Конспект урока по русскому языку по теме: Местоимение
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Булатова Яна Сергеевна

В данном файле вы увидите: подробный конспект урока + раздаточный материал

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspek_po_russkomu_yazyku_tema_mestoimenie.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов МБОУ «ИСОШ»

План-конспект по русскому языку

Тема урока: местоимение  

Место урока в разделе: 114-й

Тип и вид урока: усвоение новых знаний

Цели урока: познакомить учащихся с функцией местоимений в устной и письменной речи

Задачи урока:

-образовательная: научить видеть и использовать ошибки в употреблении форм местоимений

-развивающая: развивать умение грамотно использовать местоимение в речи

-воспитательная: воспитывать положительную мотивацию к русскому языку, чувство дружбы и взаимопомощи.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Ученик знает как употреблять местоимение вместо существительных
  • Ученик научится использовать терминологию при определении частей речи
  • Ученик получит возможность научится наблюдать и анализировать языковые явления
  • Личностные:
  • Контролировать свои действия
  • Оценивать правильность выполнения действия

Метапредметные:

Регулятивные УУД: умение организовывать свои действия( ставить перед собой цель, удерживать учебную задачу)

Коммуникативные УУД: умение формировать свои мысли в устной форме, умение слушать собеседника, работать в паре

Познавательные УУД: выделение и обработка необходимой информации из текста, умение ориентироваться в своей системе знаний

 Оборудование: раздаточный материал с заданием, карточки с таблицами

Ход урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент

Время:

2 минуты

-Здравствуйте!

Прозвенел звонок.

Начался урок.

Стали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели.

Здороваются

Подготовка к основному этапу

Время:

5 минут

На доске предложение:

Сова – хищная птица. У совы мощные когти и чуткие уши.

-Какая речевая ошибка допущена при составление  текста?

-Как можно исправить эту ошибку?

-Каким?

-Прочитайте вновь составленные предложения.

-Вместо какой части речи вы употребили словосочетание «у нее»

-Часть речи, которая употребляется вместо имени существительного, называется местоимением.

На доску выставляю карточку с темой урока.

-Из каких частей состоит слово?

-Назовите тему сегодняшнего урока.

-Повторяется слово «сова»

-Заменить слово сова другим словом

-Нее

-Читают предложения

-Вместо имении существительного.

-Место-,имени

- Местоимение

Усвоение новых знаний

Время:

15 минут

Работа по учебнику стр. 47

-Прочитайте «узелки на память»

-Какую роль играют местоимения?

-Местоимение это служебная часть речи или самостоятельная?

-Что это значит?

-Какие признаки имеет самостоятельная часть речи «имя существительное» Как оно изменяется?

–На какие вопросы отвечают местоимения?

-Давайте понаблюдаем, имеет ли такие признаки местоимение.

Упр. 82 Коллективно, устно.

-Задние: прочитайте разговор ребят из стихотворения А. Барто «Сильное кино».

-И вот он начал

 Свой рассказ:

 -Они ползут,

 А он ей раз!

 А тут как раз

 Она ползла.

 А он как даст ему

 Со зла!

Понятно ли, кто ведет диалог и о чем? Можете ли вы определить. Кого называют слова он, они, она, ему?

-Ребята, а для чего нам нужно местоимение?

Упражнение 83. В парах

-Задание: Какие имена существительные можно заменить одним из местоимений: он, она, оно, они? Выпишите их в четыре группы в таблицу.

Дочь, стена, чернила, сказка, рука, кино, друзья, лиса, волк, чудо, счастье, праздник, ворона, вещь, меч, помощники, тракторы, поле, метро.

Он

Она

Оно

Они

-Какие грамматические признаки вы встретили в этом упражнение?

-Они указывают на предмет, не называя его

-Самостоятельная

Местоимение имеет грамматические признаки  

По числам, родам, падежам

кто? что?

Первичная поверка понимай

Время:

8 минут

Упражнение 84 стр. 48

Работа в группах.

Задание: прочитайте текс. Какой недостаток вы в нем заметили?

-Собака – друг человека. Собака всегда готова защитить своего хозяина. С собакой нигде не страшно. Собака не умеет говорить, но всё понимает.

Какое местоимение поможет избавится от лишнего повторения одного и того же имени существительного? Запишите исправленный текст.

-Послушайте грамматическую сказку о местоимении.

Достойная замена

- Будьте любезны, - обратилось как-то Существительное к Местоимению, - займите на время моё место, я уже всем глаза намозолило…

Действительно, чтобы не повторяться в речи много раз и не быть назойливым, Существительное и Прилагательное вместо себя оставляют своих заместителей – Местоимения. Заместители такие работящие и разносторонние, что в речи они употребляются чаще своих начальников, и уж во всяком случае, местоимения ОН, ОНА, ОНО, ОНИ, могут заменить любое Существительное.

В. Волина

-Сделайте вывод: какую роль выполняет местоимение в нашей речи?

Оно помогает избежать повторов в тексте

Обобщение и систематизация знаний

Время:

10 минут

 Физминутка.

Ёж спешил к себе домой,

Нес запасы он с собой.

Через кочки еж скакал,

Быстро по лесу бежал.

Вдруг он сел и изменился –

В шарик круглый превратился,

А потом опять вскочил

И к детишкам поспешил.

Какое местоимение вы услышали в тексте физминутки?

-На странице 48 прочитайте совет Совенка.

-Как вы его понимаете?

-Давайте понаблюдаем за употреблением местоимений в тексте упражнения 85.

-Задание: прочитайте диалог. Почему собеседники не поняли друг друга?

-Сегодня я видел Сережу на пляже

-А на нем много песка?

-Что ты! Он уже большой, в песочнице его не увидишь!

-Зато он целыми горами лежит у реки.

-Кто лежит у реки? Сережа?

-Нет, песок!

-Почему ребята не поняли друг друга?

-Как правильно использовать местоимение в речи?

Выпишите имена существительные вместе с теми словами, от которых они зависят. Укажите падежи имен существительных.

Получилась путаница. Непонятно кто о ком или о чем говорил

Должно быть понятно, какое слово заменяет местоимение.

Контроль и самопроверка

Время:

3 минуты

Какие новые знания вы получили на уроке?

Какие ошибки можно допустить при употреблении местоимений?

Какую работу выполняет местоимение в речи?

Какое задание вам понравилось выполнять?

Рефлексия

Время:

2 минуты

У вас на партах лежат смайлики из 3-х вам нужно выбрать один: зеленый- у меня все получилось, желтый – у меня получилось все, но нужно еще постараться не много, красный- у меня не чего не поучилось.

Давайте запишем домашнее задание: в рабочей тетради на стр. 57 № 87.

Раздаточный материал

МЕСТОИМЕНИЕ

Сова хищная -птица. У совы мощные когти и чуткие уши.

нее

ОН

ОНА

ОНИ

ОНО

Собака – друг человека. Собака всегда готова защитить своего хозяина. С собакой нигде не страшно. Собака не умеет говорить, но всё понимает.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме "Местоимение как часть речи" для 3 класса

Урок построен в технологии развития критического мышления по Образовательной программе "Школа 2100". Ориентирован для учащихся 3 классаМатериал урока раскрывает введение новой части речи - местоимение...

Конспект урока по русскому языку «Понятие о местоимении. Личные местоимения»

Цели урока: Дидактические: - наблюдение за ролью местоимений в предложении, тексте, за особенностями употребления личных местоимений; - развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности.Раз...

Конспект урока по русскому языку по теме: "Местоимение" 2 класс "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о местоимении как части речи, его роли в предложении.Планируемые результатыПредметные: Знать, что такое местоимение, его роль в речи, какие слова ...

Конспект урока по русскому языку по теме "Местоимение"

Тема урока: Роль местоимений в предложении. Личные местоимения.Тип урока: Изучение нового материала.Форма урока: Урок изучения новых знаний и первичного закрепления.Цель: сформировать понятие о местои...

Конспект урока по русскому языку на тему: Местоимение

Конспект для урока по русскому языку на тему : Местоимение...