Технологическая карта урока русского языка по теме «Звук [к], [к’]. Буква «К, к»»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Тип урока: «открытия» нового знания.
Цель урока: формирование представлений у обучающихся о согласных звуках [к], [к’] и буквах К, к.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Познакомить обучающихся с новым звуками [к], [к’], буквами К, к. 2. Научить характеризовать звуки [к], [к’], отличать от других звуков. | Предметные: 1. Уметь распознавать по мягкости, твёрдости, звонкости, глухости согласные звуки [к], [к’]. 2. Уметь вычленять звуки из слова; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги, определять в слове ударный слог. |
Развивающие: 1. Развивать навык правильного чтения. 2. Развивать умение анализировать ответы товарищей и сравнивать со своими посредством парной работы. | Личностные: 1. Неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка). 2. Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка.
|
Воспитательные: 1. Воспитывать интерес к родному языку и культуру речи. 2. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ТКУ | 508.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
Дата: 15.10.2024 Школа: МАОУ «АЛ №95 г. Челябинска» Класс: 1-6 Урок: 2 | Студент: Залога Виктория Леонидовна Группа: 43 Учитель: Кирчевская Елена Юрьевна Методист: Ткаченко Екатерина Александровна | |
Время: 08:55-09:35 | Кабинет: 310 |
Тема урока: «Звук [к], [к’]. Буква «К, к»»
Тип урока: «открытия» нового знания.
Цель урока: формирование представлений у обучающихся о согласных звуках [к], [к’] и буквах К, к.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Познакомить обучающихся с новым звуками [к], [к’], буквами К, к. 2. Научить характеризовать звуки [к], [к’], отличать от других звуков. | Предметные: 1. Уметь распознавать по мягкости, твёрдости, звонкости, глухости согласные звуки [к], [к’]. 2. Уметь вычленять звуки из слова; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги, определять в слове ударный слог. |
Развивающие: 1. Развивать навык правильного чтения. 2. Развивать умение анализировать ответы товарищей и сравнивать со своими посредством парной работы. | Личностные: 1. Неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка). 2. Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка. |
Воспитательные: 1. Воспитывать интерес к родному языку и культуру речи. 2. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности. |
УМК: «Школа России», учебник «Русский язык. Азбука» В. Г. Горецкий: 1 кл., 1 ч.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф М: слово учителя П: эмоциональный настрой | Приветствует обучающихся. Устанавливает эмоциональный контакт. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Леонидовна. Сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте. - Давайте подарим друг другу улыбку, чтобы наш урок прошел в хорошем настроении. - Можете занять свои места. - Сегодня нас ждет большая работа. С ней смогут справиться внимательные, трудолюбивые и дружные ребята, которые умеют работать сообща. Поднимите руку, кто готов сегодня хорошо работать на уроке. | Приветствуют учителя. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | Презентация |
Актуализация знаний и мотивация (8 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф М: беседа П: ответы на вопросы Внешний контроль | Актуализирует знания обучающихся по пройденным темам. - Давайте вспомним, что такое речь? - Какая бывает речь? - Что такое устная речь? А письменная? - Ребята, а из чего состоит речь? А предложения? - А с помощью чего мы произносим слова? - Что такое звук? - На какие группы делятся все звуки? - А как мы можем определить, что звук гласный? - С какой новой буквой вы познакомились вчера? - Сколько звуков обозначает буква «С»? Какие? - Гласный или согласный звук обозначает буква «С»? - Какой это звук, звонкий или глухой? Почему? - А он бывает мягкий или твёрдый? От чего это зависит? - Произнесите звук [с], а теперь [с’]. - Назовите слова со звуком [с] - Ребята, давайте вспомним как квакает лягушка, как кричит петух, как кукует кукушка, как мы зовём кошку, как ещё её можно позвать? - Какие звуки вы услышали? | - всё, что мы говорим – это речь. - устная и письменная - устная речь – это речь, которую мы слышим и произносим. Письменная речь – это речь, которая содержится в книгах, газетах. Мы читаем её. - из предложений. Из слов - с помощью звуков - звук – это то, что мы слышим и произносим. - на согласные и гласные звуки - при произношении гл. зв. нет преград, во рту ничего не мешает. Когда произносим согл. зв., то есть преграды и шум. - 2, [с] и [с’]. - согласный - звук произносится с препятствиями. - и мягким, и твердым - от предшествующего согласного звука. Произносят звук [с] и [с’]. - слон, косы, лиса. - ква, кс-кс, ку-ка-ре-ку, ку-ку - киса-киса - звук [к], [к’]. | П: анализировать и создавать текстовую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; Р: проявлять готовность выполнять указанные действия. К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение; Р: проявлять готовность выполнять указанные действия. К: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии К: слушать и понимать речь других. К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. | Презентация |
Постановка учебной задачи (3 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф М: беседа П: формулирование темы, целей и плана урока | Создаёт условия для формулирования темы и определения цели урока обучающимися. - Кто догадался, какова тема нашего урока? - Давайте проверим ваши предположения. Тема нашего сегодняшнего урока – «Звуки [к], [к’]. Буква К, к» - Ребята, чему вы бы хотели научиться на сегодняшнем уроке? - Отлично! Я вам предлагаю вот такие цели на урок: - Познакомиться со звуками [к], [к’], с буквой К, к. - Научиться характеризовать звуки [к] [к’] и отличать их от других звуков. - Для того чтобы наш урок прошел продуктивно, у нас есть план на наш урок. Но вот некоторые слова в нём пропущены. Вам нужно вставить нужные слова. 1. Познакомимся с … 2. Научимся … 3. Выполним … 4. Подведем …. - Итак, кто хочет прочитать готовый план? Молодцы! | - звук [к], [к’]. Буква К, к - познакомиться с новыми звуками и буквой 1. Познакомимся с новыми звуками; 2. Научимся характеризовать новые звуки; 3. Выполним самостоятельную работу; 4. Сделаем выводы. | П: формулировать с помощью учителя цель К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата | Презентация |
«Открытие» детьми нового знания (7 мин) | Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений | Ф М: репродуктивный П: устный опрос Ф М: беседа П: ответы на вопросы М: языковой анализ П: звукобуквенный анализ Ф М: языковой анализ П: Графический анализ | Организовывает работу обучающихся, подводит к «открытию» нового знания. - Посмотрите на экран. Что изображено на иллюстрации? - А как он называется, кто знает? - Произнесем это слово на 3-4. - Давайте посчитаем, сколько слогов в этом слове. Посчитаем их хлопками на счет 3-4. - Как еще можно посчитать количество слогов в слове? - Определим, на какой звук падает ударение. Для этого позовем слово: ма-а-ак. Какой звук стоит в самом конце? - Произнесем его хором на счет 3-4. - Что вы можете сказать об этом звуке? Легко ли проходил воздух при произношении звука? Встречали ли вы преграды при произношении? - Значит, какой это звук? Гласный или согласный? - Что произошло с нашими губами и язычком во время произношения? - Звук произносился звонко или глухо? Твёрдо или мягко? Как мы можем это проверить? - Как обозначим этот звук на схеме? Каким цветом? - Давайте повторим характеристику звука [к]. Кто сможет повторить? Какой это звук? Согласный или гласный? - Отлично! - А если таких цветов много, то как мы скажем? - Произнесем это слово на 3-4. - Давайте посчитаем, сколько слогов в этом слове. Посчитаем их хлопками на счет 3-4. - Определим, на какой звук падает ударение. Для этого позовем слово: ма-а-аки. В каком слоге вы слышите похожий звук? - Произнесем его хором на счет 3-4. - Какой это звук? Гласный или согласный? - Звук произносился звонко или глухо? Твёрдо или мягко? Почему звук мягкий? - Как обозначим этот звук на схеме? Каким цветом? - Давайте повторим характеристику звука [к’]. Кто сможет повторить? Какой это звук? Согласный или гласный? - Как вы думаете, какой буквой обозначаются звуки [к] и [к’]? - Скажите, чем отличается звук от буквы? - Что вам напоминает буква «К»? На что она похожа? - Откройте учебники на странице 49. - Посмотрите, согласные звуки [к] и [к’] записываются буквой, которая называется – «Ка». - Вы уже знаете, что на письме используются заглавная и строчная буквы. Похожи ли эти буквы друг на друга? - Когда мы пишем слово с заглавной буквы? - А когда используется строчная буква? - Приведите примеры, когда употребляется заглавная буква К? | - цветок - мак Произносят слово вместе с учителем - мак - посчитать гласные - на звук [а] - [к] Произносят звук [к] - звук [к] – согласный, были преграды в произношении - губы растянулись, а задняя часть языка была приподнята вверх. - твёрдо - глухо, нет вибрации во время произношения - синим - согласный, твёрдый, глухой звук - Маки - [к’] Произносят звук [к’] - согласный - глухо и мягко - после него стоит звук [и], который обозначает мягкость предшествующего звука. - зелёным - буквой К - звук мы слышим и произносим, букву пишем и видим. - кактус, карандаш, клоун - да - когда называем города, имена, фамилии, клички животных - строчная буква используется в остальных случаях - Имена – Катя, Кира, Костя. Города – Краснодар, Киров | К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. П: анализировать графическую информацию — модели звукового состава слова П: сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения П: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом П: определять существенный признак для классификации языковых единиц П: характеризовать звуки по заданным признакам К: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению | Презентация |
Динамическая пауза (1 мин) | Организует динамическую паузу. Ребята, давайте мы с вами немного отдохнём и разомнём наши глазки. Слушайте меня внимательно: Раз –налево, два – направо, | Выполняют упражнения динамической паузы. | ||||
Первичное закрепление (5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Ф М: языковой анализ; работа с книгой П: Звукобуквенный; чтение слов Внешний контроль П М: работа с книгой П: соотнесение слов и схем Внешний контроль | - Ребята, сейчас я хочу выполнить с вами упражнение и проверить, насколько вы внимательны. - Я буду читать вам слова, а ваша задача – хлопнуть 1 раз, если слышите звук [к] и топнуть 1 раз, если слышите звук [к’]. Кит, торт, кошка, коньки, слон, медведь, мишка, Никита. - Отлично! Обратите внимание на столбик слогов в вашем учебнике, давайте хором их прочитаем. Теперь снизу-вверх. - Какой из этих слогов вы считаете лишним? Почему? - Прочитаем столбик, изменив положение букв. - Придумайте в парах, какие слова могли бы начинаться с этих слогов. - Сейчас я прочитаю вам предложения. Ваша задача – назвать слова, в которых вы услышите звук [к] или [к’]. Слушайте меня очень внимательно: - Какие слова со звуком [к] вы услышали? А со звуком [к’]? - Посмотрите на экран. Здесь представленны те слова, которые вы назвали и схемы к ним, но ни немного перепутались. Обсудите в парах, какая схема подходит к какому слову. - Проверим ваши ответы! | Кошка, коньки, мишка – Хлопают. Кит, коньки, Никита – топают. - кто, косит, коси, коса - Никита | Р: осуществлять контроль процесса и результата деятельности, устанавливать причины возникших ошибок и трудностей, про- являть способность предвидеть их в предстоящей работе П: сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц. К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. Р: сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. | Учебник, презентация Учебник, презентация |
Динамическая пауза (1 мин) | Организует динамическую паузу. Дружно пальчики сгибаем, Крепко кулачки сжимаем, Раз, два, три, четыре, пять – Начинаем разгибать. Пальцы вытянулись дружно, А теперь сцепить их нужно. Кто из пальчиков сильнее? Кто других сожмет быстрее? | Выполняют упражнения динамической паузы. | ||||
Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин) | Повторение и закрепление ранее изученного | Ф слово учителя П: инструктаж И М: языковой анализ П: звукобуквенный Самоконтроль | Организует самостоятельную работу. - Теперь проверим, как вы были внимательны во время изучения темы. Вам предстоит самостоятельно выполнить задание. - У вас на партах есть звуковички. - Вам нужно составить схемы слов, которые будут показаны на экране, а у доски - закрасить их в правильный цвет. - Обратим внимание на первую картинку. Кто изображён? - Кот - Косы - Коньки - Мишка - Звук - Вы отлично справились с заданием! | Слушают учителя. Выполняют самостоятельную работу. Выполняют самопроверку. | К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей Р: сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников Р: корректировать свои учебные действия К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение. П: анализировать графическую информацию — модели звукового состава слова; самостоятельно создавать модели звукового состава слова. | Раздаточный материал |
Включение в систему знаний, повторение (6 мин) | Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | П М: работа с книгой П: иллюстрация Внешний контроль Ф М: работа с книгой П: составление предложений Внешний контроль | Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке. - Посмотрим на стр. 48 в учебнике. - Кто на прочитает первую строчку? Как вы понимаете эти слова? - Очень хорошо! Посмотрим на рисунок. Что это за сказка? Знаете ли вы её автора? - Вспомним, о чём она. - Посмотрим на иллюстацию, ребята, много ли вы видите слов со звуками [к], [к’]? - Сейчас мы назовём слова в которых есть звук [к]. Теперь звук [к’]. - Молодцы! Что ещё мы видим на этой странице? - Сейчас я вам их прочитаю, а ваша задача, понять, о чём в них говориться. - Что в них общего? - Молодцы! Ребята, а обратили ли вы внимание на то, что все пословицы от разных народов? Каких? - Как вы думаете, что их объединяет? - Отлично! | - каков мастер, такова и работа Ответы обучающихся. - Шарль Перро - Кот, карета, коса, тропинка. - Ботинки, жакет. - Пословицы Ответы обучающихся. - они все живут в России | К: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога П: устанавливать основания для сравнения К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение. | Презентация, учебник |
Рефлексия деятельности (по продукту) (3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф М: беседа П: ответы на вопросы, рефлексия | Организует самооценивание всех обучающихся. - Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним тему нашего урока. - Кто всем повторит характеристику звуков [к], [к’]? - Какие цели мы поставили на урок? - Поднимите правую руку те, кто считает, что мы достигли целей. - А если вы считаете, что отлично поработали на уроке и справились со всеми заданиями, то дайте своему соседу «пять». - Спасибо за работу! | Отвечают на вопросы. - Звуки [к], [к’]. Буква К, к. - звук [к] – согласный, т.к. есть преграды в произношении, звук произносится глухо, нет вибрации во время произношения, звук может быть и твёрдым, и мягким. - Познакомиться со звуками [к] [к’], с буквой К, к. - Научиться характеризовать звуки [к] [к’] и отличать Оценивают свою деятельность. | К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение Р: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности. | Лист успеха |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме: Буквы и звуки 2 класс
Урок русского языка по программе Школа России с элементами здоровьесбережения ( по Базарному)...
Технологическая карта урока русского языка на тему «Звуки и буквы. Звуковая запись слов» 1 класс УМК «Школа России»
Цели деятельности учителя: закрепление знаний детей о звуках и буквах в слове, знаний над изобразительными возможностями языка, как смыслоразличительная роль звуков и букв в сло...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Звуки и буквы" - 3 класс
Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: совершенствовать умение различать звуки и буквы, правильно произносить звуки и правильно называть буквы.Задачи урока:Дидактические:1. За...
Технологическая карта урока русского языка по теме Звуки Г, г. Буква Г, г.
Тема урока: Звуки Г, г. Буква Г, г.Тип урока: изучение нового материала.Цели:Образовательные:Формировать умение находить в словах букву г, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Звуко-буквенная форма и её значение" - 4 класс (УМК "Перспектива")
Тип урока: общеметодологической направленности Цель урока: обобщение и систематизация знаний о понятиях «звуко-буквенная форма», «лексическое значение»;закрепление умения ...
Технологическая карта урока русского языка на тему: «Всегда ли можно проверить написание буквы, обозначающей безударный гласный звук»
Тема урока: «Всегда ли можно проверить написание буквы, обозначающей безударный гласный звук»Тип урока: открытия новых знанийЦель: создание условий для формирования у учащихся умения писат...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Письмо строчной письменной буквы «б»»
Тип урока: «открытия» нового знания.Цель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию строчной буквы «б» и её элементов. Задачи урокаПланиру...