа на месяц, подкову, половинку бублика,  на серп.(орудие труда)

Учитель:

Полумесяц в небе тёмном

Буквой «С» повис над домом.

Учитель: Запишите эту букву одну строчку, заключая в круг(в виде орнамента)

  1. Учитель Работа со скороговоркой.

Учитель: Давайте вместе (фронтальная работа) поработаем над нашей дикцией, артикуляцией, памятью и координацией движений.

-Прочитайте четверостишие про себя.

Сидел ворон на сосне,

Заснул и свалился во сне.

Если б он не свалился во сне –

До сих пор бы сидел на сосне.

 -Какой жанр литературного творчества вы прочитали?

Ученик:

Мы прочитали скороговорку.

Учитель:

- Ребята, давайте прочитаем скороговорку хором и первый раз медленно, используя действия – жесты.

Учитель:

- Какой звук нужно выделить голосом, чтобы быстро и чётко проговорить скороговорку?

Ученик:

Нужно выделить голосом звук «С».

  1. Работа со словарными словами.  Повторение изученных словарных слов.

Индивидуальная работа учащихся по карточке. (Правописание пропущенных орфограмм. Нахождение в стихотворении всех частей речи)

Учитель:

По картинке догадайтесь,  какое словарное слово изображено и запишите его.

Определите лексическое значение этого слова,  разделите слово на слоги, и  выделите орфограммы. Также мы поговорим над лексико- историческим происхождением слов.

(слайд.5)

Ученик: Словарное слово «коньки». Коньки – спортивный инвентарь

 (ботинки с лезвиями), предназначенные для катания на  льду.

Историческое происхождение слова:  Русское слово «коньки» произошло от старославянского слова «конь».

Русские мастера вырезали на загнутых носах первых фигурных коньков фигурку лошади.

(слайд 6)

Ученик: Словарное слово «синица» - большая синица, или большак распространённая птица из семейства синицевых, отряда воробьинообразных.

Историческое происхождение слова: Русское слово «синица» образовано от названия синего цвета и связано с окрасом птицы «лазоревки» - «лазорь» или «лазурь» - тёмно- голубой или голубой цвет.

Слово «синица» символ олицетворения души, радости и удачи.

(слайд 7)

Ученик: Словарное слово «север» - это одна из 4 частей света, местность с холодным и суровым климатом.

Историческое происхождение слова: Слово «север» имеет древнерусские корни. Раньше говорили «сивир», «сибир», Сибирь.

(слайд 8)

Ученик:  Словарное слово «салазки» - это маленькие сани, предназначенные для катания с гор или перевозки грузов.

Историческое происхождение слова: Слово «салазки» собственно- славянское. В литературу вошло в 19 веке. Это слово образовалось  с помощью слов «слазить», «спуститься». Первоначальное слово «слазки» - съезжание с доски для спуска в погреб или яму.

( слайд 9)

Учитель: Салазки в старину называли повозкой. Повозка без колёс служила для перемещения людей в зимний период времени.

(слайд 10)

Ученик: Словарное слово «метель» - это природное явление, происходящее в зимний период времени.

Историческое происхождение слова: Существительное «метель» произошло от глагола «мету» или «мести». Первоначальное слово «мет», «метать», «бросать».

Учитель:

Подберите синонимы к слову «метель»?

Ученик:

Синонимы к слову «метель» - вьюга, пурга, буран, завируха, позёмка, закрутень.

  1. Знакомство с новым словарным словом.

Учитель:

- Чтобы понять, с каким новым словарным словом мы познакомимся сегодня на уроке,  разгадайте ребус или загадку:

Не кукушка и не дрозд.

Из металла крылья, хвост.

Не гнездо, любимый дом,

А большой аэродром?

Ученик:

- Это - «самолёт».

( слайд 12)

Учитель:

- Что такое «самолёт»?

Ученик:

- Это машина, которая сама умеет летать.

Учитель:

- В старину самолёт называли «аэроплан» или «самолёт» - летательный аппарат, который тяжелее воздуха и предназначен для полётов в атмосфере. Спроектировал и построил первый   самолёт  в России  -  Александр Фёдорович Можайский. Его ещё называют пионером авиации.

(слайд 13)

Учитель:

- Из каких частей состоит слово «самолёт»? Сложное слово? Докажите.

Ученик:

- Слово состоит из 2 частей (сам, летает), соединённых гласной «о».

Учитель:

- Сколько корней в  слове «самолёт»?

Ученик:

- Слово «самолёт» состоит из двух корней.

Учитель:

- Какие безударные гласные звуки в слове  «самолёт» нужно запомнить?

Ученик:

- Нужно запомнить безударный гласный звук «а» в первом слоге и безударный гласный звук «о» во втором слоге.

Учитель:

- Напишите слово «самолёт» к словарным словам и выделите нужные орфограммы.

Учитель:

- Посмотрите на группу записанных  словарных слов и найдите, что в них общее?

Ученик:

- Все записанные словарные слова обозначают предмет и отвечают на вопрос что? и кто?

Учитель:

- Какое слово лишнее?

Ученик:

- Лишнее слово «синица», потому что оно отвечает на вопрос «кто?».

(слайд 11)

Учитель:

- Проверьте слова, которые вы записали и выделили нужные орфограммы. Если у вас слова написаны без ошибок – поставьте плюсик (+) на полях, если были ошибки, то поставьте галочку (*).

 б) Учитель:

(слайд 15  Мария Монтессори)

Самолёт быстро полетел в далёкие страны.

Учитель:

- Прочитайте предложение. Запишите его в тетрадь. Найдите грамматическую основу предложения,  подчеркните её, подпишите части речи над словами.

Ученик:

- В предложении говорится о самолёте. Самолёт (кто?) – это подлежащее, выражено существительным, подчеркнём одной чертой.

 Самолёт (что делает?) – это сказуемое, выражено глаголом, подчеркнём двумя чертами.

Учитель:

- Изучив цвета частей речи русского языка из грамматических коробок Марии Монтессори,   покажите и запишите из цветных кирпичиков это предложение.

Сущ.(черный)+нареч.(оранж.)+глаг.(красный)+предл.(зелён.)+прил.(корич)+

сущ. (черный).

Учитель:

- Какой части речи оказалось в предложении больше всего?

Ученик: Больше всего у нас оказалось имён существительных.

  1. Повторение изученного материала. Актуализация знаний.

Ученики.

Выступают дети со стихотворением:

Существительное – школа

Просыпается – глагол

С прилагательным весёлый

Новый школьный день пришёл.

Встали мы – местоименье.

Бьёт числительное семь.

За ученье, без сомненья

Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично

На уроках дорожим,

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Не и ни у нас частицы

Нам их надо повторять,

И при этом не лениться,

И ни часу не терять.

После школы, как известно,

Мы катаемся в санях.

Здесь особенно уместны

Междометья ох и ах.

Учитель:

-Какая наука занимается изучением всех частей речи и их формы?

Ученик: Изучением частей речи и их формы занимается  наука Морфология.

Морфология в переводе с древнегреческого «форма» и «слово, учение» - раздел грамматики, основными объектами которого являются слова, значимые части и их морфологические признаки.

  1. Изучение нового материала.

а) (слайд) 17

Учитель: Я прочитаю стихотворение, а вы хором дополните его.

 Учитель:

- Ребята, вы догадались о какой части речи мы будем говорить на уроке?

Ученик:

- Мы будем говорить об имени существительном.

Учитель:

Вещи, люди  и цветы,

Носороги и коты,

Джинсы, майки и штиблеты,

Называются - … (предметы.)

Шубы, шапки и банты,

Гвозди, гайки и болты,

Сёла, города, планеты –

Это тоже всё …( предметы.)

Ах, какие все слова

Восхитительные,

Называются они …(существительные).

(слайд снеговик)

Учитель:

Термин «существительное» в переводе с латинского языка означает «сущность» или «сущее», то есть  настоящее и существующее.

Существительное – одна из важнейших частей речи. Именно с неё началось освоение окружающего мира древним человеком. Человек нашёл слова для всего, что было обнаружено им во Вселенной.

- Что ещё вы знаете об имени существительном?

Ученик:

Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? или что?

- Имя существительное может быть собственным или нарицательным, может быть в речи женского, мужского или среднего рода, а также может стоять в единственном или множественном числе.

Имя сущ. может быть главным членов в предложении (подлежащим), а может быть и второстепенным членм предложения.

б) (слайд 19 снеговик 1 место)

Учитель:

-Как вы думаете, каких частей речи больше всего?

Ученик:

- Больше всего в русском языке слов – имён существительных.

Учитель:

На 1 место вышли слова – имена существительные. На каждые 100 слов приходится 40 слов существительных.

в) Работа по восприятию нового материала.

(слайд 20 видеоролик о Королеве речи)

Учитель.

- Посмотрите видеоролик о Королеве речи.

Учитель: (после просмотра видеоролика).

- Какие слова собрались перед дворцом Королевы Речи?

Ученик:

-Перед дворцом Королевы Речи собрались имена существительные или все слова, отвечающие на вопрос кто? или что?

- О чём они заволновались?

Ученик:

-Они заволновались о том, как их будут называть в речи?

Учитель:

-Какие еще особенные слова были у дворца Королевы Речи?

Ученик:

- У Дворца Королевы речи  были слова:  

* явления природы

*слова-события

*слова-чувства и др.

Учитель:

-Удалось ли Королеве Речи примирить все слова?

Ученик:

Да. Удалось Королеве речи примирить все слова.

- Какое название предложила дать всем словам Королева?

-Ученик:

Королева Речи сказала, что все они будут  именами существительными.

  1. Закрепление пройденного материала

а) Работа по таблице условных  групп имён существительных.

 (слайд 22 таблица им сущ.)

Учитель:

Рассмотрите таблицу имен существительных и подбери по одному существительному в каждую конкретную группу.

*конкретные предметы: стол, парта…

*живые существа: лисица, корова…

*растения: ель, лиственница…

*явления природы: метель, дождь…

*события: праздник, парад…

*свойства, качества: смелость, отвага…

*географические названия: Москва, Волга…

*чувства людей: радость, уныние…

  Физминутка  «Чударики» (повторяйте движения)

(слайд 22)

Смотрите, в небе самолёт,

А в самолёте том пилот.

Штурвалом ловко управляет

И между облаков летает.

Под самолётом, то гора,

То лес дремучий, то нора,

То в небо дивится народ,

То зайцы водят хоровод.

б) Работа с учебником.

Учитель:

- Откройте учебник Русского языка на с. 8. Найдите правило Мудрой Совы и внимательно прочитайте его про себя.

в) Работа с упражнением №8 с. 8

Учитель:

- Прочитайте выразительно.

Чтение стихотворения хором детьми.

- Какой жанр литературного произведения прочитали?

Ученик:

- Мы прочитали стихотворение «Снег да снежные узоры».

Учитель:

- Кто автор стихотворения?

Ученик:

- Автор стихотворения «Снег да снежные узоры» Александр Васильевич Круглов – русский писатель, поэт, журналист, издатель 19 века.

Учитель:

- Разбейте стихотворение на части и представьте или нарисуйте картины во внутренней памяти, которые описал поэт А. Круглов.

Учитель:

- Расскажите, что вы  представили и нарисовали?

Ученик:

1 картина: Идёт снег, мороз и на окнах видны снежные узоры.

2 картина: Заснеженное поле. За окном завывание вьюги. Очень холодно. Полутьма.

Учитель: Что значит, вьюга разговаривает? Подберите синонимы к слову «разговаривает»?

Ученик:

Синонимы к слову «разговаривает» - беседует, переговаривается, толкует, обменивается.

Учитель:

- Какой литературный приём использовал в написании стихотворения писатель?

Ученик:

-В своём стихотворении «Снег да снежные узоры» А. Круглов использовал приём олицетворения. Автор наделил вьюгу, неодушевлённый предмет, в живое существо.

3 картина: День. Дети и взрослые катаются с горы на санках, лыжах, коньках.

4 картина: Бабушка возле печки (камина) читает детям сказки.

г) Списывание упражнения №8  и выполнение задания к упр.

 

  1.  Закрепление пройденного материала.

Учитель:

-Какие имена существительные подчеркнули в упражнении?

 По каким признакам вы их определили?

Ученик:

  1. Снег – явление природы.
  2.  Узоры - явление природы.
  3.  Поле – явление природы.
  4. Вьюга – явление природы.
  5. Разговоры – качество человека.
  6.  Холод – явление природы.
  7.  Полутьма - явление природы.
  8. День – явление природы.
  9. Коньки – конкретный предмет.
  10. Гора - явление природы.
  11. Салазки – конкретный предмет.
  12. Вечер – явление природы.
  13.  Сказки – предмет.
  14.  Зима – явление природы.

Учитель:

- Какую роль выполняют эти слова в стихотворении?

10.  Закрепление материала. Работа в парах (слайд 24)

Составление из слов предложения.

Учитель: Составьте из слов (из конверта) предложение.

Какой жанр народного творчества вы увидели? (пословица)

- Что же такое пословица?

Ученик: Пословица – это небольшое предложение или изречение, в виде грамматически законченного предложения, содержащая народную мудрость, поучающее чему-либо. Несёт в себе ценное, жизненное наблюдение, урок и опыт.

(слайд 25)

Почёт и труд рядом живут.

Сердце матери лучше солнца греет.

Мастерство всегда в почёте.

Учитель: Запишите эту пословицу и расскажите, как вы её понимаете?

Почёт и труд рядом живут.

Ученик: - Это выражение, которое подчёркивает важность труда и усилий в достижении почёта и успеха. Она говорит о том, что истинное достоинство и почётное место заслуживаются не просто словами или желаниями, а активным и настойчивым трудом. Почёт человек может заслужить от других людей только своими достижениями и качеством работы.

Сердце матери лучше солнца греет.

Ученик: - Мы знаем, что наша мама нас поддержит, простит, защитит от бед и разделит нашу радость. Эта пословица выражает непревзойдённую теплоту, заботу, которую дарим материнская любовь. Нет ничего важнее в жизни, чем нежность и забота, исходящая от материнского сердца.

Мастерство всегда в почёте.

Ученик: - В пословице иносказательно выражена необходимость в совершенствовании и развитии своих навыков каждому человеку. Т.е. человек должен быть мастером своего дела, неважно чем он занимается.

  1.  Обобщение материала.  (слайд 26)

Учитель: - Подходит к концу наш урок и мне хотелось бы, чтобы ребята забрали с собой только слова имена-существительные.

Пальто, мечтать, снегирь,

Молодой, умница, лесная,

Труженик, читать, отдых,

Прогулка, доброта, портфель.

 

  1.  Домашнее задание

Учебник С.9 упр.9 Написать словарные слова из классной работы.

  1.  Подведение итогов урока

Учитель:

-О какой части речи мы говорили сегодня на уроке.

-Какие группы слов могут образовывать имена существительные?

Ученик: - Предметы,  живые существа, растения, явления природы, события, свойства и качества, географические названия, чувства.

  1.  Рефлексия

Учитель: - Что вам запомнилось и понравилось на уроке больше всего?

Оцените свою работу на уроке:

  1. Я считаю, что урок прошёл для меня с пользой.
  2. Я многому научился, но ещё нуждаюсь в помощи.
  3. Мне было трудно на уроке.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предмет - русский язык 2 класс Тема урока: "Имя существительное как части речи: значение и употребление в речи".

Конспект урока Предмет - русский языкТема урока: "Имя существительное как части речи: значение и употребление в речи".Учитель: НикифороваС.Ю.Класс 2 УМК "Школа России" Цель: способствов...

Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разработанный в технологии критического мышления.

  Конспект урока  на тему  «Имя прилагательное как часть  речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разра...

разработка урока "Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи"

УМК: Школа РоссииЦель:Формировать умения распознавать имя существительное среди других частей речи по лексическому значению и вопросу....

Конспект русского языка по теме "Имя существительное как часть речи: значение и употребление в речи"

Цели: предметные: формирование понятия об имени существительном; содействовать развитию наблюдательности, речи, памяти, вниманию, каллиграфических навыков, привитию основ орфографической грамотности, ...

Урок русского языка во 2 классе Конспект урока на тему: «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи».

Тип урока: урок открытия нового знанияЦЕЛЬ:познакомить учащихся со словами, обозначающими признакипредметов, отвечающими на вопросы какой? какая? какое? какие? и ихролью в речиФормирование УУД:ЛИЧНОСТ...

Конспект урока по русскому языку " Местоимение (личное) как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление).Работа над ошибками."

Конспект урока + презентация по русскому языку " Местоимение (личное) как часть речи: значение и употребление в речи (общее представление)."...