конспект урока по русскому языку 3 класс ФГОС "Школа России" Правописание слов с безударными гласными в корне слова
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) на тему

На  уроке продолжим работу по правописанию безударных гласных, будем совершенствовать  умения в подборе проверочных слов двумя способами, поработаем  над развитием не только письменной, но и устной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx32.63 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель:  Ростовцева Л.Н.

Предмет: русский язык                                

Класс:  3

Тема урока:  Правописание слов с безударными гласными в корне слова.

Цель: создать условия для:

- формирования учебно - познавательного интереса к способам проверки безударных гласных в корне слова в ходе совместной деятельности и в сотрудничестве с учителем;

-развития  навыков  правильно писать безударные гласные в корне слова;

-развития  умения подбирать проверочное слово.

Задачи:

  1. Обобщать знания о способах проверки безударного гласного в корне слова;
  2. Учить проверять безударный гласный в корне слова;
  3. Развивать умения работать с текстом

 Методическая идея:

- организация самостоятельной работы обучающихся в малых группах

 - реализация деятельностного подхода.

                                       

Продолжительность урока: 40 мин.

Материально-техническое обеспечение занятия:          

 - учебная аудитория;                                                                          

- доска;                                                                      

 - мультимедийный проектор;                                                                      

 - экран.

Методическое и дидактическое обеспечение занятия:        

 -  раздаточный дидактический материал;                                                            

  -  мультимедийная презентация.

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока:

  1. Организационный момент

Цель учащихся: настроиться организационно и психологически на занятие, предметно подготовиться к уроку.
Цель учителя: создать условия для формирования ценностно-смысловой компетенции через  формирование положительной мотивации к уроку.

     Задачи:
                 1.  Организовать внимание учащихся на начало урока.
                 2.  Создать благоприятный климат для обучения.
Методы:

- инструктирование;
- внушение и убеждение.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.С добрым утром начат день,

  Первым делом гоним лень.

  На уроке не зевать,

  А работать и писать.

  Начинаем урок!

  1. Проверка готовности к уроку (учебники, тетради, ручки).
  2. Приветствие учителя вставанием.

Презентация

2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Цель учащихся:  закрепить, обобщить, привести  в систему ранее полученные знания по теме «Правописание слов с безударными гласными в корне слова».

Цель учителя: 

-осуществить контроль и оценку подготовленного домашнего задания;
-создать условия для формирования информационной компетенции учащихся.

Задачи:

1. Актуализировать знания и умения учащихся по ранее изученной теме.

2. Организовать фронтальный и индивидуальный устный опрос, работу в малых группах по теме «Правописание слов с безударными гласными в корне слова».
3. Включить учащихся в рефлексивную деятельность с целью мотивирования активности в ходе опроса.

Методы:
- фронтальная беседа;

- индивидуальный устный опрос;

- работа в малых группах.

Критерии достижения цели и задач:

-обобщить знания о способах проверки безударного гласного в корне;

-учить подбирать слова для проверки безударного гласного в корне;

-развивать внимание, зрительную память.

Возможные действия преподавателя в случае, если не удается достичь поставленных целей:

  1. Акцентирование внимания учащихся на основополагающих аспектах изученной темы.
  2. Организация работы в парах с целью систематизации материала и оказания необходимой консультативной помощи.
  3. Дополнительное объяснение теоретического материала.

Методы организации совместной деятельности учащихся:
- работа в парах;                    - консультирование;

- взаимоконтроль;                 - фронтальное обсуждение.

- взаимооценка;

Методы мотивирования и стимулирования учебной активности учащихся:

- проблемные вопросы;

- педагогическое требование;

- поощрение и  порицание;

- создание ситуации успеха;

- работа в паре.

Критерии оценивания ответов учащихся:

- содержательность и полнота ответов;

- сформированность умений организации учебного сотрудничества;

- развитость коммуникативных умений;

- сформированность рефлексивных умений, умений самоконтроля и самооценки

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.Создание положительной мотивации  учащихся  на активное участие в процессе проверки  домашнего задания

1.Повторение  теоретических аспектов изученных вопросов по теме «Правописание слов с безударными гласными в корне слова».

2.Организация индивидуального устного опроса  по вопросам:
- Определение понятий «корень слова», «безударная гласная»,  соотношение между ними.

 -Проверка безударной гласной в корне слова.

  Оценивание ответов учащихся

2.  Индивидуальные устные ответы на вопросы.

3. Изучение нового учебного материала

Цель учащихся:

      Определить понятийный аппарат темы,  уточнить понятия, понять  их определения, освоить теоретическое содержание нового материала, требования к структуре урока определённого типа в системе развивающего обучения.

 Цель учителя:

       Создать условия для формирования ценностно-смысловой и информационной компетенции учащихся.

Задачи:

          1. Формировать у учащихся  представления о  проверке слов с безударной гласной в корне слова.

          2.  Развивать интерес к проблеме, умение анализировать и структурировать материал.

     3. Формировать первичные умения в способе проверки безударной гласной в корне слова.

Формы и методы представления учебного материала:

- объяснение;

- самостоятельная работа с раздаточным дидактическим материалом;

- решение ситуационной задачи;

- практическая работа.

Формы  и  методы организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся:

- мозговой штурм;

- работа с дидактическим материалом;

- решение ситуационной задачи.

 Критерии определения уровня внимания и интереса учащихся:

  1. Проявление признаков познавательного интереса к изучению нового материала:
    - активная включенность в деятельность;
    - наличие желания отвечать на вопросы  учителя;

     – задавание вопросов учителю и одноклассникам;
   -  уточнение правильности понимания изучаемого содержания.

2. Демонстрация различных свойств внимания:
    - устойчивость;
     - концентрация;
    - объем;
    - распределение;
    - переключение.

 Методы мотивирования и стимулирования учебной активности  учащихся:
- целевые установки;
- эмоциональное изложение содержания нового материала учителем;
- педагогическое требование;
- проблемно-поисковые вопросы;
- связь содержания теоретического материала с примерами организации развивающего урока в начальной школе.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

                            1.     М о т и в а ц и о н н о  -  ц е л е в о й  к о м п о н е н т

1.Предлагает вставить пропущенные буквы в словосочетания пос…дел от старости, пос…дел на скамейке, выявить достаточность своих знаний.

2. Акцентирование внимания  учащихся на формулировке темы занятия.

3.  Задавание вопросов на понимание основных понятий, содержащихся в заголовке темы.

1.Читают словосочетания. Высказывают предположения. Определяют, что пропущена буква безударного гласного в корне слова. Делают вывод, что знаний недостаточно

2. Чтение темы занятия, определение границ знания и незнания, связи с ранее изученным материалом.

1.Организовывать собственную деятельность, оценивать эффективность и качество используемых методов по освоению основных теоретических положений темы.

2. Определять цели и задачи урока определённого типа.

2.       П л а н  и р  о в а н и е    р е а л  и з а ц и и     у ч е б н ы х    з а д а ч

- Определим последовательность изучения основных вопросов темы.

Высказывают предположения о порядке рассмотрения основных вопросов:

1. Что такое корень слова? Как найти в слове корень?

2. Как пишется корень в однокоренных словах?

3. Как найти проверочное слово для обозначения безударного гласного в корне  слова?

4. Что такое проверочное слово? Что такое проверяемое слово?

Индивидуальные ответы

- Определяем способы решения учебной задачи.

Предлагают, включаются в обсуждение совместно с учителем:

– прослушивание индивидуальных сообщений;

– работа в микрогруппах.

Работа в микрогруппах

3.  Р е а л и з а  ц и я    п л а н а   д о с т и ж е н и я    у ч е  б  н  ы х  з а д а ч

3. Организация деятельности учащихся по изучению материала:

3.1. Предлагает прочитать слова гриб, забег, дрова, солить, беленький, подарок, прямой. Спрашивает, в каких словах необходимо проверить букву безударного гласного в корне слова, почему, каким способом.

3.1.Находят слова. Обосновывают свою точку зрения. Предлагают проговорить порядок действий для проверки написания буквы безударного гласного в корне.

3.2.Предлагает понаблюдать за написанием буквы безударного гласного в корне в упр. 194 учебника

3.2. Читают и выполняют задание. Выделяют способы проверки. Соотносят вывод со сведениями на стр. 104. Дополняют и уточняют. Проговаривают окончательный вариант правила

Работа в парах

3.3.Организует самостоятельную  работу  с упр. 195. (Для неподготовленных учащихся предлагает распределить слова магазин, певец, солонка, шоссе, пятерка, силач, дарить, ковер, ужин, держать, лягушка, язык, четверг, печник, стрела, число, черный, веселый, обедать, жалеть, вязать в две группы: с проверяемой и непроверяемой гласной в корне.)

3.3.Читают задание. Планируют действие. По итогам проводят самопроверку и самооценку

Раздаются учащимся карточки со словами

3.4. Организует написание зрительного диктанта

Читают текст. Готовятся к написанию. После написания под диктовку проводят самопроверку, соотносят с образцом. Оценивают результат. Планируют действия по предупреждению ошибок.

Текст зрительного диктанта на слайде.

4. Закрепление учебного материала

Цель учащихся: закрепить полученные знания, умения по теме учебного занятия.

Цель учителя: создать условия для осознания содержания учебного материала через развитие рефлексивно-субъектной позиции учащихся.

Задачи:

  1. Закрепить знания учащихся  по теме.
  2. Формировать информационную компетенцию учащихся.
  3. Развивать навыки учебного сотрудничества.

Формы и методы закрепления учебного материала:

- фронтальная обобщающая беседа;

- дискуссия;

- групповая работа по решению ситуационной задачи.

Критерии усвоения учебного материала:

- усвоенность понятий темы;

- овладение основами теоретических знаний по теме;

- педагогическая целесообразность предложенных вариантов решения ситуационных задач;

- развитость коммуникативных умений;

- активность.

Методы и приемы обучения (в ситуации неосвоения нового учебного материала частью учащихся):

  1. Дополнительное объяснение теоретического материала.
  2. Самостоятельная работа с учебником, дидактическим материалом.
  3. Организация работы в парах с целью оказания консультативной помощи.

К о н т р о л ь н о  -  о ц е н о ч н ы й ,   р е ф л е к с и в н ы й      к о м п о н е н  ты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1.Организация обобщающей беседы  по вопросам:

1. Что такое корень слова? Как найти в слове корень?

2. Как пишется корень в однокоренных словах?

3. Как найти проверочное слово для обозначения безударного гласного в корне  слова?

1. Отвечают  на вопросы.

1. Понимать сущность урока.

2.Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения задач.

2. Организация дискуссии по вопросам:
1. В чем различие между проверочным и проверяемым словом?

2.  Участвуют  в дискуссии.

3. Организация решения педагогической задачи:

Самостоятельная работа с упр. 196 учебника. Спрашивает,  к каким последствиям может привести неправильный выбор буквы для написания.

3.Групповая работа по решению ситуационной задачи:

-планируют действия,

-вставляют пропущенные буквы,

- соотносят рисунки и предложения.

Рассуждают о последствиях неверного выбора буквы

4. Предлагаю оценить  работу  учащихся  в группе:
4.1. Обсудим  критерии  оценки.

4.2. Предлагаю выставить  отметки.

4. Самооценка, взаимооценка  учащихся  по критериям:

- активность;
- аргументированность суждений;
- педагогическая целесообразность предложенной аргументации;

- креативность в обыгрывании педагогической ситуации.

5. Задание на дом

Цель  учащихся: организовать индивидуальную самостоятельную работу по закреплению нового материала через повторение теоретических аспектов темы.

Цель  учителя: мотивировать  учащихся  на обобщение и повторение содержания изученного материала.

Критерии успешного выполнения домашнего задания:

- усвоенность основных понятий темы;

- умение дать содержательную характеристику урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1. Целеполагание для выполнения домашнего задания.

1. Принятие цели выполнения домашнего задания.

2. Объясняю  содержание задания упр. 197

2. Осмысливают содержание домашнего задания.

3. Подведение итогов урока  по вопросам:

- Реализована ли поставленная учебная задача?
- Какие новые понятия осваивали?
- Чему учились на уроке?

- Какие практические умения формировали?

3. Отвечают на вопросы преподавателя.

Освоили понятия:  

«корень слова»

«орфограмма»

«проверяемое и проверочное слово»

Знают:

-как проверить безударную гласную в корне слова.

Умеют:

-различать проверяемое и проверочные слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

Конспект урока русского языка на тему "Упражнения в правописании слов с безударной гласной в корне слова"

Дети упражняются в умении подбирать проверочные слова с безударной глассной....

Интегрированный урок русского языка и литературного чтения "Упражнение в проверке безударных гласных в корне слова".

Цель: познакомить учащихся с творчеством русского поэта С. Есенина и его стихотворением «Береза».Задачи:Образовательные: уточнение знаний учащихся об особенностях проверочных слов и способах их провер...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание слов с безударной гласной в корне слова" по программе УМК «Школа России» автор учебника В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

                   Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Правописание слов с безударной гласной в корне слова"по программе УМК...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

Урок русского языка "Безударные гласные в корне слова. Способы проверки гласных в корне слова"

Методическая разработка урока по теме "Безударные гласные в корне слова. Способы проверки гласных в корне слова" (первый урок по теме)...