Технологическая карта урока русского языка по теме «Звук [к], [к’]. Буква «К, к»»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Залога Виктория Леонидовна

Тип урока: «открытия» нового знания.

Цель урока: формирование представлений у обучающихся о согласных звуках [к], [к’] и буквах К, к.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить обучающихся с новым звуками [к], [к’], буквами К, к.

2. Научить характеризовать звуки [к], [к’], отличать от других звуков.

Предметные:

1. Уметь распознавать по мягкости, твёрдости, звонкости, глухости согласные звуки [к], [к’].

2. Уметь вычленять звуки из слова; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги, определять в слове ударный слог.

Развивающие:

1. Развивать навык правильного чтения.

2. Развивать умение анализировать ответы товарищей и сравнивать со своими посредством парной работы.

Личностные:

1. Неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям

(в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка).

2. Познавательные интересы, активность, инициативность,

любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка.

 

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к родному языку и культуру речи.

2. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ТКУ508.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Дата: 15.10.2024

Школа: МАОУ «АЛ №95 г. Челябинска»

Класс: 1-6

Урок: 2

Студент: Залога Виктория Леонидовна

Группа: 43

Учитель: Кирчевская Елена Юрьевна

Методист: Ткаченко Екатерина Александровна

Время: 08:55-09:35

Кабинет: 310

Тема урока: «Звук [к], [к’]. Буква «К, к»»

Тип урока: «открытия» нового знания.

Цель урока: формирование представлений у обучающихся о согласных звуках [к], [к’] и буквах К, к.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Познакомить обучающихся с новым звуками [к], [к’], буквами К, к.

2. Научить характеризовать звуки [к], [к’], отличать от других звуков.

Предметные:

1. Уметь распознавать по мягкости, твёрдости, звонкости, глухости согласные звуки [к], [к’].

2. Уметь вычленять звуки из слова; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги, определять в слове ударный слог.

Развивающие:

1. Развивать навык правильного чтения.

2. Развивать умение анализировать ответы товарищей и сравнивать со своими посредством парной работы.

Личностные:

1. Неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям

(в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка).

2. Познавательные интересы, активность, инициативность,

любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к родному языку и культуру речи.

2. Воспитывать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.

УМК: «Школа России», учебник «Русский язык. Азбука» В. Г. Горецкий: 1 кл., 1 ч.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

М:

слово учителя

П: эмоциональный настрой

Приветствует обучающихся. Устанавливает эмоциональный контакт.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Леонидовна. Сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте.

- Давайте подарим друг другу улыбку, чтобы наш урок прошел в хорошем настроении.

- Можете занять свои места.

- Сегодня нас ждет большая работа. С ней смогут справиться внимательные, трудолюбивые и дружные ребята, которые умеют работать сообща. Поднимите руку, кто готов сегодня хорошо работать на уроке.

Приветствуют учителя.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(8 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

М:

беседа

П:

ответы на вопросы

Внешний контроль

Актуализирует знания обучающихся по пройденным темам.

- Давайте вспомним, что такое речь?

- Какая бывает речь?

- Что такое устная речь? А письменная?

- Ребята, а из чего состоит речь? А предложения?

- А с помощью чего мы произносим слова?

- Что такое звук?

- На какие группы делятся все звуки?

- А как мы можем определить, что звук гласный?

- С какой новой буквой вы познакомились вчера?

- Сколько звуков обозначает буква «С»? Какие?

- Гласный или согласный звук обозначает буква «С»?
- Объясните, почему?

-  Какой это звук, звонкий или глухой? Почему?

- А он бывает мягкий или твёрдый? От чего это зависит?

- Произнесите звук [с], а теперь [с’].

- Назовите слова со звуком [с]

- Ребята, давайте вспомним как квакает лягушка, как кричит петух, как кукует кукушка, как мы зовём кошку, как ещё её можно позвать?

- Какие звуки вы услышали?

- всё, что мы говорим – это речь.

- устная и письменная

- устная речь – это речь, которую мы слышим и произносим. Письменная речь – это речь, которая содержится в книгах, газетах. Мы читаем её.

- из предложений. Из слов

- с помощью звуков

- звук – это то, что мы слышим и произносим.

- на согласные и гласные звуки

- при произношении гл. зв. нет преград, во рту ничего не мешает. Когда произносим согл. зв., то есть преграды и шум.

- 2, [с] и [с’].

- согласный

- звук произносится с препятствиями.
- глухой. Нет вибрации.

- и мягким, и твердым

- от предшествующего согласного звука.

Произносят звук [с] и [с’].

- слон, косы, лиса.

- ква, кс-кс, ку-ка-ре-ку, ку-ку

- киса-киса

- звук [к], [к’].

П: анализировать и создавать текстовую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

Р: проявлять готовность выполнять указанные действия.

К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

Р: проявлять готовность выполнять указанные действия.

К: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии

К: слушать и понимать речь других.

К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Презентация

Постановка учебной задачи

(3 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

М:

беседа

П: формулирование темы, целей и плана урока

Создаёт условия для формулирования темы и определения цели урока обучающимися.

- Кто догадался, какова тема нашего урока?

- Давайте проверим ваши предположения. Тема нашего сегодняшнего урока – «Звуки [к], [к’]. Буква К, к»

- Ребята, чему вы бы хотели научиться на сегодняшнем уроке?

- Отлично! Я вам предлагаю вот такие цели на урок:

- Познакомиться со звуками [к], [к’], с буквой К, к.

- Научиться характеризовать звуки [к] [к’] и отличать их от других звуков.

- Для того чтобы наш урок прошел продуктивно, у нас есть план на наш урок. Но вот некоторые слова в нём пропущены. Вам нужно вставить нужные слова.

1. Познакомимся с …

2. Научимся …

3. Выполним …

4. Подведем ….

- Итак, кто хочет прочитать готовый план? Молодцы!

- звук [к], [к’]. Буква К, к

- познакомиться с новыми звуками и буквой

1. Познакомимся с новыми звуками;

2. Научимся характеризовать новые звуки;

3. Выполним самостоятельную работу;

4. Сделаем выводы.

П: формулировать с помощью учителя цель

К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата

Презентация

«Открытие» детьми нового знания

(7 мин)

Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений

Ф

М:

репродуктивный

П:

устный опрос

Ф

М:

беседа

П:

ответы на вопросы

М:

языковой анализ

П:

звукобуквенный анализ

Ф

М:

языковой анализ

П:

Графический анализ

Организовывает работу обучающихся, подводит к «открытию» нового знания. 

- Посмотрите на экран. Что изображено на иллюстрации?

- А как он называется, кто знает?

- Произнесем это слово на 3-4.

- Давайте посчитаем, сколько слогов в этом слове. Посчитаем их хлопками на счет 3-4.

- Как еще можно посчитать количество слогов в слове?

- Определим, на какой звук падает ударение. Для этого позовем слово: ма-а-ак. Какой звук стоит в самом конце?

- Произнесем его хором на счет 3-4.

- Что вы можете сказать об этом звуке? Легко ли проходил воздух при произношении звука? Встречали ли вы преграды при произношении?

- Значит, какой это звук? Гласный или согласный?

-  Что произошло с нашими губами и язычком во время произношения?

- Звук произносился звонко или глухо? Твёрдо или мягко? Как мы можем это проверить?

- Как обозначим этот звук на схеме? Каким цветом?

- Давайте повторим характеристику звука [к]. Кто сможет повторить? Какой это звук? Согласный или гласный?

- Отлично!

- А если таких цветов много, то как мы скажем?

- Произнесем это слово на 3-4.

- Давайте посчитаем, сколько слогов в этом слове. Посчитаем их хлопками на счет 3-4.

- Определим, на какой звук падает ударение. Для этого позовем слово: ма-а-аки. В каком слоге вы слышите похожий звук?

- Произнесем его хором на счет 3-4.

- Какой это звук? Гласный или согласный?

- Звук произносился звонко или глухо? Твёрдо или мягко? Почему звук мягкий?

- Как обозначим этот звук на схеме? Каким цветом?

- Давайте повторим характеристику звука [к]. Кто сможет повторить? Какой это звук? Согласный или гласный?

- Как вы думаете, какой буквой обозначаются звуки [к] и [к’]?

- Скажите, чем отличается звук от буквы?

- Что вам напоминает буква «К»? На что она похожа?

Picture background

- Откройте учебники на странице 49.

- Посмотрите, согласные звуки [к] и [к’] записываются буквой, которая называется – «Ка».

- Вы уже знаете, что на письме используются заглавная и строчная буквы. Похожи ли эти буквы друг на друга?

- Когда мы пишем слово с заглавной буквы?

- А когда используется строчная буква?

- Приведите примеры, когда употребляется

заглавная буква К?

- цветок

- мак

Произносят слово вместе с учителем

- мак

- посчитать гласные

- на звук [а]

- [к]

Произносят звук [к]

-  звук [к] – согласный, были преграды в произношении

-  губы растянулись, а задняя часть языка была приподнята вверх.

- твёрдо

- глухо, нет вибрации во время произношения

- синим

- согласный, твёрдый, глухой звук

- Маки

- [к’]

Произносят звук [к’]

- согласный

- глухо и мягко

- после него стоит звук [и], который обозначает мягкость предшествующего звука.

- зелёным

- буквой К

- звук мы слышим и произносим, букву пишем и видим.

- кактус, карандаш, клоун

- да

- когда называем города, имена, фамилии, клички животных

- строчная буква используется в

остальных случаях

- Имена – Катя, Кира, Костя. Города – Краснодар, Киров

К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

П: анализировать графическую информацию — модели звукового состава слова

П: сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова,

предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения

П: формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом

П: определять существенный признак для классификации

языковых единиц

П: характеризовать звуки по заданным признакам

К: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению

Презентация

Динамическая пауза

(1 мин)

Организует динамическую паузу.

Ребята, давайте мы с вами немного отдохнём и разомнём наши глазки. Слушайте меня внимательно:

Раз –налево, два – направо, 
Три –наверх, четыре - вниз. 
А теперь по кругу смотрим, 
Чтобы лучше видеть мир. 
Взгляд направим ближе, дальше, 
Тренируя мышцу глаз. 
Видеть скоро будем лучше, 
Убедитесь вы сейчас! 
А теперь нажмем немного 
Точки возле своих глаз. 
Сил дадим им много-много, 
Чтоб усилить в тыщу раз!
 

Выполняют упражнения динамической паузы.

Первичное закрепление

(5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф

М: 

языковой анализ; работа с книгой

П: 

Звукобуквенный; чтение слов

Внешний контроль

П

М: работа с книгой

П: соотнесение слов и схем

Внешний контроль

- Ребята, сейчас я хочу выполнить с вами упражнение и проверить, насколько вы внимательны.

- Я буду читать вам слова, а ваша задача – хлопнуть 1 раз, если слышите звук [к] и топнуть 1 раз, если слышите звук [к’].

Кит, торт, кошка, коньки, слон, медведь, мишка, Никита.

- Отлично! Обратите внимание на столбик слогов в вашем учебнике, давайте хором их прочитаем. Теперь снизу-вверх.

- Какой из этих слогов вы считаете лишним? Почему?

- Прочитаем столбик, изменив положение букв.

- Придумайте в парах, какие слова могли бы начинаться с этих слогов.

- Сейчас я прочитаю вам предложения. Ваша задача – назвать слова, в которых вы услышите звук [к] или [к’]. Слушайте меня очень внимательно:

- Какие слова со звуком [к] вы услышали? А со звуком [к’]?

- Посмотрите на экран. Здесь представленны те слова, которые вы назвали и схемы к ним, но ни немного перепутались. Обсудите в парах, какая схема подходит к какому слову.

- Проверим ваши ответы!

Кошка, коньки, мишка –

Хлопают.

Кит, коньки, Никита – топают.

- кто, косит, коси, коса

- Никита

Р: осуществлять контроль процесса и результата деятельности,

устанавливать причины возникших ошибок и трудностей, про-

являть способность предвидеть их в предстоящей работе

П: сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова,

предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения

языковых единиц.

К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Р: сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.

Учебник, презентация

Учебник, презентация

Динамическая пауза

(1 мин)

Организует динамическую паузу.

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем,

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем разгибать.

Пальцы вытянулись дружно,

А теперь сцепить их нужно.

Кто из пальчиков сильнее?

Кто других сожмет быстрее?

Выполняют упражнения динамической паузы.

Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин)

Повторение и закрепление ранее изученного

Ф
М: 

слово учителя

П:

инструктаж

И

М:

языковой анализ

П:

звукобуквенный

Самоконтроль

Организует самостоятельную работу.

- Теперь проверим, как вы были внимательны во время изучения темы. Вам предстоит самостоятельно выполнить задание.

- У вас на партах есть звуковички.

- Вам нужно составить схемы слов, которые  будут показаны на экране, а у доски - закрасить их в правильный цвет.

- Обратим внимание на первую картинку. Кто изображён?

- Кот

- Косы

- Коньки

- Мишка 

- Звук

- Вы отлично справились с заданием!

Слушают учителя.

Выполняют самостоятельную работу.

Выполняют самопроверку.

К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей

Р: сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников

Р: корректировать свои учебные действия

К:

корректно и аргументированно высказывать своё мнение.

П: анализировать графическую информацию — модели звукового состава слова; самостоятельно создавать модели звукового состава слова.

Раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение (6 мин)

Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

П

М:

работа с книгой

П: иллюстрация

Внешний контроль

Ф

М:

работа с книгой

П:

составление предложений

Внешний контроль

Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке.

- Посмотрим на стр. 48 в учебнике.

- Кто на прочитает первую строчку? Как вы понимаете эти слова?

- Очень хорошо! Посмотрим на рисунок. Что это за сказка? Знаете ли вы её автора?

- Вспомним, о чём она.

- Посмотрим на иллюстацию, ребята, много ли вы видите слов со звуками [к], [к’]?

- Сейчас мы назовём слова в которых есть звук [к]. Теперь звук [к’].

- Молодцы! Что ещё мы видим на этой странице?

- Сейчас я вам их прочитаю, а ваша задача, понять, о чём в них говориться.

- Что в них общего?

- Молодцы! Ребята, а обратили ли вы внимание на то, что все пословицы от разных народов? Каких?

- Как вы думаете, что их объединяет?

- Отлично!

- каков мастер, такова и работа

Ответы обучающихся.

- Шарль Перро

- Кот, карета, коса, тропинка.

- Ботинки, жакет.

- Пословицы

Ответы обучающихся.

- они все живут в России

К: проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога

П: устанавливать основания для сравнения

К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение.

Презентация, учебник

Рефлексия деятельности (по продукту)

(3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

М: 

беседа

П: 

ответы на вопросы, рефлексия

Организует самооценивание всех обучающихся.

- Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним тему нашего урока.

- Кто всем повторит характеристику звуков [к], [к’]?

- Какие цели мы поставили на урок?

- Поднимите правую руку те, кто считает, что мы достигли целей.

- А если вы считаете, что отлично поработали на уроке и справились со всеми заданиями, то дайте своему соседу «пять».

- Спасибо за работу!

Отвечают на вопросы.

- Звуки [к], [к’]. Буква К, к.

- звук [к] – согласный, т.к. есть преграды в произношении, звук произносится глухо, нет вибрации во время произношения, звук может быть и твёрдым, и мягким.

- Познакомиться со звуками [к] [к’], с буквой К, к.

- Научиться характеризовать звуки [к] [к’] и отличать Оценивают свою деятельность.

К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение

Р: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.

Лист успеха


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме: Буквы и звуки 2 класс

Урок русского языка  по программе Школа России с элементами здоровьесбережения ( по Базарному)...

Технологическая карта урока русского языка на тему «Звуки и буквы. Звуковая запись слов» 1 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: закрепление знаний детей о звуках и  буквах в  слове, знаний над изобразительными возможностями языка,  как смыслоразличительная роль звуков и букв в сло...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Звуки и буквы" - 3 класс

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: совершенствовать умение различать звуки и буквы, правильно произносить звуки и правильно называть буквы.Задачи урока:Дидактические:1. За...

Технологическая карта урока русского языка по теме Звуки Г, г. Буква Г, г.

Тема урока: Звуки Г, г. Буква Г, г.Тип урока: изучение нового материала.Цели:Образовательные:Формировать умение находить в словах букву г, знать, какие звуки она обозначает; читать слова с этой буквой...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Звуко-буквенная форма и её значение" - 4 класс (УМК "Перспектива")

Тип урока: общеметодологической направленности Цель урока: обобщение и систематизация знаний о понятиях «звуко-буквенная форма», «лексическое значение»;закрепление умения ...

Технологическая карта урока русского языка на тему: «Всегда ли можно проверить написание буквы, обозначающей безударный гласный звук»

Тема урока: «Всегда ли можно проверить написание буквы, обозначающей безударный гласный звук»Тип урока: открытия новых знанийЦель: создание условий для формирования у учащихся умения писат...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Письмо строчной письменной буквы «б»»

Тип урока: «открытия» нового знания.Цель урока: формирование первоначального графического навыка: обучение написанию строчной буквы «б» и её элементов. Задачи урокаПланиру...