Конспект урока: Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Русский язык 3 класс, программа "Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Uchimsya_oboznachat_zvuk.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]
(3 класс, «Русский язык» Иванов С.В.)
Цели урока:
Обучающие: наблюдение за способами обозначения звука [ы] после [ц] в различных частях слова, знакомство и закрепление правила, отработка написания слов с изучаемой орфограммой.
Развивающие: развитие внимания, орфографической зоркости учащихся, умение работать в парах.
Воспитывающие: привить интерес к предмету, аккуратность, трудолюбие.
Ход урока
- Орг. Момент
- Здравствуйте. Рада приветствовать вас на нашем любимом уроке – уроке русского языка. Надеюсь, сегодня мы откроем для себя еще одну тайну великого русского языка.
2. Чистописание
- Посмотрите на доску. Какие буквосочетания мы будем тренироваться сегодня писать? (цы, ци)
- Зачем нам это нужно? ( Чтобы писать красиво и аккуратно)
Пропишите эти сочетания. На какие особенности написания нужно обратить внимание?
3. Актуализация знаний
- Почему именно этими буквосочетаниями мы начали урок?
- Попробуйте назвать слова, в которых встречаются эти сочетания букв. (варианты ответов)
- Как правильно написать слово «цифра» или «цирк»
- Каким правилом вы руководствуетесь?
Давайте вспомним орфографические правила, которые помогают нам писать грамотно. Работаем в парах несколько минут.
- А теперь попробуем записать эти правила на доске.
(учитель записывает правила, называемые учениками, получается схема)
Безуд. глас.провер. удар. Безуд. глас. непровер. удар.
Парные согласн. непроизносим. согл. О, Ё после шипящ.
Орфографические
Правила
Приставки на, над, за Приставки из/ис, без/бес, раз/рас раздел. Ъ и Ь
Приставки по, до, от, об, Приставка с Суффиксы ив/ев
про, под, о
Суффиксы ик/ек суффиксы онок/ёнок суффикс ость
- На какие группы можно разбить все орфограммы? (орфограммы корня, суффикса, приставки)
- Нашли ли мы правило написания буквосочетаний ЦЫ и ЦИ? (нет)
- Какие звуки мы слышим после [ц]? (звук [и])
- Как быть? (вывести необходимое правило)
4. Изучение нового материала.
- Понаблюдайте за словами и разделите их на три группы (на карточках у учеников и на доске)
ЦИРК, СИНИЦЫ, СЕКЦИЯ, ЦИРКУЛЬ, СКВОРЦЫ,
АКАЦИЯ, ЦИФРА, ПТЕНЦЫ, СТАНЦИЯ
Распределение слов по столбикам:
Цирк синицы секция
Циркуль скворцы акация
Цифра птенцы станция
- Что общего у всех слов первого столбика? (Во всех словах звук [ы] обозначен буквой и, во всех этих словах орфограмма в корне)
- Какой буквой обозначен звук [ы] после [ц] в корне слова?
- В какую часть слова входит орфограмма в словах второго столбика?
-Какой буквой обозначается звук [ы] после [ц] в окончаниях слов?
- Какое общее буквосочетание есть на конце слов третьего столбика?
- Что объединяет слова третьего столбика? (в словах, оканчивающихся на -ция пишется буква и)
- От чего зависит выбор буквы ы или и? (Оттого, в какой части слова находится орфограмма)
- Попробуйте сформулировать правило, какой буквой записывается звук [ы] после звука [ц]?
Давайте проверим наши предположения и прочитаем рубрику «Тайны языка» в учебнике на стр. 102 (чтение про себя и несколько раз вслух)
- Можно ли сказать, что мы были правы?
Слова-исключения: цыган, цыпленок, цыц, на цыпочках, цыкать
Запомним погворку-помощницу: цыган на цыпочках подошел к цыпленку и цыкнул цыц.
Мы узнали правило, что дальше? (Нужно научиться его применять)
- Есть предположения как это сделать? (ответы учащихся)
- Молодцы. Прочитаем рубрику «Учись применять правило». Все ли мы правильно сказали?
Нам встретились новые слова циклон и цилиндр. Как можно узнать значение этих слов? (спросить у взрослых, посмотреть в словаре)
- Давайте попросим двоих учеников посмотреть значение этих слов в словаре и познакомить нас.
5. Физкультминутка
Если я говорю слово, в котором есть сочетание ци мальчики приседают, если в слове нет сочетания ци – приседают девочки: циркач, клоун, циркуль, карандаш, цифра, один, птицы, синица.
- Первичное закрепление
Осталось потренироваться в применении правила.
Дифференцированное задание: слабые ученики выполняют упражнении в варианте учебника (с.103 №1) – классифицировать слова по месту нахождения орфограммы, сильные - сначала выбирают необходимые слова из текста, а затем выполняют классификацию.
(Росла циркач в лесу спицы дикая куницы яблоня. Осенью цыпленок упало традиция с нее циклон яблоко. Птички цыган склевали рукавицы яблоко. Зёрнышко нарцисс спряталось зайцы в землю концы. Весной цыплячий солнышко цилиндр пригрело цыкать мокрую землю. Зерно акация проросло.)
- Какие слова из тех, о которых говорилось в правиле, окажутся не выписанными? (слова на –ция)
Выполнение проверки устно, фронтально.
С. 103 упр.№2.
Следующее упражнение выполняем устно. Читаем слово и объясняем какую букву и почему нужно вставить.
7. Рефлексия
- Поднимите руку, кто получил сегодня на уроке новые знания.
- Что нового узнали?
- Чем занимались на уроке?
- Можем ли дополнить схему, составленную в начале урока?
- К какой группе орфограмм можно отнести написание звука [ы] после [ц]?
- Кто может повторить изученное правило?
- В каком блоке работали? (правописание)
Зачем учиться правильно писать?
8. Выставление оценок, домашнее задание
Домашнее задание – в тетради на печатной основе потренируетесь в применении нового правила.
- Большое спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка "Учимся обозначать на письме звук [Ы] после звука [Ц]. "Начальная школа XXI века", 3-в класс
Подробный план - конспект урока русского языка...
План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Учимся обозначать звук [Ы] после звука [ц]".
Назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобызаложить основы формирования грамотной личности, обеспечить языковое и речевоеразвитие ребенка, помочь ему осознать себя носите...
УМК «Начальная школа XXI века».Урок русского языка 3 класс. Тема: «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]».
ДАнная разработка представляет собой урок русского языка, в котором представлена одна из самых сложных тем для учащихся, в разработке этого урока , я постаралась показать, как облегчить задачу учащихс...
Разработка открытого урока по русскому языку "учимся обозначать на письме звук ы после звука ц" Начальная школа ХХ| век", 3 класс"
Знакомство со способами обозначения звука ы после звука ц в различных частях слова, развитие речи, орфографической зоркости учащихся....
Конспект урока русского языка «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]»
Конспект урока русского языка «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]» 3 класс УМК «Начальная школа ХХI век»...
Конспект урока русского языка 3 класс Тема: Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]
Подробный конспект урока объяснения нового материала...
Технологическая карта урока обучения грамоте «Введение понятий «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук»» (УМК «Начальная школа XXI века», 1 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о согласном звуке, о различии твёрдого и мягкого согласного звука.Задачи урокаДидактические: познакомить обучающихся с понятием «согласный зв...