Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]. 3 класс
методическая разработка по русскому языку по теме
Русский язык
Тема: Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц].
Цели:
- Познакомить учащихся со способами обозначения звука [ы] после звука [ц] в различных частях слова.
- Закрепить правила (алгоритм), отрабатывать написание слов с изучаемой орфограммой
- Развивать речь, орфографическую зоркость учащихся.
Оборудование:
Учебник, рабочая тетрадь, тетрадь «Пишем грамотно» №1, блок-схема (правила), карточки на магнитах, карточка «слова-исключения», образцы букв (и, ц, ы), макет (шляпа-цилиндр), карточки слов.
Ход урока.
I. Организационный момент
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
i-y_posle_c.zip | 11.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Масалова Татьяна Сергеевна
Учитель начальных классов
МОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»
Русский язык
Тема: Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц].
Цели:
- Познакомить учащихся со способами обозначения звука [ы] после звука [ц] в различных частях слова.
- Закрепить правила (алгоритм), отрабатывать написание слов с изучаемой орфограммой
- Развивать речь, орфографическую зоркость учащихся.
Оборудование:
Учебник, рабочая тетрадь, тетрадь «Пишем грамотно» №1, блок-схема (правила), карточки на магнитах, карточка «слова-исключения», образцы букв (и, ц, ы), макет (шляпа-цилиндр), карточки слов.
Ход урока.
I. Организационный момент
II.Чистописание: И, Ц, и, ы, ци, цы.
-Что общего у этих букв?
-Чем они отличаются? ( буква и обозначает гласный звук [и], а буква цэ – согласный, твердый, глухой, непарный, шипящий.
III.Словарная работа.
По карточкам: отец, лестница, столица, улица, огурец, заяц, месяц, пятница.
Знакомство с новым словом : «очень»
- Лексическое значение (усиливает значение того слова, с которым употребляется)
Очень люблю= сильно люблю
- Найти «опасное место», поставить ударениеI
о´чень
- Прочитать
- Записать
- Составить предложение
IV. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с новой орфограммой и научиться писать слова с ней.
-Что такое орфограмма? (опасное место в слове, которое требует проверки или запоминания)
V. Работа над новой темой. (учебники закрыты).
1.
Запись на доске:
[и] ц□рк | [ы] синиц□ | [и] секц□я |
[ы] ц□ркуль | [ы] скворц□ | [ы] акац□я |
[ы] ц□фра | [ы] птенц□ | [ы] станц□я |
Орфограммы закрыты красной карточкой.
-Прочитайте слова.
-Какой звук вы слышите в этих словах после звука [ц]? (медленно произнести слова, выделяя голосом гласный звук после [ц])
-Можете ли вы сказать, какой буквой на письме будет обозначен звук [ы]? (и или ы)
-Давайте откроем карточки и посмотрим, кто из вас был прав.
-Как вы думаете, от чего зависит выбор буквы? (от части слова, в которой находится орфограмма)
-Кто-то может сформулировать вывод?
Работаем по учебнику стр. 99
Слушаем правило, проверяем по учебнику, выделяем части слова.
2.
-Что общего у слов 1 столбика?
- Орфограмма в корне
- Во всех словах [ы] обозначен буквой и.
-В какую часть слова входит орфограмма в словах 2 столбика? (в окончание)
-Какой буквой обозначен [ы] в окончании? (ы)
- Что объединяет слова 3 столбика? (они заканчиваются на буквосочетание –ция)
- Какой буквой обозначается [ы] в словах, которые оканчиваются на –ция? (и)
-От чего же зависит выбор буквы для обозначения звука [ы] после [ц]?
Вывод: Выбор буквы зависит от того, в какой части слова находится орфограмма.
3.Формулирование правила с опорой на блок-схему.
Вывешивается блок-схема: ͡. → и ция→и
□ →ы
4. Знакомство со словами исключениями:
Карточка: Цыган, на цыпочках, цыпленок, цыкнул, цыц.
-Давайте прочитаем слова.
-Вы видите, что в них орфограмма находится в корне, значит нужно писать букву и? (нет, это слова исключения, их написание необходимо запомнить)
5. Работа по учебнику.
-Прочитайте правило на стр. 99, сравните его с тем выводом, который сформулировали вы.
6. Работа по учебнику: рубрика «Учись применять правило» стр. 99-100
-Давайте построим цепочку наших действий при написании слов с данной орфограммой.
-Что нужно сделать, чтобы не ошибиться при выборе буквы ы-и для обозначения [ы] после [ц].
Алгоритм:
- Определить место орфограммы
- От этого зависит выбор буквы ( с опорой на блок-схему)
Сравнить: стр. 99-100 (прочитать алгоритм
VI.Закрепление знаний: тренинг .
(упражнение в написании слов с изученной орфограммой).
а) работа по учебнику – упр.1 стр. 100 (письменно, фронтально, у доски).
-ци ( ͡ ) | -цы( ͡ ) | Ы(□) |
Циркач | Цыпленок | Спицы |
Циклон | Цыплячий | Куницы |
Нарцисс | Цыган | Рукавицы |
цилиндр | Цыкать | Зайцы |
Концы |
Лишние слова: акация, традиция
Словарная работа: объясните значение слов циклон, цилиндр.
Циклон – вихревое, бурное движение атмосферы, которое сопровождается обильными осадками и сильной облачностью.
Предложение: Атлантический циклон принес дожди и сильный ветер.
Цилиндр - многозначное слово:
- Геометрическое тело
- Предмет такой формы
- Высокая твердая шляпа такой формы с небольшими полями.
б) Работа по учебнику: упр. 2 стр. 100
Предварительно провести подготовительную работу.
-Все ли слова необходимо записывать?
Как распознать среди всех слов те, в которых необходимо писать букву и?
Повторяем по блок схеме: ͡. → и ция→и
Проверка:
Милиция, полиция, цирковой, циклоны, цитата, цифра, циркачка.
Цитата – точная выдержка из чьего-то высказывания.
7. Физ. Минутка
в)Работа в тетрадях «Пишем грамотно» №1.
Тренинг.
Слабые учащиеся: упр. 1,2 стр. 29
Сильные учащиеся: среди записанных словарных слов найти такие, при изменении формы которых в них появится изученная нами орфограмма.
г) Найти лишние слова:
Запись на доске:
Центральный, цинковый, оценить;
овц-, ящериц-, сигнализац-я, проказниц-, храбрец-, молодц-, ц-пляться (цепкий), синиц-, скворц-, умниц-, дикц-я, коллекц-я, белолиц-й, куц-й.
д) Упражнение в развитии орфографической зоркости.
Т.: упр 6 стр. 30 – вставить пропущенную букву, объяснить выбор.
VIII. Обобщение знаний по теме.
- Повторение правила обозначения [ы] после[ц] (по блок-схеме).
- Повторение правила по таблице (в стихотворной форме)
Заучивание:
В существительных на –ция
Мы всегда напишем ИЯ,
И под корнем посмотри:
Тоже пишем букву И.
А за корнем: ЦЫЙ, ЦЫН, ЦЫ
Пишем только букву Ы.
- Чтобы лучше запомнить слова исключения постарайтесь составить предложение и включить в него все эти слова.
Цыган на цыпочках к цыпленку подошел и цыкнул: «цыц!».
Итог. Выставление оценок.
IX. Домашнее задание:
Слабые учащиеся: работа в тетради.
Сильные учащиеся: упр. 3 в учебнике.
Для создания разработки источники не использовались.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока: Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]
Русский язык 3 класс, программа "Начальная школа 21 века"...
Урок русского языка "Учимся обозначать на письме звук [Ы] после звука [Ц]. "Начальная школа XXI века", 3-в класс
Подробный план - конспект урока русского языка...
План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Учимся обозначать звук [Ы] после звука [ц]".
Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобызаложить основы формирования грамотной личности, обеспечить языковое и речевоеразвитие ребенка, помочь ему осознать себя носите...
УМК «Начальная школа XXI века».Урок русского языка 3 класс. Тема: «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]».
ДАнная разработка представляет собой урок русского языка, в котором представлена одна из самых сложных тем для учащихся, в разработке этого урока , я постаралась показать, как облегчить задачу учащихс...
Разработка открытого урока по русскому языку "учимся обозначать на письме звук ы после звука ц" Начальная школа ХХ| век", 3 класс"
Знакомство со способами обозначения звука ы после звука ц в различных частях слова, развитие речи, орфографической зоркости учащихся....
Урок русского языка. 3 класс. Тема «Учимся обозначать звук [ы]после звука [ц]».
Урок: Русский язык. Класс: 3. Тема: «Учимся обозначать звук [ы]после звука [ц]». УМК: «Школа XXI века». Тип урока: Открытие новых знаний и способов действий. ...
Конспект урока русского языка 3 класс Тема: Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]
Подробный конспект урока объяснения нового материала...