Звуковой анализ слов. Наблюдение сильной и слабой позиции фонем. Сравнение предложений по интонации и содержанию
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Урок: Обучения Грамоте 1 класс Звуковой Анал слов.Наблюдения сильной и слабой позиции фонем. Сравнения предложений по интонации и содержанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_gramote_1.docx | 110.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж им. А.П.Раменского»
Технологическая карта урока обучения грамоте по теме
«Звуковой анализ слов. Наблюдение сильной и слабой позиции фонем.
Сравнение предложений по интонации и содержанию»
для 1 «А» класса
Выполнил:
Студент группы Ш-35
Ничкова Дарья Константиновна
Проверил:
Методист школы: Соколова Ольга Алексеевна
________________
Методист колледжа: Прягаева Елена Алексеевна
________________
Отметка _________ (_____________________)
Соликамск, 2022
Технологическая карта
Тема урока, класс | Наблюдение сильной и слабой позиции фонем. 1 «А» класс |
УМК | «Система развивающего обучения» Л. В. Занкова |
Цели деятельности педагога | Формирование умения обучающихся наблюдать сильную и слабую позицию фонем, сравнение предложения по содержанию и интонации. |
Тип урока | Урок открытия нового знания. |
Планируемые | Личностные: воспитание познавательного интереса к предмету; Метапредметные:
|
Методы и формы обучения | Методы: словесный ,наглядный, практический; |
Оборудование | Учебник Л. В. Занкова «Азбука» 1 класс, презентация, раздаточный материал. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Универсальные учебные действия | Промежуточный контроль |
1.Организационный момент | -Здравствуйте ребята, меня зовут Дарья Константиновна! Сегодня я у вас проведу урок по обучению грамоте. - Садятся сначала все девочки… теперь садятся все мальчики. - Проверим нашу готовность к уроку. На столах у вас должны лежать учебник пенал, раздаточный материал. Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке: -Вам необходимо закончить предложения по смыслу 1. На уроке будь старательным, Будь спокойным и … внимательным. 2. Всё пиши, не отставая, Слушай, … не перебивая. 3. Говорите чётко, внятно, Чтобы было всё … понятно. 4. Если хочешь отвечать – Надо … руку поднимать. | Приветствуют учителя стоя. Садятся сначала девочки, потом - мальчики Проверяют свою готовность к уроку. Вспоминают правила вежливости на уроке | Фронтальная | К: умение слушать и понимать речь учителя. Р:уметь самостоятельно организовывать свое рабочее место. | Зрительный контакт с детьми |
2.СТИЦ | -Ребята, сегодня, когда я шла к вам на урок мне пришло сообщения от Ивана Царевича Письмо: (Слайд 1) Здравствуйте, ученики 1 класса! Вам пишет Царь Иван Царевич. Я нашел карту сокровищ и решил отправиться за ними, но вот незадача, я не умею читать и писать, поэтому прошу у вас помощи. Вы же умные ребята, много знаете, многому научились. А я так уж и быть, за вашу помощь поделюсь с вами сокровищами. Только помните, для того что бы попасть на этот необитаемый остров вам надо не только уметь писать и читать, но и работать дружно, активно и обязательно помогать друг другу, если возникла сложность. -Наше путешествия далёкое, интересное, но опасное, поэтому с собой берем только самых смелых и находчивых. | Фронтальная | П: умение воспринимать информацию от учителя на слух и реагировать на неё. | Активное участие в диалоге, правильные ответы на поставленные вопросы | |
3.Краткое повторение изученного 3.1 Упражнения по ленте памяти 3.2 чтение слоговой таблицы, работа со разрезной азбукой 3.3 Чтение дидактического материала | -Иван Царевич дает вам задание, давайте повторим буквы, которые мы уже изучили. Обратите внимания на ленту памяти. (Слайд 2) -Почему буквы, а, о, у, ы, э, и живут в красном домике? - Как определить, что буква гласная? -А почему буквы н, м, л, р, й – живут в синем домике? - Почему названные вами буквы согласные? По каким характеристикам это можно понять? Ребята, мы вспомнили с вами уже изученные буквы. И сейчас будем составлять слоги. - А сейчас объединитесь в пары со своим соседом и выполните следующее задание. У вас на партах лежит конверт, возьмите его, в них лежат гласные и согласные буквы. Ваша задача в парах составить 3 слога только из тех букв, которые мы уже изучили. - Но для начала давайте вспомним правила работы в парах. - Какие вы можете назвать? -Вы правы, мы работаем дружно, сообща, выслушиваем мнение своего собеседника. -Можете приступать к выполнению, у вас есть на это полминуты. -Проверим, что вы смогли составить. -С 1 ряда по цепочке начиная с 1 парты, вы читаете слоги, которые у вас получились, остальные проверяют. Поднимите руки, у кого все получилось? - Уберите карточки с буквами обратно в конверты и отложите их на край парты, они нам больше не понадобятся. Выполним речевую разминку. Первый раз я читаю – вы слушаете, второй раз – читаем все вместе. Ай-ай-ай- приходи скорее май! Но-но-но- по утрам уже темно! Ой-ой-ой-белый снег идет порой! Ло-ло –ло -на улице тепло! Ре-ре-ре-стоит машина на дворе! Му-му-му- молоко кому? Ан- ан –ан –собери свой чемодан! (Слайд 3) -Молодцы, вы хорошо справились с заданиями, повторили изученные буквы и составили с ними слоги, выполнили речевую разминку -Ребята у Ивана Царевича случилось беда, он встретил злого волка, чтоб спасти Ивана Царевича нам нужно выполнить задания от волка. -Посмотрите на (Слайд 4) подумайте и скажите, что это? У белки дупло. У птицы гнездо. А у Лисы нора? -Прочитайте жужжащим чтением -Прочитает (имя ребенка) в слух 1 предложения -Прочитает в слух (имя ребенка) второе предложения -Прочитает в слух (имя ребенка) третье предложения -Чем 3-е предложение отличается от первых двух? (Вопросительный знак). - Прочитайте предложения. - Какой будет ответ? (У лисы нора). - Назовите последнее слово (Нора). -К доске выйдет (имя ребенка) и составит звуковую схему слова и поставит ударения. -Давайте проверим, все согласны? -Сколько букв в слове норма? - Сколько звуков в слове нора? Гласных? Согласных? Что объединяет согласные? (Твердые). Чем отличаются гласные? (Ударный, безударный). - Как надо писать слово “нора”? Обсудите в парах и напечатайте на листочках. - Откройте учебник на стр 3 и 7 и проверьте, правильно ли вы напечатали. -Ребята мы спасли Ивана Царевича от серого волка и теперь можем продолжать искать сокровище. | Слушают внимательно Читают буквы по ленте памяти. Так как эти буквы – гласные. - При произношении поток воздуха не встречает преграду в виде зубов, губ и нёба. Так как эти буквы – согласные. - При произношении поток воздуха встречает преграду в виде зубов, губ и нёба. Внимательно слушают задание. -Мы работаем дружно, сообща Называют правила, которые знают. Называют слоги, которые составили в парах. Слушают учителя Выполняют речевую разминку Слушают учителя Читаю жужжащим чтением Вопросительный знак Один ученик составляет схему слова и ставит ударения 4 буквы 4 звука Гласных звуков 2 о, а Согласных звуков 2 н, р Печатают на листочках Проверяют | Фронтальная Фронтальная Работа в парах Фронтальная Фронтальная Работа в парах | Р: Умение воспринимать на слух информацию и обрабатывать её. К: Умение грамотно выстраивать свою речь. | Зрительная проверка правильности выполнения заданий |
4.Работа с | -У вас на столах лежат листочки с №1 подвиньте их к себе внимательно прочитайте слова жужжащим чтением (один ученик читает в слух) -Подчеркните буквы, не соответствующие звукам. -Что обозначает слово роман? (Литературное произведение). -Что ещё может обозначать Роман? (Имя). -О чём мы должны помнить? (Имена пишутся с большой буквы). -Можно ли проверить безударную гласную о? (В слове роман надо запомнить, в слове Роман-Рома). | Слушают учителя Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | К. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме Л. умение общаться, прислушиваться к высказываниям других | Ответы на вопросы учителя |
5.Физминутка | -Ребята Иван Царевич устал идти и предлагает немного отдохнуть. - Встаньте так, чтобы вам было удобно, чтобы не мешать другим выполнять упражнения. (Видеоролик Капитан Краб) (Слайд 5) - Молодцы, присаживайтесь. - Вы хорошо отдохнули и готовы приступить к следующему заданию. | Выполняют упражнения | Фронтальная | Р: организация своей деятельности | Наблюдение |
6. Работа с текстом | -Ребята Иван Царевич придумал игру ШАРАДУ, давайте поиграем. -А кто знает, что такое шарада? (Загадка, построенная на загадывании слова по частям или по буквам и значению). -Прочитай жужжащим чтением -Теперь давайте прочитаем по цепочке начинаем есть желающие? (Шараду читают построчно читающие дети.) - Какие звуки обозначают выделенные буквы? Докажите. -Попробуем шараду отгадать! - Какие слова спрятались в шараде? -Впишите буквы на карточке №2 и узнаете какие слова спрятались. (Чайка, лайка, майка, зайка, гайка) -Определите какой звук й гласный или согласный? (Согласный) -Почему он согласный? (Обрати внимание, что воздух встречает препятствие). -Звук [й] – глухой или звонкий? (звонкий) -Звук [й]- мягкий или твердый! -Давайте дадим полную характеристику звуку [й] -Иван Царевич очень доволен вашей работой, и говорит вам спасибо! | (Загадка, построенная на загадывании слова по частям или по буквам и значению). Вписывают буквы Отвечают на вопрос, дают характеристику звуку й Согласный С помощью языка воздух упирается в нёбо и выходит через получившуюся щель Звонкий Мягкий Звук [й]-согласный, звонкий, мягкий | Фронтальная Индивидуальная | Познавательные: умение отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике; Коммуникативные: Участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя; Личностные: Воспитать познавательный интерес к литературному чтению; | Наблюдение Опрос |
7. Работа с предложениями | - Ребята, Иван Царевич предлагает вам стать на минутку актерами спектакля. - Внимание! Внимание! Занавес открывается, спектаклю начинается! -Посмотрите на (Слайд 6) и скажите, что общего вы заметили? -Одинаково ли надо читать? -Ой! Мыло! - Ура! Мыло! -Ой! Мороз! - Ура! Мороз! -Ай! Нырнул! - Ура! Нырнул! -Ой-ой! Рой - О! Орлы! -Ай-ай! Лай! - О! Луна! -Давайте прочитаем. Слушайте внимательно инструкцию -Мальчики дают совет девочкам, а девочки мальчикам. Затем девочки читают первый столбик, мальчики - второй. -Молодцы….. -Ребята, у нас осталось последнее задания от Ивана Царевича У вас на столах лежат карточки под №3 вам необходимо подумать и найти буквы которые вы увидели. Работу выполняем в парах. Проверка Начнем с 1 ряда с 1 парты |
- Читают предложения. -Выполняют задания | Фронтальная Индивидуальная | Воспитать познавательный интерес к литературному чтению; | Наблюдение Опрос |
8. Итог | -Итак, мы справились со всеми заданиями. Вы найдете сокровище на уроке письма. -А сейчас давайте вспомним, что мы сегодня делали? -Что нового и интересного вы для себя узнали? | - Отвечают на вопрос. | Фронтальная | П:умение анализировать, делать выводы, | Выводы по теме урока |
9.Рефлексия | -Мы помогли Ивану Царевичу пройти половину пути за сокровищами, на уроке письма вы обязательно заберете свои сокровище. Иван Царевич от всего сердца говорит вам спасибо. И предлагает в честь их нашего знакомства украсить дерево успеха. На столах у вас лежат листья для украшения дерева. Если у вас все получилось на уроке, и вы считаете, что хорошо поработали, раскрасьте листок зелёным цветом, если возникли сложности – жёлтым, если вам было трудно и нужна помощь учителя – красным. Сейчас по рядам вы будете выходить и украшать дерево. Выходит, первый ряд. Присаживайтесь. Второй ряд. Садитесь. Третий ряд. Молодцы. Вот такое яркое дерево у нас с вами получилось. Урок окончен. Вы сегодня хорошо поработали. Молодцы! –Мы помогли Ивану Царевичу теперь он научился читать. До свидания! | Оценивают | Фронтальная | П:умение анализировать, делать выводы, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока «Обозначение сильных и слабых позиций гласных звуков одной буквой»
Конспект урока русского языка во втором классе по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова...
ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ ПОЗИЦИЯХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. НАШ ГОРОД.
Урок русского языка во 2 классе (система Эльконина-Давыдова)...
"Есть ли у согласных звуков сильная и слабая позиции"
Методическая разработка урока по русскому языку, 2 класс, учебник Е.В. Восторговой...
Сильные и слабые позиции согласных звуков.Позиции согласных, парных по звонкости-глухости, перед сонорными.
Урок разработан по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова....
Урок обучения грамоте «Многозначные слова. Сильная и слабая позиция согласного звука».
Цеели урока :расширить знания о многозначных словах, учить наблюдать за позициями согласных звуков, за расхождением графического и фонетического образа слов, развивать речевую и мысл...
«Проведение звукового анализа слов с буквами З, з. Отработка навыка чтения предложений с буквами З, з»
Данный урок способствует формированию навыков сознательного, правильного, плавного, выразительного, беглого чтения; способствует развитию речи, фонематического слуха, внимания, мышления, памяти....
Презентация «Проведение звукового анализа слов с буквами З, з. Отработка навыка чтения предложений с буквами З, з»
Презентация к уроку литературного чтения «Проведение звукового анализа слов с буквами З, з. Отработка навыка чтения предложений с буквами З, з»...
- Мне нравится (1)