Сильные и слабые позиции согласных звуков.Позиции согласных, парных по звонкости-глухости, перед сонорными.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Урок разработан по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_2_klass.docx | 23.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык 2 класс
(Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)
Учитель МОУ «Воткинский лицей»: Машлакова С.Н.
Тема. Сильные и слабые позиции согласных звуков. Позиции согласных, парных по звонкости-глухости, перед сонорными.
Этап урока: основной.
Цель всего раздела: формирование орфографического действия на этапе постановки орфографических задач.
Учебная задача: составление таблицы сильных и слабых позиций согласных звуков. Письмо с пропусками орфограмм слабых позиций согласных.
Цели урока:
1) образовательная – формирование умения выявлять позицию согласных, парных по звонкости–глухости, перед сонорными;
2) развивающая – работа по совершенствованию оценочной самостоятельности, рефлексии;
3) воспитательная – воспитание любви к природе, бережного к ней отношения; культуры ведения учебного диалога.
Задачи урока:
1. отрабатывать умение находить сильную и слабую позиции согласных звуков, парных по звонкости-глухости;
2. выявлять позицию согласных, парных по звонкости-глухости, перед сонорными;
3. продолжать работу по совершенствованию оценочной самостоятельности;
4.воспитывать культуру ведения учебного диалога;
5. прививать любовь к природе и бережному к ней отношению.
Тип урока: решение частных учебных задач.
Формы УД: фронтальная, парная, групповая.
Оборудование: тетради, учебник «Русский язык», часть1 ,С.В. Ломакович, Л.И.Тимченко, «Рабочая тетрадь по русскому языку» на печатной основе, таблица «Характеристика звуков», таблица «Сильные и слабые позиции согласных», карточки для работы в группе, иллюстрации к стихотворению Э.Успенского «Живая природа», колокольчик, , плакат с формулой для презентации групповых решений, плакат для проведения рефлексии, конверты с цветными кружками для рефлексии, фломастеры, таблицы для снятия зрительной утомляемости.
Ход урока.
I. Создание учебной ситуации. | ||
Работа с таблицами по снятию зрительной утомляемости. | Психолого-педагогическая характеристика урока. | |
Задание 1. Орг. момент. Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль в порядке: Книжка, ручка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? - Ребята, откройте тетради, положите их наклонно. Смотрим на доску, записываем число и слова «Классная работа». Ставим ударение и подчёркиваем орфограммы слабых позиций. Откройте учебник с.90 №85. Вы видите стихотворение Э.Успенского. Я попросила девочек заранее выучить его и, так как они учатся в художественной школе, нарисовать иллюстрации. Давайте послушаем их. - А у вас есть дома «живая природа»? Кто расскажет об этом? - Почему людям так хочется иметь дома «живую природу»? -А что вообще означает слово «природа»? - Какая важная задача стоит перед современным человеком? Вывод уточняет учитель: надо беречь природу. - Обратимся к учебнику и выполним задание. Прочитайте задание. - Посмотрите на таблицу. Как вы понимаете, что такое слабая позиция звуков? - Почему так важно знать, когда звук в слабой позиции? (Чтобы писать без ошибок). - Значит, зная этот секрет, вы сможете писать без ошибок? Поднимите руку, кому это удаётся? Замечательно! - Давайте проверим себя. Выполнять задание будем самостоятельно. После выполнения оцените себя: на полях нарисуйте одну «линеечку» с буквой «П» и поставьте отметку. - Кто желает выполнить задание на доске? - Кто знает, как выполнять, тот может приступить к работе. - Кому нужна помощь, то поднимите руку, я помогу. Проверка. – Проверим слова к первой схеме. Кто согласен? У кого по-другому? - Прочитаем слова ко второй схеме. У кого другое мнение? - И слова к третьей схеме. - Какое слово пришлось записать дважды? Почему? Вывод: мы научились находить слабые позиции согласных звуков? Молодцы! | Установление межличностного контакта между детьми и учителем. Мотивация на познавательный интерес Работа с учебником. Индивидуальное домашнее задание. Реализация воспитательной цели. Вывод формулируют ученики. Оценка-похвала. Ученик читает вслух. Таблица «Сильные и слабые позиции согласных звуков». Создание ситуации успеха. Самооценка. Дифференциация. Индивидуальная работа с учеником. Оценка-похвала. | |
II. Постановка учебной задачи. | ||
Задание 2. – В стихотворении Э.Успенского есть слово «разноцветные». Парный «з» стоит перед звонким и он тоже звонкий. А вот парный «т» тоже стоит перед звонким. Почему же он не озвончается? -С какой проблемой мы можем столкнуться?( У согласных могут быть другие сильные и слабые позиции) - Чему же нам нужно научиться сегодня на уроке? (Уметь находить их) Вывод: Действительно, нам могут встретиться слова с другими сильными и слабыми позициями согласных, нам нужно научиться находить их. -Что для этого надо сделать? (Понаблюдать за звуками). Физминутка. | Карточка на доске. Формулировка учениками темы и цели урока. Тему урока и цель уточняет учитель. На доске учитель ставит знак вопроса. | |
III. Анализ условий решения задачи. | ||
Задание 3.- Выполним в учебнике №86. Прочитаем задание. - Ребята, слов много, а времени у нас осталось мало. Подумайте, как можно ускорить нашу работу? (Работать в паре). -Нарисуйте на полях линейки и напишите буквы «П» и «К». Не забудьте выполнить взаимопроверку зелёным карандашом. -Соблюдаем уровень шума при работе в паре. - Какие пары хотят выполнить задание на доске? Проверка. - Перед какими согласными произносятся первые согласные звуки? - Почему же тогда глухие не озвончаются? - В чём особенность звонких соседей? (Они не парные). Их называют сонорными, что значит звучные. Они звучнее других звонких согласных. - Мы видим, что парные звуки перед ними различаются. А это значит, что позиция перед сонорными будет какая? (Сильная) - Как зафиксировать на схеме то, что мы узнали? - Мы ответили на поставленный вопрос? - А для чего нам нужно это знать? (Чтобы писать без ошибок). Молодцы! | Работа в парах. Взаимопроверка. [н] [л] [м] [р] [й ] Таблица «Характеристика звуков» Конструирование модели. Оценка-похвала. | |
IV. Отработка найденного способа. | ||
Задание 4. – Ребята, скажите, пожалуйста, как проверить, понимают ли ученики, что такое слабые и сильные позиции согласных? (Надо выполнить задания). - Легко ли сделать одному? Может быть нужно посоветоваться? - Образуйте группы. Я даю карточки. Послушайте задание: согласные, парные по звонкости-глухости, стоят перед парными звонкими согласными. Какая это позиция?(Слабая). Обведите фломастером эту позицию согласного в своих карточках. Будьте внимательны. Подумайте, кто будет отвечать. Проверка. – Представитель группы выходит к доске с карточкой и отвечает, соблюдая правила ответа. Все карточки вывешиваются на доске. - Обратите внимание на слова [звон], [свой]. Почему глухой [с] перед звонким [в] не озвончается? Может быть опять какой-то «секрет»? - Об этом мы поговорим на следующем уроке. | Работа в группе. Учитель пишет схему на доске. Начало работы и окончание по звуку колокольчика. Таблица-формула. П – «мы считаем». О – «потому что». Пр – «например». С – «поэтому». Постановка проблемы на следующий урок. | |
V. Итоговая рефлексия. | ||
- На какой вопрос мы отвечали на уроке? (Есть ли у согласных сильные и слабые позиции). -Какую позицию согласного мы сегодня узнали? (Сильную). - Как её правильно прочитать? (Парный перед сонорными). - Приготовьте цветовые сигналы. Я показываю на таблице предложение, а вы поднимите тот сигнал, который вам подходит. | Таблица для рефлексии. «Урок полезен, всё понятно».(зелёный) «Лишь кое-что чуть-чуть неясно».(синий) «Ещё придётся потрудиться».(жёлтый) «Да, трудно всё-таки учиться!»(красный) | |
VI. Домашнее задание. - Я знаю, что вы любите задания с «ловушками», поэтому дома выполните в «Рабочей тетради» №45 и №46. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ ПОЗИЦИЯХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. НАШ ГОРОД.
Урок русского языка во 2 классе (система Эльконина-Давыдова)...
"Есть ли у согласных звуков сильная и слабая позиции"
Методическая разработка урока по русскому языку, 2 класс, учебник Е.В. Восторговой...
Конспект открытого урока "Сильные и слабые позиции согласных звуков"
Открытый урок по теме "Сильные и слабые позиции согласных звуков". Урок русского языка для второго класса (система развивающего обучения Д.Б.Эльконина, В.В. Давыдова)...
Урок обучения грамоте «Многозначные слова. Сильная и слабая позиция согласного звука».
Цеели урока :расширить знания о многозначных словах, учить наблюдать за позициями согласных звуков, за расхождением графического и фонетического образа слов, развивать речевую и мысл...
Конспект урока русского языка "Сильные и слабые позиции согласных звуков" 2 класс УМК «Эльконин-Давыдов»
Цели деятельности учителя: формирование умения определять позиции у согласных звуков; формирование навыка определения позиции согласных и гласных звуков.Планируемые результатыПредметныезнать: особенно...
Интерактивная презентация к уроку русского языка на тему: «Правописание слов с парными по звонкости – глухости согласными звуками на конце или перед согласными»
Использование интерактивных презентаций в ходе урока является одной из популярных форм современных уроков....