Конспект урока по русскому языку по теме: "Местоимение" 2 класс "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представления о местоимении как части речи, его роли в предложении.
Планируемые результаты
Предметные:
- Знать, что такое местоимение, его роль в речи, какие слова называют местоимением, на что указывает местоимение;
- Уметь употреблять местоимения вместо существительных; применять правила правописания, находить слова в предложении.
Личностные:
- Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- Проводить самооценку своих действий, поступков;
- Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Тип урока: открытие новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по русскому языку по теме: "Местоимение" 2 класс "Школа России" | 35.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата:16.04.2019 Школа: МБОУ СОШ №148 Класс: 2 кад. Кабинет: 104 | ФИО учителя: Милых Н. В. ФИ студента: Саттарова Э. ФИО методиста: Батуева Л. И. |
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Тема: Местоимение
Цели деятельности учителя: формирование представления о местоимении как части речи, его роли в предложении.
Планируемые результаты
Предметные:
- Знать, что такое местоимение, его роль в речи, какие слова называют местоимением, на что указывает местоимение;
- Уметь употреблять местоимения вместо существительных; применять правила правописания, находить слова в предложении.
Личностные:
- Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- Проводить самооценку своих действий, поступков;
- Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: учебник 2 класс 2 часть В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Школа России», презентация, раздаточный материал.
Этапы урока. Методы и приемы | Хроно-метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный: беседа | 1 мин. | - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Эльвина Хайдаровна, сегодня урок русского языка проведу у вас я. | Приветствуют учителя | Р: организовать свое рабочее место под руководством учителя (волевая саморегуляция) |
II. Актуализация знаний и мотивация Словесный: беседа Практический: работа в тетради | 7-8 мин. | - Откройте тетради, запишите дату и классная работа. - Предлагаю вам сыграть в игру «Рыбалка». Задание. На доске три ведерка: имя существительное, имя прилагательное, глагол. На рыбках написаны слова: тетрадь, заяц, морозить, ягодный, работать, ты, он, я, умный. Нужно выловить рыбку-слово, определив часть речи и положить в нужное ведерко. - Молодцы. Теперь расскажите мне что такое имя существительное? - Что такое имя прилагательное? - Что такое глагол? - Почему вы не все слова распределили? - А мы употребляем эти слова в речи? - Как часто мы их употребляем? - А если мы уберем из своей речи местоимения, то какой частью речи они будут заменены? - Эти слова являются частью речи? - Значит мы будем сегодня узнавать что-то новое об этих словах? | Сущ.: тетрадь, заяц Прил.: ягодный, умный Гл.: морозить, работать Мест.: ты, он, я Это часть речи, отвечающая на вопрос Кто? Что? обозначает предмет и изменяется по числам и падежам. Это часть речи, обозначающая признак предмета, отвечает на вопросы: Какое? Какая? Какой? Какие? Изменяется по родам, числам и падежам. Это самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние или действие предмета, отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? Изменяется по времени, числам, в настоящем времени по лицам, в прошедшем по родам. | П: использование знаково-символических средств, подведение под понятие Р: выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; волевая саморегуляция в ситуации затруднения |
III. Постановка учебной задачи Словесный: беседа учителя с учениками | 2-3 мин. | - Расшифруйте слово: СОНИЕМЕТИМЕ - Верно. Тема нашего сегодняшнего урока Местоимение. - Поставьте цель урока. | Местоимение. Расширить и закрепить знания о местоимении, научить новым приемам использования | учет выделенных учителем ориентиром действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации |
IV. Открытие новых знаний Словесный: беседа учителя с учениками Практический: работа с учебником. | 7-8 мин. | - Посмотрим упражнение 171 на с. 100. Вы видите мышку и лягушку на картинке. В каких сказках есть такие персонажи? - Прочитайте текст. - Найдите вопросительные и восклицательные предложения в тексте. - С какой целью автор использовал вопросительные/восклицательные предложения? - Прочитайте с интонацией вопросительные/восклицательные предложения. - Скажите, с какой целью автор употребляет выделенные слова. Называют ли они конкретное лицо или предмет? - На что указывает слово он? Кто себя называет словом я? К кому обращаются с речью, употребляя слово ты? Вместо каких имен существительных употребляется слово они? - Можно перечислять мышка-норушка, лягушка-квакушка и т.д., а можно каким одним словом сказать? - Спишите только диалог, вставляя пропущенные слова. Подчеркните выделенные слова. - Что такое диалог? - Как записывается (выделяется) диалог в тексте? - Хорошо, теперь посмотрим правило на с. 101. Кто прочитает? - Хорошо. Кто сможет повторить слова-местоимения? - Выпишите в правиле предложение в тетрадь: «Слова я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это местоимения» и подчеркните слово местоимения. - Какую часть речи заменяют местоимения? Для чего? Например, Дуб растет на поле. Дуб высокий и могучий. Под дубом хорошо в солнечную погоду. - Хорошо звучат предложения? Какие слова мы изменим и на что? - Также хочу, чтобы вы обратили внимание на местоимение «ним». Как вы думаете какое это местоимение? - Это местоимение «он» в творительном падеже. - Местоимения я, ты, мы, вы, он, она, оно, они это начальная форма. Они спрягаются по падежам. - Я надеюсь теперь вы поняли какую роль местоимение играет в тексте. - На какие вопросы отвечают местоимения? - Встаем на динамическую паузу. Правило такое. Я называю существительное – вы тянете руки вверх, прилагательное – прыгаете, глагол – приседаете, местоимение – хлопаете. Яблоко, ехать, веселый, листок, растет, мы, плывут, бежевый, оранжевый, ты, он, прыгать, стол, стена, хлопать, вы, они, хороший, она, я, вкусный. - Замечательно, присаживайтесь. | Стоит в поле теремок. Он не низок не высок. Прискакала к теремку лягушка-квакушка и спрашивает: - Терем-теремок! Кто в теремочке живет? - Я, мышка-норушка! А ты кто? - А я Лягушка-квакушка. - Иди ко мне жить! Стали они вдвоем жить. Теремок. Мышка-норушка, лягушка-квакушка. К лягушке-квакушке. Мышка-норушка, лягушка-квакушка Они. Это разговор двух и более лиц. Каждая реплика нового героя записывается с новой строки с тире. я, ты, мы, вы, он, она, оно, они Местоимения заменяют существительные, чтобы не было повторов, чтобы текст был более красивым и правильным. Дуб – он, под дубом – под ним. он Местоимения отвечают на те же вопросы, что и существительные. | Р: выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; волевая саморегуляция в ситуации затруднения К: формировать собственное мнение и позицию П: формирование обобщенных знаний Л: осознанное и произвольное построение речевого высказывания К: выражение мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации П: анализ, синтез, сравнение, выдвижение гипотез и их обоснование Р: поиск информации в продолжите-льных источниках П: построение логической цепи рассуждения |
V. Первичное закрепление Словесный: беседа учителя с учениками Практический: работа с учебником | 7-8 мин. | - Давайте посмотрим упражнение 173 на с. 101. Кто прочитает стихотворение? - Определите главную мысль стихотворения. - Какой частью речи являются выделенные слова? Для чего их использовал автор? - Спишите первое предложение, подчеркивая местоимение. - Каких местоимений нет в стихотворении? - Посмотрите упражнение 172. Давайте повторим еще раз. Что такое местоимение? Назовите местоимения. - Верно. Местоимение – это самостоятельная часть речи, отвечает на вопрос кто? Мест.: я, ты, мы, вы, он, она, оно, они | Прочитайте. Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок, Если все: и я, и ты — Если мы сорвём цветы, То окажутся пусты И деревья, и кусты... И не будет красоты. И не будет доброты. Если только я и ты — Если мы сорвём цветы. (Т. Собакин) | К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции; учет разных мнений |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Практический: самостоятельная работа. | 3-4 мин. | - Сейчас самостоятельная работа. Каждому ряду даны карточки с предложениями. Вам необходимо заменить повторявшиеся слова на местоимение. Вам дается 3 минуты на выполнение задания. Работаем в парах. 1 ряд. Исправьте текст: Растет мать-и-мачеха на открытых местах. Мать-и-мачеха первое растение, которое накормит пчели шмелей своим нектаром. У мать-и-мачехи сначала появляются цветы, а после их отцветания – листья. Одна сторона листа – мягкая, теплая, ласковая, как мать, другая – гладкая, холодная, как мачеха, отсюда и название цветка. 2 ряд. Исправьте текст: Ландыш растет в лесу, в тенистых местах. Ландыш цветет в мае. Цветы ландыша красивы и похожи на жемчужинки, колокольчики. У ландыша очень нежный аромат. Люди очень любят ландыша и ласково называют его «ландыш серебристый». Ландыш занесен в Красную книгу. Рвать ландыши в лесу нельзя, ими можно только любоваться и оберегать их. 3 ряд. Исправьте текст: Первоцвет называют золотым колокольчиком весны. Цветки первоцвета похожи на связку ключей, и не каких-нибудь, а из чистого золота. И сложили люди легенду, что именно первоцвет открывает желанную дверь в доброе и щедрое лето. Листья первоцвета похожи на молодого барашка. Поэтому первоцвет еще называют баранчиком. - Закончили? Проверяем по образцу на слайде. - У кого нет ни одной ошибки поднимите руку? у кого две ошибки? Три? | Работают в парах. | Р: контроль, коррекция, оценка |
VII. Включение в систему знаний Словесный: беседа учителя с учениками Практический: работа с учебником | 3-4 мин. | - Ребята у меня есть для вас задание. Нам нужно 2 желающих, кто будет читать диалог по ролям. Кто желает? - Хорошо, вы ознакомьтесь с текстом и решите, кто за кого будет читать, а вы ребята, должны будете хорошо их слушать и после ответить на вопрос: Какие местоимения встречались в диалоге? - Привет, Света! - Привет, Миша! - Вероника, ты сегодня пойдешь в парк? - Конечно, мы с братом договорились, что пойдем сразу, как я приду домой. - А вы долго там будете? Ведь нам нужно будет пойти вместе с классом к Стёпе в больницу. - Не волнуйся. Мы как сразу так придем. - Мы будем там недолго, потому что он еще не выздоровел, поэтому не опаздывай. - Какие местоимения были произнесены? - (На доске запись.) ... нарисую белочку. А ... что будешь рисовать? ... умеешь так вырезать? Какую задачу... решаете? Куда ... идешь? Почему ... улетают? - Спишите текст, вставляя местоимения. (Проверка — ученики читают вопросы, объясняют, какое местоимение вставили.) | Я нарисую белочку. А ты что будешь рисовать? Ты умеешь так вырезать? Какую задачу вы решаете? Куда ты идешь? Почему они улетают? | К: планирование учащегося сотрудничества с учителем и сверстниками, согласование выполнять совместную деятельность Р: контроль формы слияния способа действий и его результата заданным эталоном |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный: беседа учителя с учениками | 4-5 мин. | - С какой частью речи познакомились? - Какую часть речи заменяет местоимение? - Назовите местоимения. - Что особенно понравилось на уроке? - Запишите домашнее задание. Выучить правило и уметь пользоваться им. - Посмотрите на слайд и продолжите фразу: Оцените себя:
- Спасибо за урок. До свидания. | Отвечают на вопросы | Р: контроль и оценка процесса и результатов деятельности Л: самооценка; адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в 3 классепрограмма "Школа России" "Правописание приставок" (презентация)
На данном уроке формируется умение выделять части слова,обозначать приставки, закрепление знаний о частях речи...
Конспект урока по русскому языку 1 класс УМК "Школа России"
Конспект урока по русскому языку 1 класс УМК "Школа России" по учебнику Горецкого "Устная и письменная речь"...
Конспект урока по русскому языку 1 класс УМК "Школа России"
Конспект урока по русскому языку 1 класс УМК "Школа России" по учебнику Горецкого "Деление слов на слоги"...
Конспект урока по русскому языку. 2 класс, УМК "Школа России"
Дорогие коллеги! Предлагаю Вашему вниманию конспект своего урока по русскому языку. Урок построен на основе компетентностного подхода к обучению. Может, кому-то из Вас он поможет подготовить и провест...
Конспект урока по русскому языку. 3 класс. Программа "Школа России". (ФГОС)
Урок рефликсии и развивающего контроля по теме: "Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне". Учитель БОУ г. Омска "СОШ № 63" Кучковская Св...
Конспект урока по русскому языку . Класс -3. УМК «Школа России» Тема урока: «Правописание слов с разделительным твёрдым знаком»
Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС....
Конспект урока по русскому языку 2 класс УМК Школа России "Имя прилагательное как часть речи " (вводный урок).
Имя прилагательное как часть речи (вводный урок)для 2 класса по УМК "Школа России" по ФГОС.Педагогическая задача: способствовать ознакомлению с именем прилагательным как частью речи, уг...