Конспект урока по русскому языку 3 класс по теме _Виды предложений по цели высказывания и интонации_
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Конспект урока по русскому языку 3 класс по теме _Виды предложений по цели высказывания и интонации_
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Виды предложений по цели высказывания и интонации» (3 класс)
Данная тема изучается в 3 классе в разделе «Синтаксис. Главные члены предложения», после темы «Предложение и его смысл. Слова в предложении» и перед темой «Главные члены предложения».
На изучение данной темы отводится один урок.
(Русский язык, 3 класс С.В Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова)
Цель урока: познакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания
Задачи урока:
- образовательная – формировать понятие о видах предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные)
- развивающая – развивать связную речь, мышление, обогащать словарный запас; формировать каллиграфический почерк
- воспитательная – продолжить работу по воспитанию у детей интереса к родному языку и его тайнам; воспитывать умение слушать и слышать учителя и одноклассников; аккуратность при выполнении письменной работы, внимательность
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА: |
ПРЕДМЕТНЫЕ: создать условия для включения учащихся в деятельность по знакомству с разными видами предложений по цели высказывания, правильному использованию их речи предложений |
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; анализировать, применять и представлять информацию РЕГУЛЯТИВНЫЕ – развитие умения осознавать и формулировать тему и цели урока, сверять свои действия с целью, и при необходимости исправлять ошибки. КОММУНИКАТИВНЫЕ – умение выражать свои мысли полно и точно, участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности, договариваться с партнёрами о способах решения поставленной задачи, приходить к общему решению ЛИЧНОСТНЫЕ: осознание языка как основного средства человеческого общения; умение высказывать собственные суждения и давать им обоснования. |
- Средства обучения: презентация, карточки для самостоятельных работ, учебник
Тип урока Урок изучения нового
Вид урока Традиционный (комбинированный)
Краткое учебное содержание
Освоение средств общения. Изучение видов предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске и оформление их на письме и в тексте.
Виды организации учебной деятельности:
Фронтальный опрос, беседа, самостоятельная работа.
Этапы учебного занятия (урока) | Краткое учебное содержание | Учебные задания | Виды организации учебной деятельности обучающихся |
1. Мотивация к учебной деятельности | - Здравствуйте, ребята. -Прочитайте слово, которое написано на доске. Есть такая пословица: «Говорить без цели, что рисовать на воде». Как вы понимаете эту пословицу?
-Действительно, когда мы говорим, то делаем это с какой-то целью. С какой? -Ответ на этот вопрос мы получим в конце нашего урока | Подготовка учащихся к предстоящей работе на уроке | Фронтальная Метод: словесный |
Минутка чистописания | -Сейчас мы проведем минутку чистописания. -Посмотрите на доску и скажите, какие сочетания букв мы сегодня будем писать? (-ов, -ёс) -Пропишите одну строку, чередуя эти сочетания букв. -Какое слово можно составить из данных сочетаний? -Что такое овёс? Овёс-это один из самых обыкновенных культурных злаков. Возделывается ради зёрен, которые употребляются в пищу человека, но по преимуществу идут в корм рогатому скоту и лошадям -Запишите это слово, обозначьте орфограмму. Написание этого слова нужно запомнить. -Ребята, а кто заметил, что нельзя сделать с этим словом? (Перенести) | Фронтальная | |
2. Постановка проблемы | На доске: наступила, весна, ранняя как, ручьи, журчат, весенние на, посмотрите, солнце, яркое - Какое задание нам нужно выполнить? (По опорным словам составить предложения) - Какое составили первое предложение? (Наступила ранняя весна.) - Какой знак препинания стоит в конце предложения и почему? (Точка, т.к. сообщается о том, что наступила ранняя весна.) Запишем наилучший вариант. - Какое составили второе предложение? (Как журчат весенние ручьи?) - Какой знак препинания стоит в конце предложения и почему? (Вопросительный знак, т.к. задаётся вопрос.) Запишем наилучший вариант. - Какое составили третье предложение? (Посмотрите на яркое солнце.) - Какой знак препинания стоит в конце предложения и почему? (Точка, т.к. содержится просьба.) Запишем наилучший вариант. -Итак, какие мы записали предложения? (Повествовательное, вопросительное, побудительное) - Какую вы увидели проблему? (Все предложения разные по цели высказывания.) | Подведение обучающихся к решению поставленной проблемы. Стимулирование познавательной активности через прием создания проблемной ситуации; | Фронтальная Метод: Проблемно-поисковый |
3. Сообщение темы, целей и задач урока | - Как будет звучать тема сегодняшнего урока? (Виды предложений по цели высказывания.). - Какую цель поставим перед собой? (Познакомиться с предложениями разных видов по цели высказывания) - Какие бы вы поставили перед собой задачи? (Уметь определять предложения данных видов, упражняться по теме и читать предложения с правильной интонацией.) | Подведение обучающихся к определению темы, целей и задач урока. | Фронтальная Метод: словесный (беседа) |
4. Актуализация новых знаний | - Весна помогла нам определить тему урока и определить задачи. Работа с учебником ур. 21, упр. 3.Давайте посмотрим, какой диалог состоялся между мамой и Мишенькой. _ Прочитайте первое предложение. (- Как же это ты, Мишенька, сумел у велосипеда колесо сломать?) - С какой целью говорит мама?(здесь цель: задать вопрос, поэтому в конце стоит вопросительный знак) - Какое предложение по цели высказывания? (Вопросительное.) Что отвечает Мишенька маме? прочитайте предложение. (- Оно, мама, само сломалось.) Мишенька отвечает на вопрос, в конце предложения стоит точка. Это предложение повествовательное. Работа с текстом определения. - Давайте сравним наши ответы с суждением учебника. Прочитайте про себя. Вслух прочитает… (Читает обучающийся.) - Совпали ли наши выводы с выводами авторов учебника? Правильно ли стоят знаки в конце предложений? (Правильно.) - Уважаемые исследователи, что мы узнали нового в мире исследований? ( О предложениях разных видов по цели высказывания). (Если сообщается что-либо, то предложение повествовательное, если спрашивают, то вопросительное, если идёт побуждение к действию, то побудительное.) - Для чего это нам нужно? (Для общения друг с другом) | Выяснение в процессе работы над повествовательным, вопросительными и побудительными предложениями, почему предложения получили такие названия. Научить определять предложения разных видов по цели высказывания. | Фронтальная Метод: Проблемно-поисковый |
Физкультминутка | Если я назову повествовательное предложение – вы сидите, если – вопросительное – хлопаем в ладоши, а если побудительное – встаёте. Скоро прилетят первые весенние птицы. (Сидят.) Когда появится на полянке зелёная травка? (Хлопают.) Ребята, покормите птиц. (Встают.) Ты сделал волшебную полочку для птиц? (Хлопают.) Солнышко, свети ярче и отогрей землю. (Встают.) Появляются на деревьях первые почки. (Сидят.) | ||
5. Первичное закрепление | – Переходим к применению новых знаний на практике. Работа с раздаточным материалом. Прочитайте задание к упражнению. Давайте составим алгоритм выполнения. (Прочитаем, выпишем повествовательные, затем побудительные предложения, подчеркнём глаголы) Прочитает согласно знакам препинания…(Обучающийся читает вслух) Какое слово с непроверяемой гласной в корне встретилось нам при чтении? (рябина) Я просила вас поработать над этим словом, что у вас получилось? На экране появляется картинка с изображением рябины. (Например: Рябина с я пишу всегда И не забуду никогда. Рябина – это слово, если перевести с польского, означает: рябчик, отсюда: рябина пишется с буквой я – Этимологический словарь М. Фасмера.) - Выполняем следующее упражнение письменно. Взаимопроверка. Фронтальный опрос: - Все ли правильно выполнили? Кто допустил ошибки? - Какие повествовательные предложения выписали? - А побудительные? Вывод: - Почему данные предложения отнесли к повествовательным? (Цель: сообщение) - Почему предложения отнесли к побудительным? (Цель: побуждение) А сейчас поиграем: вслух доскажем слово, которое пропущено. Игра: Первый листок получился из почки. В предложении поставлю я (точку). Как зимовали? Очнулись от сна? Если вдруг встретится образ сомнительный, То я поставлю знак (вопросительный). Дети, смотрите, наступила весна. В предложении этом ставлю я (точку) Цель побуждения сказано точно. Молодцы, справились. Умеете применять знания на практике. | В ходе выполнения заданий обучащиеся должны установить связи между отдельными операциями, выполнять действия по алгоритму, уметь выстраивать логическую цепь рассуждении, задавать вопросы, помогающие участникам учебного процесса обнаружить ошибки и верно скорректировать дальнейшую работу. В ходе работы обучающиеся обмениваются мнениями, учитель обращает внимание на умение говорящего обосновывать собственное мнение и учитывать мнение других. | Самостоятельная, с последующей проверкой Метод: практический, игровой |
6. Самостоятельная работа | Прочитайте задание. Прочитайте текст про себя и затем ответим на вопросы к тексту. Читает обучающийся вслух. А кто прочитает ещё лучше? (Спросить 3- 4 обучающихся) . - О чём пропела коноплянка, как вы думаете: (О наступлении весны. Ей нравится весна.) - Сколько в тексте предложений? (В тексте 6 предложений) - Какие они по цели высказывания? (Повествовательные, а последнее – побудительное) Прочитайте побудительное предложение. (Читают последнее предложение.) Спишите побудительное предложение. Мир исследований зовёт нас путешествовать дальше. На партах у вас задание: расставьте названия предложениям. Работает по вариантам. Возьмите карточки в руки. Обратимся к правилу: найдите в правиле сокращённые обозначения предложений по цели высказывания. Прочитайте. Читает 1 обучающийся вслух. 1 вариант Весна. Солнце пригрело. ()Побежали ручьи. ( )Прилетайте, грачи. ( ) Птицы выводят птенцов. ( )Весело скачет по лесу заяц? ( ) Он рад, что наступила весна. ( ) 2 вариант Весной. Лисица вышла на охоту и чует добычу. ( )Волчица вывела волчат на поляну? ( )Она безумно рада весне. ( ) Медведица рычит у берлоги. ( )Бабочки и пчелы, летите к цветам. ( ) Все рады весне. ( ) (Взаимопроверка). Для чего нам необходимы предложения по цели высказывания? (Для правильного общения.) Как раз сейчас вы пообщаетесь. Я вам разрешила сесть друг с другом на уроке не просто так, а с умыслом. Мир исследований позвал нас на творческое дело. Вам необходимо в паре, с кем вы сидите и чаще всего общаетесь составить диалог на тему: «Как я встречаю весну?» Употребляйте в диалоге как можно больше прилагательных. - Для чего нам нужно употреблять больше прилагательных? (Для красивой речи, они придают окраску нашей речи.) Итак, составляем диалоги, как только вы составите – поднимите руки. Диалоги ребят выслушиваются и оцениваются. - Все ли виды предложений по цели высказывания прозвучали? | Работа над развитием навыка практического применения знаний; Умение работать самостоятельно с текстом и по карточкам. | Самостоятельная Метод: практический |
7. Рефлексия | - Мы побывали в мире исследований в весеннее время года. А сейчас вы мне подскажите, что нам удалось открыть. - Что интересного вам запомнилось при изучении сегодняшней темы и о чем вы бы хотели рассказать своим знакомым? - О чём хотелось бы ещё узнать? Развитие способностей учащихся разумно и объективно анализировать свои суждения, свою деятельность с точки зрения соответствия темы и целей урока. Давайте позовём солнышко, чтобы нас оно обогрело: «Солнышко, приходи!» И сейчас к нему присоединим лучики. Красные лучи прикрепят те ребята, которые очень хорошо поняли сегодняшнюю тему, Жёлтые лучи – кому ещё необходима помощь учителя | Формирование осознанности и критичности учебных действий; выявление уровеня усвоения новых знаний. | Фронтальная Метод: игровой |
8. Итог урока | На доске перепутана таблица – вам необходимо её собрать правильно. А затем рассказать всем о своём открытии в мире исследований. Предложения по цели высказывания Сообщение Вопрос Просьба Повеств. Вопрос. Побудит. Точка Вопрос. знак Точка Выполнили ли задачи урока, поставленные вами? (Научились определять предложения по цели высказывания, упражнялись в этом, читали с правильной интонацией.) - Какие у вас возникли трудности? - Над чем необходимо ещё работать? Организация объективации для обучающегося, изменений в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку. Организация учебного сотрудничества учителя с обучающимися, основанном на взаимном уважении, доверии и признании индивидуальности каждого обучающегося | Анализ и оценка достижения обучающимися целей и задач урока. | Фронтальная Метод: устный опрос |
9. Задание на дом | Ребята которые прикрепили красные лучики получают домашнее задание: написать сочинение на тему: «Весна», используя предложения разных видов по цели высказывания. На уроке вы получили хорошую базу для написания сочинений. Ребята которые прикрепили оранжевые лучи получают домашнее задание: индивидуальные карточки, в которых определят и напишут виды предложений по цели высказывания. Ребята которые прикрепили желтые лучи получают домашнее задание из учебника стр. 53, упр. 4. | Применение полученных знаний в выполнении домашнего задания. | Фронтальная Метод: словесный |
Диагностические материалы для оценивания результатов обучения.
Предметных: Устный выборочный опрос, в основе которого оценка ответов детей на заданные вопросы.
Метапредметных: Включение обучающихся в различные виды деятельности.
Личностных: Игровые методики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку по теме: «Виды предложений по цели высказывания»
Конспект урока по русскому языкув 3 «А» классеТема: «Виды предложений по цели высказывания»...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Виды предложений по цели высказывания"
Урок во 2 классе, применяется групповая форма работы....
план к уроку русского языка 3 кл:виды предложения по цели высказывания
виды предложения по цели высказывания...
Презентация к уроку русского языка по теме: " Виды предложений по цели высказывания".
Презентация к уроку русского языка по теме: " Виды предложений по цели высказывания".(учебник А.В. Поляковой)...
Тренажёр - презентация по русскому языку на тему "Виды предложений по цели высказывания"
Тренжёр содержит анимацию, теоретический и практический материал. Использование тренажёра способствует более быстрому усвоению темы. Можно использовать для самостоятельной работы учащихся, для индивид...
Тренажёр - презентация по русскому языку на тему "Виды предложений по цели высказывания"
Тренажёр содержит теоретический и практический материал. Использование тренажёра помогает детям быстрее усвоить данную тему. Благодаря тому, что тренажёр содержит анимацию, дети сразу могут проверить ...
Урок русского языка в 4 классе. Тема"Виды предложений по цели высказывания и интонации"
Урок повторения изученного материала....