Обобщение по теме «Имя существительное» 4 класс Урок креативного типа, на основе сюжетно - ролевой игры.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Безбородова Марина Петровна

Цель:

Обобщить и систематизировать знания по теме «Имя существительное». Создание учащимися собственного образовательного продукта (алгоритма морфологического разбора имени существительного)

Планируемый результат:

Предметные умения:

  • соотносить слово и набор его грамматических характе­ристик;
  • анализировать граммати­ческие признаки заданных имён существительных (к ка­кому роду относится, изменя­ется по числам или нет, изме­няется по падежам или нет);

Личностные УУД:

  • оценивать работу группы с точки зрения социальных правил и

норм группового взаимодействия.

Регулятивные УУД:

  • осуществлять самоконтроль;
  • планировать совместную деятельность.

Познавательные УУД:

  • структурировать материал в виде рисунков, составлять план.

Коммуникативные УУД:

  • распределять роли, уметь договариваться;
  • оформлять свои мысли в устной форме.

Активные методы обучения: ролевая игра, групповая работа.

Виды деятельности: познавательно-продуктивная, коммуникативная, решение проблемы, наблюдение,  систематизация знаний.

Личное целеполагание: через постановку проблемы в сюжетно-ролевой игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon cyshchiki.zip432.2 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка творческого урока.

Безбородова М.П. учитель начальных классов МБОУ «СОШ№9»

Тема: Обобщение по теме «Имя существительное» 4 класс

Урок креативного типа, на основе сюжетно - ролевой игры.

Цель:

Обобщить и систематизировать знания по теме «Имя существительное». Создание учащимися собственного образовательного продукта (алгоритма морфологического разбора имени существительного)

Планируемый результат:

Предметные умения:

  1. соотносить слово и набор его грамматических характеристик;
  2. анализировать грамматические признаки заданных имён существительных (к какому роду относится, изменяется по числам или нет, изменяется по падежам или нет);

Личностные УУД:

  1. оценивать работу группы с точки зрения социальных правил и

норм группового взаимодействия.

Регулятивные УУД:

  1. осуществлять самоконтроль;
  2. планировать совместную деятельность.

Познавательные УУД:

  1. структурировать материал в виде рисунков, составлять план.

Коммуникативные УУД:

  1. распределять роли, уметь договариваться;
  2. оформлять свои мысли в устной форме.

Активные методы обучения: ролевая игра, групповая работа.

Виды деятельности: познавательно-продуктивная, коммуникативная, решение проблемы, наблюдение,  систематизация знаний.

Личное целеполагание: через постановку проблемы в сюжетно-ролевой игре.

Коментарий к уроку. По программе русского языка Л.М.Зелениной Т.Е.Хохловой отсутствует морфологический разбор частей речи. Поэтому я решила провести с обучающимися урок по созданию своей памятки морфологического разбора.

                                                Х О Д    У Р О К А

1. Образовательная напряженность.

(психологический настрой обучающихся)

 работаем под девизом «Я – могу, я – знаю!»

мотивация

Показ отрывка из м/ф «По следам Бременских музыкантов» о сыщике. (Интрига)

Учитель:  - Узнаете ли вы этого героя?

-Какую роль он играет в м/ф?

-Подберите синоним к слову сыщик (следователь)

-А вы бы хотели побывать в такой же роли?

-Это же интересно, идти по следу! Предлагаю пофантазировать и представить себя ненадолго в роли сыщика – следователя.

Ученик: Ввод в игру  - Я, дежурный по оперативному штабу, делаю экстренное сообщение о том, что поступило заявление от пострадавшего  о пропаже у него личного дела, при этом были обнаружены следы пропавшего: (Кусочек листа с оборванной надписью)

В предложении чаще всего бывает подлежащим, допол….

Учитель: - Ну, что, похоже возникла проблема: есть следы, заявление от пострадавшего, но при этом много неизвестного…  Предлагаю сыграть в игру «Следствие ведут знатоки» и приступить к поиску исчезнувшего «Личного дела».

Ребята, а вы догадались, кто пострадавший? (имя существительное)

Как вы  догадались?

Что такое личное дело?

Назовите тему нашего сегодняшнего урока.

Сформулируйте цели. (Обобщить знания по теме, найти пропавшее личное дело)

2. Уточнение образовательного объекта

Распределение ролей участников групп (4 группы и 5-я аналитическая). Объяснение плана работы и девиза. Повторение правил работы в группе.

А теперь проведём «Следственный эксперимент»

Прочитайте записанные слова

..гурец                        п…м…дор                ..рбуз

м..ряк                         л…сник                   п…сатель

сн…гир..                    орёл                          грач…

бабушка                    отец                          доч…

Вставьте пропущенные буквы

Объедените орфограммы по группам ( безуд глас провер, непровер, мягкий знак показ мягкости, указывающий на  ж.р 3 скл.)

Что объединяет все эти слова? (сущ. в ед. ч, в Им.п.)

Почему, докажите.

Образуйте от данных существительных мн. ч.

По какому признаку можно разбить сущ. на 2 группы? (по родам, одушевлённые, неодушевлённые)

Какое слово лишнее? Почему? (бабушка 1 склонения, остальные  2 или 3 склонения)

Назовите слова 2 склонения, 3 склонения

Составьте предложение со словом бабушка

Каким членом предложения является слово БАБУШКА? Докажите.

ПОДВЕДЁМ ИТОГ   ЧТО ТАКОЕ ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ?

Ч.р,

От на вопросы,

Обозначающая предмет,

Имеет род

Изменяется по падежам, числам,

Собственное или нарицательное,

Одушевлённое, неодушевлённое

В предложении может быть выражено подлеж, дополнением, обстоятельством.

Молодцы! Вспомнили всё изученное о потерпевшем.

Приступают к работе следственные отделы

3. Конкретизация задания на решение проблемы

(Задания группам)

Приступаем к изучению дела:

Задание №1

1.К словам первого столбика подберите подходящие слова из второго:

кот             Обь

собака       Москва

река           Пушкин

пород         Обь

газета         Жучка

поэт            Новости

2.Дайте общее называются словам из первого столбика; словам из второго столбика.

3.Подумайте, на какие две группы можно разбить все слова из двух столбиков?

Проверка, вывод:

(В бланк ответов записывается ответ, листы с ответами складываются в папки - личные дела)

Аналитическая группа дает заключение.

Задание №2

1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
Со..нце уже село в д..лекий лес, когда Егорка пр..бежал в к..нюшню. 

2.Обозначьте род, число, склонение, падеж имен существительных.

3.Выполните синтаксический разбор предложения.

4.Запишите, каким членом предложения являются имена существительные.

Проверка, вывод:

(В бланк ответов записывается ответ, листы с ответами складываются в папки - личные дела)

Аналитическая группа дает заключение

Ф И З М И Н У Т КА

Продолжаем работу следственных отделов

Задание №3

1.Составьте словосочетание, определите падеж                                                                  

спелой, вишня (Д.п.)

посидеть,  у, прорубь

уехать, к, дядя

подойти, к.  юноша

живу, в, Нефтеюганск

2.Какое словосочетание лишнее?

3.Какое правило помогло правильно написать безударное окончание существительных?

4.Выпишите, какие имена сущ. относятся к 1 скл? 2 скл? 3 скл.?

Проверка, вывод:

(В бланк ответов записывается ответ, листы с ответами складываются в папки - личные дела)

Аналитическая группа дает заключение

4. Решение ситуации

Проанализируйте свою работу на уроке просмотрев папки с делами и составьте в виде плана,  над какими признаками им. сущ. вы работали. Что можно ещё добавить, кроме грамматических признаков в личное дело имени существительного?

БЛАНК ОТВЕТА:

     Имя сущ.

1.

5. Демонстрация образовательной продукции
Ответы групп, защита своих образовательных продуктов.

Аналитическая группа дает заключение.

Вот мы с вами и нашли пропавшее Личное дело имени существительного.

6. Работа с культурно-историческими аналогами (Презентация слайд №…)

Сравнить свой алгоритм с алгоритмом, представленном в словаре морфологического разбора слова.

О.Д.Ушакова «Морфологический разбор слова» справочник школьника.

 М.М.Баранова «Школьные словари русского языка»  

(Можно провести контроль - морфологический разбор существительного по своей памятке)

7. Рефлексия

Какую роль пришлось вам выполнять во время урока?

В чём были затруднения?

Как вы с ними справлялись?

Над  какой темой работали?

Какие цели ставили в начале урока?

Кто считает, что достиг поставленных целей?

У кого возникали проблемы во время урока?

Почему?

Как с ними справлялись?

Лесенка успеха, оцени себя сам  по шкале от 0 до 10.

8. Д/з : придумать грамматическое лото, на котором указаны слова и их грамм. признаки, от 5 до 15 слов.

Я желаю, чтобы каждый верил в себя! Надеялся на успех!

Спасибо за урок! Вы были прекрасными сыщиками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Роль сюжетно-ролевой игры в ознакомлении с окружающим миром и развитии коммуникативных навыков"

Что такое игра и как  выглядит процесс развития игры у детей с глубокой умственной недостаточностью....

Сюжетно-ролевая игра на тему: "На приеме у врача"

Сюжетно-ролевая игра на тему: "На приеме у врача"...

Сюжетно-ролевая игра в подготовительной к школе группе Тема: «Школа фиксиков»

Сюжетно-ролевая игра «Школа фиксиков».Задачи:Образовательные:Закреплять знания о воздухе, способах его обнаружения,  свойствах и возможностях.Исследовательско-экспериментальным путем уточнить и з...

Презентация для классов с ОВЗ и выступление по Сюжетно- ролевым играм

Данный материал предназначен для воспитателей коррекционных школ....

Мастер-класс для педагогов на тему: «Методика руководства сюжетно-ролевыми играми в детском саду»

Мастер-класс для педагогов на тему: «Методика руководства сюжетно-ролевыми играми в детском саду»Цель:  совершенствование педагогов в процессе овладения приёмами руково...

Конспект занятия для 1 доп. класса по предмету "Окружающий социальный мир", раздел "Предметы быта", по теме: сюжетно-ролевая игра "Чаепитие" для детей с интеллектуальными нарушениями (УО) умеренной, тяжелой степени выраженности и ТМНР

   Конспект занятия составлен в рамках декады МО начальных классов. Представляет интерес для учителей начальных классов, работающих с детьми с интеллектуальными нарушениями развития (...