Урок обучения грамоте «Многозначные слова. Сильная и слабая позиция согласного звука».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
Цеели урока :расширить знания о многозначных словах, учить наблюдать за позициями согласных звуков, за расхождением графического и фонетического образа слов, развивать речевую и мыслительную деятельность учащихся;воспитывать любовь к книге, любознательность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obucheniya_gramote_mnogoznachnye_slova.docx | 16.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте.
Тема: «Многозначные слова.
Сильная и слабая позиция согласного звука».
Класс: 1
Цель: расширить знания о многозначных словах; учить наблюдать за позициями согласных звуков, за расхождением графического и фонетического образа слов;
- развивать речевую и мыслительную деятельность учащихся;
- воспитывать любовь к книге, любознательность;
- способствовать воспитанию доброжелательного отношения друг другу.
Ход урока.
I. Речевая разминка.
Чистоговорка.
Та – та – та - горячая плита,
Да – да – да - в баке вода.
Ту – ту – ту - улицу мету.
Ду – ду – ду – я домой иду.
Ти – ти – ти – на луну лети.
Ди – ди – ди – ты домой иди. (Слайд 2)
Проговариваем несколько раз, потом дети повторяют по одному.
Скороговорка.
Дина дыню не доела,
Дине дыня надоела.
Язычком мы с вами поработали, а теперь будем заставлять работать голову.
II. Актуализация опорных знаний.
- А теперь закройте глаза. Я сейчас назову слово, а вы представьте предмет, который это слово называет: ключ.
(Дети называют предметы, которые относятся к слову ключ.)
- Давайте посмотрим, у меня тоже названы предметы. (Слайд 2).
На уроках мы тоже ищем ключ к разгадке научных тайн.
- Почему так получилось, что я назвала одно слово, а вы говорили о разных предметах.
- Как вы думаете, как называются эти слова?
- Значит над чем мы сегодня будем работать? Какая наша тема урока?
(Дети предлагают, если не догадаются, то подтолкну).
Тема: «Многозначные слова» (Слайд 4)
Действительно, у слова ключ несколько значений. Посмотрим на этот ключ. Кто его узнал?
- Да, этот ключ искал Буратино повсюду и одновременно пытался найти ключ к разгадке тайны. Какой?
- Он хотел узнать, что спрятано за дверью, которую открывает этот ключ.
Сейчас этот ключ лежит на дне пруда. Поможем Буратино поднять ключ?
III. Знакомство с новыми многозначными словами.
- Какая первая книга была у Буратино?
- Да, первой книгой Буратино была « Азбука. (Слайд 5)
- Вот и вы отройте свою «Азбуку» на стр. 47 и найдите пары рисунков, которые можно назвать одним словом.
-Камеру хранения и камеру от мяча.
- А ещё какие камеры бывают?
- А ещё есть камера , которой снимают фильмы.
- У велосипеда тоже есть камера.
- Ещё какие пары видите?
- Кассу букв и кассу в магазине.
Туфли-лодочки и лодочки, которые плывут по реке.
- Тут остались кошки на дереве и монтёр на столбе. Есть ли у них что - нибудь общее? Что на ногах у монтёра? На что похожи?
( Кошки на дерево залезают при помощи когтей, а на ногах у монтёра такое приспособление, которое помогает залезать вверх, тоже называется кошками).
- Молодцы. Действительно, некоторые схожие по какому-то признаку предметы называются одинаково. Получается, у одного слова есть несколько значений. Такие слова называются многозначными – у него много, несколько значений. ( Слайд 6)
- Что общего у этих слов?
Эти слова многозначные.
Читаем слова поочерёдно.
1) 1 ряд. 4) Девочки
2) 2 ряд 5) Мальчики
3) 3 ряд
Впишите недостающие буквы в словах в «Азбуке». А теперь попробуйте сами назвать многозначные слова.
Ключик двигаем. Встанем на зарядку.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три - нагнулся.
Руки в сторону развёл,
Ключик , видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
IV. Сравнение фонетического и графического образа слов.
Создание проблемной ситуации.
Отгадаем ребус. (Слайд 8).
- На каком дереве лиса Алиса и кот Базилио подвесили Буратино?
- На дубе. ( На доске вывешиваются карточки со словами)
дуб
дубок
- На каком из этих деревьев?
- Чем похожи слова в написании?
- У них есть общая часть. ( Выделяем.)
- А сейчас составим схемы этих слов. Когда будете составлять, вслушивайтесь в слова. ( Дети составляют схемы слов в тетради и на доске).
- Назовите последний звук в первом слове?
- Звук [ п]
- Какой он?
- Это согласный звук.
- Где находится?
- В конце слова.
- Какой буквой обозначен?
- Обозначен буквой б.
- В слове дубок третий звук какой?
-Звук [ б]. Он согласный, находится в середине слова, после него стоит гласный.
- Здесь всё понятно: звук [ б ] и буква б. Может быть, в первом слове ошибка? И надо писать другую букву?
- Да, там ошибка. Надо писать дуп.
-Нет, это слово написано правильно.
- Мы встречали такие слова, где звук один, а буква другая. Например: нора.
- Это мы встречали у гласных.
- Это слабая позиция.
- Может быть, слабая позиция есть и у согласных звуков?
- Наверное, да.
- Вот здесь.
- Покажите, где. ( Ученики подчёркивают).
- Где находится согласный звук в слабой позиции?
- В конце слова.
- Найдите сильную позицию согласного звука. ( Дети находят).
Что придаёт ему силы?
- Гласный звук.
( На доске бульдог и бульдоги.)
- В каком слове написание расходится с произношением?
- Я думаю, что в слове бульдог ( доказывает).
- Подчеркните букву, которая обозначает не свой звук. Почему пишется эта буква?
- В сильной позиции бульдоги.
- Подчеркните сильную позицию. Где она находится?
V. Закрепление.
- Прочитайте пары слов, которые мы ещё не читали.
- Удав – удавы, дог – у дога, город – за городом.
- Слово бульдог и дог очень похожи.
- Давайте посмотрим на этих собак. (Слайд 9)
- Теперь подчеркните те места в словах, где произношение расходится с написанием. ( Дети работают в парах, отвечают).
- Почему в конце слов написаны именно эти буквы согласных? ( Дети доказывают).
- Прочитайте последнюю пару слов. ( Дети читают).
- Кто знает, в каком городе родился Буратино? ( В городке на берегу Средиземного моря.)
- Посмотрите, какая из иллюстраций в «Азбуке» больше похожа на городок Буратино? ( Дети показывают и объясняют свой выбор).
- Скажите, пожалуйста, как в далёкие времена называли город? ( Если не догадаются, учитель подсказывает. Во стольном граде Киеве…)
- Печатаем это слово. Град - [ грат]
- Проверяем, находим слабую позицию.
- Куда ещё мы можем отнести это слово. ( Дети задумываются)
- Я думаю, что мы его можем отнести к многозначным словам.
- А почему?
- Град – это осадки, они выпадают летом.
- Прочитайте тихо: город – град, Новгород, Волгоград.
Ключик подвинулся к Буратино. Совсем маленькое расстояние осталось.
VI. Итог урока.
Я узнал(а)…
Понял(а)…
Научилась…
Мне было… (Слайд 10)
Спасибо за урок. Буратино получил свой ключ. (Слайд 11.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока «Обозначение сильных и слабых позиций гласных звуков одной буквой»
Конспект урока русского языка во втором классе по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова...
урок обучения грамоте по теме " Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука"
Урок обучения грамоте по теме "Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука" второй в теме. Разработан на основе учебника В. Горецкого " Азбука" УМК "Школа России". В уроке использована презента...
ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ ПОЗИЦИЯХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. НАШ ГОРОД.
Урок русского языка во 2 классе (система Эльконина-Давыдова)...
Сильные и слабые позиции согласных звуков.Позиции согласных, парных по звонкости-глухости, перед сонорными.
Урок разработан по системе Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова....
Конспект открытого урока "Сильные и слабые позиции согласных звуков"
Открытый урок по теме "Сильные и слабые позиции согласных звуков". Урок русского языка для второго класса (система развивающего обучения Д.Б.Эльконина, В.В. Давыдова)...
Конспект урока русского языка "Сильные и слабые позиции согласных звуков" 2 класс УМК «Эльконин-Давыдов»
Цели деятельности учителя: формирование умения определять позиции у согласных звуков; формирование навыка определения позиции согласных и гласных звуков.Планируемые результатыПредметныезнать: особенно...
Сильные и слабые позиции гласных звуков
Технологическая карта дистанционного урока с применением цифровых образовательных ресурсов. УМК РО Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова. Второй класс....