Конспект урока по русскому языку по теме "Местоимение"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Тема урока: Роль местоимений в предложении. Личные местоимения.
Тип урока: Изучение нового материала.
Форма урока: Урок изучения новых знаний и первичного закрепления.
Цель: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с понятием местоимение, ролью местоимений в речи, формировать умение находить местоимения, отличать их от других частей речи, умение употреблять местоимения в речи; формировать навык правильного и каллиграфически грамотного письма;
Развивающие: развивать творческое восприятие, воображение, наблюдательность, образное и логическое мышление, память, внимание, творческие способности, устную связную речь.
Воспитательные: воспитывать умение сотрудничать, устанавливать контакты со сверстниками и учителем; прививать навыки коллективной работы, аккуратности, терпеливости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по русскому языку в 4 классе | 31.57 КБ |
prezentatsiya_k_uroku.ppt | 1.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка в 4 классе
Тема урока: Роль местоимений в предложении. Личные местоимения.
Тип урока: Изучение нового материала.
Форма урока: Урок изучения новых знаний и первичного закрепления.
Цель: сформировать понятие о местоимении как самостоятельной части речи.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с понятием местоимение, ролью местоимений в речи, формировать умение находить местоимения, отличать их от других частей речи, умение употреблять местоимения в речи; формировать навык правильного и каллиграфически грамотного письма;
Развивающие: развивать творческое восприятие, воображение, наблюдательность, образное и логическое мышление, память, внимание, творческие способности, устную связную речь.
Воспитательные: воспитывать умение сотрудничать, устанавливать контакты со сверстниками и учителем; прививать навыки коллективной работы, аккуратности, терпеливости.
Здоровьесберегающая:
Профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности, гигиенические условия в кабинете (классе), физкультминутка, гимнастика для глаз и для развития мелкой моторики пальцев рук.
Планируемые результаты:
Предметные:
- формирование представлений о местоимении, как части речи;
- распознавать местоимения среди других частей речи;
- знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;
- овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.
Личностные.
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке;
- развитие самостоятельности;
- развитие интереса к изучению русского языка.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия, адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников.
Коммуникативные УУД.
- учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Познавательные УУД.
- уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
уметь сравнивать, устанавливать аналогии, обобщать и выделять существенные признаки местоимения
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями, карандаши красный и синий.
Межпредметные связи: Литературное чтение, окружающий мир, музыка
Методы обучения:
По виду источника информации:
- словесные (объяснение, беседа с учащимися);
- наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);
- практические (работа с карточками, работа в рабочих тетрадях).
По виду учебной деятельности:
- проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
По виду развития творческого самовыражения учащихся и инициативы учащихся:
- методы свободного выбора (свободная беседа, выбор способа взаимодействия, свобода творчества)
- активные методы (обсуждение в группах)
- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки)
На уроке были использованы следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в паре.
Виды контроля на уроке:
- ученик- ученик (при работе в парах)
- самоконтроль
- ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на слайде)
Компьютерные технологии (мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку).
Ход урока
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Громко прозвенел звонок – начинается урок.
Наши ушки на макушке, глазки широко открыты.
Слушаем и запоминаем, ни минуты не теряем!
- Тихо сели.
- Проверим правила посадки: «Руки-……, ноги- …., локти -……, спина -……..»
- На уроке я желаю вам удачи, потому что с маленькой удачи начинается большой успех.
- Предлагаю подумать над следующим вопросом: «Какие учебные умения нам сегодня пригодятся на уроке? (трудолюбие, умение внимательно слушать и слышать, уверенность, старание, работоспособность).
- Начнём урок с прослушивания фрагмента замечательной песни «Родина моя». Слова песни написал известный поэт Роберт Рождественский, музыку – Давид Тухманов. А по ходу урока – скажите, почему я взяла именно эту песню.
2. Актуализация знаний
Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.
- Подчеркните орфограммы.
Чтобы проверить у всех старание,
У нас минутка чистописания.
Пальчиковая гимнастика:
Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.
А потом они в тетради будут красиво писать.
Запишите буквосочетания: -ям, - ым, -он и 3 слова: ямы, вымыты, кони (безотрывно, соединяя буквы правильно).
3. Орфографическая пятиминутка (задания из ВПР)
* Спиши слова. Произнеси их, поставь знак ударения.
Алфавит, брала, занята, километр.
(Слайд ) – Взаимопроверка. На основе записи на слайде проверьте друг у друга правильность выполнения работы. Оцените работу.
Не ошибок –«!» 1 ош. – «+» 2-3 ош. – «?»
*Прочитай предложение. Найди слово, в котором все согласные звуки глухие твёрдые. В кустах ребята нашли маленькое гнездо.
Самопроверка. Самооценка. Доказать.
4.Самоопределение к деятельности
- Послушайте стихотворение Агнии Барто и скажите, почему девочка ничего не поняла?
(читает заранее подготовленный ученик)
Заранее, заранее
Все было решено:
У школьников собрание,
Потом у них кино.
Домой придёт
Мой старший брат,
Он мне расскажет
Всё подряд,
Он объяснит мне,
Что к чему.
А я большая!
Я пойму.
И вот он начал
Свой рассказ:
- они ползут,
А он им – раз!
А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Со зла!
Они ей – раз!
Она им – раз!
Её он спас,
Он был с ней
Заодно…
Ух, сильное кино!
Нет, видно, я ещё мала:
Я ничего не поняла. (А.Барто)
- Почему девочка ничего не поняла? (Брат не называл имени героев, а заменял их местоимениями).
- Догадались, какую часть речи начинаем изучать?
На центральную доску прикрепляются карточки:
|
|
|
| ||||
МЕСТОИМЕНИЕ |
- Послушайте о происхождении этого слова. (подготовленный ученик)
- И скажите какое открытие для себя сделали?
- Слово "местоимение" заимствовано из старославянского языка. В нем оно создано по образцу греческого слова "антонимиа", которое сложено из "анти" (вместо) и "онима" (имя). В старославянском языке слово "местоимение" образовано из слияния сочетаний слов "вместо" + "имени" с прибавлением суффикса –й (е). В результате фонетических изменений начальное "в" отпало.
– Какое открытие для себя сделали?
Местоимение – часть речи, которая заменяет имена существительные. А может заменять и другие части речи: имена прилагательные, имена числительные, но это вы будете изучать в старших классах.
Оно о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Оно отдается делу сполна:
Местоимение заменяет имена!
- Открываем учебник на с. 51. Сегодня мы начинаем изучать новый раздел? Как он называется?
- Прочитаем, что мы вспомним, узнаем, чему будем учиться.
-Вспомните, всё, что вы знаете о местоимении? Как вы думаете – все ли мы знаем о местоимении?
- Открываем с. 52, прочитайте тему урока (Роль местоимений в речи).
- Сформулируем задачи урока: Познакомиться с личными местоимениями, уметь отличить местоимение от других частей речи, уточнить о роли местоимений в речи.
4. Открытие нового знания Слайд 2
Работа в группах. Помните о правилах работы в группах.
Проведёте небольшое исследование: Прочитайте текст. - Определите какой в нём есть недостаток.
Лиса - хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная пища лисы - лесные мыши. Этим лиса приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.
( В каждом предложении повторяется слово лиса)
- Как можно исправить этот недостаток?
( Слова лиса можно заменить другими словами)
- Прочитайте текст, заменив повторы другими словами.
Лиса - хищное животное. Она поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная её пища - лесные мыши. Этим она приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.
- Вместо какой части речи вы употребили слова она? (сущ.)
- Она – это кто? (лиса)
-Называет ли местоимение она конкретный предмет или только указывают на него?
- Как называется эта часть речи?
Сделайте вывод: Что такое местоимение? На какие вопросы отвечает? Какова роль местоимения в речи?
Местоимения в речи могут заменять повторяющиеся слова. Местоимение не называет предмет, а указывают на него. Местоимения делают нашу речь разнообразной, яркой, помогают избежать повторов.
5.Первичное закрепление изученного.
Работа по учебнику
* -Убедимся в правильности наших выводов, прочитав сведения о языке на с. 52 уч.
Чтение сведений о местоимении.
- Назовите личные местоимения. (картинка)
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА
-* Практическая работа.
У вас на парте лежат карточки со словами- местоимениями, приготовьте их. Вам необходимо поднять карточку с тем словом, которое является ответом на мой вопрос:
- Какое местоимение вы употребите, говоря о себе, указывая на себя?
- Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать?
- Если необходимо обратиться к собеседнику (собеседникам), какие местоимения нужно употребить?
- Когда нужно употребить местоимение Вы, обращаясь к одному лицу?
- Если говорят о человеке, который в данный момент отсутствует, какие местоимения употребим?
- Если это группа лиц?
- Все названные местоимения называются личными. Как вы думаете, почему?
(Все они указывают на лица)
= Перечислим еще раз все личные местоимения. (хором). Вспомним начало урока – песню.
с. 53 упр. 110 – у доски Картинка сома, ящерицы. Вспомним уроки окр. мира: к какому
классу относятся?
*Игра «Открой секрет»
Вернёмся к нашим словам из Минутки чистописания. Прочитайте их медленно. Что можете сказать? (в словах спрятались местоимения). Запишите эти местоимения. Каких местоимений не хватает? Запишите.
*Игра «Шуточные вопросы»
- Когда руки бывают местоимениями?
( когда они вы - мы – ты) - У всех ребят руки чистые? Не забываем соблюдать Правила гигиены
- Какие два местоимения портят дорогу? (я – мы)
- Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево? (оно)
* Письмо под диктовку. У доски. Над каждым словом указать какой частью речи
является(1,2 пр.). -3-4 пр. – Еайди предложение с
мест.
Ночью выпал снег. Он п..крыл землю пуш..стым к..вром. Налетела вьюга. Она подняла в воздух ле..кие сн..ж..нки.
РЕФЛЕКСИЯ
Графический диктант (учитель читает утверждение: согласны «+», не согласны «-»)
- Местоимение – часть речи. (+)
- Он – это местоимение. (+)
- Местоимения не называют предмет и не указывают на него. (-)
- Личные местоимения заменяют имена существительные. (+)
- Мы, он, ох, она, я, у – здесь записаны только местоимения (-)
Взаимопроверка в парах. Взаимооценка.
Заканчивается урок,
Подвести пора итог.
- Какова была тема нашего урока? - Какова роль местоимения в нашей речи?
- Справились ли мы с задачами урока?
- Как отличить местоимение от других частей речи?
- Назовите личные местоимения.
Домашнее задание: с.53 упр.111, Правило; Синквейн на тему «Местоимение».
Самоанализ работы (достижения за урок) (заполнить таблицу)
Утверждения | Поставь знак «+» или «?» |
1) Тема урока мне понятна. | |
2) Я достиг цели урока. | |
3) Я умею верно использовать местоимения в речи. | |
4) Я знаю какие местоимения относятся к личным. |
- У кого получилось 4 плюса, кто сегодня дружит с зелёным смайликом?
- У кого получилось 3 плюса, кто с желтым?
- Оценки за урок.
Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем классе чаще звучало местоимение МЫ. (Все дети получают сердечки с надписью «Я+Я= МЫ».)
- Спасибо за урок!
- Урок окончен.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Алфавит, брала, занята, километр.
Алфав и т, брал а , занят а , килом е тр . ! – нет ошибок + - 1 ошибка ? – 2-3 ошибки
В кустах ребята нашли маленькое гнездо.
Лиса - хищное животное. Она поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная пища лисы - лесные мыши. Этим она приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям . Лиса.
2. 3. 4. 5. + + - + - Нет ошибок – «5» 1 ошибка – «4» 2 ошибки – «3»
Открой секрет ! Тыква, короны, борона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, мыло, понимание.
Открой секрет ! ТЫ ква, кор ОН ы, бор ОНА , агр ОНО м, ВЫ ставка, Я года, плас ТЫ рь, ВЫ бор, МЫ ло, п ОНИ мание.
Утверждения Поставь знак «+» или «?» 1) Тема урока мне понятна. 2) Я достиг цели урока. 3) Я умею верно использовать местоимения в речи. 4) Я знаю какие местоимения относятся к личным. Самоанализ работы (достижения за урок)
Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"
Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".
Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...
План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"
Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....
Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")
Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...
Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).
Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....