Конспект урока по русскому языку на тему: Местоимение
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Хайбуллина Анна Маратовна

Конспект для урока по русскому языку на тему : Местоимение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку на тему:

«Местоимение. Что такое местоимение?»

Подготовил учитель начальных классов: Хайбуллина Анна Маратовна

Тема:«Что такое местоимение?»

Класс: 4

УМК:«Перспективная начальная школа»

Цель урока:Создать условия для формирования представлений о местоимении как о части речи, умений распознавать и выделять местоимение в устной и письменной речи.

Задачи:

Образовательные(дидактические):

Развивающие:

Воспитательные:

Тип урока:открытие нового знания.

Этап урок

а

Образовательные задачи этапа урока

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организ

ционной деятельности

Дидактические средства, интерактивнооборудование

Форма контроля

Предметные

Метапредметные,

познавательные

Личностные

Мотивация самоопределение к учебной деятельностью

  словесный

Приветствует детей.

 Здравствуйте,ребята! Меня зовутАнна Маратовна ,сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Я хочу вам пожелать

Громко, четко отвечать,

Удачи в учении,

Улыбок и хорошего настроения!

Учитель зачитывает отрывок (начало)  из сказки о местоимении по книге В. Волиной «Занимательная грамматика».

- Давайте теперь и мы перенесемся в сказочное царство. Как вы думаете, что произошло  дальше?

- Ребята, а вы хотите узнать, как и с помощью чего помог мудрец  жителям этого царства? Вы хотите побывать в роли этого мудреца?

- Как вы думаете, о чем будем говорить сегодня на уроке?

- Какой будет тема сегодняшнего урока?

-Сформулируйте для себя цели урока.

На экране появляется 1 слайд с названием темы урока «Местоимение»

 На экране появляется 2 слайд с целью урока.

Приветствуют учителя,внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы

фронтальная

                                                                    Актуализация знании и фиксация затруднения в пробном учебном действии

Интерактивное задание

Способствует постановке теме урока

- Ребята, посмотрите внимательно на слово «местоимение».

- Как вы думаете, от каких двух слов оно образовано? (вместо имени)

- А какие имена, части речи вы знаете?

- Жители той сказочной страны, где злая колдунья забрала все имена, очень любят сказки.

- У вас на партах находятся карточки с отрывком из сказки и задания.

- Заполните таблицу, вписав во второй столбик слова из текста, распределив их по указанным частям речи.

(работа в паре, на доске появляется 3 слайд с правильным вариантом  заполнения таблицы для самопроверки учащимися)

- Кто справился без ошибок?

- Какие ошибки вы допустили?

- Что объединяет эти части речи? (называют предмет, его признак, действие)

- Чем они отличаются?

Как называются такие слова, которые используются в речи вместо имени?

- Всегда ли можно ими заменять имена существительные, имена прилагательные, числительные?

- Какой вывод вы можете сделать?

- Как бы вы сформулировали правило, что такое местоимение?

- Сравните свой вариант правила с вариантом, данным в  учебнике.(стр. 17)

Слушают учителя,отвечают на вопросы, выполняют задания

фронтальная

Интерактивная доска, презентация

Текущий

Выявления места и причины затруднения построения проекта выхода из затруднения

Откройте стр. 15, найдите упражнение 17. Нам нужно прочитать стихотворение,списать первое четверостишие. На какие вопросы отвечают выделенные слова? Какие из выделенных слов в стихотворении указывают на предмет, какие- на признак предмета?

Слова я, он, ты, вам,мой,наш,свой,тот,этот и др.-местоимения. Местоимение – это часть речи. Само слово означает «вместо имён».

Слушают учителя, выполняют упражнение

 

Фронтальная

Индивидуальная,фронтальная

Групповая

Реализация построенного проекта

Словесный

Работает с учебником

Физминутка

Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Найдите упражнение 18. Списать. Вместо каких слов употреблены выделенные местоимения? Заменяют ли местоимения эти слова?

Какое местоимение указывает на предмет, какое- на признак предмет, какое-на количество?

В речи местоимения часто употребляются вместо имён существительных, прилагательных, числительных. В отличие от них местоимения не называют ни предметы, ни признаки, ни количества, а только указывают на них или спрашивают об этих предметах, признаках и количествах.

Выполняют разминку, делают упражнение в тетради

фронтальная

текущий

Первичное закрепление из затруднения с проговариванием во внешней речи

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

Работа в тетради

Даёт задание в тетради, помогает тем, у кого возникают затруднения

  1. Вставь пропущенные слова. Замени их местоимениями.

Медвежонок отправился бродить по полянке. Вдруг …. остановился. Перед….. сидела большая лягушка. ……только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к ….. лапу. Лягушка сделала в сторону скачок. Мишка принял это за игру. …..тоже сделал скачок. Так ….. добрались до лужи.

На слайде текст со вставленными местоимениями.

Выполняют задания в тетради

индивидуальная

Текущий

Итог, рефлексия

словесный

 Ребята, а как вы думаете, достигли ли вы тех целей, которые ставили перед собой в начале урока?

- Что бы вы еще хотели узнать о местоимении?

- Ответами на эти ваши и другие вопросы вы займетесь  на следующих уроках.

Все большие молодцы, до новых встреч.

Слушают учителя, прощаются

текущии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Местоимение как часть речи" для 3 класса

Урок построен в технологии развития критического мышления по Образовательной программе "Школа 2100". Ориентирован для учащихся 3 классаМатериал урока раскрывает введение новой части речи - местоимение...

Конспект урока по русскому языку «Понятие о местоимении. Личные местоимения»

Цели урока: Дидактические: - наблюдение за ролью местоимений в предложении, тексте, за особенностями употребления личных местоимений; - развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности.Раз...

Конспект урока по русскому языку по теме: Местоимение

В данном файле вы увидите: подробный конспект урока + раздаточный материал...

Конспект урока по русскому языку по теме: "Местоимение" 2 класс "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о местоимении как части речи, его роли в предложении.Планируемые результатыПредметные: Знать, что такое местоимение, его роль в речи, какие слова ...

Конспект урока по русскому языку по теме "Местоимение"

Тема урока: Роль местоимений в предложении. Личные местоимения.Тип урока: Изучение нового материала.Форма урока: Урок изучения новых знаний и первичного закрепления.Цель: сформировать понятие о местои...