Конспект урока по теме «Большая буквах в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных». 4 класс.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Янова Марина Леонидовна

 "Конспект урока по теме «Большая  буквах в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных». 4 класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_sobstvennoe.docx18.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «Большая  буквах в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных». 4 класс.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: Уметь писать имена собственные с большой буквы.

Задачи урока.

Образовательные:

Формировать умение писать имена собственные с большой буквы.

Коррекционно - развивающие:

Развивать орфографическую зоркость;

Развивать письменную и устную речь учащихся через ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста .

Воспитательные:

Воспитывать интерес к изучаемому материалу через системно - деятельностный подход, толерантные отношения между учащимися.

  1. Организационный  момент.

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал

Так что время не теряем,

И работать начинаем.

Какой урок сейчас?

Чем мы занимаемся на уроках русского языка?

Все, кто будет активно работать и правильно выполнять все задания , получат 5.

Все , кто будет стараться , выполнять задания, но иногда допускать ошибки, получат 4.

Те, кто будут лениться, и выполнять задания с ошибками, получат 3.

Надеюсь , таких ребят не будет!

А теперь повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте хорошего рабочего настроения на уроке!

  1. Минутка чистописания.

Для того, чтобы правильно и красиво писать, что нужно сделать? (пальчиковую гимнастику).

Открываем тетради, записываем число, классная  работа.

С какого этапа мы начинаем наш урок русского языка? (минутка чистописания). Для чего она нужна?

Посмотрите на буквы (ч,л,в,к,у) .Назовите. Какая буква лишняя, почему?

А теперь запишите эти буквы в тетрадь, в соответствии со схемой. Вспомним обозначение звуков.

  1. Словарная работа.

Добавьте между ними гласные, чтобы получилось словарное слово и запишите.

Какое слово получилось? (человек).

Проверьте! У кого правильно, поднимите карточку с синим цветом.

  1. Проблемная ситуация.

(вывешиваю картинку человека). На какой вопрос отвечает слово «человек»?

Скажите, если мы позовем на улице:  «человек». Он подойдет?

Сценка

-Человек,человек, подойди ко мне. Ну что же ты не подходишь?

Почему не подошел нужный мальчик? ( нужно назвать имя)

  1. Знакомство с новым материалом.

Вывешиваю (имя).

- Скажите, ребята, как вы называете взрослого человека, если хотите обратиться к нему? Например, к учителю или воспитателю.

- Обращаясь к взрослому человеку, вы называете его полное имя и отчество. Отчество образуется от полного имени отца.

А что есть у каждого человека свое, но одинаковое у вашей семьи?

Подсказка на экране, найдите нужное слово. (зашумленная карточка).

Показываю слово.

Работа со словарным словом.

– А вы знаете, что раньше фамилий у людей не было. Были прозвища. Допустим, человек был рыбаком и всю семью называли Рыбаковы. Если у человека были седые волосы, вся его семья получала прозвище Седовы. У отца было имя  Иван, а всю его семью звали Ивановы. И так далее. Потом эти прозвища превратились в фамилии. Попробуйте составить фамилии по картинке. (цветок, петух, крючок).

Что вы сейчас составляли? (фамилии)

Прочитайте это слово.

Это словарное слово, его нужно запомнить.

Прочитайте слово хором. Назовите безударную гласную в этом слове. На какой слог падает ударение? Назовите безударную гласную  «а». Запомним безударную гласную «а». Фамилия к нам переходит от папы (слайд). Запишите слово себе в тетрадь, поставим ударение, разделите на слоги. Сколько слогов будет в слове? Почему?

С каким словом мы работали? (фамилия). Назовите безударную гласную.(а)

Вывешиваю слово.

Скажите, как называются имена у животных (клички).

Вывешиваю.

Имена, отчества, фамилии и клички животных называются  «Имена собственные». (вывешиваю).

Найдите у себя на партах карточки, выберите среди них лишнее слово. Прикрепите на доску в нужный столбик.

Что общего у всех этих слов?  (написаны с большой буквы).

Значит какие слова пишутся с большой буквы? Эти слова называются имена собственные.

Сегодня мы закрепим умение правильно писать имена собственные, будем учиться выделять их среди других слов.

Открываем учебник стр.18.  Нашли правило.

Проговаривание хором.

  1. Работа над правилом.
  1. Читает Сима
  2. Чтение хором
  3. Мы познакомились с новым правилом, 1 ряд прочитает радостно,

2 ряд прочитает громко, чтобы в самолете люди, которые летят, услышали

  1. А теперь давайте прочитаем шепотом, чтобы люди за дверью вас не услышали.
  2. Ответы на вопросы: « Как называются, имена, фамилии, отчества, клички животных одним словом».

Работа на слайде

Дополни правило.

 Имена, отчества, фамилии, клички животных- это…..

Имена собственные - это ………

  1. Первичное закрепление.

Прочитайте слова (найдите имена собственные).

  1. Дидактическая игра.

Отдохнем, поиграем в игру. Я читаю предложение, если услышите имена собственные - хлопайте над головой и прыгайте.

У  Кати есть котенок Пушок. Осенью Женя Сидоров стал учеником. Вася назвал щенка Тяпка. Олег Алексеевич работает на заводе.

  1. Закрепление.

Посмотрите, пока мы играли, имена собственные и названия предметов перемешались, давайте наведем порядок, разделим их на 2 столбика.

Я показываю слово, а вы поднимаете карточку : если название предмета- красный цвет, имя собственное - синий.(приготовить 2 круга)

(П,п)исатель

 (П,п)ушкин

(С,с)естрёнка

(И,и)ришка

(П,п)опугай

(Г,г)оша

(У,у)читель

(Н,н)ина (П,п)авловна

А теперь самостоятельно соотнесите названия предметов с именами собственными и запишите в тетрадь. Подчеркните имена собственные.

(взаимопроверка)

офтальмопауза

Проверим. Насколько хорошо вы усвоили эту тему.

  1. Самостоятельная работа.

Работа по карточкам.

Спиши. Вставь пропущенные слова, используя слова для справок.

  1. Сережа …………….. не боится …………….. .
  2. Иванова ………….. возвращалась с ………………
  3. Солнце закрыла небольшая …………………. .
  4. Корова ………… дает много молока.

Слова для справок: Поля, поля, Морозов, морозов, Тучка, тучка.

Остальным ребятам списать, подчеркнуть имена собственные.

Спиши. Вставь нужную букву.

  1. Дядя (И,и)ван чистит коня (У,у)рагана.
  2. (Г,г)риша (М,м)орозов учит уроки.
  3. У (Р,р)имы есть беленький кот (П,п)ушок.

  1. Итог урока. Оценивание.
  2. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме «Падежные окончания имен существительных 1-го склонения».

Конспект урока по теме «Падежные окончания имен существительных 1-го склонения»....

Конспект урока «Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа», 4 класс

Конспект урока разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО....

Конспект урока «Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа», 4 класс

Конспект урока разработан в соответсвии с требованиями ФГОС НОО....

Конспект урока по русскому языку "Заглавная буква в написании кличек животных" 2 класс, Школа России

Вы можете воспользоваться данным конспектом урока. Урок составлен по ФГОС....

Конспект урока по русскому языку "Заглавная буква в написании кличек животных"

Конспект урока "Заглавная буква в написании кличек животных" 2 класс (Школа России)...

Конспект урока по теме "Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении" (УМК "Школа России"), 2 класс.

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...