УМК «Начальная школа XXI века».Урок русского языка 3 класс. Тема: «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
ДАнная разработка представляет собой урок русского языка, в котором представлена одна из самых сложных тем для учащихся, в разработке этого урока , я постаралась показать, как облегчить задачу учащихся при изучении данной темы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkii_yaz._3_kl._mashtakova.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3
им. Героя Российской Федерации А.Н. Епанешникова»
Елабужского муниципального района РТ.
УМК «Начальная школа XXI века»
Урок русского языка
3 класс
Тема:
«Учимся обозначать звук [ы]
после звука [ц]».
Учитель начальных классов:
И.А. Маштакова.
2013 г.
Тема: Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц].
Цели: 1. Учить сопоставлять звуковую и буквенную запись слов.
2. Развивать умение применять алгоритм правила, классифицировать слова.
3. Воспитывать культуру речи.
Учебные материалы: С.В. Иванов «Русский язык» учебник для 3 класса.
Оборудование: иллюстрация к словарному слову, раздаточный материал – алгоритм
правила «Обозначение звука [ы] после звука [ц].
Ход урока.
- Организационный момент.
- Минутка чистописания.
И ц щ у II
Всякому молодцу ремесло к лицу.
- Словарная работа.
Отгадайте загадку. Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали –
Не одну нашли, а десять!
Как его названье, дети? (картофель)
(открывается слово и иллюстрация).
Справка: Слово произошло от немецкого трюфель (название гриба). Клубни картофеля похожи на трюфели. А слово трюфель произошло от латинского Терратубер – «земляная шишка» (терра – «земля», тубер – «шишка».
Как в народе говорили о картофеле?
В народе говорили, что картофель – это «второй хлеб». Как вы думаете, почему?
Прочитайте пословицу, как вы её понимаете?
Картофель – хлебу подспорье.
Сколько в слове слогов? (3) Почему? (3 гласные буквы).
Найдите ударный слог, назовите орфограммы (второй слог ударный, безударные гласные в корне слова непроверяемые ударением).
Что вы можете сказать о соотношении звуков и букв в этом слове? (букв больше, чем звуков, так как ь – звука не даёт).
Запишите это слово, поставьте знак ударения, подчеркните орфограммы.
Запишите пословицу.
IV. Работа над новым материалом.
- Сопоставление звуковой и буквенной записи слов.
Произнесите звук [ц]. Что вы о нём знаете? (согласный, непарный, глухой, всегда твёрдый).
Прочитайте слова на доске, что вы можете сказать о букве, записанной после звука [ц]?
цирк синицы секция
циркуль скворцы акация
цифра птенцы станция
Можете ли вы ответить на вопрос: «Какой буквой записывается звук [ы]
после звука [ц]?» (В корне слова после ц пишется и, в окончании после ц
пишется ы, в словах на –ция пишется и).
- Чтение правила.
Прочитайте правило на с. 102
Что нового узнали? (Есть слова-исключения).
Чтобы легче было их запомнить прочитайте предложение:
Цыган на цыпочках цыкнул на цыплёнка: «Цыц!».
В корнях этих слов и родственным им всегда пишется [ы].
Запишите это предложение в тетрадь и запомните слова-исключения.
- Работа с алгоритмом.
Ознакомьтесь с алгоритмом. Как правильно применять правило?
- Классификация слов.
Коллективное выполнение упражнения 1. (с.103)
-ци- -цы- -ы
циркач цыплёнок спицы
циклон цыган куницы
нарцисс цыплячий рукавицы
цилиндр цыкать зайцы
концы
Какие слова мы не выписали? (слова на –ция: традиция, акация).
Справка: циклон – вихревое движение воздуха, возникающее между тёплым и холодным воздушными течениями, в результате которого выпадают обильные осадки и дует сильный ветер.
- Физминутка.
- Самостоятельная работа. (Работа в парах)
Упражнение 2. (с.103)
Справка: цитата – точная дословная выдержка из какого-нибудь текста, произведения.
Коллективная проверка.
- Итог урока.
Что нового узнали на уроке? Что запомнили?
- Домашнее задание. с. 103 упр. 3
Литература:
- Учебник «Русский язык» для 3 класса ч.12 авт.: С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, М.: «Вентана – Граф», 2009.
- Иванов С.В., Кузнецова М.И. «Русский язык. Комментарии к урокам» - методическое пособие для учителя
- Г.А. Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка». 3 класс (1-3)
М. Изд. центр «Владос» 2001 г.
- О.В. Росланова «Русский язык. Работа со словарными словами на уроках в 1 – 4 классах».
Изд. «Учитель» Волгоград, 2006 г.
- А. Ундзенкова «Русский с увлечением!»
ЛТД Екатеринбург 1997 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Начальная школа XXI века", урок литературного чтения 3 класс,"Творчество С. Есенина"
Урок литературного чтения в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века», по теме «Творчество С. А. Есенина».Это урок обобщения и проверки усвоения изученного материала по пройде...
УМК «Начальная школа XXI века» Урок литературного чтения. 3 класс С. Есенин . Стихи о Родине ( отрывки)
Данный урок знакомит детей с творчеством Сергея Александровича Есенина, помогает понять содержание стихотворения (мысли и чувства поэта), знакомит с языковыми средствами, которы...
УМК «Начальная школа XXI века» Урок математики в 4 классе Тема урока: «Распределительные свойства умножения»
Урок построен в технологии деятельностного подхода, обучающей способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. На уроке используются ...
Презентация к уроку русского языка по теме:"Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц].
Выявив затруднения в написании слов, учащиеся самостоятельно выведут новое орфографическое правило,заучат слова-исключения, закрепят правило правописания, выполнив тест....
Фрагмент урока по русскому языку по теме "Учимся обозначать звук ы после звука ц"
Исследование копилки с целью выявления закономерностей (ТРИЗ)...
Урок русского языка. 3 класс. Тема «Учимся обозначать звук [ы]после звука [ц]».
Урок: Русский язык. Класс: 3. Тема: «Учимся обозначать звук [ы]после звука [ц]». УМК: «Школа XXI века». Тип урока: Открытие новых знаний и способов действий. ...
Конспект урока русского языка 3 класс Тема: Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]
Подробный конспект урока объяснения нового материала...