1 | Самоопределение к деятельности.
| Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Фронтальная | Начинаем ровно в срок наш любимейший урок!!! Мы друг к другу повернёмся, подмигнём и улыбнёмся! Поприветствуем гостей, с ними нам вдвойне теплей! Пожелайте нам удачи и успешности в придачу! Пусть у нас у всех будет хорошее настроение !! -И ещё убедительная просьба: ответить хочешь, не шуми, а только руку подними. А начать урок я предлагаю пословицей: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».-Может кто-то попробует объяснить эту пословицу? -Сегодня у нас, урок-исследование, где вы должны показать свои знания, проявить наблюдательность, умение анализировать и делать выводы. Чтобы ваши исследования прошли успешно, какими нужно быть? У каждого из вас есть лист-самооценивания, где вы должны оценить свою работу на определенном этапе | Подготовка класса к работе.
Высказывания учащихся
Активными, внимательными, помогать друг другу | Л :самоопределение; Р: прогнозировать предстоящую работу. Развиваем умение высказывать своё предположение Целеполагание; К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | -визуальный осмотр |
2 | Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
| Выявить уровень знаний. Определить типичные недостатки | Фронтальная, индивидуальная | - Запишите сегодняшнее число. -На минутке чистописания мы продолжим отработку плавного безотрывного письма, что позволит вам писать достаточно быстро и хорошо усвоить учебный материал на уроке. - Сегодня будем писать гласную, которая есть в словах приятель, товарищ, но нет в слове друг. Запишите, используя данную закономерность. и иииии… -Какой темой можно объединить слова? -Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова? И как бы вы их расположили по степени возрастания? Дружба творит чудеса. -Как вы понимаете смысл этой пословицы? Эта пословица будет девизом нашего урока. А теперь запишите пословицу в свои тетради. Сделайте это грамотно и аккуратно. Уметь разборчиво писать – первое правило вежливости. Василий Ключевский. Обязательное правило при письме – следи за осанкой.
-Послушайте и скажите, какая часть речи может так о себе сказать? Что без меня предметы? Лишь названья. А я приду - Всё в действие придёт. Летит ракета. Люди строят зданья. Цветут сады И хлеб в полях растёт. Знания о глаголе вы отразите в мине-тесте. - Глагол – это ………..часть речи
- Глагол обозначает ……….
- Глагол отвечает на вопросы …..
- У глагола есть три времени …….
- Глагол бывает ……………
- Глагол изменяется по ……..
- Глаголы не употребляются с …….
- В предложении чаще всего бывает ….. и образует с подлежащим …
Взаимопроверка , сравнение с эталоном Выставление баллов в оценочный лист Что значат глаголы для нашей речи? Найдите и подчеркните грамматическую основу предложения. | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки Гласная и.
Прописывают закономерность
О дружбе
Приятель, товарищ, друг.
Объяснение пословицы.
Записывают пословицу.
Глагол.
Дружба творит | К : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. П : логические- анализ объектов с целью выделения признаков умение проводить сравнение, классификацию по заданным критериям ПР -иметь представления о глаголе как о части речи,
| Взаимопроверка ,
Выставление баллов в оценочный лист |
3 |
Постановка учебной цели и задач урока.
| Создание проблемной ситуации.
| Работа в парах .
| -Составьте предложение из разрезных карточек. 1.Друг в беде бросит. 2.Новых друзей наживай, а старых забывай. 3.Бросай друга в несчастье. 4. Дружба – как стекло, разобьёшь – склеишь. -Что это за предложения? -Вам они понравились? -Почему пословицы звучат бессмысленно? -Перед какой частью речи надо поставить не? -Прочитайте получившиеся пословицы, т.к. пословица –это народная мудрость, объясните в чем заключается мудрость данных пословиц. -А как бы вы записали это коротенькое слово с глаголом? -Может быть, исходя из опыта, практики, кто-то знает, как нужно написать НЕ с глаголом? - Сформулируйте тему сегодняшнего урока. - Какую цель поставим перед собой на уроке? -А ещё мы будем обогащать свой словарный запас, оттачивать свою орфографическую зоркость и учиться самостоятельно, мыслить. Не забываем, что мы сегодня исследователи.
|
Составляют предложения Составляют пословицы
Пословицы Нет.
Не хватает не.
Перед глаголом
Читают пословицы с не
Предположение детей.
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока Правописание не с глаголами Научиться правильно писать не с глаголами.
| Р : выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения целеполагание; П : общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; формулирование проблемы К ;выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся. ПР:-иметь представления о глаголе как о части речи,
| самооценка |
4 | Построение проекта выхода из затруднения. | Организовать учащихся по исследованию проблемной ситуации.
| Работа в группах, в парах | Итак, наше предположение: Не с глаголами пишется раздельно. - Верно, ли это утверждение мы с вами узнаем в течение урока. - Для этого нам предстоит провести ряд исследований, в ходе которых мы выясним, какой частью речи является, НЕ, всегда ли НЕ пишется с глаголами раздельно, а работать мы будем по плану и в наших небольших группах (слайд «План исследований») 1)Исследование №1 - Какой частью речи является НЕ? -Это вы выясните самостоятельно. Исследование№1. Ответом на каждый вопрос является слово, которое вы будете вписывать в клеточки по горизонтали. В итоге у вас получится слово, которое подскажет, какой частью речи является НЕ. (дети работают самостоятельно) (кроссворд) 1)Маленький кустарник семейства брусничных с круглыми черно-синими сладкими ягодами.(черника) 2)Рабочий, занимающийся окраской зданий, помещений.(маляр) 3)Военный человек, воин.(солдат) 4)Периодическое издание в виде больших листов, обычно ежедневное, посвященное событиям текущей политической и общественной жизни.(газета) 5)Желание есть. (аппетит) 6)Точная дословная выдержка из какого-нибудь текста, высказывания.(цитата) 7)Душистый, приятный запах.(аромат) Черника, маляр, солдат, газета, аппетит, цитата, аромат - Проверяем. Какой же частью речи является НЕ? () -Наш первый вывод: НЕ – это частица. (слайд )
Исследование №2. - Нужно выяснить, какой частью речи является частица НЕ: служебной или самостоятельной? Проведите исследование в группах и поделитесь своим выводом. План исследования 1.Вспомните, что вы знаете о самостоятельных частях речи? ( они отвечают на вопросы, являются членами предложения) 2. Назовите самостоятельные части речи. (сущ-е, прил-е, глагол, местоимение) -3. Вспомните о служебных частях речи? ( к ним нельзя поставить вопросы, они не являются членами предложений, служат для связи слов в предложении) - 4Куда же можно отнести частицу? (к частице нельзя поставить вопрос, она не является членом предложения, она служит для связи слов в предложении . Значит, частица - служебная часть речи.) - Какой будет второй вывод? Вывод №2: частица НЕ - служебная часть речи. (слайд )
Исследование №3 -Всегда ли частица НЕ пишется с глаголом раздельно? Это мы узнаем из следующего исследования. Откройте материалы исследования №3. 1.Прочитайте предложения. Первая группа Дети не любят ходить в больницу. Они ненавидят уколы и негодуют, когда им нездоровится. Вторая группа: На пятак дружбы не купишь. Третья группа Потчевать велено, а неволить грех. Четвертая группа Федя недомогал всю неделю и недоумевал, где он мог простудиться. 2. Попробуйте прочитать эти предложения без не. Какие получились слова? (любят, навидят, годуют, здоровится) (не купишь, неволить, недомогал, недоумевал) 4. Есть ли в русском языке такие слова? ( любят –есть, а навидят, годуют, здоровится – нет) и т.д.
-Слушаем лингвистическую сказку Гордую и упрямую частицу НЕ полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю», а она ему: «Не люблю». Он признавался: «Верю», а она: «Не верю».Частица Не никогда не подходила к Глаголу близко и писалась от него только отдельно. Однако Глагол был постоянным в своих чувствах. Вот однажды Не говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если докажешь, что жить без меня не можешь». Вздохнул Глагол печально и отправился скитаться по словарям да учебникам. Когда же он возвратился к своей любимой, она, как обычно, отскочила от него с криком: «Негодую! Ненавижу!» И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз Глагол остался рядом. Так он доказал, что в некоторых случаях, действительно, жить без нее не может.
-Что мы узнали из этой сказки о правописании не с глаголами?
5. Когда мы пишем НЕ с глаголами раздельно, а когда слитно? (если слова можно употребить без НЕ – нужно писать раздельно, а если нельзя, то слитно) Вывод №3: Если глагол употребляется без НЕ, то пишем раздельно. Если глагол не употребляется без НЕ, то пишем слитно. - Слова, которые без НЕ не употребляются называют словами-исключениями их надо запомнить. Здесь НЕ находится в составе корня. На самом деле в русском языке много слов –исключений (невзлюбить, несдобровать, недолюбливать, недоумевать), но вы с ними познакомитесь в старших классах. - Давайте ещё раз прочитаем и объясним их значение. Работа со словарями в группах 1 гр-Негодовать – возмущаться, быть недовольным 2 гр-Недоумевать – синонимы – растеряться, не понимать, теряться в догадках, ума не приложить. Какими действиям человек показывает недоумение – чешет затылок, пожимает плечами, округляет глаза 3 гр-Неволить – принуждать, заставлять делать что-то 4 гр-Ненавидеть – чувствовать вражду и отвращение 5гр-Недомогать – испытывать болезненное состояние 5 гр-Нездоровится – болеть, хворать Запишите эти глаголы – исключения, их надо запомнить. Посмотрите, есть ли ещё вопросы в нашем плане, на которые мы должны ответить. Значит, пришла пора подвести итог нашим исследованиям. - Откройте материалы исследования №3. Вместо пропусков вставьте нужные слова. Прочитайте, что у нас получилось? Частица не пишется с глаголами раздельно, если употребляется без не. Если без не не употребляется, то пишется слитно. Составим алгоритм
Глаголы-исключения: НЕНАВИДЕТЬ, НЕГОДОВАТЬ, НЕЗДОРОВИТСЯ, НЕДОУМЕВАТЬ, НЕВОЛИТЬ, НЕДОМОГАТЬ откроем учебники и сверим наш вывод с правилом данным в учебнике. - Послушайте стихотворение поэта В. Агафонова о глаголе и частице не: Глаголу нравится читать, Играть, работать и мечтать! Глаголу очень нравится Всё делать очень живо. Частица не – красавица, Но как она ленива! Она не ходит, не сидит, Не шьёт, не жнёт и не кипит, Книг не читает, не поёт, Другим работать не даёт. Глагол же, не любя безделья, С частицей пишется раздельно! Всегда? Нет! Без сомнения, Бывают исключения. - Какой же смысл придаёт глаголу частица не?
|
Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)
Дети работают в группах по плану
Частицей
Служебной
( любят –есть, а навидят, годуют, здоровится – нет) и т.д.
Дети записывают глаголы- исключения в тетради.
В словаре Ожегова значения этих слов объясняются так: ненавидеть – испытывать ненависть к кому-нибудь или к чему-нибудь; негодовать – значит возмущаться, быть недовольным.
(отрицание) | Р: планирование, прогнозирование; волевая саморегуляция в ситуации затруднения; вносить коррективы в действие после его завершения; определять степень успешности своей работы и работы других людей. П- моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, построение речевого высказывания доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; К – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации ПР:- знакомство правилом о правописании не с глаголом; умение находить в словах изучаемую орфограмму и применять правило правописания частицы не с глаголами, знакомство со словами- исключениями.
|
|
6 | Первичное закрепление.
| Установитьосознанность восприятия. Осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание вслух алгоритмов действия. | Работа в парах, фронтальная | «Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг», – поётся в доброй детской песне о дружбе и искренних человеческих взаимоотношениях. - Есть ли в этом предложении глаголы с частицей НЕ? - Как будем писать частицу НЕ в данном случае, докажите , используя алгоритм. -Запишем предложение под диктовку, обозначим орфограмму графически. Мы с вами говорили о дружбе, как о взаимоотношениях между людьми. А кого ещё мы называем нашими друзьями? -Послушайте текст, в котором есть глаголы с частицей не. -Не дразните собак, Не гоняйте кошек, Не жалейте для птиц Вы зерна и крошек! - А можно ли этот текст назвать призывом? ( Да, это призыв людей, которые любят природу). - Предлагаю вам выполнить творческое задание. Работа в парах. -Измените, предложения так, чтобы в них было отрицание. Что для этого нужно сделать? (добавить к глаголам частицу не). Текст «Друзья природы» Природу надо охранять. Друг портит деревья в лесу, режет кору, ломает ветки. Друг разрушает птичьи гнёзда, разжигает костры. Друзья природы оставляют мусор в лесу. - Какие предложения получатся?
| Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух
Наверное, так говорят те, кто любит природу. Это как бы обращение к нам, людям, чтобы мы не губили природу. Я бы написала этот текст на плакате. Обратилась к людям, чтобы они помогли кошкам, собакам, птицам. Не выбрасывали домашних животных на улицу. | Р : контроль, оценка, коррекция; П : общеучебные –умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; К : управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра. ПР:- применение правила о правописании не с глаголом; умение находить в словах изучаемую орфограмму и применять правило правописания частицы не с глаголами, со словами- исключениями.
|
|
7 |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
| Организация деятельность по применению новых знаний Работа побуждает учеников ответственно относиться к выполняемой работе, учит оценивать результаты своих действий. Важно, чтобы на данном этапе для каждого ученика была создана ситуация успеха (я могу, у меня все получается), и у него возникло желание закрепить удачный результат. | индивидуальная | Сейчас самостоятельная работа с применением правила. Используйте алгоритм. (Не)суди о человеке по наружности, (не)бросили товарища в беде, ((не)стану мешать, (не)доумевать по поводу ответа, (не)хочу ссориться, (не)годовать из-за опоздания, (не)могу прийти, ураган (не)истовствует, (не)были на экскурсии, (не)домогать всю неделю. Самооценивание.
Вывод: как справились, кому надо подучить правило. | Самостоятельная работа. Осуществляет самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
| Р : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Л: самоопределение. ПР:- применение правила о правописании не с глаголом; умение находить в словах изучаемую орфограмму и применять правило правописания частицы не с глаголами, со словами- исключениями.
| Самооценивание.
|
8 | Рефлексия деятельности (итог урока) Организует рефлексию
| Создание ситуации для осмысления всей работы на уроке. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
| Фронтальная, индивидуальная | Услышим скоро мы звонок, Пора заканчивать урок! Мы не заметили, как быстро пролетело время, сегодня вы для себя сделали открытие, разгадали тайны. - Над какой темой мы сегодня работали? - Какую цель перед собой ставили? -Удалось ли достичь поставленной цели?
- Закончите предложения - Сегодня на уроке я узнал ...
- Я научился ...
- Я понял, что ...
- Было интересно ...
Давайте вернёмся к девизу нашего урока. Дружба творит чудеса. В самом деле , мы с вами вместе, дружно сотворили чудо- открыли для себя новое знание . Подружились ли с правилом? Так давайте, давайте дружить, Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся. Если дружбой всегда дорожить, То любое желанье исполнится. А в заключении мне бы хотелось сказать, что мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом, он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное . Оцените свою работу на уроке. 2б - Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались. Я понял правило написания частицы не с глаголами и могу объяснить другим. 1б -Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа . Я понял правило написания частицы не с глаголами и могу работать по эталону. 0 б – Если не разобрались в теме, было не очень интересно. Я понял правило написания частицы не с глаголами, но у меня есть сомнение
Кол.набранных баллов за урок позволит получить отметку за урок и успешно поработать дома. 15б. –«5» 12-14б. – «4» 7-11б. – «3» Для выполнения домашнего задания : 15б. – 3ст. сложности 12-14б. – 2ст. сложности 0-11б. – 1ст. сложности 1степень сложности: Уходя, мама велела детям хорошо себя вести, ничего (не) трогать, со спичками (не) играть, на подоконники (не лазать), на лестницу( не )выходить, котёнка (не )мучить. 2степень сложности: – Составьте пословицы, объясните их смысл. Запишите пословицы, раскрывая скобки. Кто (не) работает (не) сидеть на печи. Есть калачи - торопись делом. (Не) спеши языком, тот (не) ест. 3степень сложности: Проведите исследовательскую работу. На материале любого рассказа (стихотворения, сказки) понаблюдайте, как пишутся глаголы с частицей не. Выпишите эти примеры (10 слов). составить небольшой текст-призыв, используя глаголы с частицей не. Тексты посвящены разным темам: о правилах поведения в лесу. о правилах пользования книгой. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия Открыть правило написания НЕ с глаголами Да. Мы открыли правило написания частицы НЕ с глаголами. Учились писать слова | К : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; слушать и слышать других; задавать вопросы, быть готовым корректировать свою точку зрения. познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование. Р : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение. П : осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить анализ работы.
| самооценка |