Конспект урока по теме «Виды предложений по цели высказывания»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
4 класс, УМК «Школа России»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_4_klass_vidy_predlozheniy_po_tseli_vyskazyvaniya.docx | 34.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме «Виды предложений по цели высказывания» 4 класс, УМК «Школа России»
Тип урока | Освоение нового материала |
Педагогические задачи | Создать условия для ознакомления с предложением как единицей речи, с видами предложений по цели высказывания; совершенствовать умения распознавать предложения, выделять их интонационно, составлять предложения из деформированных слов; способствовать развитию умения правильно обозначать предложения на письме; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке |
Планируемые предметные | Познакомятся с видами предложений по цели высказывания; научатся определять вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное); различать текст и предложение, предложение и слова, не составляющие предложения; выделять предложения из речи; соблюдать в устной речи интонацию конца предложения; определять границы предложения в деформированном тексте (из 2–3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения |
Метапредметные УУД | Познавательные: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя); регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: критично относиться к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения; понимать точку зрения другого; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом; предвидеть последствия коллективных решений |
Личностные | Понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося | Формируемые способы учащегося |
1 | 2 | 3 | 4 |
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Что было необходимо сделать в задании 16 рабочей тетради? Прочитайте составленный текст. | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают текст-рассуждение. Мне нравится урок русского языка. Хотите узнать, почему? На этом уроке я составляю предложения, записываю тексты и учусь грамотно писать и говорить. | Выделять существенную информацию высказанные мнения по существу полученного задания |
Минутка чистописания. | Проводит минутку чистописания. – Сегодня мы напишем красиво и правильно букву «б» в соединении с буквой «п». – Чем интересна эта пара букв? (Эти буквы обозначают парные согласные звуки.) – Назовите другие парные согласные. – Запишите пословицу. Объясните ее смысл. | Выполняют чистописание. Находят и подчеркивают орфограммы в словах. Бп Пб Бп Пб Жизнь дана на добрые дела. | |
Работа над словами с непроверяемым написанием | Организует работу над словами с непроверяемым написанием. – Отгадайте загадки. | Записывают словарное слово в индивидуальный |
Продолжение табл.
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
– Определите цели урока, используя опорные слова. – Сегодня на уроке будем учиться определять виды предложения по цели высказывания | в устной форме | ||
IV. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом. | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Прочитайте запись на доске: Гости пришли – Можно ли эту запись назвать предложением? (Нет.) Почему? (Нет знака препинания в конце.) – Прочитайте с разной интонацией. – Какое предложение по цели высказывания? Что ставим в конце предложения? (Вопрос задается к каждому предложению.) | Выводят языковые закономерности, лежащие в основе изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов. Рассказывают о видах предложения по цели высказывания. По цели высказывания предложения делятся на группы: • повествовательные содержат сообщение или описание, они выражают законченную мысль; интонационно законченность мысли выражается понижением голоса в конце предложения; • вопросительные содержат вопрос о чем-то неизвестном говорящему; интонационно вопрос передается особой вопросительной интонацией, на письме – вопросительным знаком; также вопрос передается вопросительными словами «кто?», «зачем?» и др., вопросительными частицами «неужели», «ли», «разве» и порядком слов; • побудительные выражают желание говорящего заставить что-то делать других людей; значение передается побудительной интонацией, | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию |
Работа по учебнику (упражне- ние 12) | – Прочитайте. Что вы представили, читая каждое предложение? – Какие слова в стихотворении употреблены в переносном значении? (Звезды тают, солнышко проснулось.) – Найдите и прочитайте простые предложения. Сколько в каждом из них слов? – Определите главные члены предложения. – Объясните написание корня в словах «рассветает», «розовеет», «вдалеке», «снежинки». – Подготовьтесь к письму данного стихотворения по памяти. Запишите его. Проверьте себя. |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
– Как в устной речи и на письме выделяются предложения? | а также глагольными формами, частицами, междометиями и т. д. | ||
V. Первичное закрепление знаний. Работа по учебнику (упражне- ния 13). | Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения. – Прочитайте задание. Составьте и запишите предложения из данных слов. – Составляют ли предложения текст? – Какой темой их можно объединить? – Продолжите текст: составьте и запишите 1–2 предложения на эту же тему. | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме. Составляют предложения из данных слов. (См. РМ, Приложение 3.) | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Осуществлять контроль по результату |
Работа по учебнику (упражне- ние 14) | – Прочитайте текст. Почему вы улыбнулись? (Нет знаков препинания, текст теряет смысл.) – Где нужно поставить точки? – Прочитайте, соблюдая интонацию конца каждого предложения. Запишите предложения, правильно обозначая их начало и конец. – Прочитайте информацию о типах предложения по цели высказывания. – Вставьте слова так, чтобы получилось правило в стихах. Выучите правило о видах предложения по цели высказывания. По цели всегда различай предложения: В повествовательном – сообщение, | Записывают стихотворение с точками в конце каждого предложения. В реке там рыба. На бугре мычит корова. В конуре собака лает. На заборе поет синичка. В коридоре играют дети. На стене висит картина. На окне узоры инея. В печурке горят дрова. В руках девчурки нарядная там кукла. В клетке ручной щегол поет. Салфетки там на столе лежат. Коньки |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
Вопрос – в вопросительном. (Дашь ответ?) А в побудительном – просьба, совет | к зиме готовят там. Очки лежат для бабушки. Тетрадки всегда содержатся в порядке | ||
VI. Дальнейшая работа | Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. Проводит работу по карточкам. (См. РМ, Приложение 4.) | Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции. Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями. | Понимать |
Работа в тет- ради (зада- ние 17). | Организует работу в рабочей тетради. – Прочитайте. Впишите пропущенные слова, выбирая их из слов для справок. | Выполняют задания в рабочей тетради. Выполняют запись. 1. Предложения по цели высказывания: повествовательные, побудительные, вопросительные. 2. Предложения по интонации: восклицательные | |
Работа в тет- ради (зада- ние 18) | – Вставьте пропущенные буквы. – Какие предложения по цели высказывания и по интонации использовал автор в тексте? – Спишите любое вопросительное предложение | Определяют тип предложения по цели высказывания и по интонации. 1-е предложение – побудительное, восклицательное. 2-е предложение – вопросительное, восклицательное. 3-е предложение – вопросительное, восклицательное. |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 |
4-е предложение – вопросительное, восклицательное. 5-е предложение – вопросительное, восклицательное | вые средства для решения различных коммуникативных задач | ||
VII. Итог урока. Рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Что такое предложение? – Как оформляется предложение в устной речи – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет. Продолжают высказывания: • У меня получилось… • Я научился… • Сегодня на уроке я смог… • Урок дал мне для жизни… • За урок я… | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
Домашнее задание | Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии. – Выполнить задание 19 в рабочей тетради, упражнение 15 в учебнике | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи |
Приложение 1
Организация начала урока
Проверка готовности к уроку. Общая установка на урок. Приветствие учащихся.
– Проверим готовность к уроку.
– Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуйте, мои друзья!
(Берут друг друга за руки.)
Очень рад вас видеть Я!
– А что нам ответит солнышко?
(− Приветствую, вас, мои друзья!)
Сообщают о готовности к уроку.
Определяют самоготовность (настроен ли слушать учителя, воспринимать материал урока).
Приложение 2
Работа над словами с непроверяемым написанием
АВТОМОБИЛЬ – транспортное средство на колёсах с собственным двигателем для перевозок по безрельсовым путям. Слово «автомобиль» заимствовано из французского языка. Образовано от греческого местоимения АУТОС – «сам» и латинского прилагательного МОБИЛИС – «движущийся». АВТОМОБИЛЬ – АУТОС, МОБИЛИС = «сам собою движущийся».
Приложение 3
Работа по учебнику (упражнение 13)
ОСЕНЬЮ В ЛЕСУ
Наступает золотая осень. В листве берёз видны жёлтые, зелёные и лимонные пряди. На лесных полянах ярко краснеют гроздья калины и рябины. Развесистый дуб роняет на землю спелые жёлуди. Стаи дроздов готовятся к отлёту на юг. А сколько появилось грибов в лесу!
Приложение 4
Работа по карточкам
Карточка 1
Выпишите предложения.
Весной на реке треснул.
Весной на реке треснул лёд.
Утром дети пошли в школу.
Утро дети идти школа.
На столе стоит ваза.
Ваза столе стоит на.
Ответ. Весной на реке треснул лёд.
Утром дети пошли в школу.
На столе стоит ваза.
Карточка 2
Спишите, в конце поставьте нужный знак препинания. Укажите вид предложения по цели высказывания.
Тебе понравилась лыжная прогулка ___
Мне так понравилась лыжная прогулка ___
Лыжная прогулка мне не очень понравилась ___
Ответ. Тебе понравилась лыжная прогулка? (Вопросительное.)
Мне так понравилась лыжная прогулка! (Побудительное.)
Лыжная прогулка мне не очень понравилась. (Повествовательное.)
Карточка 3
Перед вами три предложения. Прочитайте их вслух. Какая здесь ошибка? Спишите предложения правильно. Цифрой укажите, сколько в них слов.
Мыобедаемвдвачасадня.
Закрасимквадратикзелёнымцветом.
Положивпеналручкуикарандаш.
Ответ. Мы обедаем в два часа дня.
Закрасим квадратик зелёным цветом.
Положи в пенал ручку и карандаш.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и конспект урока по теме "Виды предложения по цели высказывания"
Содержится раздаточный материал для детей, а также приложение к уроку....
Конспект урока по русскому языку по теме: «Виды предложений по цели высказывания»
Конспект урока по русскому языкув 3 «А» классеТема: «Виды предложений по цели высказывания»...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Виды предложений по цели высказывания"
Урок во 2 классе, применяется групповая форма работы....
Урок Русский язык УМК «Гармония» Тема: Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные.
Планируемые результаты: Личностные: способствовать пониманию значимости владения языком для выражения своих мыслей и чувств Метапредметные: ...
Презентация и конспект урока на тему "Виды предложений по цели высказывания. 3 класс"
Презентация на тему "Виды предложений по цели высказывания. 3 класс"...
Конспект урока русского языка " Виды предложений по цели высказывания" (УМК " Школа России" 3 класс)
Цели деятельности учителя: способствовать ознакомлению с видами предложений по цели высказывания и по интонации.Планируемые результаты Предметные: : Проявляют позитивное отношение к правильной у...
Конспект урока по русскому языку 3 класс по теме _Виды предложений по цели высказывания и интонации_
Конспект урока по русскому языку 3 класс по теме _Виды предложений по цели высказывания и интонации_...