Технологическая карта урока русского языка 4 класс (8 вид вариант 1) «Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Юлия Вячеславовна Богданова

«Большая буква в именах, отчествах, фамилиях

людей  и кличках животных»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_russkogo_yazyka_4_kl.docx32.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №7, осуществляющая деятельность

по адаптированным основным образовательным программам»

Технологическая карта урока

 русского языка в 4-а классе по теме:

«Большая буква в именах, отчествах, фамилиях

людей  и кличках животных»

Учитель: Кондина Ю.В.

г. Сергиев Посад, 2022


Тема: «Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных».

Цель: научить обучающихся писать имена, отчества, фамилии людей и клички животных с большой буквы.

Задачи        

образовательные: 

  • формировать умения в использовании заглавной буквы при написании имен, отчеств, фамилий людей и кличек животных
  • учить отвечать на вопросы полным предложением

коррекционно-развивающие:

  • развивать связную устную и письменную речь обучающихся, корригировать аналитико-синтетические умения и навыки, развивать внимание и логическое мышление обучающихся, орфографическую зоркость, мелкую моторику

воспитательные:

  • прививать обучающимся интерес к предмету, воспитывать положительную мотивацию к обучению.

Методическое и техническое обеспечение: презентация, карточки для приветствия и рефлексии, карточки с текстами, карточки с фигурками мультгероев, памятки.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Используемые педагогические технологии, методы и приемы: здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные, коррекционно-развивающие технологии; словесные, наглядные.

Ход урока

№ Этап урока

Вид деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Включение в работу

Приветствие

АМО, психологический настрой

- Скажите, вы любите смотреть мультфильмы?

Начнём наш урок с «приятностей». Посмотрите, пожалуйста, на экран. Включается фрагмент мультфильма «Фиксики»

Слайд.1

- Вы, конечно же узнали, что это за мультфильм?

Если вы внимательно смотрели, то заметили, что на кадрах была вся семья Фиксиков. Они работали сообща, все вместе, помогали друг другу, выручали друг друга и относились к своей работе очень ответственно.

- Сегодня в гостях на нашем уроке герои этого мультфильма.

- Как их зовут?

- Что вы можете о них сказать? Какие они?

- А вы хотите такими быть?        

- Что нужно для этого делать?

Давайте сегодня с вами тоже представим, что мы одна большая семья. Мы не будем бросать друг друга в беде, будем работать сообща и помогать друг другу.

А Фиксики спрячутся и на протяжении всего урока будут наблюдать за нашей работой. В конце урока вы узнаете, откуда.

Какой фирменный знак Фиксиков, когда у них всё получается?

Сейчас я раздам вам карточки со знаком «успеха» Фиксиков, а вы на оборотной стороне напишите свои имена и положите эти карточки на край парты. В конце урока они нам пригодятся.

Да

Да, «Фиксики»

Ответы обучающихся (Симка, Нолик, Папус, Мася,…)

Умные

Да

Слушать внимательно учителя, принимать активное участие на уроке, отвечать на вопросы…

Показывают жест.

Обучающиеся подписывают карточки и кладут их на край парты.

Проверка ДЗ

Сейчас мы проверим выполнение вами домашнего задания, посмотрим на экран и проверим, правильно ли вы сделали упражнение.

Я попросила ваших родителей оценить вашу домашнюю работу.

А сейчас я соберу тетради, и после урока сама проверю вашу домашнюю работу, посмотрим, совпадут ли оценки ваших родителей с моими оценками.

Меняем тетради.

Сравнивают записи в тетради с записью на экране.

Пальчиковая гимнастика

Минутка чистописания

Словарная работа

Прежде чем мы начнём писать, давайте-ка выполним пальчиковую гимнастику в стиле Фиксиков.

Слайд.3

- Ну вот, наши руки к письму готовы.  

Давайте откроем тетради.

Сядьте правильно, будем следить за своей осанкой на протяжении всего урока.

- Какое сегодня число?

- Запишите число, классная работа.

Слайд со стихотворением

Я - Нолик. Меня вы, ребята, узнали?

Мы с вами в мультфильме встречались, в журнале.

С Дим Димычем вместе я часто играю

И Симке приборы чинить помогаю.

- О каком Фиксике здесь идёт речь?

- С какой буквы начинается его имя?

- Давайте вспомним, как пишется заглавная буква Н

А сейчас мы с вами познакомимся с новым словарным словом.

 Это слово ФАМИЛИЯ. (На доске )Какую буквы нужно запомнить в слове ФАМИЛИЯ? Почему? Запишем слово по образцу, подчеркнём трудную букву А.

- В древности слово  “фамилия” означало -  “семья”.

Выполняют пальчиковую гимнастику по образцу на видео.

Для развития мелкой моторики, чтобы пальцы рук были сильными, подвижными, гибкими.

О Нолике

С буквы Н

Записывают заглавную букву Н

Записывают словарное слово

Букву А.

Потому что её нельзя проверить и нужно запомнить.

От отца.

Работа по теме урока

Сообщение темы урока

- Ребята, пока вы были на перемене, Фиксики оставили нам какое-то зашифрованное послание на экране. Давайте попробуем расшифровать послание для того, чтобы узнать, чем мы будем заниматься на уроке.

БОЛЬШАЯБУКВАВИМЕНАХИФАМИЛИЯХЛЮДЕЙИКЛИЧКАХЖИВОТНЫХ

Слайд.

- что нужно сделать со словами, чтобы из них получилось предложение?

Слайд с темой урока

- О чем мы будем сегодня говорить?

Эту тему вы затрагивали, когда обучались в младших классах.

- Давайте запомним правило: «Имена, отчества, фамилии людей и клички животных – это имена собственные» и пишутся они с большой буквы.

Слайд.

 

Правило вывешивается на доске.

Собственное имя даётся предмету, чтобы отличить его от других

таких же предметов.

Обозначить на письме начало и конец предложения. Для этого надо начать писать предложение с большой буквы, а в конце поставить точку.

О большой букве в именах, отчествах, фамилиях людей, клички животных.

Читают правило

Гимнастика для глаз

Ребята, а сейчас мы с вами выполним гимнастику для глаз.

Выполняют гимнастику для глаз

Гимнастику для глаз

Мышцы глаз укрепить, хорошо видеть

Работа с карточками

 Ох уж эти Фиксики! Любят они прятаться в разных приборах. Представляете, заглянула я в принтер, а там конверт! Давайте посмотрим, от кого он?

\Что же в нем? Загадка…(читает 1 из обучающихся)

Тебе дано, а люди пользуются!

Имя – это слово, которое дается человеку при рождении.          

- Зачем человеку дается  имя?

Скажите, а если у людей одинаковые имена…Есть у нас в классе ребята с одинаковыми именами? Знаете, как называют таких людей?

Как мы различим таких ребят, если у них одинаковые имена?

- Давайте каждый запишет своё имя в тетрадь.

- Запишем его в тетради. Как написали?

- А теперь запишите рядом с именем свою фамилию.

- Молодцы. А теперь, поднимите руки те ребята, у кого есть домашние животные! По 2 человека выйдут к доске и запишут клички своих домашних животных.

А остальные запишут клички своих домашних питомцев на новой строке.

А те, у кого нет питомцев, помечтайте о них, и запишите, как бы их звали?

С какой буквы вы записали клички животных?

От Симки.

(имя).

Имена даются для того, чтобы мы могли различать людей друг от друга.

Тёзки.

По фамилии

С большой буквы

С большой буквы

Физминутка

- Ребята, встаньте, давайте отдохнем вместе с Фиксиками! Повторяйте за ними!

Слайд.

Выполняют упражнения с героями мультфильма по аналогии с видео.

Закрепление

Самостоятельная работа парами

Вы знаете, что Фиксики любят технику? Сейчас они предлагают вам поработать за компьютерами, и выполнить задание по теме нашего урока.  

Для тех, кто выполнил задание (резерв)

-Следующее задание от наших героев Фиксиков вы будете выполнять самостоятельно. Я раздам первой группе ребят карточки розового цвета, а второй группе карточки жёлтого цвета.

- Первой группе нужно придумать и написать клички животных и птиц, подчеркнуть большую букву в словах.

- обмениваемся карточками и проверяем правильность выполнения задания.

- Запишем. Как написали? Почему? Подчеркните большую букву.

- Второй группе нужно написать имена и фамилии своих друзей, подчеркнуть большую букву.

Обучающиеся работают за компьютером парами.

Работа по учебнику

- Знаете, почему Фиксики умные? Они очень любят читать и вам предлагают поработать по учебнику.

Упражнение 3 стр. 18 (прочитать, выписать имена собственные.

Максим П. читает. Выписывают имена собственные.

Обучающийся  читает

Проверка

Домашнее задание

- А теперь откройте 19 страницу учебника и найдите 6 упражнение. Прочитайте, что нужно сделать?

Игорь получает задание на карточке

С.18 – выучить правило

- Это задание на дом.

Рефлексия

Подведение итогов

Выставление оценок

Что узнали нового?

- Скажите, когда и где в школе пишутся ваши собственные фамилии, имена?

-В память о нашем уроке Фиксики дарят вам вот такие памятки-правила, чтобы вы навсегда запомнили, с какой буквы пишутся имена, отчества, фамилии людей и клички животных.

Правило

Оценивание.

Нам с Фиксиками понравилось, как вы работали на уроке. Вы были активными, старательными. И я думаю, что Фиксики не обидятся, если мы используем их «Фирменный знак», ведь у нас всё получилось! Возьмите в руки карточки с символом Фиксиков, которые я вам раздала в начале урока.

Посмотрите, откуда за нами наблюдали Фиксики? Они спрятались за доской.

 Сверху – самый мудрый и опытный фиксик. Как его зовут?

В центре – тоже умная, но молодая девочка. Кто она?

А снизу – самый маленький и неопытный герой этого мультфильма. И зовут его…

Как бы вы записали имена этих фиксиков?

Молодцы.

А сейчас каждый из Вас выйдет по очереди к доске и повесит свой значок рядом с Дедусом, если урок вам понравился и всё было понятно. Рядом с Симкой – если что-то было не понятно. И рядом с Ноликом, если урок для вас был сложным.

Дедус.

Симка.

Нолик.

С большой буквы.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Конспект урока по теме «Большая буквах в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных». 4 класс.

quot;Конспект урока по теме «Большая  буквах в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных». 4 класс....

Технологическая карта урока русского языка (обучение письму) по теме «Строчная буква х»

Технологическая карта урока русского языка (обучение письму) по теме «Строчная буква х»...

Технологическая карта урока русского языка (обучение письму) по теме «Строчная буква ц»

Технологическая карта урока русского языка (обучение письму) по теме «Строчная буква ц»...

Технологическая карта урока русского языка (обучение письму) по теме «Заглавная буква Ю»

Технологическая карта урока русского языка (обучение письму) по теме «Заглавная буква Ю»...