Разработка урока «Обозначение сильных и слабых позиций гласных звуков одной буквой»
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Конспект урока русского языка во втором классе по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока «Обозначение сильных и слабых позиций гласных звуков одной буквой» | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Русский язык
Система: Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова
Программа: В.В.Репкин, Е.В.Восторгова, Т.В.Некрасова
Класс: 2
Учитель: Волкова Елена Вячеславовна
МБОУ средняя общеобразовательная школа №8 г. Выксы, Нижегородской области
Тема урока: «Обозначение сильных и слабых позиций гласных звуков одной буквой»
Тип урока: Постановка учебной задачи
Задачи урока:
- Замотивировать детей к предстоящей работе;
- Создать ситуацию успеха;
- Создать и обострить конфликт;
- Вывести учащихся к формулированию задачи следующих уроков:
- Зафиксировать вопрос в схеме.
Оборудование:
- Картинки с изображением котов;
- Маркеры;
- Карточки с вариантами записи слова (коты, каты, к?ты)
Ι. Мотивационно - ориентировочный этап
Виды работы. Слова учителя | Слова учащихся |
На доске схема: М
Т К Н
Л - Подберите гласную букву. С её помощью образуйте все слова по данной схеме. Для этого её нужно поставить между буквой К и буквами на концах стрелок. - Какая это буква? - Какие слова с её помощью можно образовать? - Лексическое значение каких вами образованных слов вам не знакомо? - Кто знает что такое КОН? - А где мы можем уточнить значение этого слова? - Давайте найдём это слово в словаре и прочитаем его значение. - Запишите получившиеся слова. - Выполните взаимопроверку. - Есть ли пары, у которых возникли разногласия? - Молодцы! Вы все прекрасно с правились с этим заданием. - Какое слово лишнее и почему? Кто думает по-другому? Нет таких. Хорошо. - А что вы знаете о котах (кошках), об их повадках, что они любят кушать? - А сейчас рассмотрите картинку на доске и составьте по ней высказывание. - Хорошо. Молодцы! | - Это буква О. - Кот, ком, кон, кол. - Кон. - Кон – это в игре отдельная партия. - В толковом словаре. - Нет. - Я думаю, что лишнее слово КОТ, т.к. оно обозначает одушевлённый предмет, а все остальные слова обозначают неодушевлённые предметы. - А я считаю тоже, что лишнее слово КОТ, но по другому признаку. Слово КОТ оканчивается на парный согласный звук, а все остальные слова заканчиваются на сонорные звуки. (Рассказы детей о своих любимцах) - Коты любят рыбу. |
ΙΙ Постановка учебной задачи
- Запишите это высказывание. - Выполните взаимопроверку. - Судя по вашим сигналам, у вас возникли разногласия. В чём же вы не согласны с соседом? - Идите оба к доске и запишите ваши варианты записи слова КОТЫ на доске. - У кого ещё возникли разногласия? - Запишите ещё один вариант записи слова КОТЫ на доске. На доске запись: коты каты к?ты - Слово одно, а записано по-разному. Может ли такое быть? Давайте разбираться. Сейчас вы будете работать в группах, которые у нас образовались в результате записи слова КОТЫ. Вы должны будете объяснить свой вариант записи слова КОТЫ с помощью схем. - Какие правила работы в группах вы должны помнить? - Давайте немножко отдохнём, прежде чем приступить к дальнейшей работе. Физкультминутка - Пожалуйста, руководитель первой группы объясни классу ваш вариант записи слова КОТЫ. - Спасибо. Садись. - Руководитель следующей группы объясняет свой вариант записи. - Хорошо, и ваш вариант принимается. - Руководитель последней группы доказывает свою точку зрения. - Упростите вашу схему. - Ребята, что же у нас получилось? - Может ли такое быть, что звука два, а буква одна? - Кто знает ответ на этот вопрос? - Какую же учебную задачу мы будем решать с вами на последующих уроках? - Вот когда мы найдём ответ на этот вопрос, тогда и узнаем, чей вариант записи слова КОТЫ правильный. | - У нас разные варианта записи слова КОТЫ. Я написал это слово с буквой О, а мой сосед с буквой А. - А я записал слово КОТЫ с буквой А, а моя соседка записала это слово с пропуском орфограммы слабой позиции. - Договорить, кто что будет делать. - Выслушать мнение всех участников. - Не спорить зря, а доказывать и объяснять. - Стараться понять друг друга. - Выбрать руководителя группы. (Выполняют задание) - Мы записали слово КОТЫ с буквой А, потому что слышим звук [а]. Мы записали это в виде модели [а] а - Мы написали слово КОТЫ с пропуском орфограммы слабой позиции, т.к. точно не знаем, какую букву здесь нужно писать. Наша модель выглядит так: А ? О - Мы написали слово КОТЫ с буквой О, потому что: 1) видели в книгах; 2) сказали родители, как писать это слово; 3) есть слово КОТ, в котором пишется буква О. кот коты [о] [а]
о о [о] О [а] Пауза, удивление. (Сигналами показывают, что никто) - Могут ли разные гласные звуки на письме обозначаться одной буквой? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ ПОЗИЦИЯХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. НАШ ГОРОД.
Урок русского языка во 2 классе (система Эльконина-Давыдова)...
Сильная и слабая позиция гласных фонем
В своей работе учителя очень часто встречаются с ошибками детей именно в орфограмме "безударная гласная". Здесь рассматриваются основные пути отрабатывания у детей данного правила....
Сильные и слабые позиции согласных звуков.Позиции согласных, парных по звонкости-глухости, перед сонорными.
Урок разработан по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова....
Конспект открытого урока "Сильные и слабые позиции согласных звуков"
Открытый урок по теме "Сильные и слабые позиции согласных звуков". Урок русского языка для второго класса (система развивающего обучения Д.Б.Эльконина, В.В. Давыдова)...
Урок обучения грамоте «Многозначные слова. Сильная и слабая позиция согласного звука».
Цеели урока :расширить знания о многозначных словах, учить наблюдать за позициями согласных звуков, за расхождением графического и фонетического образа слов, развивать речевую и мысл...
Конспект урока русского языка "Сильные и слабые позиции согласных звуков" 2 класс УМК «Эльконин-Давыдов»
Цели деятельности учителя: формирование умения определять позиции у согласных звуков; формирование навыка определения позиции согласных и гласных звуков.Планируемые результатыПредметныезнать: особенно...
Сильные и слабые позиции гласных звуков
Технологическая карта дистанционного урока с применением цифровых образовательных ресурсов. УМК РО Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова. Второй класс....