"Есть ли у согласных звуков сильная и слабая позиции"
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Методическая разработка урока по русскому языку, 2 класс, учебник Е.В. Восторговой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
est_li_pozicii_u_sogl.docx | 22.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
учителя начальных классов МОУ «Лицей № 4»
Кудрявцевой Ирины Борисовны
Дидактическое обоснование
Предмет: русский язык.
Класс: 2
Автор учебника: В.В.Репкин, Т.В.Некрасова, Е.В.Восторгова, «Русский язык» ч. 1
Тема урока: «Есть ли у согласных звуков сильная и слабая позиции»
Цель: готовность к саморазвитию
Задачи урока:
- образовательная : создать условия для получения новой информации, формировать умения определять позиции у согласных звуков;
- развивающая: - формировать умения полно и точно выражать свои мысли в соответствии с нормами родного языка; определять способы взаимодействия с учителем и сверстниками;
- воспитательная: ориентирование на личностный результат, самоопределение.
Методы обучения: деятельностный, исследовательский
Тип урока: открытие нового знания
Формы организации познавательной деятельности: работа в парах, индивидуальная, фронтальная.
Средства обучения: карточки успеха для рефлексии, звуковые модели, учебник, тетради.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
1.Самоопределение к деятельности | Включение в деловой ритм. Оргмомент. | Подготовка рабочего места. Знакомство с цветными карточками: - во всем разобрался - были трудности - нужна помощь | Личностные: самоопределение |
2. Актуализация знаний | - Запишите предложение ( учитель диктует): На д_ревь_х л_жит ин_й. - Почему мы записали с пропуском? - Почему не знаем? - А какая позиция слабая? - А сильная? - Какую позицию можем обозначить буквой на письме? - А где вынуждены пропускать? - Как будет называться место, где пропускается буква? - А что такое орфограмма? - Молодцы! Усвоили тему. Научились определять позиции гласных звуков. | 1 ученик записывает на доске. - Не знаем как обозначить гласный звук на письме. - Позиция гласного звука слабая. - Без ударения. - Под ударением. - Сильную. - Где звук в слабой позиции. - Орфограмма. - Место, где есть выбор в обозначении звука буквой. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические: анализ объектов с целью выделения признаков. |
3. Постановка учебной задачи. | - Давайте запишем еще одно предложение. У пруда рос дуб. - Как написали слово ДУБ? (на доску записывает варианты) - Почему по-разному? - Кто же прав? - А как вы думаете, у согласных звуков есть сильная и слабая позиции? - Какая позиция будет сильной для согласных? - Какая слабой? Учитель фиксирует моделью ответы детей:
?
- Как же развеять наши сомнения? - Как вы думаете, какая тема нашего урока? - Чем же будем заниматься сегодня на уроке? - Приступим к наблюдению. | Записывают самостоятельно. ДУБ, ДУП (обсуждение) - Мы не знаем позиции согласных. Выслушиваются мнения детей. Графическое моделирование. - Надо познакомиться с позициями согл.звуков. - Есть ли у согласных звуков сильная и слабая позиции. - Наблюдать за согласными звуками и выяснять, какая позиция сильная и слабая. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: выявление проблемы, постановка вопросов. Познавательные: формулирование проблемы. |
4. Построение проекта выхода из затруднения. | - Запишем в транскрипцию слово годы. (учитель пишет на доске) - А теперь измените его так, чтобы оно называло один предмет. Запишите звуковую схему. (Затем тоже самое со словами пруты – прут) [ г о д ы] [ д ] = = ≠ [ г о т] [ т ] [ д ] / / [ т ] [ п р у т ы] [ т ] = = = = [ п р у т] [ т ] - Давайте сравним первые звуки, вторые, третьи… - Какие последние согласные звуки в каждой паре слов? - Запишем их. - Одинаковые ли они в первой паре? - Почему? Что происходит? - Правильно. Отметим это чередование. - Почему звук [ д ] заменился звуком [ т ]? - Работая в паре, попробуйте найти слово, в котором последний звук – звонкий [ д ]. - Смогли мы это сделать? - Может ли вместо звука [ д ] появиться какой-нибудь другой звук, кроме [ т ]? - Давайте сравним позиции чередующихся звуков. Посмотрим на «соседей» этих звуков. - Одинаковые ли «соседи» слева? - А «соседи» справа ? -А теперь зафиксируем наши выводы с помощью модели. Подумайте, обсудите в паре и предложите модель. - Можно ли одну из позиций чередующихся звуков [ д ] , [ т ] считать сильной, а другую – слабой? - Какая из этих позиций сильная, какая слабая? - Давайте сравним работу звуков в словах годы – пруты. Какой звук работает перед гласным? - Значит это какая позиция согласного? - В словах год и прут какие звуки? - Какой звук не работает? - Значит это какая позиция? - Какую же позицию согласного звука можно считать сильной, а какую слабой? - В паре составьте модель для сильной и слабой позиций согласных звуков. На доску все представленные модели. - Какую же выберем? Почему? - Теперь мы будем ею пользоваться. - Рядом со звуковыми записями сделайте буквенные. - Можем ли мы в словах год и прут звук [ т ] обозначить буквами? - Почему? - Что же будем делать? - Молодцы! Я вами довольна. | Дети работают в тетрадях. Ответы учащихся. Обсуждение - Нет. - Чередование звуков [ д ] , [ т ]. - Так как они парные. Варианты детей. - Нет. - Не может. Это пара звуков по звонкости-глухости. - Да, гласные звуки. - Нет, то есть гласный звук, то его нет. Графическое моделирование, (предлагают дети).
- Можно. - Перед гласным сильная, в конце слова – слабая. [ д ] и [ т ] - Сильная, т.к. работает любой звук из пары. [ д ] - Слабая. - Если после согласного стоит гласный – сильная позиция, если согласный в конце слова – слабая 1 пара к доске и объясняет выбор модели. Обосновывают выбор составленных моделей.
- Более точно. - Нет. - Пропускать эти буквы, т.к. это орфограмма, и ее на слух обозначить нельзя. | Регулятивные: планирование (составление плана и последовательности действий) Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе вариантов. Познавательные: моделирование, выдвижение гипотез, и их обоснование. |
5. Первичное закрепление | Установление осознанности восприятия 1)самостоятельная работа. - А есть ли в словах крот, мед звуки в слабой позиции? Сделайте звуковые записи этих слов и рядом буквенные, пропуская орфограммы слабых позиций. [ крот ] – кро _ [ м’от ] – ме_ - Проверяем. - Почему звук [ т ] не обозначили буквой? 2) работа в парах. - Упр.58: измените слова заводы, торты, народы ,сети по числу, запишите оба изменения каждого слова звуками, укажите позиции последних согласных звуков. Рядом со звуковой записью сделайте буквенную с пропуском орфограмм слабых позиций. - Проверяем. | Решение типовых задач 1 ученик работает на скрытой доске. - Звук в слабой позиции и нельзя обозначить на письме по слуху. 1 пара на скрытой доске, остальные пары на своих местах. Исправление ошибок. | Регулятивные: коррекция. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; коррекция действий партнера. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения; умение осознанно строить речевое высказывание; рефлексия способов и условий действия. |
6. Рефлексия деятельности. | - Что нового мы сегодня узнали? - У всех согласных? А какие это позиции? - Как это зафиксировали на модели? - Что вы знаете о звуках [ д ] , [ т ]? - По какому признаку? Работа с лентой букв. - А какие вы еще знаете парные согласные? - А у них будут сильные и слабые позиции или только у [ д ] , [ т ]? - Мнения у нас разные. - Какую же задачу нам надо поставить на следующий урок? - А дома вы закрепите материал по сильным и слабым позициям звуков [ д ] , [ т ] и и обозначать их на письме.(упр.59) - А теперь возьмите сигнальные карточки. - Оцените работу вашей пары. - Оцените свою работу. - Что получилось? - Над чем еще нужно поработать? | - Мы узнали, что у согласных звуков есть слабые и сильные позиции. - У парных согласных [ д ] и [ т ] - Сильная позиция, если перед гласным, слабая, если согласный звук в конце слова. - Что они парные? - По звонкости-глухости. Ответы учащихся. Обсуждение. - Определять позиции у других парных согласных. Работа учащихся с сигнальными карточками. | Личностные: смыслообразование. Познавательные: рефлексия, построение логической цепи рассуждений, подведение под понятие. Коммуникативные: интенсивное взаимодействие обучающихся с учителем и сверстником, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ ПОЗИЦИЯХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. НАШ ГОРОД.
Урок русского языка во 2 классе (система Эльконина-Давыдова)...
Сильные и слабые позиции согласных звуков.Позиции согласных, парных по звонкости-глухости, перед сонорными.
Урок разработан по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова....
УРОК Есть ли у согласных звуков сильная и слабая позиции?
УРОК Есть ли у согласных звуков сильная и слабая позиции?...
Конспект открытого урока "Сильные и слабые позиции согласных звуков"
Открытый урок по теме "Сильные и слабые позиции согласных звуков". Урок русского языка для второго класса (система развивающего обучения Д.Б.Эльконина, В.В. Давыдова)...
Проект урока "Бывают ли у согласных звуков сильные и слабые позиции?"
Урок разработан по программе Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, 2 класс...
Урок обучения грамоте «Многозначные слова. Сильная и слабая позиция согласного звука».
Цеели урока :расширить знания о многозначных словах, учить наблюдать за позициями согласных звуков, за расхождением графического и фонетического образа слов, развивать речевую и мысл...
Технологическая карта урока русского языка "Согласные в сильной и слабой позиции" (УМК "Эльконина-Давыдова", 2 класс"
Цель урока: формирование умения определять позиции у согласных звуков; формирование навыка определения позиции согласных и гласных звуков.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1) учить...