Конспект урока по русскому языку 3 класс "Жизнь корня в составе слов разных частей речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Тиранова Татьяна Николаевна

Предмет: русский язык

Класс: 3-2

Тема урока: Жизнь корня в составе слов разных частей речи.

Цель урока: обобщить учебный материал обеспечить понимание обучающимися, что  родственные слова могут относиться к разным частям речи

Планируемые результаты:

Предметные: проконтролировать знания и  умения обучающихся определять части речи; сформировать у обучающихся умения и навыки работы  в группах; продолжить формирование у обучающихся следующих общих учебных умений и навыков: владение приемами устной и письменной речи; работать с учебником; умение строить определения понятий, сравнения, доказательства, делать выводы,

           Личностные: формирование этических норм поведения; формирование у обучающихся через работу в

         группах  коммуникативных компетенций; содействовать формированию у обучающихся интереса к знаниям.

 

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс, 3 часть, автор М.Л. Каленчук и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж №1»

Технологическая карта урока

Русский язык

Челябинск, 2016

Предмет: русский язык

Класс: 3-2

Тема урока: Жизнь корня в составе слов разных частей речи.

Цель урока: обобщить учебный материал обеспечить понимание обучающимися, что  родственные слова могут относиться к разным частям речи

Планируемые результаты:

Предметные: проконтролировать знания и  умения обучающихся определять части речи; сформировать у обучающихся умения и навыки работы  в группах; продолжить формирование у обучающихся следующих общих учебных умений и навыков: владение приемами устной и письменной речи; работать с учебником; умение строить определения понятий, сравнения, доказательства, делать выводы,

           Личностные: формирование этических норм поведения; формирование у обучающихся через работу в

         группах  коммуникативных компетенций; содействовать формированию у обучающихся интереса к знаниям.

Оборудование: учебник «Русский язык» 3 класс, 3 часть, автор М.Л. Каленчук и др.

Этап урока

Методы и приемы

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I

Организационный этап

1-2

мин

Здравствуйте, ребята, встали ровно подравнялись! Присаживайтесь. Начнем наш урок со слов.

Я способный!

Я со всем справлюсь!

Мне нравится учиться!

Я — хороший ученик!

Я хочу много знать!

Я буду много знать!

Сегодня у нас очередное заседание клуба «Ключ и заря». Помогут нам его провести Маша, Миша и Анишит Йокоповна.

Приветствовать учителя

Настраиваться на урок.

Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

II

Мотивационный этап

 

5мин

На экране тема заседания клуба.
Прочитайте тему нашего заседания (жизнь корня в составе разных частей речи).
Волшебница спросила у Маши и Миши : О чём пойдёт речь на заседании клуба?
Что ответил Миша? А Маша? Как бы вы ответили на этот вопрос?

2. -Прежде чем мы начнём работать над этим вопросом, давайте выясним, что мы уже знаем. Лесенка( Знаю, Хочу узнать, Умею). 
Что хотим узнать?
Ну а на последнюю ступеньку, я надеюсь, мы поднимемся в конце урока, если вы будете внимательными и активными.
Анишит Йокоповна предлагает нам такой план нашего заседания закончите его :
 

Уточнить представление … (о корне слова, как главной части слова и о частях речи).
Исследовать возможность жизни корня … (в составе разных частей речи).
Кто согласен с таким планом поднимите руку. Прекрасно! Работать мы будем группами по маршрутным листам.

Читать на слайде

Ставить цели, формулируют тему урока

Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности.

К: выслушивать разные точки зрения

Решение учебной задачи

15 м

Итак, первое, что хочет выяснить   Анишит Йокоповна, распознаёте ли вы понятия части слова и части речи. 

Работаем по Маршрутному листу №1

Составьте определение  «части слова» и «части речи». (Работа в группах).

- Проверим, командиры, поднимите зелёный сигнал, если нет ошибок, красный, если есть ошибки.

Первое определение части речи. И волшебница просит вас рассказать, что вы знаете об имени существительном, имени прилагательном, глаголе. Каждая группа получает табличку(Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол).

Вернёмся к определению части слова. Какая часть слова нужна нам сегодня для работы? (корень)

 О чём спрашивает у вас Миша?.(Что такое корень?)

На этот вопрос Мише ответит (Лиза, Варвара, Евдокия-на дом дали карточку)

(Все на свете из чего-нибудь состоит: облака — из множества водяных капелек, лес — из деревьев. Речь состоит из предложений, а предложения — из слов.

- Много-много лет тому назад появилось одно слово. Нашли его люди и думают: «Что с ним делать?» А это слово и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое красивое дерево».

Посадили люди слово, и стало оно расти. Сначала один росток пустило, потом второй, третий…

Много ростков появилось от этого слова (веселье, весёлый, весельчак, веселимся). Все они на него похожи, но и свое в каждом есть. Вот такое дерево выросло! (от  дерева отходят ростки, на каждом ростке записано слово)

Прочитайте внимательно слова и назовете главную общую часть этих слов, из которой выросли все эти слова? (сад)

Открывается корень сад. И вот тогда решили люди назвать общую часть слов корнем. Как называются слова, произошедшие от этого корня? (однокоренные)

- Чем же похожи эти слова?

- Попробуйте прочитать только корень.

- Вы поняли, что означает это слово?

- А попробуйте закрыть  корень и прочитать оставшиеся части.

- Ясен ли смысл слов?

- Какой же мы сделаем вывод, что такое корень? (Корень – это главная часть слова. В корне заключен смысл слова. От него «растут» другие слова).

Слово корень – многозначное. Где в жизни вы встречались с этим словом?

Его употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. «Смотри в корень!» или «Зри в корень!» означает: «Выдели самое главное». Если речь идет о причине чего-то плохого, скажут «корень зла». Если надо что-то основательно переделать, говорят о «коренной переработке».

 -Что интересного, нового узнали из рассказа девочек?
Давайте вернёмся к главному вопросу нашего заседания. К
 каким частям речи  относятся родственные слова на этом словообразовательном дереве?

Какой мы должны сделать вывод? 

(Родственные слова могут быть разными частями речи).

Миша тоже решил составить словообразовательное дерево. И вот что у него получилось.(зима, зимушка, зимний, зимовать, мороз) 

Выскажите своё мнение.

Миша конечно ошибся и вы помогли ему понять в чём.

Прочитайте, что говорит о корнях слов и частях речи Анишит Йокоповна. Так как живут корни?  А что для них служит квартирами?

Анишит Йокоповна просит вас заняться исследованием «семей» и квартир слов и подтвердить сделанный вывод. Какой?

 Работаем  по маршрутному листу №2 

Вы видите перед собой карточку возьмите ее. Каждая группа сейчас познакомится с «семьями» и подчеркнёт  свою часть речи. Гроза, грозный, погрозить; цветной, цветёт, цвет; зеленеет, зелень, зелёный; побелка, белый, побелить

Время вышло, проверяем. Каждая  группа встанет  и представит  свою работу. Сравните с образцом на слайде.      

 (1.Все слова отвечают на вопрос что? или кто? и обозначают предметы_

2. Эти слова являются прилагательными, т.к. отвечают на вопросы какой? И обозначают признаки предмета

3. Это глаголы, они отвечают на вопросы что делать? или сделать? И обозначают действие предмета)

Следующее задание.

Посмотрите на слова в строчках, Какие это слова? Чем они являются для корней?

                                                     

 Гроза                               грозный                погрозить        

 Цвет                                цветной                 цветёт              

 Зелень                            зелёный                  зеленеет          

 Побелка                          белый                     побелить          

 

  Корни в словах  какие? (одинаковые). А части речи? (разные). В чём мы ещё раз убедились?

  Какая орфограмма чаще всего встречается в корне слова? Есть эта орфограмма в этих словах? Как её проверить?

Подготовить класс к работе

Составлять определение работа в группе

Проверять группы

Слушать друг друга

Отвечать на вопрос

Доказывать свою точку зрения

Слушать одноклассников

Запоминать материал

Читать слова

Отвечать на вопросы

Делать вывод

Слушать учащихся

Отвечать на вопросы

Делать вывод

Рассматривать словообразовательное дерево

Искать ошибки

Читать слова в учебнике

Выполнять задание в группах

Проверять и слушать других

Выполнять задание

Отвечать на вопросы

Р: принимают и сохраняют уч. Задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров;
принимают освоенные способы действия.

Л: ориентируются в текущей учебной книге; умение находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;

К: находить в учебнике подтверждение своей позиции или высказанным сквозными героями точкам зрения используя для этой цели в качестве аргументов правила.

IV

Физкультминутка

Решение учебной задачи

1-2

Мин

15мин

Видеоролик

Прочитайте на что хочет обратить ваше внимание Волшебница.( Благодаря тому что слова живут семьями, их легче понимать и писать. Знаете, как пишется корень в проверочном слове — пишите его так во всех родственных словах),

Переходим к маршрутному листу №3

Работаем по группам 1 группа 1 строчка, 2-2, 3-3)

-Прочитайте слова.

  1. весёлый, веселье , веселиться.
  2. Посинеть, синева, синий.
  3. Ходить, приход, ходовой.

- Запишите слова

- Выделить корень.

- В каждой строчке подчеркнуть исходное  слово, без которого не было бы двух других, определить какой частью речи оно является.

Проверка (Выходят к доске, объясняют) 

Все группы с заданием справились. Молодцы. Похлопаем друг другу.

Работаем  по маршрутному листу №4 

- Анишит Йокоповна всё таки хочет вас запутать и предлагает поиграть в игру «Гонка за лидером».. В каждой строчке нужно найти лишнее слово , назвать часть речи и выделить корень в оставшихся словах.

- Кто же победил в этой гонке? Вы рады за них? Поздравим победителей? Давайте все вместе, дружно им скажем «Молодцы»!

Выполнять упражнения

Читать и отвечать на вопрос

Выполнять задание в группах

Проверять у доски

Выполнять занятие

выполнение действия по образцу

Л:ориентируются в текущей учебной книге; умение находить нужную информацию

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

Л: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

V

Рефлексия

2-3

мин

На этом мы заканчиваем наше заседание. Нам осталось только сделать окончательный вывод. 

 (Лесенка ЗХУ)

Что же мы узнали в ходе нашего заседания?

(Однокоренные слова могут относиться к разным частям речи).

Какие задания на уроке понравились?

Кто доволен своей работой?

Чью работу на уроке вы хотели бы отметить?

Поделитесь своими впечатлениями об уроке, закрасьте соответствующий сектор.

Описание: img12

Осуществлять самооценку собственной  учебной деятельности, соотносить цель и результаты

Р: осуществлять самоконтроль и контроль полученного материала.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Жизнь корня в составе слов разных частей речи» Заседание клуба «Ключ и заря»

Слайд 2

Двадцать восьмое февраля. Классная работа. Жизнь корня в составе слов разных частей речи.

Слайд 3

Корень – это общая одинаковая часть родственных слов. Жизнь корня в составе слов разных частей речи.

Слайд 4

Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет. В начальной форме отвечает на вопросы КТО? ЧТО? Имеет РОД, может изменяться по числам и по команде вопросов. В предложении является главным или второстепенным членом. Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета. В начальной форме отвечает на вопросы: КАКОЙ? ЧЕЙ? Может изменяться по родам, по числам, по команде вопросов. В предложении обычно является второстепенным членом предложения. Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета. В начальной форме отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? В предложении является главным членом.

Слайд 5

«Корень. Родственные слова»

Слайд 6

Задание Анишит Йокоповны

Слайд 7

Работа в группах. Упр.72. Гроза, грозный, погрозить; цветной, цветёт, цвет; зеленеет, зелень, зелёный; побелка, белый, побелить; сторожить, сторож, сторожевой; чистый, чистота, почистить; удалить, даль, дальний; нижний, снизить, низина.

Слайд 8

I группа Гроза цвет зелень побелка сторож чистота даль низина Существительные

Слайд 9

Грозный цветной зеленый белый сторожевой чистый дальний нижний II группа Прилагательные

Слайд 10

Погрозить цветёт зеленеет побелить сторожить почистить удалить снизить III группа Глаголы

Слайд 11

Гроза грозный погрозить -гроз- Цвет цветной цветёт -цвет- Зелень зелёный зеленеет -зелен- Побелка белый побелить -бел- Сторож сторожевой сторожить -сторож- Чистота чистый почистить -чист- Даль дальний удалить -дал- Низина низкий понизить -низ- Существительные Прилагательные Глаголы

Слайд 12

Работа в группах. Упр.76. Лунный, луна, прилуниться. Друг, дружный, подружиться. Посинеть, синева, синий. Ходить, приход, ходовой. Ручной, рука, обручиться.

Слайд 13

1 группа 2 группа 3 группа луна лунный прилуниться друг дружный подружиться синева синий посинеть приход ходовой ходить рука ручной обручиться

Слайд 15

«Корень. Родственные слова»

Слайд 16

Повозка, подвоз, возчик, завоз, развоз, привоз, возить.

Слайд 17

- сад- Посадка, рассада, высадка, подсадка, садовод, садовник, садок, садик , садовый.

Слайд 18

- цвет - Цветы, цветок, цветёт, цветной, цветочек, цветик, цвести, зацветает, зацвёл, цветовод. Расцветает, цветение, цветочница, цветущий, бесцветный, отцветать, одноцветный.

Слайд 19

Работа в группах 1 группа 2 группа 3 группа Упр.74. Упр.75. Упр.76.

Слайд 20

Корень может жить в разных частях речи. Вывод


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Жизнь корня в составе слов разных частей речи»

Конспект урока «Жизнь корня в составе слов разных частей речи»...

Урок русского языка "Жизнь корня в составе слов разных частей речи"

Цель урока - показать детям, что родственные слова могут относиться к разным частям речи....

Конспект урока по русскому языку Жизнь корня в составе слов разных частей речи.

Предмет: русский языкКласс: 3-7Тема урока: Жизнь корня в составе слов разных частей речи.Цель урока: обобщить учебный материал обеспечить понимание обучающимися, что  родственные слова могут отно...

Конспект урока по русскому языку «Жизнь корня в составе слов разных частей речи»

В ходе данного урока мы сможем показать детям, что родственные слова могут относиться к разным частям речи....

Конспект урока «Жизнь корня в составе слов разных частей речи»

Учебник: Каленчук М.Л., Чуракова Н. А. «Русский язык» - М.: Академкнига, 2013.Тема урока: «Жизнь корня в составе слов разных частей речи»Тип урока. Урок открытия нового знания....

Конспект урока по русскому языку «Жизнь корня в составе слов разных частей речи» 3 класс УМК «ПНШ»

Цели деятельности учителя: Создать условия по обобщению учебного материала, обеспечить понимание обучающимися, что родственные слова могут относиться к разным частям речи.Задачи урокаДидактическ...