Обобщение по теме ,,Имя существительное "
тренажёр по русскому языку (4 класс)

Быстрова Светлана Борисовна

Работа может быть использована как памятка по теме .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_sushchestvitelnoe.docx173.58 КБ

Предварительный просмотр:

Имя существительное  ( приводим по 3 примера )                    ………………………………….

Имя существительное — это самая существенная часть речи, в грамматике она считается часто встречающейся.

Имя существительное — это часть речи, которая обозначает  ПРЕДМЕТ и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО?

НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО — форма именительного падежа единственного числа (всегда определяется в морфологическом разборе).

Существительные бывают :

Собственные и нарицательные

СОБСТВЕННЫЕ существительные обозначают — имена , фамилии , отчества , клички животных , географические названия , название книг , газет , журналов  .

Приведи примеры  : ___________________________________________________________________

НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ существительные  — название предметов и явлений  .

Приведи примеры :  ___________________________________________________________________

Одушевленные и неодушевленные

ОДУШЕВЛЕННЫЕ существительные отвечают на вопрос КТО? и называют людей и животных  .

Примеры : ___________________________________________________________________________

НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ существительные отвечают на вопрос ЧТО? и называют неживые предметы  .

Примеры : ___________________________________________________________________________

Трёх родов

РОД — постоянный признак имени существительного. По родам существительные не изменяются. ПРАВИЛО : чтобы определить род имени существительного, нужно поставить это существительное в начальную форму : с мячами — мяч (м. р.), на земле — земля (ж. р.),  у моря — море (ср. р.).

МУЖСКОЙ — он, мой .                           ЖЕНСКИЙ — она, моя  .                               СРЕДНИЙ — оно мое .

М.р._________________________________________________________________________________Ж.р._________________________________________________________________________________Ср.р._________________________________________________________________________________

Существительные изменяются :

По числам

ЕДИНСТВЕННОЕ число — обозначает один предмет . Некоторые существительные употребляются только в единственном числе ( молоко , доброта , Калуга , пение , молодёжь , Франция ).

Примеры : ___________________________________________________________________________

МНОЖЕСТВЕННОЕ число — обозначает несколько предметов . Некоторые существительные употребляются только во множественном числе (очки , сани , именины , ножницы, ворота, Альпы).

Примеры : ___________________________________________________________________________

По падежам

СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ —  это изменение слов по падежам. Падеж определяется по вопросам .

Падежи и вопросы :                                                                                ( просклоняй )

Именительный падеж  : кто? что?                          школа                                          лето

Родительный падеж  :  кого? чего?                        _____________________       ____________________

Дательный падеж : кому? чему?                            _____________________       ____________________

Винительный падеж : кого? что?                            _____________________       ____________________

Творительный падеж : кем? чем?                          _____________________       ____________________

Предложный падеж : о ком? о чём?                      _____________________       ____________________

ПРАВИЛО : Чтобы определить падеж имени существительного, необходимо найти слово, с которым это существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос.

ПРИМЕР : Старик ловил неводом рыбу. (А.С. Пушкин)

Ловил (чем?) неводом (Т. п.); ловил (кого?) рыбу (В.п.).

Определи падеж имён существительных . (надпиши сверху)

Каждый школьник должен соблюдать правила дорожного движения .  

Школьники должны серьёзно относиться к учёбе .

Ребята не обижают малышей .

Орфограмма «Мягкий знак (Ь) после шипящих на конце имён существительных»

Пишется — в женском роде .

Мягкий знак после шипящего на конце имени существительного показывает, что это существительное женского рода.

Примеры :  ___________________________________________________________________________

Не пишется — в мужском роде .

Примеры : ___________________________________________________________________________

Морфологический разбор

Назовите слово  в той форме , в которой оно употреблено в предложении . Определите :

1. Часть речи . Что обозначает , на какой вопрос отвечает .

2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа) .

3. Неизменяемые признаки : одушевлённое или неодушевлённое ; собственное или нарицательное ; род (мужской , женский , средний) .

4. Изменяемые : падеж , число .

5. Роль в предложении .

ПРИМЕР УСТНОГО РАЗБОРА

Охотник увидел белку.

1. Белку — имя существительное . Обозначает предмет , отвечает на вопрос  - кого?

2. Начальная форма — белка.

3. Одушевлённое , нарицательное , женского рода .

4. Употреблено в единственном числе , в винительном падеже .

5. В предложении является второстепенным членом предложения , поясняет сказуемое :  увидел (кого?) белку.

ПРИМЕР ПИСЬМЕННОГО РАЗБОРА

Охотник – сущ. , ( кто ?) , н.ф. – охотник , одуш. , нариц. , м.р. , ед.ч. , И.п. , гл.чл. – подлеж .

Разбери как часть речи имена существительные в предложении :

Маленький скворец выпал из гнезда .

скворец - ___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

из гнезда – __________________________________________________________________________

C:\Users\Genet\Desktop\37e0bbd38aa369dd095576d352bad10c.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока татарского языка обобщение по теме "Имя существительное"

План-конспект урока татарского языка в 4 классе "Обобщение по теме имя существительное". Так как урок обобщения знаний, на уроке используется различные задания развивающего характера....

Обобщение по теме «Имя существительное» 4 класс Урок креативного типа, на основе сюжетно - ролевой игры.

Цель:Обобщить и систематизировать знания по теме «Имя существительное». Создание учащимися собственного образовательного продукта (алгоритма морфологического разбора имени существительного)Планируемый...

Обобщение по теме "Имя существительное"

Предложена дидактическая игра по теме "имя существительное.Задачи, которые решаются на уроке:"Ø Обобщить знания детей по теме «Имя существительное»Ø Учить применять знания о природе в разных ситуациях...

Тема урока: Обобщение по теме «Имена существительные второго склонения».

Интегрированный урок по русскому языку.  4 класс.  ( системе Л.В. Занкова)....

Обобщение по теме : " Имя существительное " 4 класс

Обобщение по теме «Имя существительное» Аннотация к работе1.     Автор:Рогожина О. В..2.     Предмет, класс: Русский язык, 4 класс.3.     Те...

Урок - путешествие " Обобщение по теме имя существительное"

Урок - путешествие по произведению Волкова " Волшебник Изумрудного города" с повторением основных вопросов по теме : " Имя существительное" по УМК " ГАРМОНИЯ"...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обобщение по теме "Имя существительное"

Цель урока Содержательная цель:Обобщить  и систематизировать  изученное  по теме “Имя существительное”Деятельностная цель: формирование у учащихся новых способов деятельности по ст...