УМК «Начальная школа XXI века».Урок русского языка 3 класс. Тема: «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Маштакова Ирина Анатольевна

ДАнная разработка представляет собой урок русского языка, в котором представлена одна из самых сложных тем для учащихся, в разработке этого урока , я постаралась показать, как облегчить задачу учащихся при изучении данной темы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkii_yaz._3_kl._mashtakova.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя  общеобразовательная школа № 3

им. Героя Российской Федерации А.Н. Епанешникова»

Елабужского муниципального района РТ.

УМК «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка

3 класс

Тема: 

«Учимся обозначать звук [ы]

после звука [ц]».

                                           Учитель начальных классов:

                                           И.А. Маштакова.

2013 г.

Тема: Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц].

Цели: 1. Учить сопоставлять звуковую и буквенную запись слов.

          2. Развивать умение применять алгоритм правила, классифицировать слова.

          3. Воспитывать культуру речи.

Учебные материалы: С.В. Иванов «Русский язык» учебник для  3 класса.

Оборудование: иллюстрация к словарному слову, раздаточный материал – алгоритм    

        правила «Обозначение звука [ы] после звука [ц].

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Минутка чистописания.  

И ц щ у II

Всякому молодцу ремесло к лицу.

  1. Словарная работа.

Отгадайте загадку. Закопали в землю в мае

                                 И сто дней не вынимали,

                                 А копать под осень стали –

                                 Не одну нашли, а десять!

                                 Как его названье, дети? (картофель)

(открывается слово и иллюстрация).

Справка: Слово произошло от немецкого трюфель (название гриба). Клубни картофеля похожи на трюфели. А слово трюфель произошло от латинского Терратубер – «земляная шишка» (терра – «земля», тубер – «шишка».

Как в народе говорили о картофеле?

В народе говорили, что картофель – это «второй хлеб». Как вы думаете, почему?

Прочитайте пословицу, как вы её понимаете?

Картофель – хлебу подспорье.

Сколько в слове слогов? (3) Почему? (3 гласные буквы).

Найдите ударный слог, назовите орфограммы (второй слог ударный, безударные гласные в корне слова непроверяемые ударением).

Что вы можете сказать о соотношении звуков и букв в этом слове? (букв больше, чем звуков, так как ь – звука не даёт).

Запишите это слово, поставьте знак ударения, подчеркните орфограммы.

Запишите пословицу.

     

       IV.    Работа над новым материалом.

  1. Сопоставление звуковой и буквенной записи слов.

Произнесите звук [ц]. Что вы о нём знаете? (согласный, непарный, глухой, всегда твёрдый).

Прочитайте слова на доске, что вы можете сказать о букве, записанной после звука [ц]?

цирк                         синицы                             секция

циркуль                   скворцы                            акация

цифра                      птенцы                            станция 

        

               Можете ли вы ответить на вопрос: «Какой буквой записывается звук [ы]

        после звука [ц]?» (В корне слова после ц пишется и, в окончании после ц

        пишется ы, в словах на –ция пишется и).

  1. Чтение правила.

Прочитайте правило на с. 102

Что нового узнали? (Есть слова-исключения).

Чтобы легче было их запомнить прочитайте предложение:

Цыган на цыпочках цыкнул на цыплёнка: «Цыц!».

В корнях этих слов и родственным им всегда пишется [ы].

Запишите это предложение в тетрадь и запомните слова-исключения.

  1. Работа с алгоритмом.

Ознакомьтесь с алгоритмом. Как правильно применять правило?

  1. Классификация слов.

Коллективное выполнение упражнения 1. (с.103)

 

  -ци-                         -цы-                         -ы

        циркач                    цыплёнок               спицы

               циклон                    цыган                     куницы

               нарцисс                   цыплячий              рукавицы

               цилиндр                  цыкать                   зайцы

                                                                               концы

               Какие слова мы не выписали? (слова на –ция: традиция, акация).

Справка: циклон – вихревое движение воздуха, возникающее между    тёплым и холодным воздушными течениями, в результате которого выпадают обильные осадки и дует сильный ветер.

 

  1. Физминутка.
  2. Самостоятельная работа. (Работа в парах)

Упражнение 2. (с.103)

Справка: цитата – точная дословная выдержка из какого-нибудь текста, произведения.

Коллективная проверка.

  1. Итог урока.

Что нового  узнали на уроке? Что запомнили?

  1. Домашнее задание. с. 103 упр. 3

Литература:

  1. Учебник «Русский язык» для 3 класса ч.12 авт.: С.В. Иванов, М.И. Кузнецова, М.: «Вентана – Граф», 2009.

  1. Иванов С.В., Кузнецова М.И. «Русский язык. Комментарии к урокам» - методическое пособие для учителя

  1. Г.А. Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка». 3 класс (1-3)

      М. Изд. центр «Владос» 2001 г.

  1. О.В. Росланова «Русский язык. Работа со словарными словами на уроках в 1 – 4 классах».

      Изд. «Учитель» Волгоград, 2006 г.

  1. А. Ундзенкова «Русский с увлечением!»

      ЛТД Екатеринбург 1997 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Начальная школа XXI века", урок литературного чтения 3 класс,"Творчество С. Есенина"

Урок литературного чтения в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века», по теме «Творчество С. А. Есенина».Это урок обобщения  и проверки усвоения изученного материала  по пройде...

УМК «Начальная школа XXI века» Урок литературного чтения. 3 класс С. Есенин . Стихи о Родине ( отрывки)

Данный урок знакомит детей с творчеством Сергея Александровича Есенина, помогает  понять   содержание стихотворения (мысли и чувства поэта), знакомит с языковыми средствами, которы...

УМК «Начальная школа XXI века» Урок математики в 4 классе Тема урока: «Распределительные свойства умножения»

Урок построен в технологии деятельностного подхода, обучающей способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. На уроке используются ...

Презентация к уроку русского языка по теме:"Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц].

Выявив затруднения в написании слов, учащиеся  самостоятельно выведут новое орфографическое правило,заучат слова-исключения, закрепят правило правописания, выполнив тест....

Фрагмент урока по русскому языку по теме "Учимся обозначать звук ы после звука ц"

Исследование копилки с целью выявления закономерностей (ТРИЗ)...

Урок русского языка. 3 класс. Тема «Учимся обозначать звук [ы]после звука [ц]».

Урок: Русский язык. Класс: 3. Тема: «Учимся обозначать звук [ы]после звука [ц]». УМК: «Школа XXI века». Тип урока: Открытие новых знаний и способов действий. ...

Конспект урока русского языка 3 класс Тема: Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]

Подробный конспект урока объяснения нового материала...