Технологическая карта интегрированного урока в 3 классе «Составление текста-рассуждения. Растения весной»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.
Тема:Составление текста-рассуждения. Растения весной
Цель:
1. Формировать умение составлять текст-рассуждение, формулировать выводы из изученного материала.
2. Уточнять и расширять знания обучающихся о раннецветущих растениях.
3. Воспитывать ответственность за результат учебного труда, понимание его значимости, любовь и бережное отношение к природе.
В данном интегрированном уроке (русский язык+окружающий мир) были использованы следующие формы и методы:
а)работа в группах, самостоятельная работа,фронтальный опрос, коллективная работа с творческим заданием;
б) проблемный, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный методы.
Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого – то одного предмета, который является главным. Остальные интегрируемые с ним предметы помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
интегрированный урок в 3 классе | 23.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта интегрированного урока в 3 классе «Составление текста-рассуждения. Растения весной»
Тема:Составление текста-рассуждения. Растения весной | |||
Цель: 1. Формировать умение составлять текст-рассуждение, формулировать выводы из изученного материала. 2. Уточнять и расширять знания обучающихся о раннецветущих растениях. 3. Воспитывать ответственность за результат учебного труда, понимание его значимости, любовь и бережное отношение к природе. | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные: - называть отличительные признаки текста; - различать типы текста; - составлять текст; - оценивать результаты учебного труда; - объяснять необходимость бережного отношения к природе. | Метапредметные: - формировать умение сравнивать, работать в группе; - обсуждать совместно задание к упражнению - формулировать цель на уроке с помощью учителя; - уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом; - формировать умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность; | Личностные: -познавательный интерес к наблюдениям за словом, удовлетворение от осознания своих достижений; -формировать ценностное отношение к природе, окружающей среде, понимание необходимости ее охраны. - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости. | |
Основные понятия: текст-рассуждения, раннецветущие растения | |||
Межпредметные связи: литературное чтение | |||
Ресурсы:компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями. | |||
Тип урока: интегрированный урок (русский язык + окружающий мир) | |||
Формы и методы: Работа в группах, самостоятельная работа, фронтальный опрос, коллективная работа с творческим заданием; проблемный, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный методы. | |||
Ход урока | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||
I.Организационный момент (психологический настрой) Задаёт вопрос в диалоге: - Поговорим? - А знаете о чём? - О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень. Поговорим? - Сегодня у нас необычный урок русского языка он будет проходить в сочетании с уроком окружающего мира. | Отвечают: - Поговорим! - О чём? - Поговорим! Нам будет интересно! | ||
1.Чистописание (даётся элемент – полуовал влево, соединение с прямой линией с закруглением вверху и внизу, соединение с полуовалом вправо; соединение строчной Ж и строчной Х) Запись предложения под диктовку: Жизнь дана на добрые дела. - Как вы понимаете смысл данного предложения? - определите главные члены предложения. - На уроке окружающий мир мы с вами ходили на экскурсию. Наблюдали за изменениями в природе. Дома записали свои наблюдения. А сейчас (Лариса, Петя, Ваня и т.д.) прочитает свой текст, мы послушаем и ответим на вопрос: - Какой вид текста у (Ларисы, Пети, Вани и т.д.). | - Дают предположительные ответы - Алгоритм определения главных членов предложения - Зачитывают текст, определяют его вид. Примерный текст Красиво в парке весной! Природа просыпается после длительного сна! На деревьях появились душистые, клейкие почки. Через тёмную прошлогоднюю листву пробивается молоденькая, ярко-зелёная травка. Сквозь голые верхушки деревьев проглядывает голубое небо, по которому плывут белые, лёгкие облака. | ||
Мотивация познавательной деятельности | |||
Назвать тему и цель урока с опорой на вопрос. - Как вы думаете, чем мы будемзаниматься на уроке? | - Дают предположительные ответы (составлять тексты ) | ||
-Сегодня мы ещё узнаем об одном тексте, и вы мне в этом поможете. - Какую цель поставим перед собой? | - Будем учиться составлять текст. | ||
Организация познавательной деятельности | |||
2.Составление текста о весне по опорным словам. Делим учащихся класса на 3 группы. Каждая группа получает по две карточки с зашифрованным словом и ключ к расшифровке. (приложение 1) - Вы должны при помощи ключа расшифровать слова, подойти к столу найти своё слово и поместить его на доске. (Приложение 2) Накладываем ключ на карточку и получаем зашифрованное слово. | - Группы выполняют работу, помещают на доске слова Представитель от группы вывешивают слова. СОЛНЦЕ, НЕБО, СНЕГ, ЦВЕТЫ, ДЕРЕВЬЯ, ПТИЦЫ - Хором читают все слова. | ||
-Если мы внимательно прочитали все эти слова, о каком времени года они нам напоминают? | -О весне. | ||
- Правильно, Молодцы! А сейчас давайте вспомним загадки, пословицы в которых встречаются эти слова либо в отгадке, либо в тексте. Если затрудняются, то учитель зачитывает сам. (Приложение 3) Слайды 2-7 | Ответы | ||
- Молодцы! Все загадки составлены на основе примет, признаков. И когда вы дома записывали свои наблюдения, вы тоже отражали приметы, признаки весны. И такие тексты мы называем……. | Ответ (текст-описание) | ||
- А сейчас ещё раз каждая группа, используя свои слова, составит небольшой текст из 3-4 предложений, описывая эти весенние явления природы. | Каждая группа зачитывает свой текст. | ||
II. Изучение нового материала - Какой частью речи являются эти слова в предложении. - Молодцы! - Сегодня мы познакомимся ещё с одним видом текста. - Может кто-то знает, как называется вид этого текста? | Ответы Предположительные ответы (если в ответ тишина) | ||
- Поможет нам один из героев - это------- | |||
Слайд 8 НЕЗНАЙКА | (хором) НЕЗНАЙКА | ||
-А почему Незнайка? - Какой вопрос постоянно задаёт Незнайка? - Молодцы! Правильно! | - Обосновывают свою точку зрения (ответы) - Почему? | ||
Слайд 9 с появлением вопроса «Почему?» | |||
- Потому, что он многого не знает и постоянно задаёт этот вопрос «Почему?» В тексте-рассуждении, который мы сегодня будем учиться писать, тоже постоянно звучит вопрос «Почему?». И мы на него будем давать ответ, используя ключевое слово. | |||
Слайд 10 Потому, что | |||
- Если нарисовать рассуждение в виде схемы, то получится вот что: | |||
Слайд 11 (с появлением схемы на доске) обращает внимание детей на то, что у каждой группы такая схема на столе. (Приложение 4) | |||
- Так почему Незнайку назвали – Незнайкой? - Не забудьте начать свой ответ с первой части рассуждения: - Незнайку так назвали ….. (по схеме) слово-мостик «потому что»… | - Планируют действие. Представляют результат. | ||
III. Закрепление изученного материала - Мы с вами познакомились, как составляется текст-рассуждение. А сейчас, используя текст стихотворения А.С.Пушкина «Ещё дуют холодные ветры…», мы ещё раз попробуем составить текст-рассуждение. Слайд 12 | Знакомятся с текстом (Приложение 5) Стихотворение лежит у каждого на столе, один из обучающихся читает вслух Ещё дуют холодные ветры И наносят утренни морозы, Только что на проталинах весенних Показались ранние цветочки; Как из чудного царства воскового, Из душистой келейки медовой Вылетала первая пчёлка, Полетала по ранним цветочкам О красной весне поразведать, Скоро будет гостья дорогая, Скоро ли луга позеленеют, Скоро ль у кудрявой у берёзы Распустятся клейкие листочки, Зацветёт черёмуха душиста. | ||
- Читая стихотворение, подчёркивайте приметы ранней весны. | Работают с текстом | ||
- Какие приметы ранней весны описал поэт? | Ответ зачитывается | ||
Слайд13 Ещё дуют холодные ветры И наносят утренни морозы, Только что на проталинах весенних Показались ранние цветочки; Как из чудногоцарства воскового, Из душистой келейки медовой Вылетала первая пчёлка Полетала по ранним цветочкам О красной весне поразведать, Скоро будет гостья дорогая, Скоро ли луга позеленеют, Скоро ль у кудрявой у берёзы Распустятся клейкие листочки, Зацветёт черёмуха душиста. | |||
- Как автор называет весну? | - Гостья, дорогая, красная весна | ||
Слайд14 (гостья, дорогая, красная весна) | |||
- Почему? | - Ответ начинаем по схеме | ||
-Как вы понимаете «Красная весна?» | - Красивая | ||
- Почему? | - Ответ начинаем по схеме | ||
- Молодцы! | |||
3.Словарно-орфографическая работа - Дети, а вы любите загадывать и разгадывать загадки? Послушайте загадку - Отгадку вам поможет определить карточка 2, которая лежит на столе у каждой группы. Дышит, растёт, А ходить не может. | Ответы Разгадывание ребуса (Приложение 6) | ||
- Начало от выделенной буквы по часовой стрелке Слайд 15(растение) - Эта отгадка определила ещё одну тему нашего урока. - Как вы думаете какая тема урока? Слайд 16 (после предположений детей) Обращает внимание на тему «Растения весной». | - Записывают в тетрадях слово РАСТЕНИЕ -Поставить ударение, подчеркнуть «опасное» место, если сомневаемся открыть учебник на стр. 151, проверить. -Предположения детей | ||
- Попробуйте дать название раннецветущим растениям, которые я вам покажу. | - Ответы | ||
Слайды 17- 23(с постепенным появлением) (Ветреница лютичная, медуница, мать-и-мачеха, одуванчик, крокус, прострел (сон-трава), галантус (подснежник). Останавливаемся на подснежнике (он появляется последним) - А почему этот цветок назвали подснежник? | Ответ (по схеме) | ||
- Молодцы! | |||
Читает стихотворения. Из-под снега расцветает, Раньше всех Весну встречает Первым вылез из землицы На проталинке Он мороза не боится Хоть и маленький. Слайд 23(остаётся только подснежник) | |||
4. Физкультминутка: Спал цветок и вдруг проснулся (Туловище вправо, влево). Больше спать не захотел (Туловище вперёд, назад). Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться) Взвился вверх и полетел (Руки вверх, вправо, влево). Солнце утром лишь проснётся, Бабочка кружит и вьётся (Покружиться). | (Туловище вправо, влево). (Туловище вперёд, назад). (Руки вверх, потянуться) (Руки вверх, вправо, влево). (Покружиться). | ||
5.Составление текста-рассуждения - А сейчас попробуем составить самостоятельно текст-рассуждение, отвечая на вопрос: - Почему эти растения цветут рано весной? Слайд 24 (с первоцветами) Обращает внимание детей на картинки первоцветов. Опору делаем на схему. | - Каждая группа зачитывает свой текст. | ||
- Молодцы! Эти цветы радуют нас своей красотой после долгой, холодной зимы. Природа оживает. Что нужно делать, чтобы эта красота не исчезла с планеты Земля и радовала нас каждый год своей красотой. | Ответ | ||
IV.Подведение итогов - Послушайте стихотворение Г.Глушкова «Цветы» Шёл Серёжа по траве, Бил цветы по голове, Бил панамкой. Бил ладошкой. Не хотим играть с Серёжкой! | |||
-Правильно поступал Серёжа? | - Ответ | ||
- Составьте устно совет- рассуждение к вопросу: - Почему нельзя рвать эти цветы? | -Ответ (опора на схему) по группам | ||
- Давайте ещё раз обратимся к правилам друзей природы, которые нам знакомы. Слайд 25 (на доске таблица с экологическими правилами. -Читает стихотворение: Давай пройдёмся медленно по лугу. И «здравствуй» скажем каждому цветку. Я должен над цветами наклониться Не для того, чтоб рвать или срезать, А чтоб увидеть добрые их лица, И доброе лицо им показать. | -Читают хором экологические правила и рассматривают знаки | ||
V. Домашнее задание: - Дома я предлагаю разгадать кроссворд «Раннецветущие растения», и составить небольшой текст-рассуждение об одном из них. (Приложение 7) | |||
VI. Рефлексия: - Чему вы научились на уроке? Расскажите по схеме: Я → знаю → запомнил → смог | Ответ | ||
- Что нового вы сегодня узнали? - Как вы думаете, смогли мы с вами сегодня на уроке проследить взаимосвязь между школьными предметами? - Какие растения-цветы мы называем первоцветами? - С каким видом текста мы сегодня познакомились? - Чем отличается текст-рассуждение от других текстов? - Я рада, что мы выполнили поставленную сегодня цель и добились следующих результатов (объявить оценки за работу). - Спасибо всем за работу. | - Подвести итог проделанной работе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта интегрированного урока-проекта "Зимние краски" (литературное чтение, русский язык, изо) в 4 классе по УМК "Школа России"
Данный интегрированный урок способствует развитию коммуникативности, умению работать в группах; развивает творческие способности детей, умение строить монологическую речь, самостоятельно творчески раб...
Технологическая карта интегрированного урока по обучению грамоте (чтение) и письму (русский язык) 1 класс УМК «Планета знаний» Тема: « Парные по глухости-звонкости согласные б – п, в – ф, г - к».
План-конспект интегрированного урока по обучению грамоте (чтение) и письму (русский язык) 1 классУМК «Планета знаний»Тема: « Парные по глухости-звонкости согласные б – п, в – ф, г - к». Тип...
Технологическая карта интегрированного урока по учебным предметам «Окружающий мир» и «Изобразительное искусство» в 1 классе на тему «Покормите птиц зимой»
Урок приурочен к акции "Покормите птиц зимой": первоклассники сидят за одним большим столом, что полезно на стадии формирования классного коллектива, и для создания коллективной работы ...
технологическая карта интегрированного урока математики. 3 класс
интегрированный урок математики 3 класс. "День рождения Кроша"...
Технологическая карта интегрированного урока по окружающему миру и технологии 1 класс по теме "Где зимуют птицы?Наши зимние гости -красногрудые снегири.Работа с нитками в несколько сложений.
Интегрированный урок в 1 классе по окружающему миру и технологии....
Технологическая карта интегрированного урока музыки экологической направленности "Музыка утра" 1 класс
Разработка технологической карты интегрированного урока музыки экологической направленности для 1 класса УМК «Школа России» Урок №19 по ФГОС НОО УМК«Школа России» «М...
Технологическая карта интегрированного урока русского языка и изобразительного искусства по теме «Матрёшки» в 1 (якутском) классе
Путем создания условий для речевых навыков и организации учебного сотрудничества обучающихся формируются универсальные учебные действия (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные)...