Конспект урока по русскому языку «Понятие о местоимении. Личные местоимения»
план-конспект урока по русскому языку на тему

Цели урока:

Дидактические:

- наблюдение за ролью местоимений в предложении, тексте, за особенностями употребления личных местоимений;

- развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности.

Развивающие:

- развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий.

Воспитательные:

- воспитание навыка самостоятельности;

- формирование чувства языка;

- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_konspekt.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  открытого  урока по русскому языку на тему:

«Понятие о местоимении. Личные местоимения»

Цели урока:

Дидактические:

- наблюдение за ролью местоимений в предложении, тексте, за особенностями употребления личных местоимений;

- развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности.

Развивающие:

- развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий.

Воспитательные:

- воспитание навыка самостоятельности;

- формирование чувства языка;

- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Хочется счастья вам пожелать,

Самое главное - не унывать!

Всего вам доброго, мирного, ясного!

Всего вам светлого и прекрасного!

- Желаю вам работать на уроке активно, аккуратно и найти путь к новому секрету русского языка.

- Давайте покажем свое настроение . У меня такое настроения. А у вас?

II. Чистописание

– Начинаем урок с чистописания. Для этой работы нужно подготовить пальчики:

Раз, два, три, четыре, пять, 

(загибаём пальцы)

Вышли пальцы погулять.

(поглаживание ладоней)

Этот пальчик самый сильный,

Самый толстый и большой.

Этот пальчик для того,

Чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный,

И стоит он в середине.

Это пальчик безымянный,

Избалованный он самый.

А мизинчик, хоть и мал,

Очень ловок и удал.

Раз, два, три, четыре, пять,

(загибаем пальцы)

Вышли пальцы погулять.

(поглаживание ладоней)

(тетрадь по чистописанию, с.41 №1131- я строчка )

Поставьте на полях самооценку

III. Проверка домашнего задания. - Какое дома выполняли задание?

Готовились к словарному диктанту.

- Запишем Словарный диктант.

(Пиюкова А. диктует слова, класс пишет, дети 1 группы записывают данные слова с суффиксами –чик-, -ик-, -к-, и выделяют данные суффиксы.

Апельсин, батон, винегрет,  лимон, малина, огурец, помидор, салат.

- Поставьте самооценку. Поменяйтесь тетрадями, проверьте, поставьте отметку.

- 1 человек с демонстрирует через  веб- камеру. Как называются суффиксы, которые выделили? (уменьшительно- ласкательные).

- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Его вы найдете в отгадке.

Раскололся тесный домик

На две половинки.

И посыпались оттуда

Бусинки-дробинки.

Ответ: Горох

- Подумайте над лексическим значением этого слова.

Горох – это растение семейства бобовых.

-  Давайте назовем грамматические признаки слова горох

Запись на доске:                Горох (что?) - сущ., неодуш., м. р., ед. ч.

IV.  Постановка и решение проблемной ситуации.

 

-  Составим предложение со словом горох. Что такое горох? Давайте запишем на доске.

Горох – это растение.

 

-  Где растет горох? Запишем.

Горох растет в поле.

 

-  Что готовят из гороха? Запишем.

Из гороха варят суп.

 

-  Прочитайте получившийся текст.

 

-  Какой имеется в тексте недостаток и как его исправить (неоправданный повтор слова горох, необходимо его заменить другими словами)

 

-  Давайте его отредактируем. (один ученик у доски с цветным мелом, все остальные – в тетради: 1 предложение остается без изменений, во втором предложении слово горох заменяем на слово он, в третьем предложении заменяем словом него)

 -  Место какой части речи заняли в предложении новые слова? (место имени существительного)

 На центральную доску прикрепляются карточки:

 

МЕСТО                                 ИМЕНИ

 

- Как вы думаете, как можно было бы назвать новую часть речи? (карточки сдвигаются, открывается буква е)

МЕСТОИМЕНИЕ

 

V.  Сообщение темы и постановка целей урока

 - Итак, тема нашего урока – Понятие о местоимении.

 -  Какие бы вы поставили перед собой цели? (Наблюдать за ролью местоимений в предложении, развивать речевую деятельность, формировать навык употребления местоимений.)

I.  Открытие нового.

 

-  Переходим к реализации первой цели. Для этого мы поработаем с упр. 290, 291 на стр. 61 - 63 вашего учебника.

1 ряд – упр.291.

2 и 3 ряд – упр.290.

 

-  Проверяем упр.290. Какие слова вы вставили в 1 предложение? (я). Слово я называет героя или только на него указывает? (указывает) и т. д. и т. п.

 

-  Проверяем упр.291. (один ребенок читает текст и называет подчеркнутые местоимения и слова, которые они заменяют)

 

-  Давайте обобщим наши сведения о местоимении на данном этапе урока. Местоимение – это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него.

 

-  Прочитайте вывод в учебнике на стр. 62. Это определение надо выучить к следующему уроку.

 

Упражнения на укрепление глазных мышц

1.  Повернулись к окну. Смотрим на снежинку, на дальние дома, на звёздочку, на кончик носа, на снежинку…( и т.д. – на каждый объект по 10-15 секунд)

2.  "Стреляем глазами”.Глазки вверх, вниз, влево, вправо (повторить движение 5-6 раз)

3.  "Колесо”. (Вращение глазами по кругу: 3 раза в левую сторону, 3 раза в правую сторону. Повторить упражнение 3-4 раза).

Физминутка.

Я иду и ты идёшь                (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),

 Раз, два, три                       (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

 Я пою и ты поёшь              (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)

 Раз, два, три                       (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

 Мы идём и мы поём            (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)

 Раз, два, три                       (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

 Очень дружно мы живём  (ладонь в кулак, большой палец вверх) -

 Раз, два, три                       (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

 

-  Попробуем найти общие признаки у имени существительного и местоимений.

 

-  На какой вопрос отвечает слово гусь? А местоимение, его заменившее?

 

-  Значит 1 сходство:

- местоимение отвечает на те же вопросы, что и имя существительное, но это относится только к личным местоимениям (на доске прикрепляется слово ЛИЧНЫЕ и табличка? МЕСТ = ?СУЩ)

 В "Толковом словаре" Ожегова записано:
1. Личный - осуществляемый самим, непосредственно данным лицом, данной личностью (т.е. человеком). Личный пример.
2. Личный - касающийся непосредственно какого-нибудь лица, лиц, принадлежащий какому-нибудь лицу. Личное имущество, личное дело.

В старших классах вы познакомитесь ещё с другими разрядами местоимений по значению: вопросительными, относительными, отрицательными, притяжательными, указательными, возвратными, определительными, неопределёнными.

-  К личным местоимениям относятся местоимения я, ты, он, она, оно, они, вы, мы.

 

-  Давайте определим, почему местоимение я называется личным? Кто может сказать о себе я? Тот, кто начинает разговор. Он первый, поэтому местоимение я – 1 лица.

 

-  На сколько человек может указывать местоимение я? Значит это местоимение ед. числа.

 

-  Если я иду с Сашей, то, как скажем о себе? (мы)

 

-  Я беседую с Никитой. Как я к нему обращусь? (ты). Он второй участник нашей беседы, значит ты – местоимение 2 лица.

 

- При беседе с Юлей и Егором я употреблю местоимение… (вы). Это местоимение множественного числа. Но иногда местоимение Вы употребляют при обращении к одному человеку. Когда это бывает?

 

-  Что мы можем добавить в копилку знаний о местоимении? (они изменяются по числам, бывают 1,2 и 3 лица и в 3 л. ед. ч. могут иметь род)

 

Все вместе выучим правило.         Я  и  МЫ,  ТЫ  и  ВЫ,

ОН,  ОНА,  ОНО,  ОНИ –

Все слова отличные,

Важные и личные.

Это, без сомнения,

Все местоимения.

 

 

VI.  Применение новых знаний на практике

 

- Переходим к применению новых знаний на практике. Для этого выполним упр. 293. на стр. 65. Упражнение будем выполнять по рядам. 1 ряд подбирает имена существительные, которые можно заменить местоимением он, 2 ряд – местоимением она, 3 ряд – местоимением оно (по 1 человеку от каждого ряда работают у доски).

 

VII.  Закрепление

 

- Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.

 

 Цветы.

 Если я сорву цветок,

 Если ты сорвёшь цветок,

 Если он, и я, и ты -

 Если мы сорвём цветы,

 То окажутся пусты

 И деревья, и кусты.

 И не будет красоты,

 И не будет доброты,

 Если только я и ты -

 Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)

 

- Поиграем в игру "Четвёртое - лишнее". Найдите лишнее слово в каждом ряду и объясните, почему. (стр. 65 упр. 294)

 

 Я, они, на, ты (предлог)

 Я, яма, ты, вы (имя существительное)

 Он, она, они, оно (мн.ч.)

 Мы, я, вы, они (ед.ч.)

 Он, она, они, мы (1-е лицо)

 

VIII.  Итог

 

- С какой частью речи мы познакомились?

- Почему эта часть речи получила такое название?

- Что нового для себя узнали?

- Ребята, вы меня порадовали своей работой на уроке.

- Мне бы хотелось, чтобы в нашей повседневной жизни чаще звучало местоимение МЫ. Ведь "вместе весело шагать по просторам..!"

 - Какое настроение в конце  урока?

- Отметьте свои знания на лестнице успеха.

IX.  Домашнее задание

Стр. 71 упр. 2, правила стр.62, 63,64.

1-я группа- рабочая тетрадь №1-3, с.43.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе "Личные местоимения"

Конспект урока русского языка по учебнику "Русский язык 3 класс" Авторы: Хохлова Т.Е., Зеленина Л.М. Цели урока: ознакомить учащихся с личными местоимениями множественного числа, на что они указы...

Конспект урока русского языка «Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения единственного числа».

Конспект урока русского языка «Общие сведения о личных местоимениях. Личные местоимения единственног о числа». Учебник "Русский язык 3 класс" Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. Цель урока: сформ...

Карточки по русскому языку 4 класс "Падеж личных местоимений"

Карточки по русскому языку 4 класс УМК ПНШ, с помощью которых можно проверить умение учащихся определять падеж местоимений, а также их лицо и число....

Конспект урока. Русский язык. 3 класс. Употребление личных местоимений для замены имён существительных в тексте.

Конспект урока составлен по учебнику "Русский язык 3 класс ч. 2. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. – М.: Просвещение, 2012 – 160 с."...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам" 4 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: "Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам" 4 класс...

Методическая разработка к уроку русского языка в 4 классе " Личные местоимения. Повторение.Роль местоимений в речи".

Методическая разработка по русскому языку для учащихся четвёртого коррекционного класса (дети с тяжёлыми нарушениями речи).В методической разработке показана пальчиковая гимнастика для развития мелкой...