Обобщение по теме : " Имя существительное " 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Оксана Рогожина

Обобщение по теме «Имя существительное»

Аннотация к работе

1.     Автор:Рогожина О. В..

2.     Предмет, класс: Русский язык, 4 класс.

3.     Тема учебного занятия: Обобщение по теме «Имя существительное».

4.     Место занятия в учебном процессе: Имя существительное

5.     Форма занятия: Урок-игра (урок обобщения и систематизации знаний по изученной теме).

6.     Название ЦОР: «Своя игра. Обобщение по теме «Имя существительное» 4 класс».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок обобщения 6 класс136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение по теме «Имя существительное»

Аннотация к работе

  1. Автор:Рогожина О. В..
  2. Предмет, класс: Русский язык, 6 класс.
  3. Тема учебного занятия: Обобщение по теме «Имя существительное».
  4. Место занятия в учебном процессе: Имя существительное
  5. Форма занятия: Урок-игра (урок обобщения и систематизации знаний по изученной теме).
  6. Название ЦОР: «Своя игра. Обобщение по теме «Имя существительное» 6 класс».
  7. Формы и способы применения ИКТ на данном уроке:

Этап урока

Форма использования ИКТ

Цель

Организационный

Демонстрационная презентация

Приветствие, создание рабочего настроя на урок

Сообщение темы и цели урока

Демонстрационная презентация

Усиление мотивации к обучению

Повторение и обобщение изученного материала

Демонстрационная презентация

Средство познавательной активности

Итог урока

Рефлексия

Демонстрационная презентация

Оценивание работы команд и подведение итогов урока

 

Конспект урока

Тема урока: Обобщение по теме «Имя существительное».

Цель урока:

  1. Повторение и обобщение  изученного по теме «Имя существительное».
  2. Развитие познавательной активности  и культуры речи учащихся.
  3. Повышение интереса к предмету через использование интерактивных форм обучения.

Задачи урока:

  1. Повторить и систематизировать знания учащихся по данной теме.
  2. Организовать познавательную деятельность учащихся.
  3. Использовать интерактивные формы обучения.

Оборудование к уроку:

        Компьютер, проектор, презентации: «Своя игра», два сюрприза, две музыкальных паузы, песочные часы, жетоны-умы (Приложение 1) .  

«Своя игра». Условия игры:

I тур:  Перед вами экран, разбитый на сектора по определённым темам. Каждая тема включает пять вопросов различной степени трудности. Самый лёгкий «стоит» 10 умов, а самый трудный – 50 умов. Если сможете ответить, то умы ваши. Если нет – умы снимаются. Команды вопросы выбирают по очереди. Время на обсуждение вопросов ограничено – 30 секунд.

В игре вам могут встретиться сектора:

«сюрприз» - вы получаете приз. При неправильном ответе умы не снимаются.

«» - музыкальная пауза. Наслаждаетесь музыкой и получаете умы.

«своя игра» - команда, выбравшая этот сектор, сама оценивает стоимость вопроса, и сама отвечает на него. Если правильно, то названное количество присуждается команде, если не правильно, то отнимается, а на вопрос отвечает другая команда.

II тур: Состоит из 1 вопроса, ответ дают обе команды, и сами оценивают его стоимость.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели урока.
  3. Повторение и обобщение изученного материала.
  4. Подведение итогов игры.
  5. Сообщение и комментирование оценок.
  6. Организованное окончание урока.

Название этапа урока

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Исполь-зование ЦОР

Слайд №

Прогнозируе-мый

результат

Организа-ционный момент

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания.

Самостоятельная проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой

Слайд №1

Создание рабочего настроя на урок

Сообщение цели и темы урока.

Вступительное слово учителя, предваряющее последующую работу.

Самостоятельно ставят цель урока

Слайд №1

Самостоятель-ная постановка цели и задач урока учениками

Повторение и обобщение изученного материала

Знакомит с условиями игры «Своя игра», определяет состав команд, распределяет роли: консультанта, хранителя времени, кассира. Выполняет роль ведущего игры (т. е. ведёт ход игры)

Распределяются по командам «Умники» и «Разумники», консультант – отвечает на вопросы, вызывающие трудности у команды; хранитель времени -  следит за временем; кассир – выдаёт и забирает умы. Участвуют в игре.

Слайды  №2 - №29

Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Имя существитель-ное».

Активное участие детей в игре.

Подведение итогов игры

Награждение участников и победителей игры

Подсчитывание заработанных умов.

Слайд №30

Комменти-рованное оценивание. Организо-

ванное окончание урока

Оценивает работу учеников.

Проводит рефлексию.

Благодарит за урок.

Рефлексируют урок, заканчивая предложение: «На уроке я был(а) участником, так как …» или «На уроке я был(а ) наблюдателем, так как…»

Ход игры

Загадки синтаксиса

10

20

30

40

50

Всякая всячина

10

20

30

40

50

Бюро морфологии

10

20

30

40

50

В мире морфемики

10

20

30

40

50

Весёлая орфография

10

20

30

40

50

1 тур

Загадки синтаксиса

  • Вопрос 10:        Определите синтаксическую роль выделенного существительного  в предложении.

       Осенью это дерево раньше всех сбрасывает свою пожелтевшую 

       листву.

Ответ:        синтаксическая роль –  дополнение.

  • Вопрос 20:        Из предложения выделите все именные словосочетания.

     Осенний ветер срывает последние листья с берёз.

Ответ:        1. осенний ветер, 2. последние листья.

  • Вопрос 30:        Объясните расстановку знаков препинания в предложении.

   Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме родной батюшка.

Ответ:        1. Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именем существительным в именительном падеже.

   2. Запятая между однородными сказуемыми.

   3. Точка, т. к. повествовательное предложение.

  • Вопрос 40:        музыкальная пауза
  • Вопрос 50: Из данных предложений приведите примеры метафоры, сравнения и олицетворения.

  1. Продирается месяц сквозь тучи, словно жёлтое око совы.

  2. Грязное бельё тумана заволакивало серые силуэты крыш.

Ответ: Метафора - грязное бельё тумана, серые силуэты крыш.

Сравнение - словно жёлтое око совы. Олицетворение – месяц продирается, бельё тумана заволакивало.

Всякая всячина

  • Вопрос 10:         Её заваривают, затевая неприятное, хлопотное дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её «просит» дырявая обувь; она в голове у путаников. Что это?

Ответ:  Каша

  • Вопрос 20: «сюрприз». Отгадайте загадку:

  Эта троица – родня, и лицо одно и одно число,

       Только что-то не понять, как их надо различать?

Ответ: Род имён существительных

  • Вопрос 30:        Отгадайте ребус.

Ответ:         Тротуар

  • Вопрос 40:        Разгадайте шараду

В «списке» вы мой обнаружите корень.

Суффикс в «собрании» встретите вскоре.

В слове «рассказ» вы приставку найдёте,

В целом – по мне на уроки пойдёте

Ответ:  Расписание

  • Вопрос 50:  Присмотритесь к этому слову и ответьте на вопрос:

          Как называется блюдо,  приготовленное стряпухой?

Ответ: Уха

Бюро морфологии

  • Вопрос 10:        Что называют именем существительным?  

Ответ: Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? что?

  • Вопрос 20:        Определите род данных существительных:  

        1. Фасоль                       3. Рельс

        2. Тюль                              4. Лебедь

Ответ:     1 -  ж. р.       2 - м. р.      3 - м. р.        4 - м.р.

  • Вопрос 30: Просклоняйте существительное бандероль.                       

Ответ:  И. п. бандероль,       Р. п. бандероли,                   Д. п. бандероли,      В. п. бандероль,       Т. п. бандеролью,   П. п. (о) бандероли.

  • Вопрос 40:        Как правильно? 

    Пять килограммов или пять килограмм.

    Пять носков или пять носок.

Ответ:  Пять килограммов, пять носков.

(Существительные м.р. на твёрдый согласный в Р. п. множественного числа имеют окончание -ов.)

  • Вопрос 50:        «Сюрприз».

     Из данной группы слов исключите лишнее и объясните свой выбор:

грязнуля, чистюля, непоседа, болтун.

Ответ: Лишнее слово болтун,  так как это существительное мужского рода, а остальные существительные - общего рода.         

В мире морфемики

  • Вопрос 10:        С помощью какой морфемы образованы однокоренные слова:    вред,  вредность?

Ответ:         Однокоренные слова образованы с помощью корня -вред- .

  • Вопрос 20:        В русском языке слова образуются по определённым образцам. Например, 

 Как называются такие образцы?

Ответ: Учёные называют морфемными (словообразовательными) моделями.

  • Вопрос 30:        Назовите все способы  образования имён существительных.

Ответ:  1 – суффиксальный, 2 – приставочный, 3 – приставочно-суффиксальный, 4 – сложение без соединительной гласной,    5 - сложение с соединительной гласной -о- (-е-), 6 – сложение с одновременным присоединением, 7 – сложносокращённые слова.

  • Вопрос 40:        «Своя игра».  

    Придумайте слово, соответствующее данной словообразовательной цепочке:            

Ответ: Например, водяной - водянистый.

  • Вопрос 50:        Прочитайте сложносокращённое существительное:

          МОУ «Сосновская ООШ» в дательном падеже.

Ответ:     Муниципальному общеобразовательному учреждению

               «Сосновская основная общеобразовательная школа».

Весёлая орфография

  • Вопрос 10:        Сколько орфограмм в слове калач?

Ответ:        2: непроверяемая безударная гласная а в корне слова; отсутствие мягкого знака у существительных 2 склонения с шипящими на конце.                                                         

  • Вопрос 20:        Как пишутся сложные существительные с иноязычными частями: аэро..., фото…, микро…, мото…, вело… и подобными?

                       

Ответ: Сложные существительные с данными иноязычными частями пишутся всегда слитно.

  • Вопрос 30:        музыкальная пауза
  • Вопрос 40:        Объясните, как пишутся существительные: (пол) ящика, (пол) листа, (пол) Сосновки, (пол) класса, (полу) круг?

Ответ:   пол-ящика, пол-листа, пол-Сосновки, полкласса, полукруг.

  • Вопрос 50:        Отметьте существительное, которое пишется раздельно с НЕ.

    1. (не) правда;

    2. (не) погода волновала нас, а снаряжение;

    3. (не) ряха

Ответ: 2. Не погода волновала нас, а снаряжение. (Не является отрицательной частицей)

2 тур

  • Назовите раздел грамматики, изучающий имя существительное как часть речи?

Ответ: Морфология.

Приложение 1

На уроке я был(а):

  • Участником, так как   __________________________________________________
  • Наблюдателем,  так как  ________________________________________________

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

На уроке я был(а):

  • Участником, так как   __________________________________________________
  • Наблюдателем,  так как  ________________________________________________

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

На уроке я был(а):

  • Участником, так как   __________________________________________________
  • Наблюдателем,  так как  ________________________________________________

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

На уроке я был(а):

  • Участником, так как   __________________________________________________
  • Наблюдателем,  так как  ________________________________________________

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

На уроке я был(а):

  • Участником, так как   __________________________________________________
  • Наблюдателем,  так как  ________________________________________________

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

На уроке я был(а):

  • Участником, так как   __________________________________________________
  • Наблюдателем,  так как  ________________________________________________

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

На уроке я был(а):

  • Участником, так как   __________________________________________________
  • Наблюдателем,  так как  ________________________________________________

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение по теме «Имя существительное» 4 класс Урок креативного типа, на основе сюжетно - ролевой игры.

Цель:Обобщить и систематизировать знания по теме «Имя существительное». Создание учащимися собственного образовательного продукта (алгоритма морфологического разбора имени существительного)Планируемый...

Тема урока: Обобщение по теме «Имена существительные второго склонения».

Интегрированный урок по русскому языку.  4 класс.  ( системе Л.В. Занкова)....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обобщение по теме "Имя существительное"

Цель урока Содержательная цель:Обобщить  и систематизировать  изученное  по теме “Имя существительное”Деятельностная цель: формирование у учащихся новых способов деятельности по ст...

Обобщение по теме "Имя существительное". 4 класс.

Урок- исследование слова "Мороз" с использованием групповых технологий.  Варианты: урок-исследования слов "вода", " солнце"....

Обобщение по теме "Имя существительное". 4 класс.

Для обобщения материала на уроках русского языка я использую шаблоны презентаций, которые заполняют ученики, работая в группах. Предлагаю шаблон презентации на тему "Имя существительное"....

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Обобщение по теме Имя существительное"

Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Обобщение по теме Имя существительное"....

Карточки для обобщения по теме "Имя существительное" 3 класс

Обобщающий урок русского языка по теме "Имя существительное" 3 класс...