«УЧИМСЯ ОБОЗНАЧАТЬ ЗВУК [ы] ПОСЛЕ ЗВУКА [ц]»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
- Тип урока: Урок «открытия» нового знания
- Цель: Сформировать правило правописания букв “ы-и” после “ц”
- Задачи:
- Самостоятельно определять тему и цель урока.
- Самостоятельно планировать учебную деятельность на уроке и искать пути её выполнения на уроке.
- Использовать приемы выполнения задания в соответствии с алгоритмом; ставить и формулировать проблему; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
- Сравнивать работу с эталоном, находить различия, анализировать ошибки и исправлять их.
- Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
- Учиться работать в паре, в группе, индивидуально.
- Формировать интерес к учению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_y_posle_ts.zip | 2.94 МБ |
Предварительный просмотр:
Дзотцоева Люся Борисовна
Учитель начальных классов
МКОУ СОШ №2 г. Дигора
РСО-Алания
Класс: 3 «А»
УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА»
Тема: «УЧИМСЯ ОБОЗНАЧАТЬ ЗВУК [ы] ПОСЛЕ ЗВУКА [ц]»
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Цель: Сформировать правило правописания букв “ы-и” после “ц”
Задачи:
- Самостоятельно определять тему и цель урока.
- Самостоятельно планировать учебную деятельность на уроке и искать пути её выполнения на уроке.
- Использовать приемы выполнения задания в соответствии с алгоритмом; ставить и формулировать проблему; анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
- Сравнивать работу с эталоном, находить различия, анализировать ошибки и исправлять их.
- Слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
- Учиться работать в паре, в группе, индивидуально.
- Формировать интерес к учению.
Оборудование:
- Мультимедиа, Презентация «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]»
- «Русский язык»: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / [С. В. Иванова, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.] – 3-е изд., перераб. – М.: Вентана–Граф, 2013.
- Кузнецова М.И. Пишем грамотно: 3 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений / М.И. Кузнецова. – 4-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана–Граф, 2013.
- С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»
- Карточки планирования УД
- Алгоритм
- Тесты
Ход урока
- Организационный момент (2 слайд) Мотивация на деятельность
Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть. Сегодня необычный урок русского языка для вас и для меня. Поприветствуйте гостей. Не стесняйтесь, отвечайте. Я желаю вам успехов в изучении нового материала. Надеюсь на ваше понимание и сотрудничество.
Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу успеха.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работать будет старательно,
Слушать будем внимательно.
Перед началом работы вспомним правила посадки за партой. (3 слайд)
- Минутка чистописания (4 слайд)
Зачем мы проводим минутку чистописания? (Ответы детей)
Назови букву, которая обозначает один звук. Этот звук согласный, глухой, непарный,
всегда твёрдый. (Буква Ц)
Прописываем букву Ц по образцу. Затем прописываем слоги с буквой Ц.
Цц
ца ци це цу цы цо
- Словарная работа (5 слайд)
Картинный диктант. Смотрим на изображения предметов и записываем их названия.
Самопроверка.
Огурец, месяц, лестница, заяц, пшеница.
Что общего заметили в этих словах? (Ответы детей)
- Правописание (6 слайд) Постановка проблемы
Определи, какая буква пропущена и на какое правило. (Ответы детей)
Гла.кий
Выб.жал
Грус.ный
П.лёт
Мал.нький
Инфекц.я
Почему возникла трудность в последнем слове? В чём особенность звука [ц]? Знаем ли мы правило, которым могли бы воспользоваться? (Ответы детей)
- Сообщение темы урока (7-8 слайды)
На слайде записаны пары слов, прочитайте их.
цирк – цырк
синици – синицы
станция – станцыя
цыган – циган
Почему слова записаны парами?
А у вас в данный момент запись этих слов вызывает затруднение? Почему?
А в каких частях слова неясное написание и после, какого именно звука?
Как вы думаете, будет называться тема сегодняшнего урока?
Поделитесь мыслями, чему мы можем научиться на этом уроке? (Ответы детей)
- Планирование учебной деятельности (9-10 слайды)
Давайте составим план изучения новой темы. Кто желает на доске обозначить последовательность нашей работы, используя карточки?
- Изучение новой темы (11 слайд)
Открываем учебник на с. 121. Давай подумаем.
Перед вами 3 столбика слов:
цирк синицы секция
циркуль скворцы акация
цифра птенцы станция
Работа в парах.
Проверка.
Прочитайте слова первого столбика. В какой части слова орфограмма? Обозначьте.
Что заметили?
Найдите нужную схему. (12 слайд)
ци |
Прочитайте слова второго столбика
В какой части слова орфограмма? Обозначьте.
Что заметили?
Найдите нужную схему. (13 слайд)
цы |
Прочитайте слова третьего столбика.
Что заметили? На что оканчиваются эти слова?
Звук [ы] какой буквой обозначается?
Найдите нужную схему. (14 слайд)
ция |
Формулируем правило. (15 слайд)
Проверим по учебнику. Что ещё вы заметили в правиле? (Существуют слова-исключения) (16 слайд)
Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул “цыц”!
Все ли слова понятны? Что обозначает слово «ЦЫКАТЬ»? Проверим по Толковому словарю.
Цы́кать (разг.)- прикрикивать на кого-л., что-л. (обычно при приказании прекратить что-л. или при выражении какой-л. угрозы). (17 слайд)
Составление алгоритма. (18 слайд)
- Физкультминутка (19 слайд)
Мы ребята – молодцы!
Укрепляем мышцы,
Разминаем пальцы,
Упражненье “Ножницы”,
Прыгаем на цыпочках,
Как цыплята пикаем,
Мы глазами поморгаем
И работать продолжаем.
- Закрепление знаний
Работа в парах
Учебник с 122 №1
Распределить слова в 3 столбика: в 1- ци в корне, во 2 – слова-исключения, в 3 – с окончанием ы. Какие слова ты не выпишешь?
Проверка (20 слайд)
циркач циклон нарцисс цилиндр | цыплёнок цыган цыплячий цыкать | спицы куницы рукавицы зайцы концы |
Традиция и акация
Самостоятельная работа (21 слайд)
Рабочая тетрадь с. 33 № 1
Дополнительно с. 34 №2
Взаимопроверка.
Коллективная работа (22 слайд)
Вставить пропущенные буквы и объяснить.
Ц.плёнок в ц.рке выступал,
Играл он на гитарах,
На мотоц.кле разъезжал,
И ц.фр он знал немало.
Он из ц.линдра доставал
Морковь и огурц..
И только одного не знал,
Где пишут цы и ци.
Вернёмся к слову ИНФЕКЦИЯ. Как напишем, зная правило? (23 слайд)
- Проверка и самооценка полученных знаний (24-25 слайды)
А сейчас переходим на следующую ступеньку. Проверить себя вы сможете, выполнив тест. Как работать с тестом, вы знаете. На работу две минуты.
ТЕСТ
1. В корне слова после Ц пишется:
а) буква Ы,
б) буква И.
2. В окончании слова после Ц пишется:
а) буква Ы,
б) буква И.
3. В словах на Ц[Ы]Я после Ц пишется:
а) буква Ы,
б) буква И.
4. Зачеркни слово с ошибкой:
циркуль, циплёнок, цирк.
5. Зачеркни лишнее слово:
цыган, цыкнул, цыплёнок, рация, на цыпочках.
- Домашнее задание (26 слайд)
Учебник с. 122 № 2
По желанию:
1) Рабочая тетрадь с.34 №3
2) Составить кроссворд со словами с ЦИ и ЦЫ
- Рефлексия (27 слайд)
Интересно было на уроке?
Чему научились?
Достигли ли мы поставленной цели?
Какое настроение?
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Что изучаю? |
Наблюдаю |
Применяю |
Проверяю |
Оцениваю |
Делаю вывод: где ЦЫ? где ЦИ? |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ци |
цы |
ция |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ТЕСТ
1. В корне слова после Ц пишется:
а) буква Ы,
б) буква И.
2. В окончании слова после Ц пишется:
а) буква Ы,
б) буква И.
3. В словах на Ц[Ы]Я после Ц пишется:
а) буква Ы,
б) буква И.
4. Зачеркни слово с ошибкой:
циркуль, циплёнок, цирк.
5. Зачеркни лишнее слово:
цыган, цыкнул, цыплёнок, рация, на цыпочках.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
(дополнительно)
Дирекц . я, проказниц . , синиц . , сигнализац .я , храбрец . , коллекц . я, скворц . , ц . плята, ц . ркач, умниц . , дикц . я, молодц . , ящериц . , овц . , ц . ркуль, пальц . , нац . я, ц . тата, ранц . , акац . я, ц . ганский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока: Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]
Русский язык 3 класс, программа "Начальная школа 21 века"...
Урок русского языка "Учимся обозначать на письме звук [Ы] после звука [Ц]. "Начальная школа XXI века", 3-в класс
Подробный план - конспект урока русского языка...
Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]. 3 класс
Русский языкТема: Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц].Цели: Познакомить учащихся со способами обозначения звука [ы] после звука [ц] в различных частях слова.Закрепить правила ...
План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Учимся обозначать звук [Ы] после звука [ц]".
Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобызаложить основы формирования грамотной личности, обеспечить языковое и речевоеразвитие ребенка, помочь ему осознать себя носите...
УМК «Начальная школа XXI века».Урок русского языка 3 класс. Тема: «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]».
ДАнная разработка представляет собой урок русского языка, в котором представлена одна из самых сложных тем для учащихся, в разработке этого урока , я постаралась показать, как облегчить задачу учащихс...
Разработка открытого урока по русскому языку "учимся обозначать на письме звук ы после звука ц" Начальная школа ХХ| век", 3 класс"
Знакомство со способами обозначения звука ы после звука ц в различных частях слова, развитие речи, орфографической зоркости учащихся....
Презентация к уроку русского языка по теме:"Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц].
Выявив затруднения в написании слов, учащиеся самостоятельно выведут новое орфографическое правило,заучат слова-исключения, закрепят правило правописания, выполнив тест....