Разработка открытого урока по русскому языку "учимся обозначать на письме звук ы после звука ц" Начальная школа ХХ| век", 3 класс"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Юнкина Ирина Сергеевна

Знакомство со способами обозначения звука ы после звука ц в различных частях слова, развитие речи, орфографической зоркости учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunkina_i.s.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока литературного чтения в 3 классе по теме:                                                                    «Стихотворение  И. Сурикова « Детство».

«Начальная школа ХХI века», 3 класс.

Учитель начальных классов: Юнкина Ирина Сергеевна

 Цели урока: ознакомить с жизнью и творчеством  И.З. Сурикова;

обучать выразительному чтению, чуткому отношению к слову;

развивать  внимание, логическое мышление, умение сопоставлять, «погружаться в тему»;  формировать  умение сочувствовать,  сопереживать; воспитывать  любовь к художественному слову, доброе отношение  к малой   родине.    

Ход урока:

  1. Организационный момент.  

Мир детства – самый лучший мир,

Наивный, добрый и счастливый,

Ребенок хочет быть большим,

Стремится жить во взрослом мире.

Как же приятно на душе. Так и хочется сказать Вам доброе «здравствуйте!» и услышать в ответ от Вас теплое «здравствуйте!» Позвольте представиться: Юнкина Ирина Сергеевна. А вы скажите каждый свое имя навстречу.

  1. Речевая разминка.

- А сейчас, ребята, мы наш урок начнем с речевой разминки:

- вдох носом, выдох через рот

-  вдох, задержка дыхания, выдох

Задуй свечу

- Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.

- Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек.

В цветочном магазине

- сделайте шумный вдох носом и выдох ртом (имитируем вдыхание цветочного запаха).

3. Введение в тему.

Чтобы узнать фамилию автора произведения, с которым мы будем сегодня знакомиться, отгадайте загадки на индивидуальном листе, но одно условие: каждый работает сам, ни в коем случае не выкрикиваем ответ, даём всем возможность поразмыслить, поднимаем руку и говорим мне ответ  на ухо.

2.с

  1. з

  1. с

            у

Р

            и

К

О

  1. в

           н

            г

            м

             ь

           е

            р

             а

             ю

           г

            о

              г

            б

              а

1. Выгляну в оконце

    Лежит белое суконце.

    Всю зиму лежит,

    А весной убежит.

3.Хоть сама – и снег, и лед,

  А уходит слезы льет.

4.  Гуляет в поле,
     Да не конь.
     Летает на воле,

       Да не птица.  

2. Белый дед – белее нет.
   Старый, горбатый,
   Лежит возле хаты.
   Лежит всю зиму -
   Никто не поднимает.
   Весна придёт -
   Он сам уйдёт.

– Какое слово получилось в выделенном прямоугольнике?  Скажите мне на ушко. (Суриков) 

4.Постановка целей урока: ознакомиться с жизнью и творчеством И.З.Сурикова; учиться выразительно читать стихотворение; сочувствовать,  сопереживать герою стихотворения.

 Скажу вам по секрету: один ученик в нашем классе знал заранее тему нашего урока, т.к. я попросила его приготовить небольшое сообщение о жизни поэта.

5. Биография поэта.

Ученик: Иван Захарович Суриков родился в Ярославской губернии в глухой деревушке в семье крестьянина. Отец был крепостным, служил в Москве, где у него была небольшая лавка. Восьми лет, после смерти матери, мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте. Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке отца, была очень тяжелой. Под впечатлением от стихов Пушкина он тоже стал складывать свои стихи. Но родственников и знакомых это очень раздражало, над юношей жестоко глумились. И лишь после знакомства с поэтом Плещеевым, который оценил его талант, Иван Захарович  издает свои сборники стихов.

Стихи его отличаются мелодичностью и простотой. Их основная тема – тяжелое положение народа. Некоторые стихи стали популярными народными песнями. (Рябина, степь да степь кругом). На слова Сурикова музыку писал сам  П.И Чайковский. Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьем. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет.

Учитель: Спасибо за сообщение. Действительно,  многие песни, которые часто считаются народными, написаны на стихи Сурикова. Предлагаю вам прослушать отрывок из песни « Рябина».

Трудная жизнь была у поэта, но до 8 лет, пока жива была его мама, ему жилось очень хорошо. И детство своё он считал счастливым:

Посмотрите в окно. Кругом снег, снег, снег. Как он чист и прекрасен. Как  удивительна и прекрасна сама жизнь и ваше детство.

6.«Настройка» на восприятие:

 Семейный  вечер в те времена сильно отличался от наших вечеров. Тогда не было электричества, а значит,  не было света, телевизоров, компьютеров. Но люди находили себе занятия: пряли, при этом пели русские народные песни, рассказывали разные истории, сказки, общались друг с другом.

У детей 19 века не было игрушек, которые есть у вас сейчас (рассматривание самодельных игрушек: куклы тряпичной, лошадки деревянной).

- Хотели бы вы играть в такие игрушки?

Но самым увлекательным занятием детишек были зимние забавы.

(иллюстрация из учебника на экране)

- Что вы видите?

( Дети катаются с горки.)

- Похожи ли дети на вас?

- Что случилось с мальчиком?

( Он упал с санок)

- Какое у него настроение?

( веселое, грустное, радостное, счастливое)

- Какой заголовок можно придумать к данному рисунку?

( «Зимние забавы», «Катание с горы», « Мне в сугробе смех»).

- Какой из заголовков наиболее удачный?

-Да, «Зимние забавы», так этот заголовок более полно раскрывает настроение детей и замысел автора.

 - Похожи ли  зимние забавы крестьянских детей на  ваши?

В тексте встречается несколько малознакомых для вас слов, но я думаю, о значении некоторых из них вы можете догадаться.

7. Словарная работа в парах.  Вы знаете, сегодня утром подул ветерок и нам  принес вот такие задания. Я отправляю вам посылку, как только вы получаете задания, можете объединиться и поработать. Я засекаю одну минуту ровно.  В маршрутном листе слева записаны незнакомые слова, которые встречаются в тексте стихотворения, а справа значения этих слов в разной последовательности. Ваша задача: найти верные определения для каждого слова и соединить их линией  карандашом. Итак, время, вперед! (на фоне музыки Чайковского Времена года «Февраль»)

Кубарем качуся – стремительно, быстро (кубарь – детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку.)

Лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка

Светец – подставка для лучины, освещавшей жильё, избу.

Прялка – приспособление для ручного прядения.

- Ну что у вас получилось? Первая группа готова? Все согласны? Значит, поднимаем красные сердечки.

 8. Физминутка

1, 2, 3, 4, 5 - будем мы в снежки играть!
Валенки наденем, шапку,
Шарф завязан?
Всё в порядке!
Раз – присесть, 
Два – наклониться,
Три – снежок лепи,
На четыре и на пять,
Начинай снежки бросать!

9. Работа с текстом.  - Прочитаем 1 часть на странице 10. (звучит фонограмма «Зимняя вьюга»)

 - Какую картину вы себе представили при чтении этой части? Как можно её озаглавить?

-  А где происходило событие?

 -  Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова “вот”. Почему? Ведь мы с вами  знаем,  повторы не очень-то одобряли в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл. Какой же? Вчитайтесь еще раз впервые строчки стихотворения.

Дети. – Наверное, этим словом автор хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно в его жизни...
– На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья.
– Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили.
– Поэт как бы указывает этим словом на что-то важное, о чем он будет рассказывать дальше.

 -  И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?

Ученик. Оно было неудачным: мальчик свалился в сугроб.

- А как себя чувствовал мальчик? Найдите в тексте.

-  А какими словами автор говорит о душевном состоянии мальчика?

Ученица. “Мне в сугробе горе, 
                 А ребятам смех!..”

 - А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?

 -  И от этого вы были несчастливы? И после падения никогда больше не катались с горы?

- А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением?

Ученик. Я думаю, что с радостным, – ведь все, что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека. Это я по себе знаю.

 -  Ребята, а какой мы можем сделать вывод из этой части?

Дети. -  Мальчик был счастлив.

Читаем дальше.

-  А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части? ( О сказках.)

-  А вы догадались, какую сказку бабушка рассказывала внуку? (“Иван-царевич и серый волк”).

 -  А что чувствовал мальчик, слушая эту сказку? Найдите в тексте.

Дети. – Ему было страшно: “Сердце так и мрет”, то есть сердце у него замирало от страха.
– А я думаю, что сердце у него замирало не от страха, а от восторга, ведь сказка была волшебная, и мальчик слушал ее с интересом, даже с восторгом.
– А я все-таки думаю, что от страха. Дальше ведь говорится: “Я прижмусь к старушке...”, значит, ему было немного страшно, хотя и интересно, конечно.

- А как вы думаете, для чего автор вставил в текст строчки:

“А в трубе сердито
Ветер злой поет”?

Ребята. – Наверное, чтобы подчеркнуть состояние мальчика, что ему было страшно.
– А может быть, мальчику ветер тоже представился сердитым, злым, сказочным чудовищем.

Учитель. Вот видите, какой “секрет” мы еще открыли: образ злого, сердитого ветра помогает нам понять то душевное состояние, которое испытывал мальчик, слушая сказку.

Учитель. А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как автор говорит о сказках бабушки, и на то, как она их рассказывает. Прочитайте в тексте.

Дети. – “Тихо речь журчит”. Это значит, что бабушка рассказывала сказки тихо.
– А еще очень складно...
– “Складно да ладно”.
– А мне кажется, автор сравнивает речь бабушки с ручейком.

Учитель. А откуда ты узнал? Разве автор говорит здесь, что речь бабушки похожа на ручеек?

Ученик. Нет, но здесь есть слово “журчит”, а журчит ручеек, вода в ручейке, и я догадался.

3 часть прочитайте жужжащим чтением самостоятельно.

- Как можно озаглавить эту часть?

- Каким сказочным героем представлял себя мальчик во сне?

Дети. – Но ведь это же во сне!
– И в сказке. А в сказках иногда говорится о страшном и злом, но мы знаем, что побеждает добро.
– А еще сказки многому учат, хоть и страшно бывает, но зато из сказок мы узнаем, что надо делать и как поступать в трудных случаях.
– А мальчик тоже очень любил сказки, автор вот здесь пишет:

“И начну у бабки
Сказки я просить...”

Учитель. Молодцы, ребята, вы меня убедили. Найдите строчки, в которых заключена главная мысль. (Ученики читают последнее четверостишие.)

Дети. – Автор пишет, что детские годы текли весело. И эти годы не омрачали ни горе, ни беда.

10. Подведение итогов: 

Временная аналогия.  Литературная параллель: вчера и сегодня. Переход к заключительной части урока « Целина сегодня».

Учитель. Ребята,  вот и закончилась основная часть урока. Действительно, дети 19 века мечтали  о счастливой жизни. Как вы думаете, осуществились  ли мечты детей сегодня, в 21 веке?  (На экране фото из жизни современного поселка. Школа, каток, компьютерный класс).  Вы узнали наш поселок 21 века? Осуществилась ли мечта автора, И.Сурикова видеть детство счастливым? Созданы ли  и у нас в Целине  эти условия счастливого детства?

Все: Да, осуществилась.

- Какое у вас детство?

- Можно ли его назвать счастливым?

- Мне очень хочется поблагодарить вас. Мы с вами замечательно поработали.

10. Домашнее задание.  ( Ассоциативная образная система завершения темы счастливого детства).

-Изобразите счастливое детство в рисунке с помощью  разнообразных ярких красок.

11.Рефлексия. Оценка - кружочек.

Оценки вы поставите себе сами. У вас на партах набор кружков: красный, синий.

Если вы все поняли, запомнили на уроке, поднимите красный кружок, если не все запомнили и поняли – синий.

12.Итог урока. Напутственное слово учителя.

Дорогие ребята, сегодня вы показали свое умение понимать и чувствовать художественное произведение. Мы с вами познакомились со стихотворением « Детство» И. Сурикова. А детство - это счастливая пора жизни, в которой игры в снежки, катание на санках, школьная пора, дружба детей - остаются в памяти навсегда. Где бы вы ни были, но всегда будете возвращаться в ваше детство, на свою малую родину, в наш поселок Целина.

Закончить урок я хочу пожеланием:

                                  Будет все у вас: ошибки, неудачи,

                                  Не уступайте им.

                                  Не изменяйте детской вы мечте.

                                  Стремитесь к счастью, к красоте.

- Ну, а теперь, ребята, я прошу вас подняться. Повернитесь, пожалуйста, к нашим гостям и подарите им красивые улыбки, как символ вашего счастливого детства (конечно же, под бурные аплодисменты).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка открытого урока по русскому языку. Тема урока: Текст-описание.

Городской скминар учителей начальных классов. Обобщение опыта работы.Урок развития речи (русский язык)....

Разработка открытого урока по русскому языку 4 классе - тема «Синонимы, антонимы, омонимы .»

Цели урока: актуализировать знания о синонимах, антонимах, омонимах; развивать умения подбирать к словам синонимы и антонимы, объяснять значение слов  - омонимов -систематизации  знаний...

Открытый урок по русскому языку по теме :" Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак." (3 класс)

Открытый урок по русскому языку 3кл. по теме : " Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный мягкий знак." В.П.Канакина, В.Г.Горецкий .Школа Росии....

Конспект открытого урока по русскому языку по теме: "Правописание Ы-И после Ц"

Конспект открытого урока по русскому языку по теме: "Правописание Ы-И после Ц"...

Разработка открытого урока по русскому языку 3 класс "Школа России"

laquo;Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»...