Конспект урока "Морфологический разбор глагола"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Печеницына Елена Александровна

Представлена технологическая карта открытого урока по русскому языку по теме "Морфологический разбор глагола"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_urokarehletskaya.docx33.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку, 4 класс

Организационная информация

Предмет

Русский язык

Класс, профиль класса

4 класс общеобразовательной школы

Методическая информация

Тема урока

«Морфологический разбор глагола»

Авторы учебника, по которому ведется обучение

Иванов С. В.

Классификация урока в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим   и последующими уроками)

Урок получения новых знаний. Вводный урок по данной теме. Система обучения Н.Ф.Виноградовой.

Цель урока

Систематизация знаний морфологических и грамматических признаков глагола.

Задачи урока

  1. Образовательные: познакомить с алгоритмом выполнения морфологического разбора; обобщить и систематизировать знания по теме «Глагол»
  2. Развивающая: развивать речь учащихся, аналитические способности, внимание, память.
  3.  Воспитательная: воспитывать интерес к изучаемому предмету.

Знания, умения, навыки и качества, которые закрепят ученики класса в ходе урока

Части речи, имя существительное, имя прилагательное, род, число, падеж,  начальная форма глагола (инфинитив), постоянные признаки ( вид глагола (совершенный  и несовершенный), спряжение;  непостоянные признаки (наклонение: изъявительное, повелительное, условное) число, лицо, род;  члены предложения.

Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс

Личностные УУД: оценка собственной учебной деятельности, мотивирование своих действий, проявление доверия, внимательности, помощи одноклассникам.

Метапредметные УУД:

1.Регулятивные: контролировать, оценивать и корректировать свои действия во время урока.

2.Познавательные: целеполагание, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий

3.Коммуникативные: работа в группе, адекватно передача информации, осуществление  сотрудничества с учителем и сверстниками.

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, проектор, индивидуальные карточки,

Подробный конспект урока

Этапы урока

Время, продолжительность

Содержание

Деятельность учителя (предметные умения)

Деятельность учащихся (Метопредметные, личностные  ууд)

Инициализация

5 мин.

Начало урока. Цель: создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе.

Участники: все обучающиеся.

Проведение: письменно, в тетради

Оценка результата:

Хорошее настроение, готовность работать, готовность к сотрудничеству с учителем и сверстниками 1. Какие трудности в выполнении домашней работы встретились?

2.Найдите карточку: Как я работаю. Какие умения (действия) мы на уроке формируем? (Приложение1.)

3.С чего начинаем урок? Чистописание. Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы...

Леонардо да Винчи

  1. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята, начнём урок с хорошего настроения.

- Какие трудности в выполнении домашней работы встретились?

- Найдите карточку: Как я работаю. Какие умения (действия) мы на уроке формируем? (Приложение1.)

- С чего начинаем урок? Чистописание.

- С какой целью мы выполняем данное задание?

- Как можно проконтролировать данное задание?

- Какие советы может дать своему соседу?

Познавательные (П)

Личностные (Л)

Коммуникативные (К)

Регулятивные (Р)

- Совершенствование скорописи, способствовать развитию речи Л, П

- Взаимопроверка (обменятся тетрадками) Р, К

Вхождение или погружение в тему

5 мин.

На доске слова: радость, радостный, радуется, красота, красивый, красуется, вечер, вечерний, вечереет (Приложение 2)

На слайде различные виды разборов

На слайде признаки частей речи

Вывешиваем признаки глагола на карточках на доску(Приложение3)

  1. Объявление темы урока.

- Слова на доске, что можно с ними  сделать? Какой вид работы?

- Следовательно, с какой частью речи мы будем работать?  Что вы уже знаете?

-  Посмотрите на слайды, Что не хватает?

Укажите все виды разборов, которые вы  знаете.

-  Посмотрите на слайд, что здесь не хватает?  

- Какая тема урока

 - Какие задачи поставим?

(О чем нам говорят эти слова?

С чем нам придется сегодня столкнуться?

Что надо знать для этого? )

- При каких условиях мы можем реализовать эти задачи?

- Какое задание к слайду можно подобрать?  Как удобно работать?

- Как проверить правильность?

- Разделить на группы по частям речи. (Р)

- Названия слайдам

- синтаксический разбор предложение, морфологический разбор слова, разбор по членам предложения, фонетический (Р)

-  Грамматические признаки частей речи Р 

Тема урока сегодня: «Морфологический разбор глагола».

 Задачи: - Будем давать характеристику глаголу

- Какими признаками обладает глагол.

- Выделить те признаки, которые подходят для глагола.

- Знать общий порядок морфологического  разбора

 Составим  порядок действий  при выполнении морфологического разбора глагола. Применить на практике составленный порядок... (Р)

 Работаем в паре. К

- Сигнализируем, если согласны, поднятой рукой

Проработка содержания темы

5 мин.

 «Домики»

Цель: обобщение итогов работы в  группах

Участники: все обучающиеся.

 Необходимые материалы: нарисованные домики на формате А4 (Приложение4)

Проведение: В домики записывают  план морфологического разбора

Оценка результатов:

Эмоциональное «подстёгивание» отстающих, наглядное представление достижений.

  1. Работа над изучением нового материала.

1) Посмотрите на «Домик», какое задание предложите?

 - Итак, что предполагает собой любой разбор? (Определённую последовательность действий).

- Сейчас в группах вы должны вспомнить последовательность морфологического разбора имени существительного или  имени прилагательного, предложить общий план морф.  разбора  для любой части речи

Выполнять это вы будете с помощью «Домиков».

 - Какие результаты, трудности?

- Поможет ли данная схема нам?

Задача: выявить общий план разбора для всех частей речи.

- Итак, общий план  для морфологических разборов:

1. Определение части речи.

2. Определение начальной формы слова

3.  Определение постоянных признаков.

4. Определение  непостоянных признаков.

5. Определение роли слова как члена предложения.

Проработка содержания темы

Физминутка

10 мин.

2 мин.

 «Домики»

Цель: обобщение итогов работы в  группах

Участники: все обучающиеся.

 

Оценка результатов:

Эмоциональное «подстёгивание» отстающих, наглядное представление достижений.

На доске две карточки вывешиваются: Постоянные и непостоянные признаки.

Приложение5

1. Работай со всеми вместе.

а)Подчеркните  глаголы в неопределенной форме.

Ходит, ходить, кость, косит, косить, кровать, крыть, кроют, сесть, носят, носить, скатерть

Подумайте, какие признаки отсутствуют у глаголов данной формы.

б) Распределите признаки глаголов по группам: вид, наклонение, время, лицо, число, род, спряжение.

  постоянные :                           непостоянные:

Сделайте вывод, какими будут постоянные признаки глаголов, а какие непостоянные

3. проверьте себя на с. 48 до упр.2,.

4. Сигнализируйте, если вы закончили

2) Какая следующая задача:

-Теперь составим алгоритм морфологического разбора глагола.

- Что нам необходимо сделать?

- Кто может уверенно разделить на постоянные и непостоянные признаки?  Что возникла?

 - Как поступить нам?

 - Что интереснее? Как будете работать?

- Вы получите карточку, на ней указан ход работы

 

Задача: составить алгоритм морфологического разбора глагола.

- Разделить все признаки на постоянные и непостоянные. (Р)

-  Проблема.

- Посмотреть в учебнике, самим провести исследование

- В группах (П, К, Р)

На доске:

Постоянные признаки:

Вид глагола (совершенный или несовершенный), спряжение (I, II ).

Непостоянные признаки:

Наклонение (изъявительное, повелительное, условное),

У глаголов изъяв.накл. – время, если прошедшее – род, число, если настоящее или будущее – лицо, число

У глаголов условного наклонения род и число, а у глаголов повелительного наклонения  – число.

Работа с учебником

8 мин.

На слайде вы видите предложение: Я очень люблю птиц.

  1.  С какой задачей мы работаем?

Задача: применить на практике составленный порядок разбора.

На слайде вы видите предложение: Я очень люблю птиц.

Морфологический разбор глаголов.

Откройте с. 50 , там тоже есть разбор этого слова, согласитесь ли вы с учебником? Какое задание можно дать?

 

- Какую задачу надо реализовать (формирующее действие)

- Предложите задание

Закрепление изученного.

1 . (Что делаю?) люблю– глагол.

2. Н.ф. – любить.

3. Постоянные признаки: несовершенный вид, 2 спряжение. (спр. Не правилно было)

4. Непостоянные признаки: изъявительное наклонение, настоящее время, 1-е лицо, ед.ч. (лишнее – род)

5. (Что делаю?) люблю – в предложении является сказуемым.

Самопроверка

Упр 3. (1 предложение), два человека у доски

Подведение итогов (рефлексия, оценка урока)

5 мин.

На доске морфологический разбор глагола :

 1. Определение части речи.

2.Определение роли слова как члена предложения.

3. Определение постоянных признаков: вид, спряжение, наклонение

4. Определение  непостоянных признаков:  время, число, лицо, род

5. Определение начальной формы слова

Цель: эффективное подведение итогов урока.

Подведение итогов (рефлексия, оценка урока)

5 мин.

  1. Рефлексия.

Задача: анализ своих возможностей.

- Давайте посмотрим, что же получилось у нас на уроке. Оправдались ли ваши ожидания и опасения: Как я работаю.

Приложение1.

Как я работаю

Формируемое действие

Мне трудно

Я знаю и умею

Могу научить других

1. Взаимопроверка

2. Постановка целей, определение темы

3. Умение выявлять общий порядок действий  разбора

4. Умение работать по плану в группе

5. Умение работать по закреплению материала

6. Умение оценивать

 Приложение2:

Морфологический разбор глагола :

 1. Определение части речи.

2.Определение роли слова как члена предложения.

3. Определение постоянных признаков: вид, спряжение, наклонение

4. Определение  непостоянных признаков:  время, число, лицо, род

5. Определение начальной формы слова

радость радостный радуется

 красота красивый красуется

вечер

вечерний, вечереет

Приложение3:

род  число лицо время  вид наклонение спряжение

Приложение4:

1. Работай со всеми вместе.

а)Подчеркните  глаголы в неопределенной форме.

Ходит, ходить, кость, косит, косить, кровать, крыть, кроют, сесть, носят, носить, скатерть

2.Подумайте, какие признаки отсутствуют у глаголов данной формы.

б) Распределите признаки глаголов по группам: вид, наклонение, время, лицо, число, род, спряжение.

  постоянные :                                                                                  непостоянные:  

 

Сделайте вывод, какими будут постоянные признаки глаголов, а какие непостоянные

3. Проверьте себя на с. 48 до упр.2.

4. Сигнализируйте, если вы закончили

Составлять  порядок действий  при выполнении морфологического разбора глагола. Применять на практике составленный порядок...

выявить общий план разбора для всех частей речи.

 Выделить признаки глагола

Разделить все признаки на постоянные и непостоянные.

  1. ЦЕЛЬ (для чего?)
  2. ПОРЯДОК (план)
  3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ (вывод)

Правила работы в парах:

1.Работать должны оба.

2.Один горит, другой

слушает

3.Если не понял, переспроси

Работа в группе

  1. В группе должен быть ответственный.
  2. Один говорит, другой слушает.
  3. Если не понял, то переспроси.
  4. Своё несогласие высказывай вежливо.

Как поставить цель?

1.О чём пойдет речь на уроке

2. Для чего мне ЭТО надо

3. С помощью чего ЭТО можно усвоить

4. К чему должны прийти


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4-м классе по теме "Разбор глагола по составу. Алгоритм разбора" , по программе "Школа 2100"

Цель:  научить обучающихся разбирать глагол по составу.Задачи:развивать умения видеть в слове его части;учить объяснять условия выбора орфограмм;воспитывать интерес к родному языку.Оборудование: ...

Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема:"Разбор глагола по составу"

Урок с использование деятельностного метода обучения. Урок рефлексии....

Конспект урока русского языка в 4 классе "Морфологический разбор глагола"

Конспект урока русского языка оформлен в виде технологической карты, составлен в соответствии с ФГОС НОО....

Конспект урока "Разбор глагола как части речи"

УМК "Перспектива"Урок ОНЗ в технологии деятельностного метода...

Конспект урока "Правописание глаголов в настоящем и будущем времени. Морфологический разбор глаголов." 4 класс (Школа России)

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание глаголов в настоящем и будущемвремени. Морфологический разбор глаголов. ". Данный конспект...

Конспект урока "Разбор глагола как части речи" ("Перспектива", 3 класс)

Цель деятельности учителя: формирование умения выполнять морфологический разбор глагола.Планируемые результатыПредметные:- знать определение понятия «глагол»;- уметь выделять грамматически...

Конспект урока "Разбор глагола как части речи" ("Перспектива", 3 класс)

Цель деятельности учителя: подведение под понятие «Морфологический разбор глагола».Планируемые результатыПредметные:- знать определение понятия «глагол»;- уметь выделять грамма...