Технология проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе.
статья по русскому языку (4 класс)
Методические рекомендации для учителей начальных класов по использованию технологии проблемного обучения на уроках русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_problemnogo_obucheniya_na_urokah_russkogo_yazyka_v_nachalnoy_shkole.docx | 23.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проблемного обучения на уроках
русского языка в начальной школе.
Проблемное обучение можно назвать универсальной педагогической технологией, обеспечивающий развитие каждого обучающегося, ключом к успеху и творчеству, позволяющим учителю каждый урок сделать интересным.
Каждый учитель не раз задавал себе вопрос, идя на урок: «Будет ли урок интересным? Смогу ли я вовлечь каждого ребёнка в работу?»
Я хочу рассказать о том, как я использую технологию проблемного обучения на уроках русского языка, а может быть иногда элементы этой технологии, которые помогают получать детям предметные знания, развивать их интеллектуальные способности, метапредметные умения.
С технологией проблемного обучения связаны следующие основные понятия: «учебная проблема» , « побуждающий диалог», « подводящий проблемный диалог», «проблемная ситуация».
Учебная проблема- это задание, теоретический или практический вопрос, требующий разрешения.
Побуждающий диалог- побуждает к осознанию противоречия и формулированию проблемы урока. Вопрос: Вы удивлены?, Почему? Что интересного заметили? Какие возникают вопросы?
Подводящий диалог- посильные для ученика логически выстроенная цепочка вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят его к осознанию темы урока. Вопросы: вспомни, сравни, проанализируй…
Главное в технологии проблемного обучении является проблемная ситуация.
Проблемная ситуация в обучении—это с планированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у учащихся к обсуждаемой теме урока.
Цель создания проблемной ситуации - это осознание и разрешение этих ситуаций в ходе совместной деятельности детей и учителя, парной работы или работы в группах, а так же в овладении учениками в результате этих форм деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.
Условия создания проблемных ситуаций. Для учителя при планировании урока создание проблемной ситуации- это, пожалуй, самая трудная и времяёмкая часть работы. На мой взгляд, учителю необходимо владеть:
- Поисковыми методами обучения;
- Глубокое и прочное знание фактического материала;
- Технологией постановки вопросов, «обнажающих» противоречия перед учащимися;
- Употреблять в своей речи слова, термины, знакомые детям;
- Учитывать возрастные особенности учеников, уровень их развития, интеллектуальные возможности.
- В первом и во втором классах учить находить разные подходы к классификации предметов, слов, иметь разные точки зрения на одни и те же проблемы. Выделять главное. А третьеклассники и четвероклассники уже с помощью учителя смогут находить средства для решения конкретной учебной задачи.
- Проблема должна быть достаточно трудной, но посильной с опорой на предыдущие знания и умения, навыки.
Поэтому нам приходится постоянно учиться, как создавать такие ситуации. В этом нам приходят на помощь современные УМК. Я работаю по «Школа XXI века»
Предлагаю вам несколько приёмов создания проблемных ситуаций на уроках русского языка.
При использовании технологии проблемного обучения на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два пункта: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.
Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования (ученики осознают противоречие, заложенное в проблемной ситуации и формулируют проблему).
Поиск решения – этап формирования нового знания (учитель постепенно подводит учеников к формулированию темы, мотивирует выдвигать и проверять свои предположения, т.е. создает условия «открытия» знаний методом проб и ошибок, строит логическую цепочку умозаключений, которые в итоге приведут учеников к новому знанию).
Сама проблемная ситуация создает особый эмоциональный настрой учащихся. Создавая данные ситуации, учитель должен находить и приемы усвоения мотивов учения, а также тем самым заинтересовать учеников.
Предлагаю рассмотреть фрагменты уроков по русскому языку.
Фрагменты уроков.
1. Тема: «Непроизносимая согласная в корне слова».
1) Распределительный диктант.
- Какие орфограммы согласных вы знаете? (Парные согласные и удвоенные согласные).
- Я вам буду диктовать слова, а вы записывайте их в два столбика по орфограммам.
Диктую слова: хоккей, класс, грусть, площадь, ножка, переезд, масса, краб. В самом конце диктую ещё два слова с неизвестной орфограммой (солнце, устный), создавая тем самым проблемную ситуацию.
По ходу проверки выясняется, что слова известный и устный дети записали по-разному. (возможно, что кто-то вовсе не писал эти слова)
Чтобы дети сформулировали проблему, их необходимо побуждать вопросами.
- Задание всем было дано одинаковое? Почему вы выполнили это задание по-разному.
- У вас возникли затруднения? В чем? (В этих словах нет удвоенной согласной и нет парной согласной)..
(Мы такую орфограмму ещё не знаем).
- Чего мы не знаем? Сегодня мы должны найти ответ на этот вопрос.
2) Наблюдение над словами с непроизносимым звуком. Работа в тетрадях и на доске.
- Запишите в транскрипции слово «устный» [у с н ы й']. Сколько в нём звуков? (5)
После этого учитель задаёт подходящий к данной ситуации проблемный вопрос.
- Интересно, а сколько букв в этом слове? Подберите однокоренные слова.
(Учитель записывает на доске: уста, устный).
- Какой корень в этих словах? ( -уст- ). Проговорите как мы запишем слово «устный».
Аналогично проходит работа над словом «известный».
- Что интересного заметили в этих словах? (Учитель побуждает к осознанию противоречия. Дети замечают, что в одних однокоренных словах «т» произносится (уста и известие, а в других – устный и известный), нет.
- Какой возникает вопрос? (- Почему не произносится звук [ т ] в некоторых словах?)
- Какое можно дать название звуку, который не произносится. (Непроизносимый).
Какая будет тема урока? (Непроизносимая согласная в корне слова).
Открывается тема, записанная на доске.
- Тема: « Как изменяется глагол?» Для обозначения темы урока даётся практическое задание не выполнимое вообще.
- Что такое склонение?
- Изменение по падежам.
- Какие части речи мы научились склонять? (Использую побуждающий диалог к осознанию проблемы).
- Имена существительные и прилагательные.
- Попробуйте просклонять глагол «прыгать».
- Получилось?
- Нет. Глагол не склоняется.
- В чём затруднение? Какой возникает вопрос?
- Как изменяется глагол?
Это пример, когда тема урока задана в виде вопроса.
- Тема: Несклоняемые имена существительные»
Приём создания проблемной ситуации, когда мы выводим детей на ошибку или обнажаем представления учащихся.
На доске написаны слова: кенгуру, кофе ,кино.
- Что объединяет эти слова? (это имена существительные)
- Выделите окончания у этих существительных. Ученики выделяют окончания в каждом слове последнюю букву, полагая, что эти буквы будут окончаниями.
- Наблюдая это, спрашиваю: «Вспомните, как найти окончание?
- Изменяем форму слова.
- Докажите, что вы правильно определили окончание. У детей не получается изменить форму этих слов.
- Какой вывод вы можете сделать из этого наблюдения?
- Есть такие имена существительные ,которые не изменяют свои окончания.
- А когда существительные изменяют окончания?
- Когда мы их склоняем.
- Как мы можем обозначить тему урока?
- Несклоняемые имена существительные.
Проблемную ситуацию можно создать таким мотивирующим приёмом как «Яркое пятно».. суть приёма в сообщении темы урока через интересный интригующий материал: притчи, сказки. легенд. отрывки из художественной литературы и т.д.)
- Тема: «Безударные гласные в корне слова»
« Дима написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мячом, сыграем».
Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после уроков.
- Мяч будет,_- сказал товарищам Дима, Коля принесёт.
Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребят расстроились, что не придётся поиграть в футбол».
- Почему так получилось? Как правильно записать это слово?
С м…чом.
- Исходя из этой проблемы ,назовите тему нашего урока? (Правописание безударной гласной в корне слова.)
- Тема: Несклоняемые имена существительные»
Приём создания проблемной ситуации, когда мы выводим детей на ошибку
или обнажаем представления учащихся.
На доске написаны слова: кенгуру, кофе ,кино.
- Что объединяет эти слова? (это имена существительные)
- Выделите окончания у этих существительных. Ученики выделяют окончания в каждом слове последнюю букву, полагая, что эти буквы будут окончаниями.
- Наблюдая это, спрашиваю: «Вспомните, как найти окончание?
-Изменяем форму слова.
- Докажите, что вы правильно определили окончание. У детей не получается изменить форму этих слов.
- Какой вывод вы можете сделать из этого наблюдения?
- Есть такие имена существительные ,которые не изменяют свои окончания.
- А когда существительные изменяют окончания?
- Когда мы их склоняем.
- Как мы можем обозначить тему урока?
- Несклоняемые имена существительные.
Подводя итог, хочу предложить обобщающую таблицу приёмов создания проблемной ситуации.
Приём создания проблемной ситуации | Вопросы и предложения для противоречия | Вопросы и предложения для формулирования проблемы |
1.Предъявить противоречивые факты | Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты видите? | Какой вопрос возникает? В чём вы испытываете затруднение? |
2.Столкнуть разные мнения учеников вопросом или заданием. | Сколько мнений? | Какая тема урока? Какая цель урока? Зачем нам это надо? |
3.Обнажить представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку». | Что вы предполагали сначала? Что получилось? | Сформулируйте проблему. Как будем действовать дальше? |
4.Дать практическое задание не выполнимое вообще. | Можете ли вы выполнить задание? В чём затруднение? | Чего мы не знаем? Какова цель урока? |
5.Дать практическое задание не сходное с предыдущим. | Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее? | Почему задание не выполнено? Что неизвестно? Какова цель урока? |
6.Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущим. Показать неприменимость старых знаний. | Что хотели сделать? Что сделали? Какие знания применили? Задание выполнено? | Какова будет цель урока? |
Проблемные уроки считаю удачными, если:
1. ученики смогли самостоятельно прийти к одному или нескольким выводам;
2. ученики смогли установить связи между явлениями;
3. в обсуждение или поиск решения проблемы были вовлечены в той или иной степени все ученики;
4. если после окончания урока у учеников есть желание обсудить предложенную проблему с одноклассниками и учителем.
Проблемное обучение можно назвать универсальной педагогической технологией, обеспечивающий развитие каждого обучающегося, ключом к успеху и творчеству, позволяющим учителю каждый урок сделать интересным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе. Безударные гласные в корне слова.
Перед современным обществом встала проблема найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы сделать ученика не только объектом обучения, пассивно воспринимающим информацию, но и активным суб...
«Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе»
практические приемы использования технологии проблемного обучения...
«Практическое использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе в связи с реализацией ФГОС НОО».
Примеры ипользованиятехнологии проблемного обучения на уроках русского языка в 1-4 класах....
Статья "Практическое использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе в связи с реализацией ФГОС НОО"
Примеры практичекого ипользования элементов проблемного обучения на уроках рксского языка в начальных классах по программе "Школа России"...
Технология проблемного обучения на уроках русского языка в начальных классах
Проблемное обучение можно назвать универсальной педагогической технологией, обеспечивающий развитие каждого обучающегося, ключом к успеху и творчеству, позволяющим учителю каждый урок сделать интересн...
Статья "Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе как инструмента формирования УУД".
Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность обучающихся. Толчком к продуктивному ...
Презентация "Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе как инструмента формирования УУД".
Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе....