«Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе»
статья на тему

Сердиткина Татьяна Александровна

практические приемы использования технологии проблемного обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования  и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального  образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Итоговая работа

на тему: «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе»

Курсы повышения квалификации по ИОЧ

ИБ-1: с 16.02.  по 20.02. 2015 г

ИБ-2: с 24.02.  по 28.02.2015 г

 «Основные направления региональной образовательной

политики в контексте модернизации российского образования»

Выполнила: Сердиткина Татьяна Александровна

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» с.Кинель-Черкассы

 2015г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

I.Введение………………………………………………………………...…..........3

II.Основная часть:

1.Теоретические основы технологии проблемного

обучения на уроках в начальной школе  …………………….…………..………5

2.Практические приемы использования проблемных

ситуаций на уроках в начальной школе …………………………….…………...8

III. Заключение……………………………………………………….…..………10

IV. Литература…………………………………………………...…..……..…….11


Введение

       В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования. На основе закона РФ об образовании, конституции Российской Федерации, ФГОС  полного общего образования на  первый план выдвигаются цели развития личности ученика, формирования у младшего школьника познавательных интересов и таких учебных умений, которые позволят ему успешно продолжить своё образование в основном звене.        

       Научить мыслить, находить рациональные пути решения проблем, воспитать потребность  в саморазвитии - вот основные ориентиры современного школьного обучения. В «Концепции модернизации образования» подчёркивается, что основным результатом образовательного учреждения должна стать не только система знаний, умений и навыков, но и набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и других сферах.

       Проблемная ситуация - центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений.

   Совершенствование процесса обучения определяется стремлением учителей активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся.

         Суть активизации обучения младшего школьника заключается в такой организации учебной деятельности, при которой учащийся приобретает основные навыки получения знаний и на основе этого научится самостоятельно «добывать знания».

    Педагогическая практика показывает, что возникновение проблемной ситуации и ее осознание учащимися возможно при изучении почти каждой темы.    На основе анализа психолого-педагогических исследований можно сделать вывод, что проблемная ситуация представляет собой затруднение, новых знаний и действий.

3

      В проблемной ситуации ученик ставится перед противоречиями и потребностью самостоятельного поиска выхода из этих противоречий.

    Основными элементами проблемной ситуации являются вопросы, задача, наглядность, задание. Вопрос имеет первостепенное значение, т. к. стимулирует и направляет мыслительную деятельность учащихся.  Задача является важным фактом повышения познавательной активности учеников. Наглядность служит инструментом «схватывания» обобщенного «видения» содержания новых абстрактных понятий и представлений и облегчает формирование научных понятий.

   Цель – изучить организацию использования технологии проблемного обучения в образовательном процессе.  

Задачи:

  1. Обобщить материал по применению приемов проблемных ситуаций на уроках русского языка в начальных классах.
  2. Подобрать приемы использования проблемных ситуаций на уроках.

Основная часть

1.Теоретические основы технологии проблемного  обучения на уроках в начальной школе.

      Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые образовательные технологии в учебный процесс. Одной из основных задач является развитие у учащихся интереса к учению, творчеству, т.к. интерес и творчество в учебном процессе является мощным инструментом, побуждающим учеников к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности.

      Одним из путей решения этой проблемы является применение современных обучающих технологий в учебном процессе, позволяющее

4

разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся.   В условиях личностно-ориентированного подхода, необходимо предоставить обучение каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, в процессе изучения и усвоения научных знаний, заданных в содержании различных учебных предметов.  Активность аналитического осмысления учебного материала младшими школьниками быстро снижается, если ученики на протяжении нескольких уроков вынуждены анализировать одну и ту же единицу учебного материала, выполнять однотипные мыслительные операции. Известно, что детям быстро надоедает выполнять одно и то же, их работа становится малоэффективной, замедляется процесс развития.

    Для того чтобы материал способствовал развитию у ребёнка умения самостоятельно постигать явления окружающей его жизни, продуктивно мыслить, в практике применяется проблемное обучение.  

         Суть его в том, что учитель ставит перед учениками проблему (учебную задачу) и вместе с ними рассматривает её. В результате совместных усилий намечаются способы её решения, устанавливается план действий, самостоятельно реализуемый учениками при минимальной помощи учителя. При этом актуализируется весь запас имеющихся у них знаний и умений, и из него выбираются те, которые имеют отношение к предмету изучения. Любой изучаемый предмет в школе, начинается вовсе не со счета, не с изучения букв, понятий, что кажется очевидным, а с… загадки, проблемы.  Решить этот важный вопрос нельзя без изменения характера учебного процесса, форм и методов обучения.

     Одним из реальных путей модернизации начального обучения, является переход от  объяснительно-иллюстративного метода обучения к проблемно- поисковой деятельности, которая позволяет активизировать познавательные способности ребёнка, развивать логическое, образное мышление,

5

учит преодолевать трудности, стимулирует мотивацию к познанию нового.

         Учитель создаёт проблемную ситуацию (Самое трудное - взглянуть на простой, хорошо известный материал и обнаружить в нём противоречия, в которых смогут разобраться ученики!),  направляет учащихся на её решение, организует поиск решения. Из транслятора содержания обучения превращается в организатора коммуникации и эксперта, функции которого состоят в грамотной организации процесса и экспертизы, полученных учениками результатов: соответствуют ли они планируемым результатам.  А ученик становится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые ЗУН.

          Учитель старается создать такую ситуацию, чтобы новые знания и способы деятельности школьники открывали в результате решения коллизий, нахождения вариантов правильных решений, установления взаимосвязей и взаимозависимостей.

         Учитель организует сравнение материала, его анализ, который подводит учеников к обобщению, к установлению закономерностей к формулированию этой закономерности.

Прием 1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. В данном случае факт понимается как единичная научная информация, теория – система научных взглядов, мнение – позиция отдельного человека. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из двух возможных реплик по выбору

Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом или практическим заданием на новый материал. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вопрос был один? А мнений сколько?» или «Задание было одно?

6

А выполнили вы его как?». И далее общий текст: «Почему так получилось? Чего мы еще не знаем?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.

Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским (т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактом создается в два шага. Сначала (шаг 1) учитель выявляет житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем (шаг 2) сообщением, экспериментом, расчетами или наглядностью предъявляет научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: «Вы что думали

сначала? А что оказывается на самом деле?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется одной из реплик по выбору.

Прием 4. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием, не сходным с предыдущим. Побуждение к осознанию проблемы осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?». Побуждение к формулированию проблемы осуществляется

одной из реплик по выбору.

Прием 5.Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками. Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога необходимо обеспечивать безоценочное принятие ошибочных ответов учащихся.

Прием 6. Сообщение темы с мотивирующим приемом. Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»),

7

либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.

2.Практические приемы использования проблемных ситуаций на уроках

Прием 2   Урок русского языка в 1м классе по теме «Правила переноса»

Учитель: – Прочитайте слова на доске. – Объясните орфограммы ( Соль, Анна, майка, объявил)

У:Теперь я загадаю вам загадку. (Читает загадку о березе.) Объясняют. – Это береза!

У: – Напишу слово «береза» на строке. (Продолжает запись.) – Наблюдают, что новое слово на строке не помещается –

У: Что же мне делать, ребята? – Надо перенести.

У: – А что значит перенести? –– Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку. –

У: Какой знак нужен? – Знак переноса.

У: Помогите мне перенести слово «береза».  Работайте в парах. – Пары добавляют знак переноса в слово «береза» на своем листе.

У: Посмотрим, что вы предлагаете. Бе-рёза, берё-за, бер-ёза(Проблемная ситуация)

У: Задание было одно? – Да

У: – А выполнили вы его как? – Мы выполнили по-разному (Осознание противоречия.)

У: – Почему так получилось? Чего мы пока не знаем?  – Как переносятся слова.

У: Верно. Тема урока сегодня «Правила переноса слов». (Фиксирует тему на доске.)

Прием 4 Урок русского языка во 2_м классе по теме «Связь слов в предложении»

Учитель: Прочитайте предложение на доске. Выделите его основу.(Выделяют основу)

8

У: – Установите связи остальных слов в предложении. Испытывают затруднение.(Проблемная ситуация.)

У:– Смогли выполнить задание? – Нет, не смогли.

У: – В чем затруднение? – Мы такого еще не делали.

У: – Чем это задание не похоже на предыдущее? (Осознание проблемы.)

У: – Какова же тема урока? – Связь слов в предложении.

Фиксирует тему на доске.

 Прием 5.  Урок русского языка 3 класс тема: «Сложные слова».

Учитель: Исправить ошибки в словах и обозначить орфограммы: варабей, лисник, мухолофка. При проверке выясняется, что у одних уч-ся 1 корень в слове мухоловка, а у других – два.

У: -А что, существуют слова с двумя корнями? - Какой вопрос возникает?  (Сколько корней в слове мухоловка?) После столкновения двух разных мнений  учащихся идет побуждающий диалог, который переходит в подводящий от проблемы диалог, а далее по учебнику сравниваем, правильно ли открыли новый материал.

Выясняют значение слова (ловит мух), рассказ, показ иллюстрации.

У: -Как же быть?  (Подобрать однокоренные слова)

У: -Давайте подберем однокоренные слова к слову мух (подбирают),  теперь к слову ловит.

У: Так какой первый корень? Второй? Значит, в этом слове 1 или 2 корня? Как бы вы назвали такие слова? (трудные, двукоренные, сложные)

У: - Почему их назвали сложные?  (сложили 2 корня)

У- Сформулируйте тему урока.
Урок русского языка 1 класс Тема: «Правописание парных согласных в конце слова».Ученикам предлагается посмотреть на две картинки с изображением пруда и прута (часть ветки дерева).

9

Попробуйте записать эти слова. Сравнивают по произношению – прут, а как записали? ( У детей разные варианты записи, выясняем кто прав), а чтобы проверить, ставим в сильную позицию. Проблема обозначается знаковой проблемой – д или т? После решения этой задачи формируем обобщенное орфографическое действие.

III. Заключение

               Используя технологию проблемного обучения в начальной школе, у младших школьников к концу 4-го класса воспитывается способность самостоятельно увидеть проблему, самостоятельно анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно находить правильный ответ.

              Важнейшими преимуществами технологии проблемного обучения являются самостоятельное добывание знаний путём собственной творческой деятельности, высокий интерес к учебному труду, развитие продуктивного мышления, прочные и действенные результаты обучения. Вместе с тем проблемное обучение отвечает требованиям современности: обучать, исследуя, исследовать обучая. Только так и можно формировать творческую личность, т.е. реализовать основную задачу педагогического труда.

        Постоянная постановка перед младшим школьником проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Тем самым, войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов.

       Таким образом, сегодня мы являемся свидетелями закономерного процесса. Что и дает основание утверждать: проблемное обучение – сегодняшний и завтрашний день нашего образования. Проблемное обучение – всерьез и надолго.

10

                                       IV. Литература  

  Основные источники

  1. Болотова Е. Нормативно-правовая база современного урока // Народное образование. – 2009. – № 9. – С. 118.
  2. Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли :пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.];под ред. А. Г. Асмолова – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с

Интернет ресурсы:

  1. http://www.mon.gov.ru – cайт Министерства образования и науки РФ
  2. http://samregion.edu.ru  - cайт Министерства образования и науки Самарской области
  3. http://kuvmetodist.ucoz.ru - Инновационные технологии при внедрении ФГОС
  4. http://kopsch45.narod.ru – Проблемное обучение

                            Нормативные документы       

  1. Закон РФ об образовании
  2. Конституция Российской Федерации. М., 1996. - 80 с.
  3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.
  4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.
  5. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189

11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование технологий развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе"

"Использование технологий развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе"...

«Практическое использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе в связи с реализацией ФГОС НОО».

Примеры ипользованиятехнологии проблемного обучения на уроках русского языка в 1-4 класах....

Статья "Практическое использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе в связи с реализацией ФГОС НОО"

Примеры практичекого ипользования элементов проблемного обучения на уроках рксского языка в начальных классах по программе "Школа России"...

Статья "Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе как инструмента формирования УУД".

Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность обучающихся. Толчком  к продуктивному ...

Презентация "Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе как инструмента формирования УУД".

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе....

Технология проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе.

Методические рекомендации для учителей начальных класов по использованию технологии проблемного обучения на уроках русского языка....