Звуковой анализ слов. Наблюдение сильной и слабой позиции фонем. Сравнение предложений по интонации и содержанию
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Урок: Обучения Грамоте 1 класс Звуковой Анал слов.Наблюдения сильной и слабой позиции фонем. Сравнения предложений по интонации и содержанию 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_1.docx110.96 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж им. А.П.Раменского»

Технологическая карта урока обучения грамоте по теме

«Звуковой анализ слов. Наблюдение сильной и слабой позиции фонем.

 Сравнение предложений по интонации и содержанию»

для 1 «А» класса

Выполнил:

Студент группы Ш-35

Ничкова Дарья Константиновна

Проверил:

Методист школы: Соколова Ольга Алексеевна

________________

Методист колледжа: Прягаева Елена Алексеевна

________________

Отметка _________ (_____________________)

Соликамск, 2022

Технологическая карта

Тема урока, класс

 Наблюдение сильной и слабой позиции фонем.

 1 «А» класс

УМК

«Система развивающего обучения» Л. В. Занкова

Цели деятельности педагога

Формирование умения обучающихся наблюдать сильную и слабую позицию фонем, сравнение предложения по содержанию и интонации.

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Планируемые
образовательные
результаты

Личностные: воспитание познавательного интереса к предмету;

Метапредметные:

  • регулятивные: способность понимать, принимать и сохранять учебную задачу; планирование своих действий в соответствии с поставленной целью;
  • познавательные: искать нужную информацию на странице Азбуки, “считывать” информацию с рисунков;
  • коммуникативные: формирование умения оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других;
  • Предметные: познакомиться с сильной и слабой позицией звуков; уметь выполнять звуковой и звукобуквенный анализ в рамках изученного материала; демонстрировать умение находить заданную букву среди похожих по графическому облику.

Методы и формы обучения

Методы: словесный ,наглядный, практический;
Формы: фронтальная, индивидуальная, парная

Оборудование

Учебник Л. В. Занкова  «Азбука» 1 класс, презентация, раздаточный материал.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные учебные действия

Промежуточный контроль

1.Организационный момент

-Здравствуйте ребята, меня зовут Дарья Константиновна! Сегодня я у вас проведу урок по обучению грамоте.

- Садятся сначала все девочки… теперь садятся все мальчики.

- Проверим нашу готовность к уроку. На столах у вас должны лежать учебник пенал, раздаточный материал.

Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:

-Вам необходимо закончить предложения по смыслу

1. На уроке будь старательным,

    Будь спокойным и … внимательным.

2. Всё пиши, не отставая,

    Слушай, … не перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

    Чтобы было всё … понятно.

4. Если хочешь отвечать –

    Надо … руку поднимать.

Приветствуют учителя стоя.

Садятся сначала девочки, потом - мальчики

Проверяют свою готовность к уроку.

Вспоминают правила вежливости на уроке

Фронтальная

К: умение слушать и понимать речь учителя.

Р:уметь самостоятельно организовывать свое рабочее место.

Зрительный контакт с детьми

2.СТИЦ

-Ребята, сегодня, когда я шла к вам на урок мне пришло сообщения от Ивана Царевича

Письмо: (Слайд 1)

Здравствуйте, ученики 1 класса! Вам пишет Царь Иван Царевич. Я нашел карту сокровищ и решил отправиться за ними, но вот незадача, я не умею читать и писать, поэтому прошу у вас помощи. Вы же умные ребята, много знаете, многому научились. А я так уж и быть, за вашу помощь поделюсь с вами сокровищами. Только помните, для того что бы попасть на этот необитаемый остров вам надо не только уметь писать и читать, но и работать дружно, активно и обязательно помогать друг другу, если возникла сложность.
Надеюсь на вашу помощь, ваш Иван Царевич.

-Наше путешествия далёкое, интересное, но опасное, поэтому с собой берем только самых смелых и находчивых.

Фронтальная

П: умение воспринимать информацию от учителя на слух и реагировать на неё.

Активное участие в диалоге, правильные ответы на поставленные вопросы

3.Краткое повторение изученного

3.1 Упражнения по ленте памяти

3.2 чтение слоговой таблицы, работа со разрезной азбукой

3.3 Чтение дидактического материала

-Иван Царевич дает вам задание, давайте повторим буквы, которые мы уже изучили.

Обратите внимания на ленту памяти. (Слайд 2)

-Почему буквы, а, о, у, ы, э, и живут в красном домике?

- Как определить, что буква гласная?

-А почему буквы н, м, л, р, й – живут в синем домике?

- Почему названные вами буквы согласные? По каким характеристикам это можно понять?

Ребята, мы вспомнили с вами уже изученные буквы. И сейчас будем составлять слоги.

- А сейчас объединитесь в пары со своим соседом и выполните следующее задание. У вас на партах лежит конверт, возьмите его, в них лежат гласные и согласные буквы. Ваша задача в парах составить 3 слога только из тех букв, которые мы уже изучили.

- Но для начала давайте вспомним правила работы в парах.

- Какие вы можете назвать?

-Вы правы, мы работаем дружно, сообща, выслушиваем мнение своего собеседника.

-Можете приступать к выполнению, у вас есть на это полминуты.

-Проверим, что вы смогли составить.

-С 1 ряда по цепочке начиная с 1 парты, вы читаете слоги, которые у вас получились, остальные проверяют.

Поднимите руки, у кого все получилось?

- Уберите карточки с буквами обратно в конверты и отложите их на край парты, они нам больше не понадобятся.

Выполним речевую разминку. Первый раз я читаю – вы слушаете, второй раз – читаем все вместе.

Ай-ай-ай- приходи скорее май!

Но-но-но- по утрам уже темно!

Ой-ой-ой-белый снег идет порой!

Ло-ло –ло -на улице тепло!

Ре-ре-ре-стоит машина на дворе!

Му-му-му- молоко кому?

Ан- ан –ан –собери свой чемодан! (Слайд 3)

-Молодцы, вы хорошо справились с заданиями, повторили изученные буквы и составили с ними слоги, выполнили речевую разминку

-Ребята у Ивана Царевича случилось беда, он встретил злого волка, чтоб спасти Ивана Царевича нам нужно выполнить задания от волка.

-Посмотрите на (Слайд 4) подумайте и скажите, что это?

У белки дупло.

У птицы гнездо.

А у Лисы нора?

-Прочитайте жужжащим чтением

-Прочитает (имя ребенка) в слух 1 предложения

-Прочитает в слух (имя ребенка) второе предложения

-Прочитает в слух (имя ребенка) третье предложения

-Чем 3-е предложение отличается от первых двух? (Вопросительный знак).

- Прочитайте предложения.

- Какой будет ответ? (У лисы нора).

- Назовите последнее слово (Нора).

-К доске выйдет (имя ребенка) и составит звуковую схему слова и поставит ударения.

-Давайте проверим, все согласны?

Название слова - НОРА

-Сколько букв в слове норма?

- Сколько звуков в слове нора? Гласных? Согласных? Что объединяет согласные? (Твердые). Чем отличаются гласные? (Ударный, безударный).

- Как надо писать слово “нора”?        Обсудите в парах и напечатайте на листочках.

- Откройте учебник на стр 3 и 7 и проверьте, правильно ли вы напечатали.

-Ребята мы спасли Ивана Царевича от серого волка и теперь можем продолжать искать сокровище.

Слушают внимательно

Читают буквы по ленте памяти.

Так как эти буквы – гласные.

- При произношении поток воздуха не встречает преграду в виде зубов, губ и нёба.

Так как эти буквы – согласные.

- При произношении поток воздуха встречает преграду в виде зубов, губ и нёба.

Внимательно слушают задание.

-Мы работаем дружно, сообща

Называют правила, которые знают.

Называют слоги, которые составили в парах.

Слушают учителя

Выполняют речевую разминку

Слушают учителя

Читаю жужжащим чтением

Вопросительный знак

Один ученик составляет схему слова и ставит ударения

4 буквы

4 звука

Гласных звуков 2 о, а

Согласных звуков 2 н, р

Печатают на листочках

Проверяют

Фронтальная

Фронтальная

Работа в парах

Фронтальная

Фронтальная

Работа в парах

Р: Умение воспринимать на слух информацию и обрабатывать её.

К: Умение грамотно выстраивать свою речь.

Зрительная проверка правильности выполнения заданий

4.Работа с

 -У вас на столах лежат листочки с №1 подвиньте их к себе внимательно прочитайте слова жужжащим чтением (один ученик читает в слух)

-Подчеркните буквы, не соответствующие звукам.

-Что обозначает слово роман? (Литературное произведение).

-Что ещё может обозначать Роман? (Имя).

-О чём мы должны помнить? (Имена пишутся с большой буквы).

-Можно ли проверить безударную гласную о? (В слове роман надо запомнить, в слове Роман-Рома).

Слушают учителя

Отвечают на вопросы

Фронтальная, индивидуальная

К. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Л. умение общаться, прислушиваться к высказываниям других

Ответы на вопросы учителя

5.Физминутка

-Ребята Иван Царевич устал идти и предлагает немного отдохнуть.

- Встаньте так, чтобы вам было удобно, чтобы не мешать другим выполнять упражнения. (Видеоролик Капитан Краб) (Слайд 5)

- Молодцы, присаживайтесь.

- Вы хорошо отдохнули и готовы приступить к следующему заданию.

Выполняют упражнения

Фронтальная

Р: организация своей деятельности

Наблюдение

6. Работа с текстом

-Ребята Иван Царевич придумал игру ШАРАДУ, давайте поиграем.

 -А кто знает, что такое шарада? (Загадка, построенная на загадывании слова по частям или по буквам и значению). 

-Прочитай жужжащим чтением

-Теперь давайте прочитаем по цепочке начинаем есть желающие?

(Шараду читают построчно читающие дети.)

- Какие звуки обозначают выделенные буквы? Докажите.

-Попробуем шараду отгадать!

- Какие слова спрятались в шараде?  

-Впишите буквы на карточке №2 и узнаете какие слова спрятались. (Чайка, лайка, майка, зайка, гайка)
- Что общего в словах? (звук й)

-Определите какой звук й гласный или согласный? (Согласный)

-Почему он согласный? (Обрати внимание, что воздух встречает препятствие).

-Звук [й] – глухой или звонкий? (звонкий)

-Звук [й]- мягкий или твердый!        

-Давайте дадим полную характеристику звуку [й]

-Иван Царевич очень доволен вашей работой, и говорит вам спасибо!

(Загадка, построенная на загадывании слова по частям или по буквам и значению).

Вписывают буквы

Отвечают на вопрос, дают характеристику звуку й

Согласный

С помощью языка воздух упирается в нёбо и выходит через получившуюся щель

Звонкий

Мягкий

Звук [й]-согласный, звонкий, мягкий

Фронтальная

Индивидуальная

Познавательные: умение отвечать на простые вопросы учителя,

находить нужную информацию в учебнике;

Коммуникативные: Участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя;

Личностные: Воспитать познавательный интерес к литературному чтению;

Наблюдение

Опрос

7. Работа с предложениями

- Ребята, Иван Царевич предлагает вам стать на минутку актерами спектакля.

- Внимание! Внимание! Занавес открывается, спектаклю начинается!

-Посмотрите на (Слайд 6) и скажите, что общего вы заметили?

-Одинаково ли надо читать?

-Ой! Мыло!            - Ура! Мыло!

-Ой! Мороз!           - Ура! Мороз!

-Ай! Нырнул!        - Ура! Нырнул!

-Ой-ой! Рой           - О! Орлы!

-Ай-ай! Лай!          - О! Луна!

-Давайте прочитаем. Слушайте внимательно инструкцию

-Мальчики дают совет девочкам, а девочки мальчикам. Затем девочки читают первый столбик, мальчики - второй.

-Молодцы…..

-Ребята, у нас осталось последнее задания от Ивана Царевича

У вас на столах лежат карточки под №3 вам необходимо подумать и найти буквы которые вы увидели. Работу выполняем в парах. Проверка

Начнем с 1 ряда с 1 парты

 

- Читают предложения.

-Выполняют задания

Фронтальная

Индивидуальная

Воспитать познавательный интерес к литературному чтению;

Наблюдение

Опрос

8. Итог

-Итак, мы справились со всеми заданиями. Вы найдете сокровище на уроке письма.

-А сейчас давайте вспомним, что мы сегодня делали?

-Что нового и интересного вы для себя узнали?

- Отвечают на вопрос.

Фронтальная

П:умение анализировать, делать выводы,
уметь отвечать на простые вопросы учителя

Выводы по теме урока

9.Рефлексия

-Мы помогли Ивану Царевичу пройти половину пути за сокровищами, на уроке письма вы обязательно заберете свои сокровище.

Иван Царевич от всего сердца говорит вам спасибо. И предлагает в честь их нашего знакомства украсить дерево успеха.

На столах у вас лежат листья для украшения дерева. Если у вас все получилось на уроке, и вы считаете, что хорошо поработали, раскрасьте листок зелёным цветом, если возникли сложности – жёлтым, если вам было трудно и нужна помощь учителя – красным. Сейчас по рядам вы будете выходить и украшать дерево. Выходит, первый ряд. Присаживайтесь. Второй ряд. Садитесь. Третий ряд. Молодцы. Вот такое яркое дерево у нас с вами получилось.

Урок окончен. Вы сегодня хорошо поработали. Молодцы!

–Мы помогли Ивану Царевичу теперь он научился читать. До свидания!

Оценивают

Фронтальная

П:умение анализировать, делать выводы,
уметь отвечать на простые вопросы учителя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока «Обозначение сильных и слабых позиций гласных звуков одной буквой»

Конспект урока русского языка во втором классе по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова...

ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ ПОЗИЦИЯХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. НАШ ГОРОД.

Урок русского языка во 2 классе (система Эльконина-Давыдова)...

"Есть ли у согласных звуков сильная и слабая позиции"

Методическая разработка урока по русскому языку, 2 класс, учебник Е.В. Восторговой...

Урок обучения грамоте «Многозначные слова. Сильная и слабая позиция согласного звука».

Цеели урока :расширить знания о многозначных словах,    учить наблюдать за позициями согласных звуков, за расхождением графического и фонетического образа слов, развивать речевую и мысл...

«Проведение звукового анализа слов с буквами З, з. Отработка навыка чтения предложений с буквами З, з»

Данный урок способствует формированию навыков сознательного, правильного, плавного, выразительного, беглого чтения; способствует развитию речи, фонематического слуха, внимания, мышления, памяти....

Презентация «Проведение звукового анализа слов с буквами З, з. Отработка навыка чтения предложений с буквами З, з»

Презентация к уроку литературного чтения «Проведение звукового анализа слов с буквами З, з. Отработка навыка чтения предложений с буквами З, з»...