Сильные и слабые позиции согласных звуков.Позиции согласных, парных по звонкости-глухости, перед сонорными.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Машлакова Светлана Николаевна

Урок разработан по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_2_klass.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык 2 класс

(Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)

Учитель МОУ «Воткинский лицей»: Машлакова С.Н.

Тема. Сильные и слабые позиции согласных звуков. Позиции согласных, парных по звонкости-глухости, перед сонорными.

Этап урока: основной.

Цель всего раздела: формирование орфографического действия на этапе постановки орфографических задач.

Учебная задача: составление таблицы сильных и слабых позиций согласных звуков. Письмо с пропусками орфограмм слабых позиций согласных.

Цели урока:

1) образовательная – формирование умения выявлять позицию согласных, парных по звонкости–глухости, перед сонорными;

2) развивающая – работа по совершенствованию оценочной самостоятельности, рефлексии;

3) воспитательная – воспитание любви к природе, бережного к ней отношения; культуры ведения учебного диалога.

Задачи урока:

1. отрабатывать умение находить сильную и слабую позиции согласных звуков, парных по звонкости-глухости;

2. выявлять позицию согласных, парных по звонкости-глухости, перед сонорными;

3. продолжать работу по совершенствованию оценочной самостоятельности;

4.воспитывать культуру ведения учебного диалога;

5. прививать любовь к природе и бережному к ней отношению.

Тип урока: решение частных учебных задач.

Формы УД: фронтальная, парная, групповая.

Оборудование: тетради, учебник «Русский язык», часть1 ,С.В. Ломакович, Л.И.Тимченко, «Рабочая тетрадь по русскому языку» на печатной основе,  таблица «Характеристика звуков», таблица «Сильные и слабые позиции согласных», карточки для работы в группе, иллюстрации к стихотворению Э.Успенского «Живая природа», колокольчик, , плакат с формулой для презентации групповых решений, плакат для проведения рефлексии, конверты с цветными кружками для рефлексии, фломастеры, таблицы для снятия зрительной утомляемости.

Ход урока.

I. Создание учебной ситуации.

Работа  с таблицами по снятию зрительной утомляемости.

Психолого-педагогическая характеристика урока.

Задание 1. Орг. момент.

   Проверь, дружок,

   Готов ли ты начать урок?

   Всё ль в порядке:

   Книжка, ручка и тетрадка?

   Все ли правильно сидят?

   Все ль внимательно глядят?

- Ребята, откройте тетради, положите их наклонно. Смотрим на доску, записываем число и слова «Классная работа». Ставим ударение и подчёркиваем орфограммы слабых позиций.

Откройте учебник с.90 №85. Вы видите стихотворение Э.Успенского. Я попросила девочек заранее выучить его и, так как они учатся в художественной школе,  нарисовать иллюстрации. Давайте послушаем их.

- А у вас есть дома «живая природа»? Кто расскажет об этом?

- Почему людям так хочется иметь дома «живую природу»?

-А что вообще означает слово «природа»?

- Какая важная задача стоит перед современным человеком?

Вывод уточняет учитель: надо беречь природу.

- Обратимся к учебнику и выполним задание. Прочитайте задание.

- Посмотрите на таблицу. Как вы понимаете, что такое слабая позиция звуков?

- Почему так важно знать, когда звук в слабой позиции? (Чтобы писать без ошибок).

- Значит, зная этот секрет, вы сможете писать без ошибок? Поднимите руку, кому это удаётся? Замечательно!

- Давайте проверим себя. Выполнять задание будем самостоятельно.

После выполнения оцените себя: на полях нарисуйте одну «линеечку» с буквой «П» и поставьте отметку.

- Кто желает выполнить задание на доске?

- Кто знает, как выполнять, тот может приступить к работе.

- Кому нужна помощь, то поднимите руку, я помогу.

Проверка. – Проверим слова к первой схеме. Кто согласен? У кого по-другому?

- Прочитаем слова ко второй схеме. У кого другое мнение?

- И слова к третьей схеме.

- Какое слово пришлось записать дважды? Почему?

Вывод: мы научились находить слабые позиции согласных звуков? Молодцы!

  Установление межличностного контакта между детьми и учителем.

Мотивация на познавательный интерес

Работа с учебником.

Индивидуальное домашнее задание.

Реализация воспитательной цели.

Вывод формулируют ученики.

Оценка-похвала.

Ученик читает вслух.

Таблица «Сильные и слабые позиции согласных звуков».

Создание ситуации успеха.

Самооценка.

Дифференциация.

Индивидуальная работа с учеником.

Оценка-похвала.

II. Постановка учебной задачи.

Задание 2. – В стихотворении Э.Успенского есть слово «разноцветные». Парный «з» стоит перед звонким и он тоже звонкий. А вот парный «т» тоже стоит перед звонким. Почему же он не озвончается?

-С какой проблемой мы можем столкнуться?( У согласных могут быть другие сильные и слабые позиции)

- Чему же нам нужно научиться сегодня на уроке? (Уметь находить их)

Вывод: Действительно, нам могут встретиться слова с другими сильными и слабыми позициями согласных, нам нужно научиться находить их.

-Что для этого надо сделать? (Понаблюдать за звуками).

Физминутка.

Карточка на доске.

Формулировка учениками темы и цели урока.

Тему урока и цель уточняет учитель.

На доске учитель ставит знак вопроса.

III. Анализ условий решения задачи.

Задание 3.- Выполним в учебнике №86. Прочитаем задание.

- Ребята, слов много, а времени у нас осталось мало. Подумайте, как можно ускорить нашу работу? (Работать в паре).

-Нарисуйте на полях линейки и напишите буквы «П» и «К». Не забудьте выполнить взаимопроверку зелёным карандашом.

-Соблюдаем уровень шума при работе в паре.

- Какие пары хотят выполнить задание на доске?

Проверка. - Перед какими согласными произносятся первые согласные звуки?

- Почему же тогда глухие не озвончаются?

- В чём особенность звонких соседей?

(Они не парные). Их называют сонорными, что значит звучные. Они звучнее других звонких согласных.

- Мы видим, что парные звуки перед ними различаются. А это значит, что позиция перед сонорными будет какая? (Сильная)

- Как зафиксировать на схеме то, что мы узнали?

- Мы ответили на поставленный вопрос?

- А для чего нам нужно это знать? (Чтобы писать без ошибок).

Молодцы!

Работа в парах.

Взаимопроверка.

[н]  [л]  [м]   [р]   [й ]

Таблица «Характеристика звуков»

Конструирование модели.

Оценка-похвала.

IV. Отработка найденного способа.

Задание 4. – Ребята, скажите, пожалуйста, как проверить, понимают ли ученики, что такое слабые и сильные позиции согласных? (Надо выполнить задания).

- Легко ли сделать одному? Может быть нужно посоветоваться?

- Образуйте группы. Я даю карточки. Послушайте задание: согласные, парные по звонкости-глухости, стоят перед парными звонкими согласными. Какая это позиция?(Слабая). Обведите фломастером эту позицию согласного в своих карточках. Будьте внимательны. Подумайте, кто будет отвечать.

Проверка. – Представитель группы выходит к доске с карточкой и отвечает, соблюдая правила ответа. Все карточки  вывешиваются на доске.

- Обратите внимание на слова [звон], [свой].

Почему глухой [с] перед звонким [в] не озвончается? Может быть опять какой-то «секрет»?

- Об этом мы поговорим на следующем уроке.

Работа в группе.

Учитель пишет схему на доске.

Начало работы и окончание по звуку колокольчика.

Таблица-формула.

П – «мы считаем».

О – «потому что».

Пр – «например».

С – «поэтому».

Постановка проблемы на следующий урок.

V. Итоговая рефлексия.

- На какой вопрос мы отвечали на уроке?

(Есть ли у согласных сильные и слабые позиции).

-Какую позицию согласного мы сегодня узнали? (Сильную).

- Как её правильно прочитать? (Парный перед сонорными).

- Приготовьте цветовые сигналы. Я показываю на таблице предложение, а вы поднимите тот сигнал, который вам подходит.

Таблица для рефлексии.

«Урок полезен, всё понятно».(зелёный)

«Лишь кое-что чуть-чуть неясно».(синий)

«Ещё придётся потрудиться».(жёлтый)

«Да, трудно всё-таки учиться!»(красный)

VI. Домашнее задание.

- Я знаю, что вы любите задания с «ловушками», поэтому дома выполните в «Рабочей тетради» №45 и №46.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ ПОЗИЦИЯХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. НАШ ГОРОД.

Урок русского языка во 2 классе (система Эльконина-Давыдова)...

"Есть ли у согласных звуков сильная и слабая позиции"

Методическая разработка урока по русскому языку, 2 класс, учебник Е.В. Восторговой...

Конспект открытого урока "Сильные и слабые позиции согласных звуков"

Открытый урок по теме "Сильные и слабые позиции согласных звуков". Урок русского языка для второго класса  (система развивающего обучения Д.Б.Эльконина, В.В. Давыдова)...

Урок обучения грамоте «Многозначные слова. Сильная и слабая позиция согласного звука».

Цеели урока :расширить знания о многозначных словах,    учить наблюдать за позициями согласных звуков, за расхождением графического и фонетического образа слов, развивать речевую и мысл...

Конспект урока русского языка "Сильные и слабые позиции согласных звуков" 2 класс УМК «Эльконин-Давыдов»

Цели деятельности учителя: формирование умения определять позиции у согласных звуков; формирование навыка определения позиции согласных и гласных звуков.Планируемые результатыПредметныезнать: особенно...

Интерактивная презентация к уроку русского языка на тему: «Правописание слов с парными по звонкости – глухости согласными звуками на конце или перед согласными»

Использование интерактивных презентаций в ходе урока является одной из популярных форм современных уроков....