Конспект урока по русскому языку по теме: "Местоимение" 2 класс "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Саттарова Эльвина Хайдаровна

Цели деятельности учителя: формирование представления о местоимении как части речи, его роли в предложении.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать, что такое местоимение, его роль в речи, какие слова называют местоимением, на что указывает местоимение;
  • Уметь употреблять местоимения вместо существительных; применять правила правописания, находить слова в предложении.

Личностные:

  • Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • Проводить самооценку своих действий, поступков;
  • Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Тип урока: открытие новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:16.04.2019

Школа: МБОУ СОШ №148

Класс: 2 кад.

Кабинет: 104

ФИО учителя: Милых Н. В.

ФИ студента: Саттарова Э.

ФИО методиста: Батуева Л. И.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: Местоимение

Цели деятельности учителя: формирование представления о местоимении как части речи, его роли в предложении.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать, что такое местоимение, его роль в речи, какие слова называют местоимением, на что указывает местоимение;
  • Уметь употреблять местоимения вместо существительных; применять правила правописания, находить слова в предложении.

Личностные:

  • Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
  • Проводить самооценку своих действий, поступков;
  • Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование: учебник 2 класс 2 часть В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Школа России», презентация, раздаточный материал.


Этапы урока.

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I.  Этап самоопределения к деятельности

Словесный: беседа

1 мин.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Эльвина Хайдаровна, сегодня урок русского языка проведу у вас я.

Приветствуют учителя

Р: организовать свое рабочее место под руководством учителя (волевая саморегуляция)

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

Практический: работа в тетради

7-8 мин.

- Откройте тетради, запишите дату и классная работа.

- Предлагаю вам сыграть в игру «Рыбалка».

Задание. На доске три ведерка: имя существительное, имя прилагательное, глагол. На рыбках написаны слова: тетрадь, заяц, морозить, ягодный, работать, ты, он, я, умный. Нужно выловить рыбку-слово, определив часть речи и положить в нужное ведерко.

- Молодцы. Теперь расскажите мне что такое имя существительное?

- Что такое имя прилагательное?

- Что такое глагол?

- Почему вы не все слова распределили?

- А мы употребляем эти слова в речи?

- Как часто мы их употребляем?

- А если мы уберем из своей речи местоимения, то какой частью речи они будут заменены?

- Эти слова являются частью речи?

- Значит мы будем сегодня узнавать что-то новое об этих словах?

Сущ.: тетрадь, заяц

Прил.: ягодный, умный

Гл.: морозить, работать

Мест.: ты, он, я

Это часть речи, отвечающая на вопрос Кто? Что? обозначает предмет и изменяется по числам и падежам.

Это часть речи, обозначающая признак предмета, отвечает на вопросы: Какое? Какая? Какой? Какие? Изменяется по родам, числам и падежам.

Это самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние или действие предмета, отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? Изменяется по времени, числам, в настоящем времени по лицам, в прошедшем по родам.

П: использование знаково-символических средств,

подведение под понятие

Р: выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; волевая саморегуляция в ситуации затруднения

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа учителя с учениками

2-3 мин.

- Расшифруйте слово: СОНИЕМЕТИМЕ

- Верно. Тема нашего сегодняшнего урока Местоимение.

- Поставьте цель урока.

Местоимение.

Расширить и закрепить знания о местоимении, научить новым приемам использования

учет выделенных учителем ориентиром действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации

IV. Открытие новых знаний

Словесный: беседа учителя с учениками

Практический: работа с учебником.

7-8 мин.

- Посмотрим упражнение 171 на с. 100. Вы видите мышку и лягушку на картинке. В каких сказках есть такие персонажи?

- Прочитайте текст.

- Найдите вопросительные и восклицательные предложения в тексте.

- С какой целью автор использовал вопросительные/восклицательные предложения?

- Прочитайте с интонацией вопросительные/восклицательные предложения.

- Скажите, с какой целью автор употребляет выделенные слова. Называют ли они конкретное лицо или предмет?

- На что указывает слово он? Кто себя называет словом я? К кому обращаются с речью, употребляя слово ты? Вместо каких имен существительных употребляется слово они?

- Можно перечислять мышка-норушка, лягушка-квакушка и т.д., а можно каким одним словом сказать?

- Спишите только диалог, вставляя пропущенные слова. Подчеркните выделенные слова.

- Что такое диалог?

- Как записывается (выделяется) диалог в тексте?

- Хорошо, теперь посмотрим правило на с. 101. Кто прочитает?

- Хорошо. Кто сможет повторить слова-местоимения?

- Выпишите в правиле предложение в тетрадь: «Слова я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это местоимения» и подчеркните слово местоимения.

- Какую часть речи заменяют местоимения? Для чего?

Например, Дуб растет на поле. Дуб высокий и могучий. Под дубом хорошо в солнечную погоду.

- Хорошо звучат предложения? Какие слова мы изменим и на что?

- Также хочу, чтобы вы обратили внимание на местоимение «ним». Как вы думаете какое это местоимение?

- Это местоимение «он» в творительном падеже.

- Местоимения я, ты, мы, вы, он, она, оно, они это начальная форма. Они спрягаются по падежам.

- Я надеюсь теперь вы поняли какую роль местоимение играет в тексте.

- На какие вопросы отвечают местоимения?

- Встаем на динамическую паузу.

Правило такое. Я называю существительное – вы тянете руки вверх, прилагательное – прыгаете, глагол – приседаете, местоимение – хлопаете.

Яблоко, ехать, веселый, листок, растет, мы, плывут, бежевый, оранжевый, ты, он, прыгать, стол, стена, хлопать, вы, они, хороший, она, я, вкусный.

- Замечательно, присаживайтесь.

Стоит в поле теремок.

Он не низок не высок.

Прискакала к теремку лягушка-квакушка и спрашивает:

- Терем-теремок! Кто в теремочке живет?

- Я, мышка-норушка! А ты кто?

- А я Лягушка-квакушка.

- Иди ко мне жить!

Стали они вдвоем жить.

Теремок.

Мышка-норушка, лягушка-квакушка. К лягушке-квакушке.

Мышка-норушка, лягушка-квакушка

Они.

Это разговор двух и более лиц.

Каждая реплика нового героя записывается с новой строки с тире.

я, ты, мы, вы, он, она, оно, они

Местоимения заменяют существительные, чтобы не было повторов, чтобы текст был более красивым и правильным.

Дуб – он, под дубом – под ним.

он

Местоимения отвечают на те же вопросы, что и существительные.

Р: выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; волевая саморегуляция в ситуации затруднения

К: формировать собственное мнение и позицию

П: формирование обобщенных знаний

Л: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

К: выражение мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации

П: анализ, синтез, сравнение, выдвижение гипотез и их обоснование

Р: поиск информации в продолжите-льных источниках

П: построение логической цепи рассуждения

V. Первичное закрепление

Словесный: беседа учителя с учениками

Практический: работа с учебником

7-8 мин.

- Давайте посмотрим упражнение 173 на с. 101. Кто прочитает стихотворение?

- Определите главную мысль стихотворения.

- Какой частью речи являются выделенные слова? Для чего их использовал автор?

- Спишите первое предложение, подчеркивая местоимение.

- Каких местоимений нет в стихотворении?

- Посмотрите упражнение 172. Давайте повторим еще раз. Что такое местоимение? Назовите местоимения.

- Верно. Местоимение – это самостоятельная часть речи, отвечает на вопрос кто?

Мест.: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они

Прочитайте.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты —

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты...

И не будет красоты.

И не будет доброты.

Если только я и ты —

Если мы сорвём цветы.

(Т. Собакин)

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции; учет разных мнений

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: самостоятельная работа.

3-4 мин.

- Сейчас самостоятельная работа. Каждому ряду даны карточки с предложениями. Вам необходимо заменить повторявшиеся слова на местоимение. Вам дается 3 минуты на выполнение задания. Работаем в парах.

1 ряд. Исправьте текст:

Растет мать-и-мачеха на открытых местах. Мать-и-мачеха первое растение, которое накормит пчели шмелей своим нектаром. У мать-и-мачехи сначала появляются цветы, а после их отцветания – листья. Одна сторона листа – мягкая, теплая, ласковая, как мать, другая – гладкая, холодная, как мачеха, отсюда и название цветка.

2 ряд. Исправьте текст:

Ландыш растет в лесу, в тенистых местах. Ландыш цветет в мае. Цветы ландыша красивы и похожи на жемчужинки, колокольчики. У ландыша очень нежный аромат. Люди очень любят ландыша и ласково называют его «ландыш серебристый». Ландыш занесен в Красную книгу. Рвать ландыши в лесу нельзя, ими можно только любоваться и оберегать их.

3 ряд. Исправьте текст:

Первоцвет называют золотым колокольчиком весны. Цветки первоцвета похожи на связку ключей, и не каких-нибудь, а из чистого золота. И сложили люди легенду, что именно первоцвет открывает желанную дверь в доброе и щедрое лето. Листья первоцвета похожи на молодого барашка. Поэтому первоцвет еще называют баранчиком.

- Закончили? Проверяем по образцу на слайде.

- У кого нет ни одной ошибки поднимите руку? у кого две ошибки? Три?

Работают в парах.

Р: контроль, коррекция, оценка

VII. Включение в систему знаний

Словесный: беседа учителя с учениками

Практический: работа с учебником

3-4 мин.

- Ребята у меня есть для вас задание. Нам нужно 2 желающих, кто будет читать диалог по ролям. Кто желает?

- Хорошо, вы ознакомьтесь с текстом и решите, кто за кого будет читать, а вы ребята, должны будете хорошо их слушать и после ответить на вопрос: Какие местоимения встречались в диалоге?

- Привет, Света!

- Привет, Миша!

- Вероника, ты сегодня пойдешь в парк?

- Конечно, мы с братом договорились, что пойдем сразу, как я приду домой.

- А вы долго там будете? Ведь нам нужно будет пойти вместе с классом к Стёпе в больницу.

- Не волнуйся. Мы как сразу так придем.

- Мы будем там недолго, потому что он еще не выздоровел, поэтому не опаздывай.

- Какие местоимения были произнесены?

- (На доске запись.)

... нарисую белочку. А ... что будешь рисовать? ... умеешь так вырезать? Какую задачу... решаете? Куда ... идешь? Почему ... улетают?

- Спишите текст, вставляя местоимения.

(Проверка — ученики читают вопросы, объясняют, какое местоимение вставили.)

Я нарисую белочку. А ты что будешь рисовать? Ты умеешь так вырезать? Какую задачу вы решаете? Куда ты идешь? Почему они улетают?

К: планирование учащегося сотрудничества с учителем и сверстниками, согласование выполнять совместную деятельность

Р: контроль формы слияния способа действий и его результата заданным эталоном

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный: беседа учителя с учениками

4-5 мин.

- С какой частью речи познакомились?

- Какую часть речи заменяет местоимение?

- Назовите местоимения.

- Что особенно понравилось на уроке?

- Запишите домашнее задание. Выучить правило и уметь пользоваться им.

- Посмотрите на слайд и продолжите фразу:

Оцените себя:

  • было легко …
  • было трудно, но я справился …
  • было трудно…

- Спасибо за урок. До свидания.

Отвечают на вопросы

Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Л: самооценка; адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 3 классепрограмма "Школа России" "Правописание приставок" (презентация)

На данном уроке формируется умение выделять части слова,обозначать приставки, закрепление знаний о частях речи...

Конспект урока по русскому языку 1 класс УМК "Школа России"

Конспект урока по русскому языку 1 класс УМК "Школа России" по учебнику Горецкого "Устная и письменная речь"...

Конспект урока по русскому языку 1 класс УМК "Школа России"

Конспект урока по русскому языку 1 класс УМК "Школа России" по учебнику Горецкого  "Деление слов на слоги"...

Конспект урока по русскому языку. 2 класс, УМК "Школа России"

Дорогие коллеги! Предлагаю Вашему вниманию конспект своего урока по русскому языку. Урок построен на основе компетентностного подхода к обучению. Может, кому-то из Вас он поможет подготовить и провест...

Конспект урока по русскому языку. 3 класс. Программа "Школа России". (ФГОС)

Урок рефликсии и развивающего контроля по теме: "Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне". Учитель БОУ г. Омска "СОШ № 63" Кучковская Св...

Конспект урока по русскому языку 2 класс УМК Школа России "Имя прилагательное как часть речи " (вводный урок).

Имя прилагательное как часть речи (вводный урок)для 2 класса по УМК "Школа России" по ФГОС.Педагогическая задача: способствовать ознакомлению с именем прилагательным как частью речи, уг...