Конспект урока русского языка "Глаголы совершенного и несовершенного вида; особенности употребления их в речи".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Учащиеся учатся образовывать видовые пары глаголов, правильно употреблять их в речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_4_klasse.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Капитанюк Елена Алексеевна,
учитель начальных классов, школа №607.
ТЕМА: « ГЛАГОЛЫ СОВЕРШЕННОГО И НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА.
ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ИХ В РЕЧИ.»
УМК «Школа России», учебник «Русский язык» для 4 класса.(авт. Л.М.Зеленина и др.)
ЦЕЛИ:
- Познакомить учащихся с употреблением аспектуально-значимых слов с глаголами разных видов;
- Дать представление об особенностях употребления глаголов разных видов в текстах-повествованиях и текстах – описаниях.
- Строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
- Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
ХОД УРОКА
- Организационный момент. Психологический настрой.
- Актуализация знаний. Словарная работа.
- Вы назовёте слово из словаря , если правильно расшифруете данные схемы и последовательно соедините полученные буквы-ответы.
1 СХЕМА род 2 СХЕМА падеж
М . Ж . С. И. Р. В.
ОЗЕРО ДРУЖБУ
3 СХЕМА Д.п. 1скл. 4 СХЕМА падеж
е у и Д. П. Р.
МАМЫ
5 СХЕМА предлог 6 СХЕМА ж.р. 1-е скл.
Он и к ь а
7 СХЕМА Неопр. ф. глагола -ть -ет -ешь
Рассуждая , учащиеся находят искомое слово СВЕРКАТЬ
- Откройте словари и найдите группу, в которой находится наше слово.Прочитайте слова данной группы.
- Это слова ОБОРОНА, САЛЮТ, ПОБЕДА, РОССИЯ
- Найдите слово, которое можно выделить из группы по звуковому составу.
Ученики находят искомое слово. Все согласные звуки в слове ОБОРОНА- звонкие
-Каково лексическое значение слова оборона?
2 Чистописание
-Запишите строку различных сочетаний букв звонких звуков слова оборона.Не забывайте о правильной посадке во время письма. Следите за правильным соединением букв.
БРН РБН НБР НРБ РБН БРБ
3.Формулиривание цели урока и постановка учебной задачи.
-Работа со словарными словами поможет нам перейти к следующему этапу нашего урока.
От слов-предметов-к словам-действиям!
-Кто догадался, с какой частью речи мы будем работать дальше?
-Правильно, с глаголами.Сегодня на уроке мы вспомним, как образуются глаголы совершенного и несовершенного вида, а самое главное –попытаемся понять, в чём их различие и как правильно употреблять глаголы разных видов в речи.
4 .Упражнения в образовании ВИДОВЫХ ПАР ГЛАГОЛОВ
- Образуйте от сущ. –оборона, -салют, -победа глаголы неопр. ф. несоверш. вида.
Запишите их в столбик.
Запись на доске : Сверкать-
Оборонять-
Салютовать-
Побеждать-
- Образуйте от каждого глагола глагол совершенного вида , т. е. образуйте видовую пару .
Запись на доске и в тетрадях:
Сверкать-засверкать
Оборонять-оборонить
Салютовать- просалютовать
Побеждать-победить
-Чем различаются глаголы сов. и несов. вида?
Д. Вопросом и значением.
- Какое действие обозначают глаголы сов. вида? ( законченное) Несовершенного вида ? ( длительное, незаконченное)
Физкультминутка.
5. Наблюдение над употребленим аспектуально-значимых слов с глаголами совершенного и несовершенного вида.
- Прочитайте на доске слова:
Долго, много раз, наконец, вдруг, уже, часто, медленно , целый день, много раз
- Это слова-помощники. Они помогают определить, как выполняется действие.Как вы думаете, какие слова употребляются в речи с глаголами несов. вида ? С глаголами сов. вида ?
У. Запишите в первую группу глаголы несов. вида вместе со словами-помощниками. Объясните свой выбор.
Учащиеся могут записать: часто грустил, долго думаю, много раз вставал
-Запишите во вторую группу глаголы сов. вида со словами-помощниками. Объясните свой выбор.
Учащиеся могут записать: вдруг вспыхнула, наконец выучил, уже созрел
6.Наблюдение над употреблением глаголов совершенного и несовершенного вида в текстах-описаниях и текстах-повествованиях.
- Перед вами два отрывка из художественных произведений. Прочитайте их.
Ветер,всё ветер, он дует и дует, как дул весной и летом, и он даже радуется, когда отрывает с дерева лист и с ним улетает. ( М. Пришвин «Времена года» )
Федя включил телевизор, достал из сумки задачник и поискал заданную на дом задачу. Неожиданно на экране телевизора появился диктор. ( Н. Носов «Федина задача»)
Учащиеся читают тексты про себя, а затем два ученика читают их вслух.
- Как вы думаете, автор какого текста хотел описать предмет? («Времена года» )
Запишите над первым текстом слово ОПИСАНИЕ
-В каком тексте автор передаёт последовательность событий, повествует о них? ( «Федина задача» )
У. Запишите над вторым текстом слово ПОВЕСТВОВАНИЕ. Определите вид глаголов в первом и втором тексте.
Тексты написаны на карточках.
- Глаголы какого вида употреблены в тексте-описании, а какого – в тексте-повествовании?
Ученики определяют, что для текста описания характерны глаголы несовершенного вида, а для текста-повествования-глаголы совершенного вида.
- Действительно, глаголы несов. вида чаще употребляются в текстах-описаниях, а глаголы сов. вида – в текстах-повествованиях. Как вы думаете, почему так происходит?
( Глаголы несов. вида помогают нам увидеть, как происходит действие, поэтому чаще встречаются в описаниях; в повествованиях много действий, и глаголы сов. вида передают их последовательность , законченность, результативность, так как автору повествования важно рассказать о том, что уже произошло.)
7.Написание сочинения-миниатюры с использованием глаголов разных видов и слов-помощников. Работа в группах.
-1 вариант начнёт своё сочинение словами: « На перемене я обычно…»
2 вариант – словами : «Один раз на перемене…»
У. Обозначить виды глаголов и подчеркнуть слова-помощники.
Учащиеся работают в группах.
-Глаголы какого вида употребили ребята 1-го варианта? Почему?
- Глаголы какого вида употребили ребята 2-го варианта? Почему?
8.Подведение итогов. Рефлексия.
- Что нового вы узнали о глаголах сов. и несов. вида?
-На каком этапе урока вы испытывали затруднения?
- Какие слова в предложении могут подчёркивать значения глаголов совершенного и несовершенного вида?
- В каких текстах чаще употребляются глаголы несов. вида, а в каких- сов. вида?
9. Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру, аналогичное классному, но варианты меняются началом сочинения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме: "Употребление в речи предлогов" Школа 2100
Конспект урока с элементами технологии РКМЧП. Расписана деятельность учителя и учеников....
Конспект урока русского языка «Запись цитаты в виде предложения с прямой речью»
Конспект урока русского языка в 4 классе по программе "Школа 2100" «Запись цитаты в виде предложения с прямой речью»...
Конспект урока русского языка с презентацией "Наречие. Значение и употребление в речи"
Урок проведён в 4 классе по УМК "Планета знаний"....
Конспект урока русского языка на тему: "Понятие об имени прилагательном как части речи. Значение и употребление в речи." 3 класс
Конспект урока русского языка....
Конспект по русскому языку по теме: «Глагол. Значение и употребление глаголов в речи» 3 класс УМК "Школа России"
Цели деятельности: формирование представления учащихся о глаголе, о его употребление в речиПланируемые результатыПредметные:Знать: что такое глагол, на какие вопросы он отвечаетУметь: опре...
Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: Значение и употребление глаголов в речи. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование умения находить глаголы в тексте, употреблять их в речи; развитие творческого мышления.Планируемые результаты:Предметные:знать: часть речи «глагол»...
Конспект урока русского языка по теме :"Наречие: значение, вопросы, употребление в речи" 4 класс .
Конспект урока русского языка по теме :"Наречие: значение, вопросы, употребление в речи". Цель: сформировать представление о наречии как части речи, умение распознавать наречие среди д...