Обобщение по теме : " Имя существительное " 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Обобщение по теме «Имя существительное»
Аннотация к работе
1. Автор:Рогожина О. В..
2. Предмет, класс: Русский язык, 4 класс.
3. Тема учебного занятия: Обобщение по теме «Имя существительное».
4. Место занятия в учебном процессе: Имя существительное
5. Форма занятия: Урок-игра (урок обобщения и систематизации знаний по изученной теме).
6. Название ЦОР: «Своя игра. Обобщение по теме «Имя существительное» 4 класс».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок обобщения 6 класс | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение по теме «Имя существительное»
Аннотация к работе
- Автор:Рогожина О. В..
- Предмет, класс: Русский язык, 6 класс.
- Тема учебного занятия: Обобщение по теме «Имя существительное».
- Место занятия в учебном процессе: Имя существительное
- Форма занятия: Урок-игра (урок обобщения и систематизации знаний по изученной теме).
- Название ЦОР: «Своя игра. Обобщение по теме «Имя существительное» 6 класс».
- Формы и способы применения ИКТ на данном уроке:
Этап урока | Форма использования ИКТ | Цель |
Организационный | Демонстрационная презентация | Приветствие, создание рабочего настроя на урок |
Сообщение темы и цели урока | Демонстрационная презентация | Усиление мотивации к обучению |
Повторение и обобщение изученного материала | Демонстрационная презентация | Средство познавательной активности |
Итог урока Рефлексия | Демонстрационная презентация | Оценивание работы команд и подведение итогов урока |
Конспект урока
Тема урока: Обобщение по теме «Имя существительное».
Цель урока:
- Повторение и обобщение изученного по теме «Имя существительное».
- Развитие познавательной активности и культуры речи учащихся.
- Повышение интереса к предмету через использование интерактивных форм обучения.
Задачи урока:
- Повторить и систематизировать знания учащихся по данной теме.
- Организовать познавательную деятельность учащихся.
- Использовать интерактивные формы обучения.
Оборудование к уроку:
Компьютер, проектор, презентации: «Своя игра», два сюрприза, две музыкальных паузы, песочные часы, жетоны-умы (Приложение 1) .
«Своя игра». Условия игры:
I тур: Перед вами экран, разбитый на сектора по определённым темам. Каждая тема включает пять вопросов различной степени трудности. Самый лёгкий «стоит» 10 умов, а самый трудный – 50 умов. Если сможете ответить, то умы ваши. Если нет – умы снимаются. Команды вопросы выбирают по очереди. Время на обсуждение вопросов ограничено – 30 секунд.
В игре вам могут встретиться сектора:
«сюрприз» - вы получаете приз. При неправильном ответе умы не снимаются.
«» - музыкальная пауза. Наслаждаетесь музыкой и получаете умы.
«своя игра» - команда, выбравшая этот сектор, сама оценивает стоимость вопроса, и сама отвечает на него. Если правильно, то названное количество присуждается команде, если не правильно, то отнимается, а на вопрос отвечает другая команда.
II тур: Состоит из 1 вопроса, ответ дают обе команды, и сами оценивают его стоимость.
План урока:
- Организационный момент.
- Сообщение темы и цели урока.
- Повторение и обобщение изученного материала.
- Подведение итогов игры.
- Сообщение и комментирование оценок.
- Организованное окончание урока.
Название этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Исполь-зование ЦОР Слайд № | Прогнозируе-мый результат |
Организа-ционный момент | Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания. | Самостоятельная проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой | Слайд №1 | Создание рабочего настроя на урок |
Сообщение цели и темы урока. | Вступительное слово учителя, предваряющее последующую работу. | Самостоятельно ставят цель урока | Слайд №1 | Самостоятель-ная постановка цели и задач урока учениками |
Повторение и обобщение изученного материала | Знакомит с условиями игры «Своя игра», определяет состав команд, распределяет роли: консультанта, хранителя времени, кассира. Выполняет роль ведущего игры (т. е. ведёт ход игры) | Распределяются по командам «Умники» и «Разумники», консультант – отвечает на вопросы, вызывающие трудности у команды; хранитель времени - следит за временем; кассир – выдаёт и забирает умы. Участвуют в игре. | Слайды №2 - №29 | Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Имя существитель-ное». Активное участие детей в игре. |
Подведение итогов игры | Награждение участников и победителей игры | Подсчитывание заработанных умов. | Слайд №30 | |
Комменти-рованное оценивание. Организо- ванное окончание урока | Оценивает работу учеников. Проводит рефлексию. Благодарит за урок. | Рефлексируют урок, заканчивая предложение: «На уроке я был(а) участником, так как …» или «На уроке я был(а ) наблюдателем, так как…» |
Ход игры
Загадки синтаксиса | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Всякая всячина | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Бюро морфологии | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
В мире морфемики | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Весёлая орфография | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
1 тур
Загадки синтаксиса
- Вопрос 10: Определите синтаксическую роль выделенного существительного в предложении.
Осенью это дерево раньше всех сбрасывает свою пожелтевшую
листву.
Ответ: синтаксическая роль – дополнение.
- Вопрос 20: Из предложения выделите все именные словосочетания.
Осенний ветер срывает последние листья с берёз.
Ответ: 1. осенний ветер, 2. последние листья.
- Вопрос 30: Объясните расстановку знаков препинания в предложении.
Ноябрь – сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме родной батюшка.
Ответ: 1. Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именем существительным в именительном падеже.
2. Запятая между однородными сказуемыми.
3. Точка, т. к. повествовательное предложение.
- Вопрос 40: музыкальная пауза
- Вопрос 50: Из данных предложений приведите примеры метафоры, сравнения и олицетворения.
1. Продирается месяц сквозь тучи, словно жёлтое око совы.
2. Грязное бельё тумана заволакивало серые силуэты крыш.
Ответ: Метафора - грязное бельё тумана, серые силуэты крыш.
Сравнение - словно жёлтое око совы. Олицетворение – месяц продирается, бельё тумана заволакивало.
Всякая всячина
- Вопрос 10: Её заваривают, затевая неприятное, хлопотное дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело; её «просит» дырявая обувь; она в голове у путаников. Что это?
Ответ: Каша
- Вопрос 20: «сюрприз». Отгадайте загадку:
Эта троица – родня, и лицо одно и одно число,
Только что-то не понять, как их надо различать?
Ответ: Род имён существительных
- Вопрос 30: Отгадайте ребус.
Ответ: Тротуар
- Вопрос 40: Разгадайте шараду
В «списке» вы мой обнаружите корень.
Суффикс в «собрании» встретите вскоре.
В слове «рассказ» вы приставку найдёте,
В целом – по мне на уроки пойдёте
Ответ: Расписание
- Вопрос 50: Присмотритесь к этому слову и ответьте на вопрос:
Как называется блюдо, приготовленное стряпухой?
Ответ: Уха
Бюро морфологии
- Вопрос 10: Что называют именем существительным?
Ответ: Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? что?
- Вопрос 20: Определите род данных существительных:
1. Фасоль 3. Рельс
2. Тюль 4. Лебедь
Ответ: 1 - ж. р. 2 - м. р. 3 - м. р. 4 - м.р.
- Вопрос 30: Просклоняйте существительное бандероль.
Ответ: И. п. бандероль, Р. п. бандероли, Д. п. бандероли, В. п. бандероль, Т. п. бандеролью, П. п. (о) бандероли.
- Вопрос 40: Как правильно?
Пять килограммов или пять килограмм.
Пять носков или пять носок.
Ответ: Пять килограммов, пять носков.
(Существительные м.р. на твёрдый согласный в Р. п. множественного числа имеют окончание -ов.)
- Вопрос 50: «Сюрприз».
Из данной группы слов исключите лишнее и объясните свой выбор:
грязнуля, чистюля, непоседа, болтун.
Ответ: Лишнее слово болтун, так как это существительное мужского рода, а остальные существительные - общего рода.
В мире морфемики
- Вопрос 10: С помощью какой морфемы образованы однокоренные слова: вред, вредность?
Ответ: Однокоренные слова образованы с помощью корня -вред- .
- Вопрос 20: В русском языке слова образуются по определённым образцам. Например,
Как называются такие образцы?
Ответ: Учёные называют морфемными (словообразовательными) моделями.
- Вопрос 30: Назовите все способы образования имён существительных.
Ответ: 1 – суффиксальный, 2 – приставочный, 3 – приставочно-суффиксальный, 4 – сложение без соединительной гласной, 5 - сложение с соединительной гласной -о- (-е-), 6 – сложение с одновременным присоединением, 7 – сложносокращённые слова.
- Вопрос 40: «Своя игра».
Придумайте слово, соответствующее данной словообразовательной цепочке:
Ответ: Например, водяной - водянистый.
- Вопрос 50: Прочитайте сложносокращённое существительное:
МОУ «Сосновская ООШ» в дательном падеже.
Ответ: Муниципальному общеобразовательному учреждению
«Сосновская основная общеобразовательная школа».
Весёлая орфография
- Вопрос 10: Сколько орфограмм в слове калач?
Ответ: 2: непроверяемая безударная гласная а в корне слова; отсутствие мягкого знака у существительных 2 склонения с шипящими на конце.
- Вопрос 20: Как пишутся сложные существительные с иноязычными частями: аэро..., фото…, микро…, мото…, вело… и подобными?
Ответ: Сложные существительные с данными иноязычными частями пишутся всегда слитно.
- Вопрос 30: музыкальная пауза
- Вопрос 40: Объясните, как пишутся существительные: (пол) ящика, (пол) листа, (пол) Сосновки, (пол) класса, (полу) круг?
Ответ: пол-ящика, пол-листа, пол-Сосновки, полкласса, полукруг.
- Вопрос 50: Отметьте существительное, которое пишется раздельно с НЕ.
1. (не) правда;
2. (не) погода волновала нас, а снаряжение;
3. (не) ряха
Ответ: 2. Не погода волновала нас, а снаряжение. (Не является отрицательной частицей)
2 тур
- Назовите раздел грамматики, изучающий имя существительное как часть речи?
Ответ: Морфология.
Приложение 1
На уроке я был(а):
- Участником, так как __________________________________________________
- Наблюдателем, так как ________________________________________________
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
На уроке я был(а):
- Участником, так как __________________________________________________
- Наблюдателем, так как ________________________________________________
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
На уроке я был(а):
- Участником, так как __________________________________________________
- Наблюдателем, так как ________________________________________________
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
На уроке я был(а):
- Участником, так как __________________________________________________
- Наблюдателем, так как ________________________________________________
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
На уроке я был(а):
- Участником, так как __________________________________________________
- Наблюдателем, так как ________________________________________________
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
На уроке я был(а):
- Участником, так как __________________________________________________
- Наблюдателем, так как ________________________________________________
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
На уроке я был(а):
- Участником, так как __________________________________________________
- Наблюдателем, так как ________________________________________________
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение по теме «Имя существительное» 4 класс Урок креативного типа, на основе сюжетно - ролевой игры.
Цель:Обобщить и систематизировать знания по теме «Имя существительное». Создание учащимися собственного образовательного продукта (алгоритма морфологического разбора имени существительного)Планируемый...
Тема урока: Обобщение по теме «Имена существительные второго склонения».
Интегрированный урок по русскому языку. 4 класс. ( системе Л.В. Занкова)....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Обобщение по теме "Имя существительное"
Цель урока Содержательная цель:Обобщить и систематизировать изученное по теме “Имя существительное”Деятельностная цель: формирование у учащихся новых способов деятельности по ст...
Обобщение по теме "Имя существительное". 4 класс.
Урок- исследование слова "Мороз" с использованием групповых технологий. Варианты: урок-исследования слов "вода", " солнце"....
Обобщение по теме "Имя существительное". 4 класс.
Для обобщения материала на уроках русского языка я использую шаблоны презентаций, которые заполняют ученики, работая в группах. Предлагаю шаблон презентации на тему "Имя существительное"....
Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Обобщение по теме Имя существительное"
Презентация к уроку русского языка во 2 классе "Обобщение по теме Имя существительное"....
Карточки для обобщения по теме "Имя существительное" 3 класс
Обобщающий урок русского языка по теме "Имя существительное" 3 класс...