Учимся обозначать звук [ ы] после звука [ ц ]
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Учимся обозначать звук [ ы] после звука [ ц ]
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.docx | 30.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
УМК «Школа 21 века»
Раздел « Правописание»
Тема урока:
«Учимся обозначать звук [ ы] после звука [ ц ]»
Тип урока: Урок освоения новых знаний
Учитель МБОУ «СШ №25» г. Смоленска: Бадеева Лариса Петровна
Цели урока:
-Организовать усвоение учащимися правила написания орфограммы «Обозначение звука[ ы]после звука [ ц] буквами и ы».
-Создать условия для формирования умения правописания слов с изученной орфограммой.
-Развитие культуры общения и речи, коммуникативных компетенций.
-Вызвать интерес к русскому языку.
Технологии, применяемые на уроке: Проблемно-диалогическая, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Планируемые результаты:
Предметный
- Каллиграфически правильно писать слова выделять орфограммы в словах
- Продолжить работу над понятием орфограммы
- Обогащать словарный запас
- Осознание языка как основного средства человеческого общения.
Личностный
-Стремление к осознанному правильному письму.
- Интерес и любознательность .
Метапредметные:
Регулятивные
-Ставить и решать задачу под руководством учителя.
- Планировать собственную деятельность.
- Выполнять учебные действия, осуществлять самоконтроль.
Познавательные
- Ориентироваться в структуре упражнения.
-Осмысливать необходимую информацию.
- Осуществлять анализ с выделением существенных признаков.
- Проводить сравнение по данным основаниям делать умозаключения, подводить факты под понятия.
Коммуникативные
-Участвовать в коллективном обсуждении вопросов.
-Высказывать и обосновывать свое мнение.
-Дополнять и контролировать друг друга.
- Делиться открытиями и рассказывать о своих действиях.
1.Мотивация
Урок русского языка
- Проверь, дружок, готов ли ты начать урок
Все ль на месте, все ль в порядке
Книги, ручка и тетрадки
- Улыбнитесь друг другу, пожелайте успеха в работе.
Я желаю вам хорошей работы. Верю в вас , у вас все получится.
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии
ца –ца –ца – два кольца
цо- цо - цо – умой лицо
цы- цы – цы- съели огурцы
Какой звук повторяется?
Охарактеризуй этот звук.
Какой буквой обозначается на письме?
Чистописание.
Цц ца цу цы ци
Какие слоги читаются одинаково?
Почему?( звук [ы] всегда твердый)
Убежали цыплята от курицы, вот такие они сорванцы!
Выдели орфограммы.
Все ли орфограммы можем объяснить?
Сможем в конце урока.
Языковая разминка
- Запиши предложение. Выдели все известные орфограммы и части слова , в которых они находятся.
1 человек у доски. Все в тетрадях.
Березы и клены осень покрыла лимонной желтизной.
- В каких частях слова встретились орфограммы?
( В корне , приставке, суффиксе, окончании)
Назови орфограммы в корне слова. ( безударный гласный проверяемый, безударный гласный непроверяемый; правописание е и после шипящих в корне слова) Назови проверочные слова.
Назови орфограммы в приставке.( по)
Назови орфограмму в суффиксе(изн) , в окончании ( ой)
- Одинаковый ли способ проверки орфограмм применяли в разных частях слова?
-Давайте сделаем вывод. Продолжи фразу : Чтобы проверить орфограмму , первым делом нужно…( определить , в какой части слова орфограмма)
Потом вспомнить и применить правило.
3.Пробное действие и фиксирование затруднения
«Давай подумаем»
Мудрая сова приготовила для вас задание.
- Какой буквой обозначим звук [ы] в следующих словах : ц[ ы ]фра, сини- ц[ы], акац[ ы ]я ?
Что общего у этих слов?(звук [ы] после [ц]
Дети высказывают свои предположения.
Кто прав , узнаем сегодня на уроке и выполним задание Мудрой совы.
- Почему не можем ответить? ( не знаем правила)
Сформулируйте тему урока:
« Обозначение звука [ы] после звука [ц]» ( слайд)
Целеполагание:
- Что узнаем на уроке? Чему научимся?
Задачи урока ( слайд)
1.Обозначать звук [ ы ] после звука [ц] в словах
2. Научимся писать слова с этой орфограммой
3. Обогатим словарный запас словами с новой орфограммой
4.Этап построения выхода из затруднения
Наблюдение:
Понаблюдаем за словами ( слайд)
цирк синицы секция
циркуль скворцы акация
цифра птенцы станция
- Что общего ты заметил в словах первого столбика?
( во всех словах звук[ ы] обозначен буквой и,
во всех словах орфограмма в корне.
-Какой буквой обозначен звук[ ы] после [ц] в корне слова? (буквой и)
-В какую часть слова входит орфограмма в словах второго столбика
-Какой буквой обозначен звук[ ы] после [ц] в окончаниях слов?(буквой ы)
-Какое общее буквосочетание есть на конце слов третьего столбика?(-ция)
- Что объединяет слова третьего столбика?
( в словах на - ция пишется и)
Вывод:
От чего зависит выбор буквы ы или и?
( От того , в какой части слова находится орфограмма?)
физминутка
Обобщение результатов наблюдения
Рубрика «Тайны языка»
Проверим наши предположения ( чтение правила фронтально)
5. Реализация построения проекта (составление алгоритма)
Давайте подумаем, как будем действовать чтобы правильно писать слова со звуком [ ы ] после звука [ц]
Cоставление алгоритма применения правила
Что делаем сначала?
1.Определим какой части слова орфограмма.
Если орфограмма в корне как поступим?
2.Если орфограмма в корне ,проверим, не является ли слово исключением или родственным ему.
Если не исключение пишем и .
Если исключение - ы.
Если звук безударный, проверь его.
3. Есть ли слово заканчивается на- ция, обозначь звук [ ы ] буквой и (акация)
4.Если орфограмма в окончании, пиши букву ы
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Будем пользоваться алгоритмом.
Вернемся к заданию Мудрой совы.
Образец рассуждения в учебнике. Прочитай , используй при объяснении.
Один ученик рассуждает вслух :
Цифра
-орфограмма в корне
Это не слово исключение ,значит пишем и
второй ученик
Синицы
орфограмма в окончании пишем ы
3 ученик
Акация
оканчивается на- ция пишем букву и
Мудрая сова вами довольна и хочет предложить еще одно задание .
Групповая работа.
Распредели слова по столбикам.
Каждая группа получила набор слов.
1 и 2 группе необходимо выбрать слова с буквой и в корне слова
3 и 4 группе необходимо выбрать слова - исключения с буквой ы в корне слова
5 и 6 группе выбрать слова с окончанием ы
Проверка (доска)
циркач цыпленок спицы
циклон цыган куницы
нарцисс цыплячий рукавицы
цилиндр цыкать зайцы
концы
- Какие слова не выписали?
( традиция, акация) Что общего у слов этой группы? Какая в них пишется буква?
Какие слова были непонятны? Толкование циклон, цилиндр (слайд)
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону
Орфографический тренинг
Рабочая тетрадь упр.№3
Прочитай задание.
Проверь задание. ( Слайд)
-Назови слова, соединённые с буквой и
- Назови слова, соединённые с буквой ы
- Запишите слова первого столбика в тетрадь- 1 вариант
Слова 2 столбика -2 вариант
Пальчиковая гимнастика
8. Включение в систему знаний и повторения
Р.т. (упр.№5 )
Проверка : ------Какие орфограммы вспомнили? ( «Буква о - ё после шипящих в корне слова». (подбор родственных слов). Отработка изученной орфограммы.)
9. Рефлексия учебной деятельности.
Итог урока подведем с помощью кластера.
Дополни кластер. Проверка. (слайд)
- Какие задачи ставили ?
Удалось ли решить? Где применим новые знания?
Оцените свою работу на уроке.
Зеленый кружок - получил новые знания, все было понятно. Можно продолжать движение.
Желтый кружок – Внимание! Надо остановиться и еще раз повторить материал урока.
Красный –Стоп! Возникли затруднения.
Домашнее задание уч. Упр №3. По желанию составить рассказ , употребив , как можно больше слов с изученной орфограммой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока: Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]
Русский язык 3 класс, программа "Начальная школа 21 века"...
Урок русского языка "Учимся обозначать на письме звук [Ы] после звука [Ц]. "Начальная школа XXI века", 3-в класс
Подробный план - конспект урока русского языка...
Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]. 3 класс
Русский языкТема: Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц].Цели: Познакомить учащихся со способами обозначения звука [ы] после звука [ц] в различных частях слова.Закрепить правила ...
План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Учимся обозначать звук [Ы] после звука [ц]".
Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобызаложить основы формирования грамотной личности, обеспечить языковое и речевоеразвитие ребенка, помочь ему осознать себя носите...
УМК «Начальная школа XXI века».Урок русского языка 3 класс. Тема: «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]».
ДАнная разработка представляет собой урок русского языка, в котором представлена одна из самых сложных тем для учащихся, в разработке этого урока , я постаралась показать, как облегчить задачу учащихс...
Разработка открытого урока по русскому языку "учимся обозначать на письме звук ы после звука ц" Начальная школа ХХ| век", 3 класс"
Знакомство со способами обозначения звука ы после звука ц в различных частях слова, развитие речи, орфографической зоркости учащихся....
«УЧИМСЯ ОБОЗНАЧАТЬ ЗВУК [ы] ПОСЛЕ ЗВУКА [ц]»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания Цель: Сформировать правило правописания букв “ы-и” после “ц” Задачи:Самостоятельно определять тему и цель урока.Самостоятельно планировать учебную де...