Разработка урока «Обозначение сильных и слабых позиций гласных звуков одной буквой»
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Конспект урока русского языка во втором классе по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Система: Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова

Программа: В.В.Репкин, Е.В.Восторгова, Т.В.Некрасова

Класс: 2

Учитель: Волкова Елена Вячеславовна

МБОУ средняя общеобразовательная школа №8 г. Выксы, Нижегородской области

Тема урока: «Обозначение сильных и слабых позиций гласных звуков одной буквой»

Тип урока: Постановка учебной задачи

Задачи урока:

  1. Замотивировать детей к предстоящей работе;
  2. Создать ситуацию успеха;
  3. Создать и обострить конфликт;
  4. Вывести учащихся к формулированию задачи следующих уроков:
  5. Зафиксировать вопрос в схеме.

Оборудование:

  1. Картинки с изображением котов;
  2. Маркеры;
  3. Карточки с вариантами записи слова (коты, каты, к?ты)

Ι. Мотивационно - ориентировочный этап

Виды работы. Слова учителя

Слова учащихся

  1. Вхождение в контакт
  2.  Контроль настроения
  3. Создание ситуации успеха

На доске схема:

  М

       

           Т                     К                      Н  

                                   

                                  Л

  - Подберите гласную букву. С её помощью образуйте все слова по данной схеме. Для этого её нужно поставить между буквой К и буквами на концах стрелок.

 - Какая это буква?

 - Какие слова с её помощью можно образовать?

 - Лексическое значение каких вами образованных слов вам не знакомо?

 - Кто знает что такое КОН?

 - А где мы можем уточнить значение этого слова?

 - Давайте найдём это слово в словаре и прочитаем его значение.

 - Запишите получившиеся слова.

 - Выполните взаимопроверку.

 - Есть ли пары, у которых возникли разногласия?

 - Молодцы! Вы все прекрасно с правились с этим заданием.

 - Какое слово лишнее и почему?

Кто думает по-другому? Нет таких. Хорошо.

 - А что вы знаете о котах (кошках), об их повадках, что они любят кушать?

 - А сейчас рассмотрите картинку на доске и составьте по ней высказывание.

 - Хорошо. Молодцы!

 - Это буква О.

 - Кот, ком, кон, кол.

 - Кон.

 - Кон – это в игре отдельная партия.

 - В толковом словаре.

 - Нет.

 - Я думаю, что лишнее слово КОТ, т.к. оно обозначает одушевлённый предмет, а все остальные слова обозначают неодушевлённые предметы.

- А я считаю тоже, что лишнее слово КОТ, но по другому признаку. Слово КОТ оканчивается на парный согласный звук, а все остальные слова заканчиваются на сонорные звуки.

(Рассказы детей о своих любимцах)

 - Коты любят рыбу.

ΙΙ Постановка учебной задачи

 - Запишите это высказывание.

 - Выполните взаимопроверку.

 - Судя по вашим сигналам, у вас возникли разногласия. В чём же вы не согласны с соседом?

 -  Идите оба к доске и запишите ваши варианты записи слова КОТЫ на доске.

 - У кого ещё возникли разногласия?

 - Запишите ещё один вариант записи слова КОТЫ на доске.

На доске запись:

коты      каты     к?ты

- Слово одно, а записано по-разному. Может ли такое быть? Давайте разбираться. Сейчас вы будете работать в группах, которые у нас образовались в результате записи слова КОТЫ. Вы должны будете объяснить свой вариант записи слова КОТЫ с помощью схем.

 - Какие правила работы в группах вы должны помнить?

 - Давайте немножко отдохнём, прежде чем приступить к дальнейшей работе.

Физкультминутка

 - Пожалуйста, руководитель первой группы объясни классу ваш вариант записи слова КОТЫ.

 - Спасибо. Садись.

 - Руководитель следующей группы объясняет свой вариант записи.

 - Хорошо, и ваш вариант принимается.

 - Руководитель последней группы доказывает свою точку зрения.

 - Упростите вашу схему.

 - Ребята, что же у нас получилось?

 - Может ли такое быть, что звука два, а буква одна?

 - Кто знает ответ на этот вопрос?

 - Какую же учебную задачу мы будем решать с вами на последующих уроках?

 - Вот когда мы найдём ответ на этот вопрос, тогда и узнаем, чей вариант записи слова КОТЫ правильный.

 - У нас разные варианта записи слова КОТЫ. Я написал это слово с буквой О, а мой сосед с буквой А.

 - А я записал слово КОТЫ с буквой А, а моя соседка записала это слово с пропуском орфограммы слабой позиции.

 - Договорить, кто что будет делать.

 - Выслушать мнение всех участников.

 - Не спорить зря, а доказывать и объяснять.

 - Стараться понять друг друга.

 - Выбрать руководителя группы.

(Выполняют задание)

 - Мы записали слово КОТЫ с буквой А, потому что слышим звук [а]. Мы записали это в виде модели

[а]

а

 - Мы написали слово КОТЫ с пропуском орфограммы слабой позиции, т.к. точно не знаем, какую букву здесь нужно писать. Наша модель выглядит так:

                      А        ?        О

 - Мы написали слово КОТЫ с буквой О, потому что:

1) видели в книгах;

2) сказали родители, как писать это слово;

3) есть слово КОТ, в котором пишется буква О.

     кот                  коты

     [о]                      [а]

                                 

   

       о                         о

      [о]                    О                 [а]        

Пауза, удивление.

(Сигналами показывают, что никто)

 - Могут ли разные гласные звуки на письме обозначаться одной буквой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ ПОЗИЦИЯХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. НАШ ГОРОД.

Урок русского языка во 2 классе (система Эльконина-Давыдова)...

Сильная и слабая позиция гласных фонем

В своей работе учителя очень часто встречаются с ошибками детей именно в орфограмме "безударная гласная". Здесь рассматриваются основные пути отрабатывания у детей данного правила....

Конспект открытого урока "Сильные и слабые позиции согласных звуков"

Открытый урок по теме "Сильные и слабые позиции согласных звуков". Урок русского языка для второго класса  (система развивающего обучения Д.Б.Эльконина, В.В. Давыдова)...

Урок обучения грамоте «Многозначные слова. Сильная и слабая позиция согласного звука».

Цеели урока :расширить знания о многозначных словах,    учить наблюдать за позициями согласных звуков, за расхождением графического и фонетического образа слов, развивать речевую и мысл...

Конспект урока русского языка "Сильные и слабые позиции согласных звуков" 2 класс УМК «Эльконин-Давыдов»

Цели деятельности учителя: формирование умения определять позиции у согласных звуков; формирование навыка определения позиции согласных и гласных звуков.Планируемые результатыПредметныезнать: особенно...

Сильные и слабые позиции гласных звуков

Технологическая карта дистанционного урока с применением цифровых образовательных ресурсов. УМК РО Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова.  Второй класс....