Педагогический проект«Проблемное обучение на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования ключевых базовых компетенций обучающихся»
проект
Предварительный просмотр:
«Учитель, который мало или вообще не принимает во внимание различия индивидуальностей в классе, есть личность, которой безразличны жизни её учеников".
Уильям А. Вард
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ПО ТЕМЕ
«Проблемное обучение на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования ключевых базовых компетенций обучающихся»
Подготовила: Курбанова А.Ф,
учитель начальных классов
МБОУ «СШ№8»
г. Нижневартовск
Важную роль в развитии творчески мыслящей личности играет проблемное обучение.
Традиционное и проблемное обучение отличаются друг от друга по схемам их построения. Традиционное обучение ориентировано на доминирующую роль учителя в учебном процессе, в результате которого обучающиеся получают готовые знания и в большинстве случаев их запоминают и воспроизводят.
Проблемное обучение предоставляет возможность нацелить детей на поиск решения учебной проблемы собственными логическими действиями, выстроить план системных действий.
Исходя из актуальности проблемы, определила цель: формирования ключевых базовых компетенций обучающихся по средством использования методов проблемного обучения.
Для реализации данной цели решаю следующие задачи:
- сформировать у школьников необходимые учебные компетенции путём снижения роли учителя в качестве источника информации и повышения роли обучаемого в процессе освоения получаемых им знаний;
- сформировать УУД с учетом возрастных особенностей;
- развивать потребность обучающихся в познании и саморазвитии с учетом их индивидуальных особенностей;
Основной особенностью методов и форм является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой и творческой деятельности младших школьников. При таком подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенка понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат.
Ознакомившись с технологиями многих учителей- новаторов (Л.А. Аристовой, Ю. К. Бабанского, И. Я. Лернера, М. И. Махмутова и др.), учитывая умения своих учеников, для работы по формированию базовых компетенций выбрала несколько основных направлений:
- строгий отбор учебного материала (разрабатываю дидактический материал с учётом индивидуальных способностей обучающихся – разноуровневые задания);
- создаю условия для того, чтобы каждый ребёнок мог проявить себя в той или иной деятельности изучаемого материала.
Одной из главных задач обучения русскому языку в начальных классах является формирование орфографической зоркости. Для выполнения этой задачи постоянно ищу эффективные методы и способы обучения, которые не только требуют размышления, но и заинтересовали бы обучающихся, стимулировали бы их усилия в овладении знаниями по формированию безошибочного, грамотного письма.
Поэтому, опираясь на развитие познавательной самостоятельности ученика, я построила образовательный процесс в форме:
1. Применение нетрадиционных форм преподавания русского языка;
2. Изучение программного материала на основе проблемного метода.
Проблемно-поисковый метод заключается в преставлении учебного материала на уроке в виде доступно, образно и ярко излагаемой проблемы. Метод постановки учебной проблемы близок к методу творческих заданий, но имеет значительное преимущество в том, что создаёт у учащихся сильную мотивацию. Дети в силу своих возрастных особенностей отличаются высокой любознательностью, поэтому любая ясно и доступно представленная проблема сразу «зажигает» их. Они готовы преодолеть любые трудности, лишь бы увидеть, узнать, отгадать встретившуюся на их пути тайну.
Всё это позволяет мне:
- создать условия для формирования мотивов к учению;
- осуществлять отношения сотрудничества с учащимися;
- повышать уровень обученности учащихся.
Многим детям трудно воспринимать абстрактно, поэтому использую наглядный метод обучения.
Во время словарного диктанта использую метод контроля, опираясь на проблемно-поисковый метод, диктую словосочетания, детям даётся задание услышать и записать словарные слова.
Если же на одном из этапов урока главное внимание уделяю задаче отработки практических умений и навыков, то ведущим методом на уроке выступает - метод практической работы, которому сопутствуют в сочетании методы: словесный, наглядный, репродуктивный. Задачу сообщения новой темы реализую через словесные, наглядные и проблемно-поисковые методы.
Развитие мышления и индивидуальных способностей обычно начинаю с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Наличие противоречия приводит обучающегося к проблематизации, ввергает его в состояние неопределённости, толкает его на активный поиск способа разрешения возникшей проблемы.
Проблемные ситуации создаю на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового, закреплении, контроле.
Всю систему (технологию) работы проблемного обучения попыталась представить в виде схемы.
Схема
технологии проблемного обучения
постановка проблемной ситуации
поиск способов решения (исследование)
решение проблемы
Моя работа, личные наблюдения и исследования показали, что эффективность технологии проблемного обучения в том, что она развивает общеучебные компетенции, формирует УУД у детей, способствует становлению личности ученика, его рефлексивной культуре труда, готовит выпускников начальной школы к использованию знаний, умений в реальной жизни для решения практических задач.
Об уровне развития индивидуальных способностей, познавательной активности и самостоятельности учащихся по формированию грамотности на уроках русского языка могу судить по:
1.активности включения обучающихся в учебную деятельность;
2.степени самостоятельности выводов и обобщений;
3.ответам по желанию;
4.дополнительным сведениям из внепрограммного материала;
5.активному участию во внеурочной работе.
Не все рождаются творческими личностями. Однако я считаю, что при создании определённых условий, к числу которых можно отнести развитие самостоятельности, предоставление возможности самовыражения и самореализации детей, развитие навыков общения, обмена мнениями, последует движение вперёд по пути познания и творчества.
Организация учебного процесса с использованием основных подходов технологии проблемного обучения позволяет развивать индивидуальные способности младших школьников.
Список используемой литературы:
- Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. Лернер И. Я. Проблемное обучение. — М.: «Знание», 1974. — 64 с.
- Матюшкин А. М. Актуальные вопросы проблемного обучения // Оконь В. Основы проблемного обучения.
- Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. — М.: «Просвещение», 1977. — 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающее обучение на уроках русского языка в начальной школе
Конспект урока русского языка "Состав слова. Приставка - значимая часть слова"...
Технология деятельностного метода обучения на уроках русского языка в начальной школе
В работе показана технология деятельностного метода обучения на уроках русского языка в начальной школе...
Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
Использование ИКТ на уроках русскогоязыка имеет ряд преимуществ....
"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы
"Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка в начальной школе": выступление на МО учителей начальной школы...
Программа педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ «Эффективность использования технологии развивающего обучения на уроках русского языка в начальной школе»
Изучено использование технологии развивающего обучения в современном образовании на уроках русского языка в начальной школе. Выявлена эффективность использования технологии развивающего обучения как с...
Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности обучающихся.
Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности обучающихся....
Работа над ошибками на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования орфографического навыка обучающихся.
Данная статья предназначена для учителей начальной школы, студентов педагогических ВУЗов и колледжей....