Конспект урока по русскому языку в 3 классе. Как найти окончание в слове
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Шункевич Алла Вацлавовна

Конспект урока по русскому языку в 3 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Что такое окончание? Как найти в слове окончание?

Цели: познакомить с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении; формировать умение находить окончания в словах.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

—  Прочитайте слова в порядке указанных значений.

—  Прочитайте предложение, которое вы составили.

III. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа

—  Найдите лишнее слово в каждой строке и запишите остальные слова. Выделите в словах корень.

1) Перелёт, лётчик, летучий, прилёт, лето.

2) Золото, позолота, зола, золотистый.

3) Гористый, гора, горчица, горная.

—  Спишите. Найдите однокоренные слова, выделите в них корень.

Долго смотрел я на медвежью игру, потом вылез из-за камня. Увидели меня медвежата, притихли, во все глаза глядят.

А тут и медведица меня заметила, вскочила, фыркнула, вскинулась на дыбы.

По Н. Сладкову

2. Фронтальная работа

—  Запишите, как называют детёнышей зверей и птиц. Выделите в словах корень.

Образец: заяц — зайчата.

Ворона, лошадь, лиса, волк, медведь, кукушка, овца, кот, слон, утка, гусь, галка.

—  Все ли пары — однокоренные слова?

—  Как написан корень в однокоренных словах?

IV. Самоопределение к деятельности

—  Прочитайте слова. Улица, на улице, улицей, улицу.

—  Что вы можете сказать о лексическом значении этих слов? (Одинаковое.)

—  Это однокоренные слова? (Нет.)

—  Почему? (Имеют одно лексическое значение.)

—  Какая часть слова меняется? Кто из вас знает, как она называется?

—  Эта часть слова называется окончанием. Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Понятие об окончании

—  Прочитайте предложения.

Наша дача находится за городом. Каждое лето мы ездим на (дача). За (дача) раскинулся пруд. Хорошо летом на (дача).

—  Что вы заметили? Что нужно сделать, чтобы предложения были понятны? (Изменить форму слова дача.) 

(Учитель стирает скобки, записывает и вводит термин окончание)

- Что мы и изменили у слов в скобках? (Окончание.)

— А смысл слов от этого изменился? (Нет.)

А почему нужно было изменить окончание в слове дача? (Чтобы предложение имело смысл и слова в предложении были связаны между собой по смыслу.)

—  Для чего же служит окончание? (Для связи слов в предложении.)

—  Выпишите словосочетания, в которые входит слово дача. Выделите окончания.

  1. Работа по учебнику

Упр. 142 (с. 79).

—  Прочитайте текст.

—  Что можно сказать о выделенных словах? (Имеют одно лексическое значение.)

—  Что меняется в словах? (Окончание.)

—  Выполните письменное задание к упражнению.

—  Прочитайте формы слова осина и назовите окончания слов.

Упр. 143 (с. 79).

—  Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

—  Спишите пословицы.

—  Прочитайте формы слова роса и назовите окончания слов.

—  Прочитайте пословицу, которая вам больше всего понравилась.

Упр. 144 (с. 80).

—  Прочитайте. Это словосочетания? Почему?

—  Составьте словосочетания, изменяя форму слова лиса, и запишите их. Выделите окончания.

(Проверка.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику

Упр. 145 (с. 80).

—  Прочитайте. Что нужно сделать, чтобы получились предложения?

—  Выполните задания. (Взаимопроверка.)

—  Прочитайте ниже сведения о языке.

—  Что такое окончание?

—  Для чего служит окончание?

- Прочитайте правило ещё раз, закройте учебники и расскажите правило соседу по парте.

Упр. 147 (с. 81).

—  Прочитайте.

—  Найдите пары выделенных слов, сравните. (Одно слово стоит в единственном числе, другое во множественном.)

—  Являются ли выделенные пары слов однокоренными словами? (Нет.)

—  Почему? (Это формы одного слова.)

—  Выполните задание.

—  Прочитайте пары слов, назовите окончания.

—  Как найти в слове окончание? (Изменить форму слова.)

—  Прочитайте ниже сведения о языке.

—  Что нужно сделать, чтобы найти окончание?

—  Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебники, расскажите правило соседу по парте.

VIII. Рефлексия

—  Найдите лишнее слово в каждой строке.

1) Берёза, берёзовая, берёзу, берёзой.

2) Берёзка, берёзовая, берёза, берёзу, берёзонька.

—  Для чего служит окончание?

—  Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

—  Что нового вы узнали сегодня на уроке?

—  Что такое окончание?

Домашнее задание. Упр. 146 (с. 81).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Начальная школа. Конспект урока по русскому языку 4 класс .Тема «Правило проверки написания слов с непроизносимыми согласными».

конспект урока по русскому языку  с использованием проблемной, игровой, здоровье-сберегающих технологий....

План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме: «Окончания глаголов I и II спряжения»

Представлена разработка урока урока по русскому языку в 3 классе....

Конспект урока по русскому языку (2 класс). Безударная гласная в корне слова.

Урок предназначен для изучения темы: "Безударная гласная в корне слова" во втором классе. Составлен с учётом ФГОС. Все упражнения, который используются в этом уроке расположены на интернет-  ресу...

конспект урока по русскому языку 3 класс ФГОС "Школа России" Правописание слов с безударными гласными в корне слова

На  уроке продолжим работу по правописанию безударных гласных, будем совершенствовать  умения в подборе проверочных слов двумя способами, поработаем  над развитием не только письменной,...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Жизнь корня в составе слов разных частей речи"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Жизнь корня в составе слов разных частей речи.Цель урока: обобщить учебный материал обеспечить понимание обучающимися, что  родственные слова могут отно...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Непроизносимые согласные в корне слова"

познакомить детей с непроизносимыми согласными;учить находить непроизносимую согласную в словах;воспитывать интерес к русскому языку и чтению....