Статья "Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе как инструмента формирования УУД".
статья по русскому языку

   Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность обучающихся. Толчком  к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает вопрос, служит проблемная ситуация.

   Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются учебные проблемы (проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос). Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Именно противоречие между познавательными и практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения, и наличным уровнем знаний, умений и навыков обучающихся, уровнем их умственного развития служит движущей силой обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка   в начальной школе как инструмента формирования УУД.

Цель работы – совершенствование учебного процесса, направленного на развитие познавательной активности обучающихся.

Объект – процесс обучения школьников.

Предмет – проблемное обучение как фактор интеллектуального развития школьников на уроках русского языка.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по технологии проблемного обучения.

2. Раскрыть сущность проблемного обучения, как педагогического явления.

3. Формировать у детей устойчивый интерес к учёбе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске.

      С 1 января 2010 года вступили в силу новые ФГОС НОО второго поколения. Главная задача, которую ставит перед учителем государство, - это обучение и воспитание успешного ребёнка, который умеет организовать свою жизнь (ставить цели и составлять планы), быстро менять планы в связи с быстроменяющимися условиями жизни, анализировать результаты деятельности и готов творить.

        Для того чтобы выпускник школы был не только хорошо информированным специалистом, но и был способен использовать полученную информацию в своей профессиональной деятельности, используются новые образовательные технологии. Одна из таких

технологий - технология проблемного обучения.

           На проблемном уроке создаются все условия для проявления познавательной активности учеников. Обучающиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем идёт обязательное проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при выполнении самостоятельной работы.

          В настоящее время учителю начальной школы предоставлен достаточно широкий выбор вариативных программ начального образования, различных систем и учебно-методических комплектов обучения. Вместе с тем, практика показывает, что, изменив лишь содержание, оставив без изменения технологию, невозможно достичь положительных результатов обучения.

          Работая по вариативным курсам традиционной системы, стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, ведущих к успешности учеников в современном обществе. Среди многообразия современных образовательных технологий выделила следующие: технологии личностно-ориентированного, развивающего, проблемного обучения, а также игровые, проектные, здоровьесберегающие и информационно-коммуникативные.

        Предпочтение отдаю  технологии проблемного обучения.

        Процесс учения, как творческий процесс, включает в себя, прежде всего, открытие нового: новых объектов, новых знаний, новых проблем, новых методов их решения. При этом проблемное обучение, как творческая деятельность, представляет собой поиск решения нестандартных задач нестандартными методами. Если тренировочные задачи предлагаются обучающимся для закрепления знаний и отработки навыков, то проблемные задачи – это всегда поиск нового способа решения.

      Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия. А также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение познавательных проблем, разрешая которые, ученики активно усваивают новые знания. На сегодняшний день проблемное обучение является наиболее перспективным.

Не пытайтесь объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам. Давайте возможность каждому ребёнку сделать своё маленькое открытие.

                                                                                              Э. И. Александрова

        Проблемное обучение – это совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретённых знаний.

                                                                                                                  В. Оконь

Выделяют четыре уровня проблемного обучения:

1. Учитель сам решает проблему при активном слушании и обсуждении учениками.

2. Учитель ставит проблему, обучающиеся самостоятельно или под руководством учителя решают её (побуждающий диалог).

3. Обучающиеся ставят проблему, учитель помогает её решить (подводящий диалог).

4. Обучающиеся сами ставят проблему и сами её решают.

                   Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Побуждение к осознанию противоречия

Побуждение к формулированию учебной проблемы

Приём 1.

 О фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты?

О теориях: Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)?

Приём 2. Сколько же в нашем классе мнений?

Приём 3. Вы сначала как думали? А как на самом деле?

Приём 4. Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?

Приём 5. Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее?

Приём 6. Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?

Выбрать подходящее:

Какой возникает вопрос?

Какова будет тема урока?

                        Сравнительная характеристика диалогов.

 

Побуждающий

Подводящий

Структура

отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика

система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли

 

Признаки

– мысль ученика делает скачок к неизвестному

– переживание учеником чувства риска

– возможны неожиданные ответы учеников

– прекращается с появлением нужной мысли ученика

– пошаговое, жёсткое ведение мысли ученика

– переживание учеником удивления от открытия в конце диалога

– почти не возможны неожиданные ответы учеников

– не может быть прекращён, идет до последнего вопроса на обобщение

Результат

развитие творческих способностей

развитие логического мышления

Функции проблемного обучения:

1.  Развитие интеллекта, познавательной самостоятельности и творческих способностей обучающихся.

2. Усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности.

3. Формирование всесторонне развитой личности.

4. Воспитание навыков творческого усвоения знаний.

5. Воспитание навыков творческого применения знаний.

6. Формирование и накопление опыта творческой деятельности.

7. Формирование мотивов обучения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.

Деятельность учителя и обучающихся в условиях проблемного метода обучения.

      Деятельность учителя

  Деятельность обучающихся

1. Создаёт проблемную ситуацию.

2. Организует размышление над проблемой и её формулировкой.

3. Организует поиск гипотезы.

4. Организует проверку гипотезы.

5. Организует обобщение результатов и применение полученных знаний.

1. Осознают противоречия.

2. Формулируют проблему.

3. Выдвигают гипотезы, объясняющие явления.

4. Проверяют гипотезу в эксперименте.

5. Анализируют результаты, делают выводы.

6. Применяют полученные знания.

          На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. В чём его актуальность?

        Актуальность данной технологии определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов обучающихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении посильных трудностей у обучающихся возникает постоянная потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.

        Проблемное обучение вызывает со стороны обучающихся живые споры, обсуждения, создаётся обстановка увлечённости, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.

            Постоянная постановка перед ребёнком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не "пасует” перед проблемами, а стремится их разрешить.

Проблемное обучение имеет следующие положительные моменты:

1. Вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности.

2. Способствует развитию познавательной активности,

осознанности знаний.

3. Предупреждает появление формализма, бездумности,

обеспечивает более прочное усвоение знаний.

4. Делает учебную деятельность обучающихся более привлекательной.

Можно выделить следующие преимущества проблемного обучения:

1. Появляются наибольшие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления и познавательной деятельности обучающихся.

2. Наблюдается существенный рост развития самостоятельности, ответственности, критичности и самокритичности, инициативности, нестандартности мышления, осторожности и решительности.

                                        Проблемные уроки.

     1. При построении проблемных уроков  необходимо соблюдать дидактические принципы: научность и доступность, систематичность и последовательность, сознательность и активность обучающихся при разрешении учебной проблемы.

  2. Планируя уроки, учитель выбирает наиболее эффективное место учебных проблем в процессе обучения.

  3. Учебная проблема должна заинтересовать обучающихся в учебном материале своей необычностью, красочностью и эмоциональностью.

  4. На уроке учитель должен быть внимательным к эмоциональному состоянию ученика при разрешении учебных проблем, вовремя выяснить причины затруднений в разрешении проблемной ситуации и оказывать своевременную помощь.

                                Структура проблемного урока.

1.Организационный момент:
         - включение детей в деятельность;
         - выделение содержательной области.

2. Актуализация знаний:

- воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания;

- фиксирование затруднения в деятельности по известной норме.

3. Постановка учебной проблемы:

- определение затруднения, его место;

- определение необходимости нового знания.

4. «Открытие» обучающимися нового знания:

- выдвижение гипотезы;

- проверка гипотезы.

5. Первичное закрепление:

- внешнее оформление новых алгоритмов;

- фиксирование уже оформленного знания.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе:

- самостоятельное решение типовых заданий;

- самостоятельная проверка обучающимися своей работы.

7. Повторение:

- включение нового материала в систему знаний;

- решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала.

8. Итог занятия:

- рефлексия деятельности на уроке;

- самооценка обучающимися собственной деятельности.

     Из структуры проблемного урока видно, что его центральным звеном является проблемная ситуация.

      Проблемная ситуация - это довольно сложное, ещё не очень ясное и малоосознанное впечатление, как бы сигнализирующее «что-то не так», « что-то не то». В такой проблемной ситуации и берёт своё начало процесс мышления.

     «Чтобы создать проблемную ситуацию в обучении, - отмечает А.М. Матюшкин, - нужно поставить ребёнка перед необходимостью выполнения такого задания, при котором подлежащие усвоению знания будут занимать место неизвестного».

      Проблемная ситуация возникла, если у класса появился эмоциональный отклик: ученики широко распахивают глаза, открывают рты, задумчиво почёсывают затылки и недоуменно смотрят на учителя. И по реакции детей проблемные ситуации можно разделить на два больших типа: «с удивлением» и «с затруднением».

                                   

                                       Типы проблемных ситуаций.

1. Проблемная ситуация возникает при условии, если обучающиеся не знают способа решения поставленной задачи, не  могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту, то есть определяется недостаточность прежних знаний для объяснения нового факта.  

2. Проблемная ситуация возникает при столкновении обучающихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях, однако очевиден факт недостаточности этих знаний.

3. Проблемная ситуация возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путём решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа.

4. Проблемная ситуация возникает тогда, когда имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у обучающихся знаний для его теоретического обоснования.

Тема урока: «Слово. Слова-названия. Схемы слов».

Класс: 1.
Проблемная ситуация с затруднением.

Приём: дать практическое задание, не выполнимое вообще.
- Посмотрите на картинки. Что здесь изображено?
- Попугай, земляника, шишки, васильки, дятел, воробей, гусеница, бабочка, гриб, лиса, козёл, медведь, ель, ёжик.
- Запишите слова-названия предметов.
(Возникает затруднение.)
- Вы смогли выполнить задание?
- Нет. Мы не умеем писать.
- Что вызвало затруднение? Какой возникает вопрос?
- Как записать слова-названия, если мы ещё не умеем писать? 

Тема урока: «Текст».

 Класс: 1.
Проблемная ситуация с удивлением.

Приём: столкнуть мнения обучающихся практическим заданием или вопросом.
- Совунья поручила Крошу найти на её столе листочек с текстом и принести ей. Крош нашёл на столе два листочка, на которых были записи.
- Какой листочек нужно взять Крошу?
(Мнения учащихся разделяются.)
- Сколько в классе мнений? Почему? Чего мы не знаем?
- Два, потому что мы не знаем, на каком листочке текст.
- Какой возникает вопрос?
- Что такое текст?

Тема урока: «Согласные звуки».

Класс: 1.
Проблемная ситуация с удивлением.

Приём: одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения.
- Сколько слов в русском языке?
- Много.
- Из чего состоят слова?
- Слова состоят из звуков.
- Какие гласные звуки вы знаете? (а, о, у, ы, и, э) 

 - Почему они называются гласными?
- Состоят из голоса, поются, тянутся.
- Сыграем в игру «Кто больше?» Вам нужно в парах составить слова из гласных звуков. Кто больше составит, та пара и победит.
(Работают в парах, составляют слова, а затем выступают.)
- Много получилось у вас слов?
- Мало.
- Что интересного вы заметили?
- В русском языке слов много, а у нас получилось мало.
- Какой возникает вопрос?
- Почему из гласных звуков получается мало слов? Из каких звуков тогда получаются остальные слова?

Методы проблемного обучения можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе.

1. Ученику задаётся вопрос: «С помощью чего можно увеличить количество слов в русском языке?» Вероятнее всего, в большинстве случаев дети будут отвечать: «Можно придумать новые слова или заимствовать их из другого языка». В этом случае следует ещё раз повторить ребёнку вопрос, делая в нём явные логические ударения: «С помощью чего можно увеличить количество слов в русском языке?» и предложить следующий рисунок:

                                             при               у              за             под

пере                                                                                      

катился                       до

                                       с                                                            вы

На рисунке не указано, что вокруг слова «катился» - приставки. Задаётся вопрос: «С помощью чего можно увеличить количество слов в русском языке?». Одним из вариантов ответов будет: «За счёт приставок». Затем предлагается при помощи данного рисунка образовать слова и выделить в них приставки.

2. Перед учеником лист бумаги и ручка. Задаётся вопрос: «Можно ли записать одни цифры (числа) другими цифрами (числами)?» Задание: «Запиши двойку тремя пятёрками». Если ребёнок не может найти способа решения проблемы, наблюдатель подсказывает, что над данными числами можно совершать арифметические действия. В результате ученик приходит к решению этой проблемы и записывает: «2 = (5 + 5):5».  

        Использование проблемного подхода в обучении, позволяет достигать определённых результатов:

-проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;

-у большинства обучающихся формируется положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес;

-возрастает  эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

-коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.

        Дж. Дьюи утверждал, что стремление к познанию появляется у человека только в том случае, если он сталкивается с какой-либо проблемой, которую не может решить известными ему способами. Решая проблему, он учится.

        Учебную проблему можно поставить тремя методами.

Первый – побуждающий от проблемной ситуации диалог (он представляет собой отдельные фразы, для сильных детей).

Второй - подводящий к теме диалог (система вопросов и заданий, то есть логическая цепочка, для слабых детей).

Третий – сообщение темы с мотивирующим приёмом.

Непроизносимые согласные в корне слова.

(Одновременно предъявить противоречивые факты.)

         Анализ

          Учитель

         Ученик

Предъявление первого факта.

Предъявление первого факта.

Побуждение к осознанию.

Побуждение к осознанию.

Прочитайте эти слова орфографически.

Прочитайте эти слова орфоэпически.

Что вас удивило?

Что интересного заметили?

Какой же у вас возникает вопрос?

- Вестник, весть, известие, известный.

Испытывают удивление, возникает проблемная ситуация.

- Везде «т» пишется, но не везде произносится.

- Почему в некоторых словах «т» не произносится?

Непроизносимые согласные в корне слова.

(Дать практическое задание, сходное с предыдущим,

 и доказать, что задание учениками не выполнено.)

         Анализ

           Учитель

           Ученик

Постановка проблемы (задание на ошибку).

Предъявление научного факта.

Побуждение к осознанию.

Побуждение к проблеме.

Запишите слово «грустный».

Проверим написание слова по словарю.

Запишу правильный вариант.

- Вы сначала как написали?

-А как надо?

- Что же это за звук, если он не произносится?

Возможный вариант «грусный».

грустный

грустный

- Без «т», как слышали.

- С «т» (осознание противоречия).

- Непроизносимый.

   

  Непроизносимые согласные в корне слова.

      (Продолжение урока; поиск решения проблемы.)

Побуждение к проверке гипотезы (подсказка к плану).

Принятие предлагаемой проверки учениками (план проверки).

- А где же стоит непроизносимый согласный «т»?

- Как нам проверить эту гипотезу?

- Как можно поработать с этими словами?

- Между согласными.

- Можно выписать слова в два столбика (где произносится и где не произносится) и подчеркнуть буквы, между которыми стоит «т».

       Непроизносимые согласные в корне слова.

           (Продолжение урока; поиск решения проблемы.)

Побуждение к выдвижению гипотезы.

Побуждение к проверке гипотезы.

Побуждение к проверке гипотезы (подсказка к контраргументу).

Побуждение к проверке гипотезы (подсказка к решающей гипотезе).

- Попробуем ответить на этот вопрос. Посмотрите на наши слова. Какие есть гипотезы?

- Вы с этой гипотезой согласны?

- Значит, дело не в приставке.

- Вы с этой гипотезой согласны? Может, посмотрим на существительные?

- Значит, дело не в частях речи.

- «Т» не произносится в словах с приставкой.

- Слово известие тоже с приставкой.

- «Т» не произносится в прилагательных (известный).

- Существительное «вестник».

 Спряжение глаголов, 4 класс.

(Дать практическое задание, которое вообще не выполняется.)

Анализ

 Учитель

  Ученик

Невыполнимое задание, побуждение к осознанию и побуждение к проблеме.

- Что такое склонение?

- Какие части речи мы научились склонять?

- Попробуйте просклонять глагол прыгать.

- Получилось?

- В чём затруднение?

- Какой возникает вопрос?

- Изменение по падежам.

- Имена существительные и имена прилагательные.

Испытывают затруднения, проблемная ситуация.

- Нет.

- Глаголы не склоняются.

- Как изменяются глаголы?

(Учебная проблема как вопрос.)

Подводящий к теме диалог.

(Повторение написания заглавной буквы и разделительного ь в словах.)

         Анализ

           Учитель

           Ученик

Подводящий к теме диалог.

- Прочитайте слова.

Что они обозначают?

- Что вам надо помнить при написании имён?

- Что общего есть в этих словах?

- В каких случаях пишется разделительный ь знак?

- Какая же будет тема урока?

- Дарья, Софья. Илья.

- Имена людей пишем с заглавной буквы, так как это имена собственные.

- Разделительный мягкий знак.

- В середине слова между согласной и гласной.

- Повторение написания разделительного мягкого знака и заглавной буквы в именах людей.

            Сообщение темы урока с мотивирующим приёмом, 4 класс.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г. Граубина, сказал:

Такой падеж, как …………………,

Я с детства не терплю:

Давать, делиться чем-нибудь

С друзьями не люблю.

- Кто догадался, о каком падеже идёт речь?

- Назовите тему нашего урока.

   Построение урока русского языка по технологии проблемного обучения.

Урок русского языка по теме “Формы слова”, 2 класс.

Анализ

    Учитель

             Ученик

Постановка учебной проблемы

- Запишите слова 1 и 2 столбиков:
земля
земле

земли
о земле

земляной
приземлиться

земледелец

подземный
- По какому принципу подобраны слова в столбиках?

 

 

 

- Это всё однокоренные слова, но разные части речи.

Выдвижение гипотезы

 

 

- Давайте проверим, определим части речи.
Но во втором столбике два прилагательных, значит, не это главное (аргумент).
- Подумаем ещё…

- В первом столбике – существительные, во втором – разные части речи (ошибочная гипотеза).

Разное строение слов
(1 вывод).

Подводящий к теме диалог

- Проверим, разберите слова по составу.

Что получилось?

- У них разное строение.

В первом столбике меняется только окончание, во втором  –изменяются суффиксы, приставки.

 

 

Подводящий к теме диалог

- Изменилось ли лексическое значение слова в 1 столбике? А что изменилось?

- А во втором?

- Как вы думаете, какие слова можно назвать однокоренными, а какие – формой одного и того же слова? Почему?

- Нет, содержание слова не изменилось, изменились лишь его число и падеж.

- Меняется и строение, и значение слова (2 вывод).

Форма слова образуется при изменении окончания одного и того же слова, а однокоренные – при изменении значимых частей слова, лексическое значение этих слов отличается. (Общий вывод.)

Формулировка темы

- Итак, над какой темой мы будем работать сегодня?

Однокоренные слова и формы слов.

Воспроизведение

 

 

Элементы проблемного обучения с компьютерной поддержкой на уроке русского языка (4-й класс).

Фрагмент урока русского языка по теме «Правописание безударных окончаний имён существительных в дательном падеже» с компьютерной поддержкой. Для повышения познавательной активности обучающихся на уроке учитель создаёт проблемную ситуацию.

 

 

к морковке

к моркови

к кроватке

к кровати

На доске приведена таблица:

Учитель:

– Можно ли сразу ответить, почему в словах к морковке – к моркови, к кроватке – к кровати разные окончания?

Этот проблемный вопрос мотивирует дальнейшую работу обучающихся по поиску правильного ответа под руководством учителя.

– Что общего в этих словах? (Падеж.)

– Что общего в парах слов к морковке – к моркови; к кроватке – к кровати? (У них одинаковый корень.)

– Чем различаются пары слов к морковке – к моркови, к кроватке – к кровати? (Окончаниями, склонением, а также наличием суффикса к с уменьшительно-ласкательным значением в словах «к морковке» и «к кроватке».)

– Можем ли мы сразу определить, е или и нужно писать в окончании? (Нет.) Почему?

На этот проблемный вопрос дети смогут ответить, если догадаются, что звуки стоят в слабых позициях (окончания безударные). После проведённой аналитической и сравнительной работы таблица приобретает следующий вид:

Д. п., 1скл.

Д. п., 3скл.

к морковке

к моркови

к кроватке

к кровати

– Какой можно сделать вывод о правописании безударных окончаний имён существительных в дательном падеже?

– Над какой же темой мы будем работать на уроке?

– Чему мы должны научиться?

Этот проблемный вопрос определяет, насколько внимательно дети следили за ходом размышлений и насколько поняли логику работы с языковым материалом.

Созданная в начале беседы проблемная ситуация побуждает детей рассуждать, анализировать, обобщать, делать выводы. Учитель не даёт готовых знаний, а направляет мыслительную деятельность обучающихся в нужное русло.

Сначала детям предлагаются задания для подготовки к восприятию орфографического правила.

– Определите, какие из данных существительных относятся к 1–му склонению, а какие – к 3–му: к роще, к пристани, по тропе.

Поочередно на экране появляются слова и типы склонений (1, 2, 3). Обучающиеся с помощью мыши выбирают нужный тип склонения.

– В каком падеже стоят эти имена существительные? Выберите нужное:

Р.п., Д.п., В.п., П.п.

– Поставьте ударения в существительных.

После выполнения этих заданий перед учениками появляется новый слайд: «Работа над орфографическим правилом».

– Рассмотрите таблицу:

покатился по дорожке

подошёл к кровати

подбежал к избушке

идти к площади

– Прочитайте словосочетания в первом столбце.

– К какому склонению относятся имена существительные? Выберите нужное:

1 скл., 2 скл., 3 скл.

– Определите их падеж. Выберите нужное: Р.п., Д.п., В.п., П.п.

– Какие окончания пишутся у существительных 1-го склонения в дательном падеже? Выберите нужное: е, и.

– Ознакомьтесь с правилом: У существительных 1–го склонения на а (я) в дательном падеже пишется окончание е: к больнице.

Аналогичная работа проводится со словами второго столбца. На экране появляется правило: «У существительных 3–го склонения в дательном падеже пишется окончание - и: к проруби».

– Запомните правило правописания безударных гласных в окончаниях имён существительных 1–го и 3–го склонений в дательном падеже.

Чтобы не ошибиться в написании безударных гласных в окончаниях существительных, надо помнить:

– окончание - е пишется у существительных 1–го склонения на а (я) в дательном падеже: провести по линeйке;

– окончание - и пишется у существительных 3-го склонения в дательном падеже: подойти к сирeни.

        Таким образом, компьютер не сразу выдаёт готовое правило. Его формулировка появляется только после последовательного самостоятельного выполнения манипуляций с дидактическим грамматико-орфографическим материалом, что позволяет активизировать мыслительную деятельность и способствует запоминанию маршрута, ведущего к правильным выводам.

Далее по образцу, предложенному компьютером, дети учатся обозначать в словах изученную орфограмму с опорой на формулировку правила.

Затем обучающимся предлагается выполнить ряд заданий из тренировочной программы.

                                       Правила переноса, 1 класс.

    (Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием.)

         Анализ

           Учитель

           Ученик

Практическое задание на новый материал, проверка задания.

- Необходимо записать на доске слово берёза, но оно не помещается. 

- А что значит перенести?

- Помогите мне перенести это слово.

(Идёт работа в парах.)

- Задание было одно, а ответов много. Почему?

Чего мы не знаем?

- Надо это слово перенести.

 

- Одну часть оставить на строке, а другую перенести на следующую.

- Бер-ёза, бе-рёза, берё-за, берёз-а.

- Как переносят слова.

Тема урока: «Слова, которые выражают различные чувства, их роль в речи», 2 класс.

                                  Создание проблемной ситуации.

У.: Ребята, представьте, что на уроке математики я дала задание – начертить прямоугольник. Все работают, и вдруг у кого-то из вас ломается карандаш. Какова реакция этого ученика? Составьте предложение.

Дети составляют предложение. Удачное предложение записывается на доске и в тетради.

Д.: Сломался карандаш!

– Ой, сломался карандаш!

– Эх, карандаш сломался!

У.: Представьте себе другую ситуацию. К нам на урок пришла заместитель директора Любовь Леонидовна – посмотреть, чему вы научились за первую четверть. После урока она взяла тетрадь одной нашей ученицы и начала просматривать работы. В тетради были одни пятёрки, записи аккуратные. Как вы думаете, что могла сказать Любовь Леонидовна, просмотрев эту тетрадь? Составьте предложения.

Д.: Какая аккуратная тетрадь!

– Молодец, девочка!

– Ах, прекрасная тетрадь!

(Одно предложение записываем в тетрадь и на доску.)

У.: Обозначьте части речи в записанных предложениях.

Дети называют части речи и вдруг останавливаются в затруднении (возникает проблемная ситуация).

У.: В чём дело, ребята?

Д.: Мы не можем определить части речи у слов ой, ах.

У.: Почему?

Д.: Мы не работали раньше с этими словами.

У.: Что же нам делать?

Д.: Надо узнать, для чего эти слова нужны нам.

У.: Выдвигайте свои предложения, гипотезы.

Д.: Эти слова делают предложение длиннее.

– Наверное, они что-то обозначают…

– Мы их говорим тогда, когда что–то неожиданно происходит.

– Эти слова выражают чувства.

У.: Я принимаю ваши ответы. Но самая точная мысль была высказана последним учеником. Значит, над какой темой мы сегодня будем работать?

(Побуждение к формулированию учебной проблемы.)

Д.: Слова, которые выражают различные чувства. (Учебная проблема в формулировке, совпадающей с темой.)

                                          Решение проблемы.

У.: Молодцы! Прочитайте первое предложение. Какое чувство выражает слово ой?

Д.: Чувство испуга, огорчения, страха.

У.: Ребята, а для чего нужны нам эти слова?

Д.: Чтобы предложение было понятнее.

У.: Но ведь предложение и так понятно. Послушайте стихотворение в записи, оно прозвучит два раза. Выскажите своё мнение о прослушанном.

Сердце так и гложет страх.

…, как назло!

Вот бы нынче повезло!

Я по списку дальше всех!

… беда уже близка,

Так и ждёт меня доска!

Д.: Когда мы слушали первый раз, были пропущены слова эх, ох.

– Стихотворение ярче звучало во второй раз.

– Более понятно, красивее во второй раз.

У.: Сделайте вывод, для чего нужны слова ох, эх, ой, ай?

Д.: Эти слова помогают сделать нашу речь яркой, богатой, понятной.

У.: Как же будут называться эти слова? (Предположения детей.) С латинского языка название этих слов переводится как «брошенное между». Интересно, почему?

Д.: Мы не можем задать к ним вопроса.

– Эти слова не обозначают ни предмета, ни действия, ни признака.

У.: Молодцы! Вы прекрасно мыслите. Называются эти слова междометия. (Говорим я, если дети сами не ответят.)

Ох, как трудно жить на свете,

Не усвоив междометий!

У.: Посмотрите на таблицу, прочитайте слова:

Ну, ах, хо-хо, хи-хи, бу-бу-бу,

Баю-бай, ох, эх,

О, ого, фу,

Ура, эй, ой …

Как будут называться эти слова?

Д.: Междометия.

У.: Почему стоит многоточие?

Д.: Междометия записаны не все, их в языке больше.

У.: Ребята, представьте, что завтра каникулы. Выберите из таблицы нужное междометие и составьте предложение.

Д.: Ура, завтра каникулы!

У.: Какое чувство выражает междометие ура?

Д.: Чувство радости, восторга.

У.: Какое междометие вы выберете, если я вам скажу, что завтра у вас будет четыре урока чтения?

Д.: Ого! Четыре урока!

У.: Какое чувство выражает междометие ого?

Д.: Чувство удивления, недоверия.

     

Результаты наблюдения за активностью познавательной деятельности      обучающихся на этих уроках русского языка.

Условия: выбор метода

Метод проблемного обучения

Объяснительно-иллюстративный метод

Тема урока

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Поднимают руку

15

20

16

17

20

15

20

11

15

20

Внимательно слушают

12

20

20

18

12

10

16

12

10

10

Тщательно выполняют задание

9

6

12

12

8

8

6

12

10

9

Задают вопросы

2

2

4

2

0

1

1

1

0

0

Самостоятельно выполняют работу

12

9

18

12

8

12

12

9

10

14

Каждое проявление фиксируется как 1 балл.

         В классе – 20  человек. Все данные фиксировались мной в течение нескольких уроков русского языка. При использовании метода проблемного обучения обучающиеся  были более активны, чем при использовании объяснительно-иллюстративного метода. Делаю вывод, что использование метода проблемного обучения при изучении русского языка в начальной школе способствует развитию познавательной деятельности младшего школьника и проявляется в активизации этой деятельности. При использовании метода проблемного обучения обучающиеся внимательнее слушают, чаще поднимают руку, задают вопросы и тщательнее выполняют задания, чем при  объяснительно-иллюстративном методе.

             В целом исследование подтвердило выдвинутую гипотезу: использование метода проблемного обучения при изучении русского языка в начальной школе способствует развитию познавательной деятельности младшего школьника и допустимо как один из способов организации познавательной деятельности учеников начальных классов при изучении русского языка.

        Познавательная деятельность является одним из ведущих видов деятельности. Познавательная деятельность – это система определённых действий и входящих в них знаний. Процесс обучения становится эффективным, если ученик овладевает этим видом деятельности.

         Можно сделать вывод, что технология проблемного обучения позволяет спланировать свою работу, которая направлена на достижение цели современного начального образования – развитие личности ребёнка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья, и добиться хороших результатов.

        Проблемное обучение вызывает со стороны обучающихся живые споры, обсуждения, создаётся обстановка увлечённости, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.

Список литературы:

  • Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя. Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2000.
  • Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
  • Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. М., 1983.
  • Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей. СПб: Речь, 2006.
  • Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100.
  • Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М., 2002.
  • Примеры уроков подготовлены на основе изученных материалов из сети Интернет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе»

практические приемы использования технологии проблемного обучения...

«Практическое использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе в связи с реализацией ФГОС НОО».

Примеры ипользованиятехнологии проблемного обучения на уроках русского языка в 1-4 класах....

Статья "Практическое использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе в связи с реализацией ФГОС НОО"

Примеры практичекого ипользования элементов проблемного обучения на уроках рксского языка в начальных классах по программе "Школа России"...

Презентация "Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе как инструмента формирования УУД".

Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе....

Технология проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе.

Методические рекомендации для учителей начальных класов по использованию технологии проблемного обучения на уроках русского языка....

Отчет по самообразованию "Технология "проблемного обучения" на уроках русского языка в начальной школе"

В данном отчете рассматривается проблема внедрения методов проблемного обучения в преподавание русского языка в начальной школе. Целью самообразования стало изучение теоретических подходов к организац...