Конспект урока по теме «Глагол. Значение и употребление глаголов в речи».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Лисеенко Екатерина Васильевна

Конспект урока по теме «Глагол. Значение и употребление глаголов в речи».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.urok_upotreblenie_glagolov.docx36.31 КБ
Файл glagol.pptx267.54 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок русского языка в 3 классе 19.04.2019

Тема «Глагол. Значение и употребление глаголов в речи».

Цель: способствовать развитию умения распознавать глаголы среди других частей речи, определять значение и употребление глаголов в речи

Задачи: 

- формирование умения выделять глагол среди других частей речи;

- обобщение знаний о существенных признаках глагола как части речи;

- определение роли глагола в предложении;

Планируемые результаты:

Предметные: - овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

Личностные: - проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Универсальные учебные действия:

Познавательные: 

– овладевают базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

– осуществляют анализ, классификацию, сравнение.

Регулятивные:

- формулируют учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

- оценивают ход и результат выполнения задания;

- сравнивают свои ответы с ответами одноклассников;

- корректируют свои действия в случае расхождения результата с образцом.

Коммуникативные: 

- управляют поведением партнера, осуществляют контроль, коррекцию и оценку его действий;

- работают в парах;

- внимательно слушают друг друга;

- выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Тип урока: Урок систематизации знаний.

Методы: словесный, наглядный, частично – поисковый, практический.

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс (автор В.П. Канакина); проектор, электронное приложение к учебнику, карточки с заданием.

Ход урока.

  1. Орг. момент
  1. Мотивация к учебной деятельности.

- С каким настроением начинаем урок?

- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, подарим улыбки гостям.  Пусть этот рок станет уроком подарит нам хорошее настроение.

- Откройте тетради и запишите число и «классная работа». Сегодня 19 апреля.

  1. Минутка чистописания.

- Я буду задавать вам вопросы. Ваша задача: прослушав вопрос, записать ответ в тетрадь.

- Звук, парный звуку [ф].

- В слове тонна удвоенный согласный …

- Первая буква в алфавите.

- В слове «земля» безударная гласная…

- Звук, который слышен на конце слова «мороз».

Давайте проверим: в, н, а, е, с.

- Пропишите сочетания букв ва   ве   на не  са се  (следите за правильным соединением).

- Из данных букв составьте слово. (Весна, навес) ВКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР

- Охарактеризуйте слово весна СЛАЙД 1

(сущ., неодуш., нариц., ж.р., ед. ч, И п.)

-Запишите слово весна в тетрадь, подберите и запишите несколько однокоренных слов, назовите проверочное слово (весенний, веснушки, веснянка, вешние, вёсны)       СЛАЙД 2 

- Назовите весенние месяцы. Вспомните пословицы про весенние месяцы, объясните их смысл СЛАЙД 3

В марте курица из лужицы напьется.

Апрель с водой, май с травой.

Майская трава и голодного кормит.

Май холодный – год хлебородный.

Малая птичка соловей, а знает май.

Запишите любую пословицу в тетрадь.

II. Актуализация знаний

  1. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала СЛАЙД 4

Спишите, вставляя пропущенные глаголы.

Травка …

Солнышко …

Ласточка с весною

В сени к нам …

- Прочитайте получившийся текст.

- Давайте вспомним, что мы знаем о глаголе?

III. Самоопределение к деятельности СЛАЙД 5-6

- Прочитайте пословицу, вставьте пропущенный глагол. Объясните ее смысл.

Мир строит, а война … .

- Назовите в пословице глаголы. (Строит, разрушает)

-Что можно сказать об этих глаголах? Какое они имеют значение в предложении?

- Как думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке? СЛАЙД 7

- Можно ли сказать, что это тема совсем новая для вас?

- Мы знаем о глаголе уже немало, однако, не все. Глагол – это самая сложная часть речи русского языка. И сегодня мы постараемся привести в систему известные нам знания и закрепим наши умения.

IV. Основной этап.

  1. Работа по теме урока.

Послушайте стихотворение. Попробуйте сосчитать, сколько глаголов встретилось в стихотворении.

Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает расскажет:

Чертит, пишет иль поет,

Вышивает или пашет,

Или забивает гол,

Варит, жарит, моет, чистит -

Все расскажет нам глагол.

Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

Что им делать говорит,

Строго сам за тем следит.     (18 глаголов)

- А кто из вас знает, почему эта часть речи получила такое название?

  Слово глагол в Древней Руси обозначало речь вообще. Так, в словаре В.И. Даля мы читаем: «Глагол - это словесная речь человека, разумный говор, язык.»

V. Закрепление

 Физминутка.

Учитель читает текст, ребята выполняют движение на каждую часть речи: существительное – приседают, прилагательное-изображают волны руками, глагол – бегут на месте, союз и предлог – прыгают на месте, местоимение – указывают на себя.

Снег начал таять. Шумят, бегут ручейки. Ребята веселятся. Они прыгают через маленькие ручейки. Настала очередь Лизы. У нее сапожки короткие, шубка длинная. Лиза прыгнула и упала. Подружки подняли малышку и отвели ее домой.

VI. Закрепление

  1. Работа по учебнику и с электронным приложением.

Упр. 172 (с. 102).

— Прочитайте. Запишите предложения, вставляя пропущенные глаголы.

Один ученик работает у доски и выполняет задание в электронном приложении, остальные записывают в тетрадях.

- Составьте предложения о действиях других предметов. (Несколько учеников зачитывают свои варианты)

   

2.  Работа с электронным приложением.

- Выполним еще одно задание из электронного приложения к учебнику.

Правильно распределим мешочки по корзинам в зависимости от того, на какой вопрос отвечает глагол.

3. Работа по учебнику

- Упр. 173 (с. 102). Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.

- Упр. 174 (с. 102) – самостоятельно выполнение. Взаимопроверка.

Для тех, кто справится быстрее, можно раздать карточки.

VII. Домашнее задание – упр. 176.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

- Так для чего же нужны глаголы в речи? (для передачи действий)

 - Я вижу, что вы хорошо подружились с глаголами.

  - Оценить свои достижения за урок я предлагаю с помощью игры «Пантомима». Те, кто доволен своей работой на уроке поднимают большой палец вверх, положить голову на парту и уснуть могут те, кто скучал на уроке, закрывают лицо руками те, кто недоволен своей работой, а кто не определился с ответом пожимает плечами.

- Итак, начали! (Можно попросить нескольких учеников аргументировать свой ответ)

- Я считаю, что вы сегодня отлично поработали, до новых встреч!

                         

  Дополнительные задания

  1. Продолжим работу с глаголами

На листах записаны пословицы, в каждой из которых один из глаголов пропущен. Задача: дописать пропущенный глагол с противоположным значением и объяснить пословицы.

1 группа  

Мир строит, а война……..

Лето припасает, а зима…….

Труд кормит, а лень……..

2 группа

Человек от лени болеет, а от труда……

Смелый побеждает, а трус…….

Лентяй ест – греется, а работает -……..

3 группа

Сумел завязать, сумей и …….

Чем зря кричать, лучше ……

Декабрь год кончает, а зиму…..


4 группа

Легко друга потерять, но трудно ….

По одёжке встречают, а по уму ……

Ласточка день начинает, а соловей….

2. Предлагаю вам поработать в парах. (Задания на карточках)

- Соедините стрелками фразеологизмы с соответствующим значение.

Бить баклуши            запомнить

Брать на буксир         обидеться

Надуть губы               бездельничать

Зарубить на носу       помогать

- Соедините стрелками фразеологизмы с соответствующим значение.

Бить баклуши            запомнить

Брать на буксир         обидеться

Надуть губы               бездельничать

Зарубить на носу       помогать

- Соедините стрелками фразеологизмы с соответствующим значение.

Бить баклуши            запомнить

Брать на буксир         обидеться

Надуть губы               бездельничать

Зарубить на носу       помогать

Дополнительные задания

  1. Продолжим работу с глаголами

На листах записаны пословицы, в каждой из которых один из глаголов пропущен. Задача: дописать пропущенный глагол с противоположным значением и объяснить пословицы.

1 группа  

Мир строит, а война……..(разрушает).

Лето припасает, а зима…….(подъедает).

Труд кормит, а лень……..( портит).

2 группа

Человек от лени болеет, а от труда……(здоровеет).

Смелый побеждает, а трус…….(погибает).

Лентяй ест – греется, а работает -……..( мёрзнет).

3 группа

Сумел завязать, сумей и …….(развязать).

Чем зря кричать, лучше ……(помолчать).

Декабрь год кончает, а зиму…..(начинает).


4 группа

Легко друга потерять, но трудно …..(найти).

По одёжке встречают, а по уму ……( провожают).

Ласточка день начинает, а соловей….(кончает).

2. Предлагаю вам поработать в парах. (Задания на карточках)

- Соедините стрелками фразеологизмы с соответствующим значение.

Бить баклуши            запомнить

Брать на буксир         обидеться

Надуть губы               бездельничать

Зарубить на носу       помогать


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Девятнадцатое апреля. Классная работа.

Слайд 2

Весна

Слайд 3

Весенний, веснушки , веснянка , вешние , в ёсны.

Слайд 4

В марте курица из лужицы напьется. Апрель с водой, май с травой. Майская трава и голодного кормит. Май холодный – год хлебородный. Малая птичка соловей, а знает май.

Слайд 5

Спишите, вставляя пропущенные глаголы. Травка … Солнышко … Ласточка с весною В сени к нам … .

Слайд 6

Прочитайте пословицу, вставьте пропущенный глагол. Объясните ее смысл. Мир строит, а война … .

Слайд 7

Прочитайте пословицу, вставьте пропущенный глагол. Объясните ее смысл. Мир строит, а война разрушает.

Слайд 8

Тема урока: «Значение и употребление глаголов в речи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку «Значение и употребление глаголов в речи», 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:  развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи; развитие умения определять значение и употребление глаголов в речи.Планируемые результаты: Предметн...

3 класс. Конспект урока по русскому языку " Значение и употребление глаголов в речи".

Цели деятельности учителя: формирование умения находить глаголы в тексте, употреблять их в речи.Планируемые результаты:Предметные:Знать часть речи «глагол»;Уметь находить глаголы в тексте...

Конспект урока по русскому языку "Значение и употребление глаголов в речи" (УМК Школа России, 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Значение и употребление глаголов в речи» Цель деятельности учителя: формирование умения грамотно употреблять глаголы в речи, отличать глаголы среди...

Конспект урока по русскому языку «Значение и употребление глаголов в речи» 1 час УМК \'\'Школа России\'\' 3 класс

Конспект урока  по русскому языку «Значение и употребление глаголов в речи»  1 час  УМК ''Школа России'' 3 класс...

Конспект урока по русскому языку «Значение и употребление глаголов в речи» 2 час УМК \'\'Школа России\'\' 3 класс

Конспект урока  по русскому языку «Значение и употребление глаголов в речи» 2 час  УМК ''Школа России'' 3 класс...

Конспект урока по русскому языку "Значение и употребление глаголов в речи" (Школа России, 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умения находить глаголы в тексте, употреблять их в речи. Планируемые результаты: Предметные: знать часть речи «глагол»; уметь находить г...

Конспект урока Тема: Глагол. Значение и употребление глаголов в речи.

Тема: Глагол. Значение и употребление глаголов в речи....