Статья "Практическое использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе в связи с реализацией ФГОС НОО"
статья
Примеры практичекого ипользования элементов проблемного обучения на уроках рксского языка в начальных классах по программе "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад | 18.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Практическое использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе в связи с реализацией ФГОС НОО
Цель: показать эффективность технологии проблемного обучения.
Любое научное творчество начинается с возникновения проблемной ситуации, т. е. со столкновения с противоречием. Именно от этапа постановки проблемы зависят весь дальнейший ход урока открытия нового знания и возникновение у учеников желания усвоить это новое знание.
Для включения обучающихся в активную деятельность я использую приемы создания проблемной ситуации на уроке. Знания учащимися приобретаются путём самостоятельного решения проблемных вопросов. Познавательная деятельность школьников должна сочетаться с готовыми предметными знаниями.
Познавательная деятельность в условиях проблемной ситуации выстроена в следующую цепочку: проблемная ситуация → проблема → поиск способов ее решения → решение проблемы.
К возникновению проблемной ситуации подталкивает возникшее противоречие. Противоречие может быть связано либо с возникшим затруднением или с удивлением. На своих уроках особенно активно я использую эти проблемные ситуации.
Проблемные ситуации, возникшие с «удивлением»
Русский язык 2 класс «Безударная гласная в корне слова»
Япредлагаю послушать историю, которая произошла с друзьями – Димой и Колей.
«Дима написал своему другу Коле записку:
«Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем».
Коля записку прочитал и пообещал придти. Собрались ребята после уроков.
- Мяч будет, - сказал товарищам Дима – Колька принесёт.
Пришёл Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придётся поиграть в футбол».
- Почему так получилось?
С м…чом – мяч – с мячом
(Дети высказывают свои предположения. Возникает вопрос как проверить безударную гласную в корне?)
Фрагмент урока русского языка в 4 -м классе. Тема: Склонение имён существительных.
В предложении “Старая женщина волновалась о сестре и дочери” предлагается найти имена существительные (сестре, дочери), затем определить род и падеж, (Ж. р., П. п.), выделить окончания. Выделив окончания, дети испытывают удивление, возникает проблемная ситуация: Существительные одного рода и падежа, а окончания у них разные.
Возникает вопрос: Почему у существительных одного рода и падежа разные окончания? (Далее дети высказывают свои предположения, что у существительных одного рода могут быть разные падежные окончания, значит, необходимы ещё какие-то знания об имени существительном, делают обобщения и выводы, предлагают различные варианты решения проблемы).
4 класс «Глаголы-исключения»
Даю задание в определении спряжения глаголов... (Обучающиеся легко выполняют ряд заданий, применяя известное правило.
А теперь определите спряжение глаголов "смотреть" и "стелить". (Смотреть - глагол первого спряжения, стелить - глагол второго спряжения.) Давайте проверим. Проспрягаем глаголы надоске. Что вы замечаете?
(Смотреть - глагол второго спряжения, а стелить - первого.)
Итак, что вы хотели сделать? Какое правило применили? Получилось выполнить задание? (Побуждение к осознанию противоречия.) Значит, что это за глаголы? Какой будет тема урока? (Побуждение к формулированию проблемы.)
(Глаголы-исключения)
Проблемные ситуации, возникшие «с затруднением»
Русский язык 1 класс по теме «Алфавит».
Ученикам, у которых уже сформировано умение располагать слова по алфавиту, предложила практическое задание.
Практическое задание: Отгадайте загадки (после отгадывания каждой загадки на доске появляется карточка с данным словом): морковь, капуста, ежевика, горох, малина (появляются предметные картинки). Детям предлагаю написать слова в алфавитном порядке.
- Напишите слова в алфавитном порядке. Создана проблемная ситуация: как определить порядок слов, начинающихся на одинаковую букву: морковь или малина.
2 класс «Правописание парных согласных в конце слова».
Ученикам предлагается посмотреть на две картинки с изображением пруда и прута (часть ветки дерева). Попробуйте записать эти слова. Сравнивают по произношению – прут, а как записали? ( У детей разные варианты записи, выясняем кто прав), а чтобы проверить, ставим в сильную позицию. Проблема обозначается знаковой проблемой – д или т?
Русский язык, 3 класс.
Учитель предлагает детям распределить слова в 2 столбика: с разделительным ъ и ь знаком. (шаг 1) учитель диктует слова, дети повторяют правило о месторасположении этих знаков. (шаг 2) Диктует слово от...утюжить.
Ребята сталкиваются с затруднением. Вспоминаем правило, что ъ разделительный знак пишется между приставкой и корнем. Почему же в этом слове не ставится ъ? (ребята соображают, что ъ знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласный звук). Не выполнено ещё одно условие – ъ пишется только перед гласными буквами е, ё, ю, я.
Проблемные вопросы по русскому языку:
Являются ли родственными (однокоренными) слова:
- Дыхание, духовный, дышать, воздух, вздох, вдыхать, вдохновение, душа, душенька?
- Страна, странник, странный, странствие, сторона, пространство, просторный?
- Земля, земной, земляной, землица, землистый, земляк, земляника, землекоп?
- Праздник, праздничный, праздный, праздность, упразднить, праздновать, празднество? и др.
При работе с такими словами возникает большое количество вопросов. Дети не могут сразу ответить на поставленный вопрос, приходится обращаться к словарям и справочной литературе, что развивает самостоятельность и учебную активность.
Создание проблемной ситуации на уроке является средством, которое формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, систематизировать и накапливать знания, умеющую делать самоанализ, стремящуюся к саморазвитию и самокоррекции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе»
практические приемы использования технологии проблемного обучения...
Использование элементов проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе.
Из опыта работы....
«Практическое использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе в связи с реализацией ФГОС НОО».
Примеры ипользованиятехнологии проблемного обучения на уроках русского языка в 1-4 класах....
Статья "Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе как инструмента формирования УУД".
Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность обучающихся. Толчком к продуктивному ...
Презентация "Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе как инструмента формирования УУД".
Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе....
Технология проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе.
Методические рекомендации для учителей начальных класов по использованию технологии проблемного обучения на уроках русского языка....
Отчет по самообразованию "Технология "проблемного обучения" на уроках русского языка в начальной школе"
В данном отчете рассматривается проблема внедрения методов проблемного обучения в преподавание русского языка в начальной школе. Целью самообразования стало изучение теоретических подходов к организац...