Презентация "Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе как инструмента формирования УУД".
презентация к уроку по русскому языку

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе как инструмента формирования УУД. ГБОУ гимназия № 330 Невского района города Санкт-Петербурга Сергеева Ирина Вячеславовна, учитель начальных классов

Слайд 2

Не пытайтесь объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам. Давайте возможность каждому ребёнку сделать своё маленькое открытие. Э. И. Александрова Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия. А также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение познавательных проблем, разрешая которые, ученики активно усваивают новые знания. На сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным.

Слайд 3

Место проблемного обучения На любом предметном содержании На любом возрастном этапе

Слайд 4

Выделяют четыре уровня проблемного обучения : 1. Учитель сам решает проблему при активном слушании и обсуждении учениками. 2. Учитель ставит проблему, обучающиеся самостоятельно или под руководством учителя решают её (побуждающий диалог) . 3. Обучающиеся ставят проблему, учитель помогает её решить (подводящий диалог) . 4. Обучающиеся сами ставят проблему и сами её решают. Методы проблемного обучения Метод монологического изложения Рассуждающий метод изложения Диалогический метод изложения Эвристический метод обучения Исследовательский метод Метод программированных заданий Изложение материала учителем Самостоятельная деятельность обучающихся

Слайд 5

Деятельность учителя и обучающихся в условиях проблемного метода обучения Деятельность учителя Деятельность обучающихся 1. Создаёт проблемную ситуацию. 2. Организует размышление над проблемой и её формулировкой. 3. Организует поиск гипотезы. 4. Организует проверку гипотезы. 5. Организует обобщение результатов и применение полученных знаний. 1. Осознают противоречия. 2 . Формулируют проблему. 3 . Выдвигают гипотезы, объясняющие явления. 4. Проверяют гипотезу в эксперименте. 5 . Анализируют результаты, делают выводы. 6. Применяют полученные знания.

Слайд 6

Достоинства и недостатки проблемного обучения Недостатки 1.В меньшей мере, чем другие типы обучения, применимо при формировании практических умений и навыков. 2. Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объёма знаний по сравнению с другими типами обучения. 3. Не обеспечивает эффективного развития мыслительных способностей обучающихся потому, что базируется на закономерностях репродуктивного мышления, а не творческой деятельности. Достоинства 1. Обеспечивает особый тип мышления , глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности. 2. Способствует формированию мотивации достижения успеха. 3. Развивает мыслительные способности обучающихся.

Слайд 7

Центральным звеном проблемного урока является проблемная ситуация . «Чтобы создать проблемную ситуацию в обучении, - отмечает А.М. Матюшкин, - нужно поставить ребёнка перед необходимостью выполнения такого задания, при котором подлежащие усвоению знания будут занимать место неизвестного». Проблемная ситуация возникла, если у класса появился эмоциональный отклик. По реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два больших типа: «с удивлением» и «с затруднением» .

Слайд 8

Проблемность как принцип обучения Проблемная ситуация характеризует определённое психологическое состояние обучающегося, возникающее в процессе выполнения задания, для которого нет готовых средств и которое требует усвоения новых знаний о предмете, способах или условиях его выполнения. Условием возникновения проблемной ситуации является необходимость в раскрытии нового отношения, свойства или способа действия. Компоненты проблемной ситуации необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом неизвестном отношении, способе или условии действия неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей проблемной ситуации возможности обучающихся в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии неизвестного

Слайд 9

Правила создания проблемных ситуаций Преподаватель даёт обучаемым практическое или теоретическое задание, выполняя которое, они должны получить новые знания или способы действий, которые надлежит усвоить по данной теме. Предлагаемое обучающимся проблемное задание должно соответствовать их интеллектуальным возможностям, т.е. быть достаточно трудным, но разрешимым. При предъявлении проблемного задания преподаватель должен учитывать реальный уровень знаний обучаемых. В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания, которые должны ставить обучаемых в проблемные ситуации. Если обучаемые не смогли разобраться с проблемной ситуацией, то преподаватель должен сформулировать возникшую проблемную ситуацию и тем самым как бы зафиксировать её, указать причины невыполнения задания и приступить к объяснению материала, необходимого для его решения.

Слайд 10

Действия ученика при создании учителем проблемной ситуации Постановка учебных задач. Критерии: 1.Посильное познавательное затруднение. 2.Совмещение с материальным развитием: усвоение новых знаний, умений, навыков. 3. Заинтересованность обучающихся.

Слайд 11

Тема урока: «Слово. Слова-названия. Схемы слов», 1 класс. Проблемная ситуация с затруднением. Приём: дать практическое задание, не выполнимое вообще. - Посмотрите на картинки. Что здесь изображено? - Попугай, земляника, шишки, васильки, дятел, воробей, гусеница, бабочка, гриб, лиса, козёл, медведь, ель, ёжик. - Запишите слова-названия предметов. (Возникает затруднение.) - Вы смогли выполнить задание? - Нет. Мы не умеем писать. - Что вызвало затруднение? Какой возникает вопрос? - Как записать слова-названия, если мы ещё не умеем писать?

Слайд 12

Тема урока: «Текст», 1 класс. Проблемная ситуация с удивлением. Приём: столкнуть мнения обучающихся практическим заданием или вопросом. - Совунья поручила Крошу найти на её столе листочек с текстом и принести ей. Крош нашёл на столе два листочка, на которых были записи. - Какой листочек нужно взять Крошу? (Мнения об учающихся разделяются.) - Сколько в классе мнений? Почему? Чего мы не знаем? - Два, потому что мы не знаем, на каком листочке текст. - Какой возникает вопрос? - Что такое текст?

Слайд 13

Тема урока: «Согласные звуки», 1 класс. Проблемная ситуация с удивлением. Приём: одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения. - Сколько слов в русском языке? - Много. - Из чего состоят слова? - Слова состоят из звуков. - Какие гласные звуки вы знаете? (а, о, у, ы, и, э) - Почему они называются гласными? - Состоят из голоса, поются, тянутся. - Сыграем в игру «Кто больше?» Вам нужно в парах составить слова из гласных звуков. Кто больше составит, та пара и победит. (Работают в парах, составляют слова, а затем выступают.) - Много получилось у вас слов? - Мало. - Что интересного вы заметили? - В русском языке слов много, а у нас получилось мало. - Какой возникает вопрос? - Почему из гласных звуков получается мало слов? Из каких звуков тогда получаются остальные слова?

Слайд 14

Дж. Дьюи утверждал, что стремление к познанию появляется у человека только в том случае, если он сталкивается с какой-либо проблемой, которую не может решить известными ему способами. Решая проблему, он учится.

Слайд 15

- Сегодня на уроке мы познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г. Граубина, сказал: Такой падеж, как …………………, Я с детства не терплю: Давать, делиться чем-нибудь С друзьями не люблю. - Кто догадался, о каком падеже идёт речь? - Назовите тему нашего урока. Сообщение темы урока с мотивирующим приёмом, 4 класс. Подводящий к теме диалог. (Повторение написания заглавной буквы и разделительного ь в словах.) Анализ Учитель Ученик Практическое задание на новый материал , проверка задания. - Необходимо записать на доске слово берёза , но оно не помещается. - А что значит перенести? - Помогите мне перенести это слово. (Идёт работа в парах.) - Задание было одно, а ответов много. Почему ? - Чего мы не знаем? - Надо это слово перенести. - Одну часть оставить на строке, а другую перенести на следующую. - Бер-ёза, бе-рёза, берё-за, берёз-а. - Как переносят слова.

Слайд 16

Непроизносимые согласные в корне слова. (Одновременно предъявить противоречивые факты.) Анализ Учитель Ученик Предъявление первого факта. Предъявление первого факта. Побуждение к осознанию. Побуждение к осознанию. - Прочитайте эти слова орфографически. - Прочитайте эти слова орфоэпически. - Что вас удивило? Что интересного заметили? - Какой же у вас возникает вопрос? - Вестник, весть, известие, известный. Испытывают удивление, возникает проблемная ситуация. - Везде «т» пишется, но не везде произносится. - Почему в некоторых словах «т» не произносится? Непроизносимые согласные в корне слова. (Дать практическое задание, сходное с предыдущим , и доказать , что задание учениками не выполнено.) Анализ Учитель Ученик Постановка проблемы (задание на ошибку). Предъявление научного факта. Побуждение к осознанию. Побуждение к проблеме. - Запишите слово «грустный». - Проверим написание слова по словарю. Запишу правильный вариант. - Вы сначала как написали? -А как надо? - Что же это за звук, если он не произносится? Возможный вариант « грусный ». грустный грустный - Без «т», как слышали. - С «т» (осознание противоречия). -Непроизносимый .

Слайд 17

Непроизносимые согласные в корне слова. (Продолжение урока; поиск решения проблемы.) Побуждение к проверке гипотезы (подсказка к плану). Принятие предлагаемой проверки учениками (план проверки). - А где же стоит непроизносимый согласный «т»? - Как нам проверить эту гипотезу? - Как можно поработать с этими словами? - Между согласными. - Можно выписать слова в два столбика (где произносится и где не произносится) и подчеркнуть буквы, между которыми стоит «т». Непроизносимые согласные в корне слова. (Продолжение урока; поиск решения проблемы.) Побуждение к выдвижению гипотезы. Побуждение к проверке гипотезы. Побуждение к проверке гипотезы (подсказка к контраргументу). Побуждение к проверке гипотезы (подсказка к решающей гипотезе ). - Попробуем ответить на этот вопрос. Посмотрите на наши слова. Какие есть гипотезы? - Вы с этой гипотезой согласны? - Значит, дело не в приставке. - Вы с этой гипотезой согласны? Может, посмотрим на существительные? - Значит, дело не в частях речи. - «Т» не произносится в словах с приставкой. - Слово известие тоже с приставкой. - «Т» не произносится в прилагательных (известный). - Существительное «вестник» .

Слайд 18

Анализ Учитель Ученик Невыполнимое задание, побуждение к осознанию и побуждение к проблеме. - Что такое склонение ? - Какие части речи мы научились склонять? - Попробуйте просклонять глагол прыгать . - Получилось? - В чём затруднение? - Какой возникает вопрос? - Изменение по падежам. - Имена существительные и имена прилагательные. Испытывают затруднения, проблемная ситуация. - Нет. - Глаголы не склоняются. - Как изменяются глаголы? ( Учебная проблема как вопрос.) Спряжение глаголов, 4 класс. (Дать практическое задание, которое вообще не выполняется.)

Слайд 19

Метод проблемного обучения при изучении русского языка в начальной школе способствует развитию познавательной деятельности младшего школьника. Вывод : технология проблемного обучения позволяет спланировать такую работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребёнка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья, и добиться хороших результатов. Познавательная потребность у ученика проявляется только в том случае, если он сталкивается с какой-либо проблемой, которую не может решить известными ему способами. В тех случаях, где можно обойтись уже известными способами действия, прежними знаниями, новые проблемные ситуации не возникают, и поэтому мышление попросту не требуется.

Слайд 20

Список литературы: Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя. Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2000 Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972 Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1983 Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей. СПб: Речь, 2006 Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100 Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М., 2002 Примеры уроков подготовлены на основе изученных материалов из сети Интернет.

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе»

практические приемы использования технологии проблемного обучения...

«Практическое использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе в связи с реализацией ФГОС НОО».

Примеры ипользованиятехнологии проблемного обучения на уроках русского языка в 1-4 класах....

Статья "Практическое использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе в связи с реализацией ФГОС НОО"

Примеры практичекого ипользования элементов проблемного обучения на уроках рксского языка в начальных классах по программе "Школа России"...

Статья "Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе как инструмента формирования УУД".

Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность обучающихся. Толчком  к продуктивному ...

Технология проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе.

Методические рекомендации для учителей начальных класов по использованию технологии проблемного обучения на уроках русского языка....

Отчет по самообразованию "Технология "проблемного обучения" на уроках русского языка в начальной школе"

В данном отчете рассматривается проблема внедрения методов проблемного обучения в преподавание русского языка в начальной школе. Целью самообразования стало изучение теоретических подходов к организац...