Технологическая карта интегрированного урока-проекта "Зимние краски" (литературное чтение, русский язык, изо) в 4 классе по УМК "Школа России"
проект по русскому языку (4 класс) на тему

Леонтьева Инесса Николаевна

Данный интегрированный урок способствует развитию коммуникативности, умению работать в группах; развивает творческие способности детей, умение строить монологическую речь, самостоятельно творчески работать по теме проекта; умение писать сочинение-миниатюру, работая в группах; умение спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_integrirovannogo_uroka.docx210.86 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта интегрированного урока-проекта (литературное чтение, русский язык, изо)                                                                 в 4 «А» классе по УМК «Школа России»

Тема. «Зимние краски»

 Цели урока:

  • создание образного представления о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства;
  • развитие творческих способностей детей, воображения, ассоциативного, образного мышления, умения выделять существенные признаки, развивать монологическую речь детей;
  • формирование эстетического восприятия окружающего мира (формирование способности воспринимать и ценить красоту окружающего мира)

Задачи:

  • расширение познавательных интересов, развитие фантазии;
  • развитие коммуникативности, умения работать в группах;
  • создание положительной мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды на уроке

Проектные цели:

  • развивать умение строить монологическую речь, самостоятельно, творчески работать по теме проекта;
  • умение писать сочинение-миниатюру на заданную тему;
  • умение спрогнозировать свой продукт и выстроить защитную речь

Тип урока: интегрированный урок

Методы обучения: проблемно-поисковый, наглядный, элементы метода исследовательского обучения.

Формы работы обучающихся: фронтальная, групповая.

Технологии: здоровьесберегающие, системно-деятельностного подхода, технология сотрудничества, ИКТ, игровая.

Оборудование:

1. Презентация под названием «Зимняя сказка» (Зимние пейзажи). Репродукции картин великих художников: «Первый снег» Аркадия Пластова, «Русская зима» Константина Юона,  «Март» Исаака Левитана, «Зима» Алексея Саврасова.

2. Аудиозапись «Сказочная зимняя мелодия».

3. Листы формата А-3.

4. Карандаши, сухая пастель, клей, раздаточный материал.

5. Книги, детские журналы, содержащие материал о зиме.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

Этап вхождения в проектную деятельность

1.Организационный  момент.

- Ребята, встаньте прямо, расправьте плечи, приподнимите голову, подарите мне свою улыбку, улыбнитесь друг другу, подарите свою улыбку гостям.                                                                                                          Я желаю вам успехов на уроке!

Приветствие  обучающихся.

Коммуникативные: установление дружеских контактов, настрой на продуктивную деятельность

Регулятивные: нацеливание на успешную работу

2.  Мотивация  учебной деятельности обучающихся.

- Теперь сядьте удобно и подумайте, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите  слово «зима». (Снег, мороз, снежинки, сугробы, лёд, каток, холод и т.д.)

- Закройте глаза и представьте, что на вашу ладошку упала снежинка ... Лёгкая, пушистая, красивая … Вы согласитесь со мной, если я скажу, что снежинка – это визитная карточка русской зимы?

- Как вы относитесь к этому времени года?

- Мне хочется зачитать вам отрывок из сочинения одной ученицы. Внимательно послушайте.

«Самое красивое время года – это осень.  То она золотая, то багряная, то разноцветная, я бы ещё сказала пёстрая. А вот зима не радует нас разнообразием красок. Она белая, бесцветная. Тоскливо зимой, неинтересно».  

- Что вы об этом скажете?  

                                                                                                                                 

Называют слова, которые ассоциируются со словом  «зима»

Высказывания  детей.

Высказывания  детей.

Личностные:  самоопределение

Коммуникативные: умение высказывать свои мысли

Регулятивные:  определение учебной проблемы

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

 3. Постановка цели и задач урока.

- Как вы думаете, какая главная задача нашего урока?  

                                                                                   

 - А как это сделать?

  • Я предлагаю выразить своё отношение к зимней природе через создание проекта «Зимние краски». А результатом (продуктом) нашей работы будет литературная газета. Знания изученных произведений о зиме помогут вам в создании этой газеты.
  • Работать будете в группах. Каждая группа создаст свою «зимнюю» страницу. Я надеюсь, что вы проявите творчество и фантазию, будете трудиться дружно, помогая друг другу, и тогда ваша работа получится интересной и красивой. Давайте вспомним правила совместной работы.

  • Не забудьте составить план работы вашей группы и распределение ролей.

Предположения ребят. (Доказать (показать), что зима-прекрасное время года. Зимой можно тоже увидеть много разнообразных красок).

Высказывания  детей.

Называют правила работы в группах.

Распределяют роли и составляют план работы в группе

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: планирование работы в группах

Познавательные: логические – формулирование проблемы и умение ориентироваться в своей системе знаний

Создание продукта проектной деятельности

4. Создание проекта

Задание 1.

- Ребята! Пусть каждая страничка вашей литературной газеты имеет своё название. Вот и начнём работу с выбора заголовка. Посмотрите, у вас на партах лежат конверты и лист А3. Откройте конверт № 1, в нём вы найдёте несколько вариантов заголовка вашей страницы. Выберите один из них, тот, который вам больше понравился,  и приклейте на вашу страницу. (Время работы 3 мин.)

Варианты названия странички:

  1. Зимние краски.                 2. Зима в лесу.

3.   Птицы зимой.                 4. Зимние забавы.

Задание 2.

- Красота русской зимы воспета многими поэтами. Я предлагаю вам вспомнить некоторые стихи о зиме. Откройте конверт № 2. Но вот беда: строчки стихотворений рассыпались и перепутались. Ваша задача: найти и собрать стихотворение, которое подходит к заголовку вашей страницы газеты. Помните о  стихотворной рифме, созвучии поэтических строк. Собранное стихотворение приклейте на свою страничку.  (Время работы  3  мин.)

Физминутка.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

Задание № 3.

 - На следующем этапе работы  вам предстоит написать сочинение-миниатюру. Кто знает, что такое миниатюра? (Жанр малых форм, т.е. небольшое по размеру произведение).

- Откройте конверт № 3.  Перед вами словосочетания. Некоторыми из них вы можете воспользоваться, чтобы  написать сочинение-миниатюру, соответствующее  заголовку вашей странички газеты. (Время работы 7 мин.)

Задание № 4.

- Красота русской зимы, зимней природы вдохновляла не только поэтов и писателей, но и художников, композиторов.

Давайте рассмотрим репродукции картин известных русских живописцев. Поделитесь своими впечатлениями.

Я предлагаю вам почувствовать себя юными художниками и украсить страничку своими зимними рисунками.

                  (Время работы 5 мин.)

Обучающиеся выбирают название страницы газеты и наклеивают на лист бумаги А3.

Находят рассыпавшиеся строчки стихов, собирают их и наклеивают на страницу газеты.

Выполняют движение руками, имитирующее падение снега.

Дают определение:

Миниатюра – это жанр малых форм,

т.е. небольшое по размеру произве-дение.

Пишут сочинение.

Высказывания  детей.

Ребята украшают рисунками свои страницы.  

Коммуникативные:  умение договариваться, выполнять различные роли в группе

Регулятивные: осуществлять действия по реализации плана

Познавательные: поиск и отбор необходимой информации

Регулятивные: умение выполнять по образцу

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний

Коммуникативные: умение работать в группах

Личностные: нравственно-зстетическое оценивание усваиваемого материала

5. Представление (защита)  работ по плану.

- А сейчас каждая группа представит свою работу по плану.

План.

  1. Представиться (авторы работы).
  2. Защита работ (комментирование композиции рисунков, темы, чтение стихотворения, мини-сочинения)
  3. Определить, где можно использовать готовый продукт.

(По 3 мин. на каждую презентацию)

Составление газеты из изготовленных страничек (скрепление)

 - Где можно применить эту газету?

Представление работ.

Высказывания детей.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Обосновывать свое мнение.

Личностные: самоопределение

Регулятивные: планирование, прогнозирование

  1. Итог урока. Рефлексия.

- Подошёл к концу наш урок. Как вы думаете, смогли ли мы справиться с задачей, поставленной в начале урока?  

 

- Подводя  итог всему сказанному, я хочу предложить вам послушать сказку, которую приготовила  Новожилова Алёна.

                                                    Зимняя сказка.  

 «Побелели поля и пригорки (2 слайд). Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке (3-5 слайды). Ходит Зима по горам, по долам в больших, мягких валенках (6 слайд). Заглянула Зима в лес. Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы, пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно (7 слайд). А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись (8 слайд).  Их Зима тоже в белые шубки одела (9 слайд).  И на рябинку, что у самой опушки растет, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось (10 слайд). На концах ветвей грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются (11 слайд).

    Живёт зимний лес. Живут заснеженные поля и долины. Живёт вся картина чародейки Зимы (12-13 слайды). Можно её и Солнышку показать (14 слайд). Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины. А под её взглядом всё кругом ещё краше становится (15-16 слайды). Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зеленые огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях (17 слайд). А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей (18 слайд), и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки (19 слайд). Чудесная получилась картина!»(20-21 слайды).

                                         

 - А сейчас откройте конверт под № 4, в нём лежит лист, на котором изображена «лесенка успеха» и человечек.  Если вы довольны  работой  своей группы и всё у вас получилось, то поставьте человечка на верхнюю ступеньку. Если вы не очень довольны  работой своей группы и что-то у вас сегодня не получилось, то поставьте человечка на среднюю ступеньку. Ну а если вы совсем недовольны работой своей группы, то поставьте человечка на нижнюю ступеньку.

- Сегодня вы работали творчески, создали замечательные проекты, за которые я хочу вручить вам сертификаты.

(Вручение сертификатов).

- Из ваших страничек получилась замечательная  газета,  мы обязательно покажем её первоклассникам. Ну и конечно, украсим этой газетой наш кабинет.

Урок окончен. Спасибо!

Высказывания  детей.

Ученица рассказывает  «Зимнюю сказку» (с презентацией)

Оценка работы группы.

Коммуникативные: вступать в диалог, задавать вопросы, сотрудничать в группе, умение выражать свои мысли

Познавательные: уметь давать характеристику выполненной деятельности

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания

Регулятивные: самооценка, оценка работы группы

Приложение 1

С. Есенин

Берёза.

Белая берёза                                                                                                                                                   Под моим окном

Принакрылась снегом,    

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Ф. Тютчев

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой …

Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нём ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.

А. Прокофьев.

Как на горке, на горе,

На широком на дворе

Кто на санках,

Кто на лыжах,

Кто повыше,

Кто пониже,

Кто потише,

Кто с разбега,

Кто на льду,

А кто по снегу.

С горки – ух,

На горку – ух!

Бух!

Захватывает дух!

С. Есенин.

Поёт зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Кругом с тоской глубокою

Плывут в страну далёкую

Седые облака.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна…

Приложение 2

Снежные хлопья                                 пушистый снежок                переливаются огоньками

покрылась тонким льдом                              чудесная картина

тяжёлые снеговые шубы                  белое покрывало накинула    

   вспыхнули, засветились снега                 заплясали разноцветные огоньки

сказочная красота                                                 покидают родные места                 в  зимнюю стужу      

                       

  отправляются в дальнее путешествие                           зимующие птицы    

       

  нужно позаботиться о птицах зимой           любимое время года          радостно на душе            хочется взять санки

поиграть в снежки          покататься на коньках и лыжах                           чудесное время года            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русский язык во 2 классе УМК "Школа России".

Предмет: Русский язык.Класс: 2 классТип урока: усвоение новых знаний.                Технологическая карта изучения темы «Сог...

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе программа "Школа России"

Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе программа "Школа России" по теме "Роль прилагательных в тексте"...

Технологическая карта урока. Тема : " Именительный и винительный падежи." Русский язык. 4 класс. УМК Школа России.

Технологическая карта урока. Тема :" Именительный и винительный падежи." Русский язык. 4 класс. УМК Школа России....

Технологическая карта интегрированного урока по обучению грамоте (чтение) и письму (русский язык) 1 класс УМК «Планета знаний» Тема: « Парные по глухости-звонкости согласные б – п, в – ф, г - к».

План-конспект интегрированного урока по обучению грамоте (чтение) и письму (русский язык) 1 классУМК «Планета знаний»Тема: « Парные по глухости-звонкости согласные  б – п, в – ф, г - к». Тип...

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по разделу "Слово в языке и речи"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе УМК "Школа России" по разделу "Слово в языке и речи"...

Технологическая карта урока. Правописание слов разделительным мягким знаком.русский язык, учебник В.П. Канакина, В.Г.Горецкий "Русский.2 класс". 2 часть. 2 класс, УМК «Школа России»

Технологическая карта урока. Правописание слов разделительным мягким  знаком.русский язык, учебник В.П. Канакина, В.Г.Горецкий "Русский.2 класс". 2 часть. 2 класс, УМК «Школа Росс...