Технологическая карта интегрированного урока-проекта "Зимние краски" (литературное чтение, русский язык, изо) в 4 классе по УМК "Школа России"
проект по русскому языку (4 класс) на тему
Данный интегрированный урок способствует развитию коммуникативности, умению работать в группах; развивает творческие способности детей, умение строить монологическую речь, самостоятельно творчески работать по теме проекта; умение писать сочинение-миниатюру, работая в группах; умение спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_integrirovannogo_uroka.docx | 210.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта интегрированного урока-проекта (литературное чтение, русский язык, изо) в 4 «А» классе по УМК «Школа России»
Тема. «Зимние краски»
Цели урока:
- создание образного представления о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства;
- развитие творческих способностей детей, воображения, ассоциативного, образного мышления, умения выделять существенные признаки, развивать монологическую речь детей;
- формирование эстетического восприятия окружающего мира (формирование способности воспринимать и ценить красоту окружающего мира)
Задачи:
- расширение познавательных интересов, развитие фантазии;
- развитие коммуникативности, умения работать в группах;
- создание положительной мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды на уроке
Проектные цели:
- развивать умение строить монологическую речь, самостоятельно, творчески работать по теме проекта;
- умение писать сочинение-миниатюру на заданную тему;
- умение спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь
Тип урока: интегрированный урок
Методы обучения: проблемно-поисковый, наглядный, элементы метода исследовательского обучения.
Формы работы обучающихся: фронтальная, групповая.
Технологии: здоровьесберегающие, системно-деятельностного подхода, технология сотрудничества, ИКТ, игровая.
Оборудование:
1. Презентация под названием «Зимняя сказка» (Зимние пейзажи). Репродукции картин великих художников: «Первый снег» Аркадия Пластова, «Русская зима» Константина Юона, «Март» Исаака Левитана, «Зима» Алексея Саврасова.
2. Аудиозапись «Сказочная зимняя мелодия».
3. Листы формата А-3.
4. Карандаши, сухая пастель, клей, раздаточный материал.
5. Книги, детские журналы, содержащие материал о зиме.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Универсальные учебные действия | |
Этап вхождения в проектную деятельность | ||||
1.Организационный момент. | - Ребята, встаньте прямо, расправьте плечи, приподнимите голову, подарите мне свою улыбку, улыбнитесь друг другу, подарите свою улыбку гостям. Я желаю вам успехов на уроке! | Приветствие обучающихся. | Коммуникативные: установление дружеских контактов, настрой на продуктивную деятельность Регулятивные: нацеливание на успешную работу | |
2. Мотивация учебной деятельности обучающихся. | - Теперь сядьте удобно и подумайте, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «зима». (Снег, мороз, снежинки, сугробы, лёд, каток, холод и т.д.) - Закройте глаза и представьте, что на вашу ладошку упала снежинка ... Лёгкая, пушистая, красивая … Вы согласитесь со мной, если я скажу, что снежинка – это визитная карточка русской зимы? - Как вы относитесь к этому времени года? - Мне хочется зачитать вам отрывок из сочинения одной ученицы. Внимательно послушайте. «Самое красивое время года – это осень. То она золотая, то багряная, то разноцветная, я бы ещё сказала пёстрая. А вот зима не радует нас разнообразием красок. Она белая, бесцветная. Тоскливо зимой, неинтересно». - Что вы об этом скажете?
| Называют слова, которые ассоциируются со словом «зима» Высказывания детей. Высказывания детей. | Личностные: самоопределение Коммуникативные: умение высказывать свои мысли Регулятивные: определение учебной проблемы Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков | |
3. Постановка цели и задач урока. | - Как вы думаете, какая главная задача нашего урока?
- А как это сделать?
| Предположения ребят. (Доказать (показать), что зима-прекрасное время года. Зимой можно тоже увидеть много разнообразных красок). Высказывания детей. Называют правила работы в группах. Распределяют роли и составляют план работы в группе | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные: планирование работы в группах Познавательные: логические – формулирование проблемы и умение ориентироваться в своей системе знаний | |
Создание продукта проектной деятельности | ||||
4. Создание проекта | Задание 1. - Ребята! Пусть каждая страничка вашей литературной газеты имеет своё название. Вот и начнём работу с выбора заголовка. Посмотрите, у вас на партах лежат конверты и лист А3. Откройте конверт № 1, в нём вы найдёте несколько вариантов заголовка вашей страницы. Выберите один из них, тот, который вам больше понравился, и приклейте на вашу страницу. (Время работы 3 мин.) Варианты названия странички:
3. Птицы зимой. 4. Зимние забавы. Задание 2. - Красота русской зимы воспета многими поэтами. Я предлагаю вам вспомнить некоторые стихи о зиме. Откройте конверт № 2. Но вот беда: строчки стихотворений рассыпались и перепутались. Ваша задача: найти и собрать стихотворение, которое подходит к заголовку вашей страницы газеты. Помните о стихотворной рифме, созвучии поэтических строк. Собранное стихотворение приклейте на свою страничку. (Время работы 3 мин.) Физминутка. Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. Задание № 3. - На следующем этапе работы вам предстоит написать сочинение-миниатюру. Кто знает, что такое миниатюра? (Жанр малых форм, т.е. небольшое по размеру произведение). - Откройте конверт № 3. Перед вами словосочетания. Некоторыми из них вы можете воспользоваться, чтобы написать сочинение-миниатюру, соответствующее заголовку вашей странички газеты. (Время работы 7 мин.) Задание № 4. - Красота русской зимы, зимней природы вдохновляла не только поэтов и писателей, но и художников, композиторов. Давайте рассмотрим репродукции картин известных русских живописцев. Поделитесь своими впечатлениями. Я предлагаю вам почувствовать себя юными художниками и украсить страничку своими зимними рисунками. (Время работы 5 мин.) | Обучающиеся выбирают название страницы газеты и наклеивают на лист бумаги А3. Находят рассыпавшиеся строчки стихов, собирают их и наклеивают на страницу газеты. Выполняют движение руками, имитирующее падение снега. Дают определение: Миниатюра – это жанр малых форм, т.е. небольшое по размеру произве-дение. Пишут сочинение. Высказывания детей. Ребята украшают рисунками свои страницы. | Коммуникативные: умение договариваться, выполнять различные роли в группе Регулятивные: осуществлять действия по реализации плана Познавательные: поиск и отбор необходимой информации Регулятивные: умение выполнять по образцу Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний Коммуникативные: умение работать в группах Личностные: нравственно-зстетическое оценивание усваиваемого материала | |
5. Представление (защита) работ по плану. | - А сейчас каждая группа представит свою работу по плану. План.
(По 3 мин. на каждую презентацию) Составление газеты из изготовленных страничек (скрепление) - Где можно применить эту газету? | Представление работ. Высказывания детей. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Обосновывать свое мнение. Личностные: самоопределение Регулятивные: планирование, прогнозирование | |
| - Подошёл к концу наш урок. Как вы думаете, смогли ли мы справиться с задачей, поставленной в начале урока?
- Подводя итог всему сказанному, я хочу предложить вам послушать сказку, которую приготовила Новожилова Алёна. Зимняя сказка. «Побелели поля и пригорки (2 слайд). Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке (3-5 слайды). Ходит Зима по горам, по долам в больших, мягких валенках (6 слайд). Заглянула Зима в лес. Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы, пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно (7 слайд). А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись (8 слайд). Их Зима тоже в белые шубки одела (9 слайд). И на рябинку, что у самой опушки растет, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось (10 слайд). На концах ветвей грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются (11 слайд). Живёт зимний лес. Живут заснеженные поля и долины. Живёт вся картина чародейки Зимы (12-13 слайды). Можно её и Солнышку показать (14 слайд). Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины. А под её взглядом всё кругом ещё краше становится (15-16 слайды). Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зеленые огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях (17 слайд). А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей (18 слайд), и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки (19 слайд). Чудесная получилась картина!»(20-21 слайды).
- А сейчас откройте конверт под № 4, в нём лежит лист, на котором изображена «лесенка успеха» и человечек. Если вы довольны работой своей группы и всё у вас получилось, то поставьте человечка на верхнюю ступеньку. Если вы не очень довольны работой своей группы и что-то у вас сегодня не получилось, то поставьте человечка на среднюю ступеньку. Ну а если вы совсем недовольны работой своей группы, то поставьте человечка на нижнюю ступеньку. - Сегодня вы работали творчески, создали замечательные проекты, за которые я хочу вручить вам сертификаты. (Вручение сертификатов). - Из ваших страничек получилась замечательная газета, мы обязательно покажем её первоклассникам. Ну и конечно, украсим этой газетой наш кабинет. Урок окончен. Спасибо! | Высказывания детей. Ученица рассказывает «Зимнюю сказку» (с презентацией) Оценка работы группы. | Коммуникативные: вступать в диалог, задавать вопросы, сотрудничать в группе, умение выражать свои мысли Познавательные: уметь давать характеристику выполненной деятельности Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания Регулятивные: самооценка, оценка работы группы |
Приложение 1
С. Есенин
Берёза.
Белая берёза Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Ф. Тютчев
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой …
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
А. Прокофьев.
Как на горке, на горе,
На широком на дворе
Кто на санках,
Кто на лыжах,
Кто повыше,
Кто пониже,
Кто потише,
Кто с разбега,
Кто на льду,
А кто по снегу.
С горки – ух,
На горку – ух!
Бух!
Захватывает дух!
С. Есенин.
Поёт зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна…
Приложение 2
Снежные хлопья пушистый снежок переливаются огоньками
покрылась тонким льдом чудесная картина
тяжёлые снеговые шубы белое покрывало накинула
вспыхнули, засветились снега заплясали разноцветные огоньки
сказочная красота покидают родные места в зимнюю стужу
отправляются в дальнее путешествие зимующие птицы
нужно позаботиться о птицах зимой любимое время года радостно на душе хочется взять санки
поиграть в снежки покататься на коньках и лыжах чудесное время года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русский язык во 2 классе УМК "Школа России".
Предмет: Русский язык.Класс: 2 классТип урока: усвоение новых знаний. Технологическая карта изучения темы «Сог...
Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе программа "Школа России"
Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе программа "Школа России" по теме "Роль прилагательных в тексте"...
Технологическая карта урока. Тема : " Именительный и винительный падежи." Русский язык. 4 класс. УМК Школа России.
Технологическая карта урока. Тема :" Именительный и винительный падежи." Русский язык. 4 класс. УМК Школа России....
Технологическая карта интегрированного урока по обучению грамоте (чтение) и письму (русский язык) 1 класс УМК «Планета знаний» Тема: « Парные по глухости-звонкости согласные б – п, в – ф, г - к».
План-конспект интегрированного урока по обучению грамоте (чтение) и письму (русский язык) 1 классУМК «Планета знаний»Тема: « Парные по глухости-звонкости согласные б – п, в – ф, г - к». Тип...
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по разделу "Слово в языке и речи"
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по разделу "Слово в языке и речи"...
Технологическая карта урока. Правописание слов разделительным мягким знаком.русский язык, учебник В.П. Канакина, В.Г.Горецкий "Русский.2 класс". 2 часть. 2 класс, УМК «Школа России»
Технологическая карта урока. Правописание слов разделительным мягким знаком.русский язык, учебник В.П. Канакина, В.Г.Горецкий "Русский.2 класс". 2 часть. 2 класс, УМК «Школа Росс...
Межпредметная деятельность. Интегрированный урок окружающего мира, литературного чтения, русского языка «Природные зоны России»
Овразовательная система "Школа 2100", 2 класс...