Статья "Практическое использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе в связи с реализацией ФГОС НОО"
статья

Примеры практичекого ипользования элементов проблемного обучения на уроках рксского языка в начальных классах по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад18.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Практическое использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе в связи с реализацией ФГОС НОО
Цель: показать эффективность технологии проблемного   обучения.

              Любое научное творчество начинается с возникновения проблемной ситуации, т. е. со столкновения с противоречием. Именно от этапа постановки проблемы зависят весь дальнейший ход урока открытия нового знания и возникновение у учеников желания усвоить это новое знание. 
           Для включения обучающихся в активную деятельность я использую приемы создания проблемной ситуации на уроке.
Знания учащимися приобретаются путём самостоятельного решения проблемных вопросов. Познавательная деятельность школьников должна сочетаться с готовыми предметными знаниями.

             Познавательная деятельность в условиях проблемной ситуации выстроена в следующую цепочку: проблемная ситуация → проблема → поиск способов ее решения → решение проблемы.

              К возникновению проблемной ситуации подталкивает возникшее противоречие. Противоречие может быть связано либо с возникшим затруднением или с удивлением. На своих уроках  особенно активно я использую эти проблемные ситуации.

Проблемные ситуации, возникшие с «удивлением»

Русский язык 2 класс «Безударная гласная в корне слова»

 Япредлагаю послушать историю, которая  произошла с  друзьями – Димой и Колей.

«Дима написал своему другу Коле записку

«Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».

Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.

- Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт.

Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».

- Почему так получилось?

С м…чом – мяч – с мячом

(Дети высказывают свои предположения. Возникает вопрос как проверить безударную гласную в корне?)

Фрагмент урока русского языка в 4 -м классе. Тема: Склонение имён существительных.

В предложении “Старая женщина волновалась о сестре и дочери” предлагается найти имена существительные (сестре, дочери), затем определить род и падеж, (Ж. р., П. п.), выделить окончания. Выделив окончания, дети испытывают удивление, возникает проблемная ситуация: Существительные одного рода и падежа, а окончания у них разные.

Возникает вопрос: Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания? (Далее дети высказывают свои предположения, что у существительных одного рода могут быть разные падежные окончания, значит, необходимы ещё какие-то знания об имени существительном, делают обобщения и выводы, предлагают различные варианты решения проблемы).

4 класс «Глаголы-исключения»

Даю задание в определении спряжения глаголов... (Обучающиеся легко выполняют ряд заданий, применяя известное правило.

А теперь определите спряжение глаголов "смотреть" и "стелить". (Смотреть - глагол первого спряжения, стелить - глагол второго спряжения.) Давайте проверим. Проспрягаем глаголы надоске. Что вы замечаете?

(Смотреть - глагол второго спряжения, а стелить - первого.) 
Итак, что вы хотели сделать? Какое правило применили? Получилось выполнить задание? (Побуждение к осознанию противоречия.) Значит, что это за глаголы? Какой будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.) 
(Глаголы-исключения)

Проблемные ситуации, возникшие «с затруднением»

Русский  язык  1 класс по теме «Алфавит».

   Ученикам, у которых уже сформировано умение располагать слова по алфавиту, предложила  практическое задание.

Практическое задание: Отгадайте загадки (после отгадывания каждой загадки на доске появляется карточка с данным словом): морковь, капуста, ежевика, горох, малина (появляются предметные картинки). Детям предлагаю написать слова в алфавитном порядке.

- Напишите слова в алфавитном порядке. Создана проблемная ситуация: как определить порядок слов, начинающихся на одинаковую букву: морковь или малина.

2 класс «Правописание парных согласных в конце слова».

Ученикам предлагается посмотреть на две картинки с изображением пруда и прута (часть ветки дерева). Попробуйте записать эти слова. Сравнивают по произношению – прут, а как записали? ( У детей разные варианты записи, выясняем кто прав), а чтобы проверить, ставим в сильную позицию. Проблема обозначается знаковой проблемой – д или т?

Русский язык, 3 класс. 
Учитель предлагает детям распределить слова в 2 столбика: с разделительным 
ъ и ь знаком. (шаг 1) учитель диктует слова, дети повторяют правило о месторасположении этих знаков. (шаг 2) Диктует слово от...утюжить.

Ребята сталкиваются с затруднением. Вспоминаем правило, что ъ разделительный знак пишется между приставкой и корнем. Почему же в этом слове не ставится ъ? (ребята соображают, что ъ знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласный звук). Не выполнено ещё одно условие –  ъ пишется только перед гласными буквами е, ё, ю, я.

Проблемные вопросы по русскому языку:

Являются ли родственными (однокоренными) слова:

  • Дыхание, духовный, дышать, воздух, вздох, вдыхать, вдохновение, душа, душенька?
  • Страна, странник, странный, странствие, сторона, пространство, просторный?
  • Земля, земной, земляной, землица, землистый, земляк, земляника, землекоп?
  • Праздник, праздничный, праздный, праздность, упразднить, праздновать, празднество? и др.

При работе с такими словами возникает большое количество вопросов. Дети не могут сразу ответить на поставленный вопрос, приходится обращаться к словарям и справочной литературе, что развивает самостоятельность и учебную активность.

Создание проблемной ситуации на уроке является средством, которое формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях,   систематизировать и накапливать знания, умеющую делать самоанализ, стремящуюся к саморазвитию и самокоррекции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе»

практические приемы использования технологии проблемного обучения...

«Практическое использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе в связи с реализацией ФГОС НОО».

Примеры ипользованиятехнологии проблемного обучения на уроках русского языка в 1-4 класах....

Статья "Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе как инструмента формирования УУД".

Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность обучающихся. Толчком  к продуктивному ...

Презентация "Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе как инструмента формирования УУД".

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе....

Технология проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе.

Методические рекомендации для учителей начальных класов по использованию технологии проблемного обучения на уроках русского языка....

Отчет по самообразованию "Технология "проблемного обучения" на уроках русского языка в начальной школе"

В данном отчете рассматривается проблема внедрения методов проблемного обучения в преподавание русского языка в начальной школе. Целью самообразования стало изучение теоретических подходов к организац...