Конспект урока по теме «Глагол. Значение и употребление глаголов в речи».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока по теме «Глагол. Значение и употребление глаголов в речи».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr.urok_upotreblenie_glagolov.docx | 36.31 КБ |
glagol.pptx | 267.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка в 3 классе 19.04.2019
Тема «Глагол. Значение и употребление глаголов в речи».
Цель: способствовать развитию умения распознавать глаголы среди других частей речи, определять значение и употребление глаголов в речи
Задачи:
- формирование умения выделять глагол среди других частей речи;
- обобщение знаний о существенных признаках глагола как части речи;
- определение роли глагола в предложении;
Планируемые результаты:
Предметные: - овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
Личностные: - проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Универсальные учебные действия:
Познавательные:
– овладевают базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
– осуществляют анализ, классификацию, сравнение.
Регулятивные:
- формулируют учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
- оценивают ход и результат выполнения задания;
- сравнивают свои ответы с ответами одноклассников;
- корректируют свои действия в случае расхождения результата с образцом.
Коммуникативные:
- управляют поведением партнера, осуществляют контроль, коррекцию и оценку его действий;
- работают в парах;
- внимательно слушают друг друга;
- выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Тип урока: Урок систематизации знаний.
Методы: словесный, наглядный, частично – поисковый, практический.
Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс (автор В.П. Канакина); проектор, электронное приложение к учебнику, карточки с заданием.
Ход урока.
- Орг. момент
- Мотивация к учебной деятельности.
- С каким настроением начинаем урок?
- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, подарим улыбки гостям. Пусть этот рок станет уроком подарит нам хорошее настроение.
- Откройте тетради и запишите число и «классная работа». Сегодня 19 апреля.
- Минутка чистописания.
- Я буду задавать вам вопросы. Ваша задача: прослушав вопрос, записать ответ в тетрадь.
- Звук, парный звуку [ф].
- В слове тонна удвоенный согласный …
- Первая буква в алфавите.
- В слове «земля» безударная гласная…
- Звук, который слышен на конце слова «мороз».
Давайте проверим: в, н, а, е, с.
- Пропишите сочетания букв ва ве на не са се (следите за правильным соединением).
- Из данных букв составьте слово. (Весна, навес) ВКЛЮЧИТЬ ПРОЕКТОР
- Охарактеризуйте слово весна СЛАЙД 1
(сущ., неодуш., нариц., ж.р., ед. ч, И п.)
-Запишите слово весна в тетрадь, подберите и запишите несколько однокоренных слов, назовите проверочное слово (весенний, веснушки, веснянка, вешние, вёсны) СЛАЙД 2
- Назовите весенние месяцы. Вспомните пословицы про весенние месяцы, объясните их смысл СЛАЙД 3
В марте курица из лужицы напьется.
Апрель с водой, май с травой.
Майская трава и голодного кормит.
Май холодный – год хлебородный.
Малая птичка соловей, а знает май.
Запишите любую пословицу в тетрадь.
II. Актуализация знаний
- Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала СЛАЙД 4
Спишите, вставляя пропущенные глаголы.
Травка …
Солнышко …
Ласточка с весною
В сени к нам …
- Прочитайте получившийся текст.
- Давайте вспомним, что мы знаем о глаголе?
III. Самоопределение к деятельности СЛАЙД 5-6
- Прочитайте пословицу, вставьте пропущенный глагол. Объясните ее смысл.
Мир строит, а война … .
- Назовите в пословице глаголы. (Строит, разрушает)
-Что можно сказать об этих глаголах? Какое они имеют значение в предложении?
- Как думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке? СЛАЙД 7
- Можно ли сказать, что это тема совсем новая для вас?
- Мы знаем о глаголе уже немало, однако, не все. Глагол – это самая сложная часть речи русского языка. И сегодня мы постараемся привести в систему известные нам знания и закрепим наши умения.
IV. Основной этап.
- Работа по теме урока.
Послушайте стихотворение. Попробуйте сосчитать, сколько глаголов встретилось в стихотворении.
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поет,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит -
Все расскажет нам глагол.
Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
Что им делать говорит,
Строго сам за тем следит. (18 глаголов)
- А кто из вас знает, почему эта часть речи получила такое название?
Слово глагол в Древней Руси обозначало речь вообще. Так, в словаре В.И. Даля мы читаем: «Глагол - это словесная речь человека, разумный говор, язык.»
V. Закрепление
Физминутка.
Учитель читает текст, ребята выполняют движение на каждую часть речи: существительное – приседают, прилагательное-изображают волны руками, глагол – бегут на месте, союз и предлог – прыгают на месте, местоимение – указывают на себя.
Снег начал таять. Шумят, бегут ручейки. Ребята веселятся. Они прыгают через маленькие ручейки. Настала очередь Лизы. У нее сапожки короткие, шубка длинная. Лиза прыгнула и упала. Подружки подняли малышку и отвели ее домой.
VI. Закрепление
- Работа по учебнику и с электронным приложением.
Упр. 172 (с. 102).
— Прочитайте. Запишите предложения, вставляя пропущенные глаголы.
Один ученик работает у доски и выполняет задание в электронном приложении, остальные записывают в тетрадях.
- Составьте предложения о действиях других предметов. (Несколько учеников зачитывают свои варианты)
2. Работа с электронным приложением.
- Выполним еще одно задание из электронного приложения к учебнику.
Правильно распределим мешочки по корзинам в зависимости от того, на какой вопрос отвечает глагол.
3. Работа по учебнику
- Упр. 173 (с. 102). Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.
- Упр. 174 (с. 102) – самостоятельно выполнение. Взаимопроверка.
Для тех, кто справится быстрее, можно раздать карточки.
VII. Домашнее задание – упр. 176.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
- Так для чего же нужны глаголы в речи? (для передачи действий)
- Я вижу, что вы хорошо подружились с глаголами.
- Оценить свои достижения за урок я предлагаю с помощью игры «Пантомима». Те, кто доволен своей работой на уроке поднимают большой палец вверх, положить голову на парту и уснуть могут те, кто скучал на уроке, закрывают лицо руками те, кто недоволен своей работой, а кто не определился с ответом пожимает плечами.
- Итак, начали! (Можно попросить нескольких учеников аргументировать свой ответ)
- Я считаю, что вы сегодня отлично поработали, до новых встреч!
Дополнительные задания
- Продолжим работу с глаголами
На листах записаны пословицы, в каждой из которых один из глаголов пропущен. Задача: дописать пропущенный глагол с противоположным значением и объяснить пословицы.
1 группа
Мир строит, а война……..
Лето припасает, а зима…….
Труд кормит, а лень……..
2 группа
Человек от лени болеет, а от труда……
Смелый побеждает, а трус…….
Лентяй ест – греется, а работает -……..
3 группа
Сумел завязать, сумей и …….
Чем зря кричать, лучше ……
Декабрь год кончает, а зиму…..
4 группа
Легко друга потерять, но трудно ….
По одёжке встречают, а по уму ……
Ласточка день начинает, а соловей….
2. Предлагаю вам поработать в парах. (Задания на карточках)
- Соедините стрелками фразеологизмы с соответствующим значение.
Бить баклуши запомнить
Брать на буксир обидеться
Надуть губы бездельничать
Зарубить на носу помогать
- Соедините стрелками фразеологизмы с соответствующим значение.
Бить баклуши запомнить
Брать на буксир обидеться
Надуть губы бездельничать
Зарубить на носу помогать
- Соедините стрелками фразеологизмы с соответствующим значение.
Бить баклуши запомнить
Брать на буксир обидеться
Надуть губы бездельничать
Зарубить на носу помогать
Дополнительные задания
- Продолжим работу с глаголами
На листах записаны пословицы, в каждой из которых один из глаголов пропущен. Задача: дописать пропущенный глагол с противоположным значением и объяснить пословицы.
1 группа
Мир строит, а война……..(разрушает).
Лето припасает, а зима…….(подъедает).
Труд кормит, а лень……..( портит).
2 группа
Человек от лени болеет, а от труда……(здоровеет).
Смелый побеждает, а трус…….(погибает).
Лентяй ест – греется, а работает -……..( мёрзнет).
3 группа
Сумел завязать, сумей и …….(развязать).
Чем зря кричать, лучше ……(помолчать).
Декабрь год кончает, а зиму…..(начинает).
4 группа
Легко друга потерять, но трудно …..(найти).
По одёжке встречают, а по уму ……( провожают).
Ласточка день начинает, а соловей….(кончает).
2. Предлагаю вам поработать в парах. (Задания на карточках)
- Соедините стрелками фразеологизмы с соответствующим значение.
Бить баклуши запомнить
Брать на буксир обидеться
Надуть губы бездельничать
Зарубить на носу помогать
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Весна
Весенний, веснушки , веснянка , вешние , в ёсны.
В марте курица из лужицы напьется. Апрель с водой, май с травой. Майская трава и голодного кормит. Май холодный – год хлебородный. Малая птичка соловей, а знает май.
Спишите, вставляя пропущенные глаголы. Травка … Солнышко … Ласточка с весною В сени к нам … .
Прочитайте пословицу, вставьте пропущенный глагол. Объясните ее смысл. Мир строит, а война … .
Прочитайте пословицу, вставьте пропущенный глагол. Объясните ее смысл. Мир строит, а война разрушает.
Тема урока: «Значение и употребление глаголов в речи»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку «Значение и употребление глаголов в речи», 3 класс УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи; развитие умения определять значение и употребление глаголов в речи.Планируемые результаты: Предметн...
3 класс. Конспект урока по русскому языку " Значение и употребление глаголов в речи".
Цели деятельности учителя: формирование умения находить глаголы в тексте, употреблять их в речи.Планируемые результаты:Предметные:Знать часть речи «глагол»;Уметь находить глаголы в тексте...
Конспект урока по русскому языку "Значение и употребление глаголов в речи" (УМК Школа России, 3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: «Значение и употребление глаголов в речи» Цель деятельности учителя: формирование умения грамотно употреблять глаголы в речи, отличать глаголы среди...
Конспект урока по русскому языку «Значение и употребление глаголов в речи» 1 час УМК \'\'Школа России\'\' 3 класс
Конспект урока по русскому языку «Значение и употребление глаголов в речи» 1 час УМК ''Школа России'' 3 класс...
Конспект урока по русскому языку «Значение и употребление глаголов в речи» 2 час УМК \'\'Школа России\'\' 3 класс
Конспект урока по русскому языку «Значение и употребление глаголов в речи» 2 час УМК ''Школа России'' 3 класс...
Конспект урока по русскому языку "Значение и употребление глаголов в речи" (Школа России, 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умения находить глаголы в тексте, употреблять их в речи. Планируемые результаты: Предметные: знать часть речи «глагол»; уметь находить г...
Конспект урока Тема: Глагол. Значение и употребление глаголов в речи.
Тема: Глагол. Значение и употребление глаголов в речи....